Основатели фамилии Поповых в Малом Сапожке
По результатам статьи «Как Дьячковы стали Поповыми!?» можно сделать вывод, что семьи жителей Малого Сапожка с фамилиями Поповы и Пономаревы происходили от основателей фамилии духовного звания. При изучении родословия священно- и церковнослужителей основными сложностями являются отсутствие фамилий у служителей Церкви в 17 и 18 веках, они обычно именовались по имени и отчеству, а так же необходимость изучения документов Духовного ведомства (Приложение 3), так как в ревизские сказки податных сословий семьи духовных лиц не записывались. Продолжим изучение родословной Поповых и Пономаревых на основе сведений из Духовной книги Малого Сапожка от 1737 года [1] и Писцовой книги городища Сапожка 7136 и 37 (1628-29) годов, представленных в Приложениях 1 и 2. Однако перед рассмотрением сведений о духовенстве Малого Сапожка, полученных из архивных документов, кратко рассмотрим основные понятия и основы организации Русской Православной Церкви, необходимые для проведения родословного исследования духовенства.
Основу духовенства составляли священнослужители в трех степенях: епископ, священник, диакон. Епископ в Русской Православной Церкви всегда был выходцем из черного духовенства, то есть из монашествующих, и обладал полнотой церковной власти, надзирая как над монашествующими монастырей, так и над белым духовенством, которое жило в браке и имело семьи. Помимо названия «священник» в нашей церкви усвоилось также названия, заимствованные из греческой церкви: «пресвитер», «иерей», а также производные от них «протопресвитер», «протоиерей».
Полный приходской притч состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря, сторожа, просфорни (просфорницы). В больших приходах, бывало по два священника, дьячка и пономаря, в соборных церквах по два сторожа. Часто и просфорниц было не менее двух. При этом все клиры стремились совмещать некоторые должности в приходе, так пономарь часто выполнял функции сторожа. В клировых ведомостях не всегда указывалась просфорница, которая, как правило, была вдовой умершего при сем приходе священнослужителя или причетника. Церковные реформы, проводимые в 1867-1871 годах по инициативе обер-прокурора Д.А.Толстого, отменили сословную замкнутость духовенства: юридически была уничтожена наследственная передача церковных мест, а затем и принадлежность к духовному сословию, светские учебные заведения стали доступны для детей клириков [2, стр. 273, 125]. Тогда же из духовного ведомства были исключены певчие, звонари, церковные сторожа, сверхштатные псаломщики и все взрослые дети клириков. В духовном чине оставались лица, состоящие на действительной церковной службе.
Следует указать, что в 1-ой и 2-ой ревизиях священников в документах называли «поп» или «протопоп» (старший из священников), с третьей ревизии в документах уже писали «священник», «протоиерей», наименование «поп» в дальнейшем не использовалось и считалось не благочестивым.
Восстановление родословной лиц духовного сословия облегчается существовавшей практикой наследования приходских должностей, что часто позволяет, используя фонды одного регионального архива, проследить жизнь нескольких поколений конкретного духовного рода. В то же время, существующие церковные традиции духовного сословия изменять фамилию по различным поводам, иногда, усложняет поиск и восстановление родословных связей. В 1847 году принятый Указ Императора, запрещающий произвольно изменять фамилии священно и церковно служителям и придерживаться принятой традиции, хотя и был удерживающим фактором в этом явлении, но, как показывают исследования, не исключил полностью такого обычая.
Принадлежность к духовному сословию усваивалась при рождении и при вступлении в ряды белого духовенства из других сословий. Разрешалось поступать в духовенство лицам всех сословий, кроме крепостных, не получивших увольнительной от своих владельцев, но лица податных сословий могли вступать в ряды духовенства только при удостоверении местного епархиального начальства о недостатке лиц духовного звания для замещения соответствующей должности, при «одобрительном» поведении и при наличии увольнительного свидетельства от крестьянского или городского общества.
Дети священно- церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность, но остающиеся при отцах до 15-летнего возраста без соответствующего обучения или исключенные из духовных училищ за непонятливость и леность исключались из духовного звания и должны были приписаться к какой-либо общине податного сословия - мещанской или крестьянской - или записаться в купцы. Избирать себе род жизни должны были и дети священно- церковнослужителей, добровольно уклоняющихся из духовного сословия. До 1860-х для «излишних» детей духовенства периодически устраивались так называемые «разборы», при которых дети священно- церковнослужителей, нигде не записанные и никуда не определенные, отдавались в солдаты.
Принадлежность к духовному сословию сохранялась при достижении совершеннолетия только при поступлении на священно- церковно-служительскую должность. Принадлежность к духовному сословию могла сочетаться с прирожденными или полученными (например, по ордену) правами дворянства и почетного гражданства.
Выпускники духовных семинарий и духовных академий могли пожелать избрать для себя светскую карьеру. Для этого они должны были уволиться из духовного ведомства. Рожденные в духовном звании при поступлении на гражданскую службу пользовались правами, одинаковыми с детьми личных дворян, но это касалось лишь священнослужительских детей. При поступлении в военную службу дети духовенства, окончившие среднее отделение семинарии и не уволенные из семинарии за пороки, пользовались правами вольноопределяющихся. Но для лиц, добровольно сложивших с себя священный сан и желавших поступить в гражданскую службу, такое поступление было запрещено для священников в течение 10 лет после снятия сана, а для диаконов - 6 лет.
На практике наиболее распространенным вариантом перемены сословной принадлежности для детей духовенства в XVIII - начала XIX вв. было поступление в гражданскую службу в канцелярские служители до достижения первого классного чина, а позднее - в университеты и другие учебные заведения. Запрещение в 1884 выпускникам семинарий поступать в университеты значительно ограничило этот путь изменения сословия.
Жены духовных лиц усваивали их сословную принадлежность и сохраняли ее после смерти мужей (до вторичного брака).
Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства.
Доказательствами принадлежности к духовному сословию были метрические свидетельства, клировые ведомости, а также ставленнические грамоты. Клировые ведомости хранятся в федеральных архивах (фонды Синода, синодальных учреждений) и в региональных архивах (фонды духовных консисторий, епархиальных управлений, духовных правлений, монастырей, приходских и полковых церквей). [3]
Полученные данные о священнике и семьях дьячка и пономаря Церкви Малого Сапожка, которые приведены в Приложении 1. По этим данным можно сделать следующие заключения:
1. Пономарь Михаил Родионов сын 80 лет (предполагается, что возраст был указан приблизительным, просто очень старый человек) возможно сын священника Иродиона Иерофеева, упомянутого с 1676 по 1701 годы, и является основателем фамилии Пономаревых в Малом Сапожке.
2. Дьячок Марка Матвеев сын 70 (так же с указанием приблизительного возраста) и его брат Петр Матвеев 65 лет являются основателями фамилии Поповых в Малом Сапожке, записанных в ревизских сказках 4 ревизии 1782 года, как Дьячковы. В отношении Марка Матвеева и Петра Матвеева есть большой соблазн считать их детьми пономаря Матешки Иванова, упомянутого в Писцовой книге городища Сапожок 7136 и 37 (1628-29гг.) (Приложение 2), но большая разница во времени не дает полного основания для такого утверждения.
Литература
1. Государственный архив Рязанской области (ГАРО) Ф. 627 оп. 58. д. 60 связка 10 Именные росписи прихожан церквей Сапожковского уезда с указанием сословий, числа людей и дворов за 1737 год
2. Православная энциклопедия. РПЦ, том общий, М, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»
3. Сайт историка-генеалога и краеведа Краснолуцкого Александра Юрьевича [Электронный ресурс] http://redbow.ru/duhovenstvo (дата обращения: 19.01.2023)
Приложение 1
Семьи духовенства по данным духовной книги Малого Сапожка от 1737 года
Священник
Григорий Иванов
Церковники
Во дворе
239 дьячок Марка Матвеев сын 70
240 сын его Конон Марков 50
241 жена его Марья Севастьянова дочь 40
242 Казьма Марков сын 45 лет
243 жена его Аксинья Игнатова дочь 40 лет
244 сын его Вавила Казьмин 15
245 девица Пелагея Казьмина дочь 10
246 Иван Казьмин сын полугода
247 Никита Кононов сын 25 лет
248 жена его Аксинья Григорьева дочь 20 лет
249 дочь его девица Ирина Кононова 10 лет
250 Лука Марков сын 35 лет
251 жена его Анна Анисимова дочь 20 лет
252 дочь его девица Меланья Лукина 15 лет
253 Ефим Лукин сын 13 лет
254 Иван Лукин сын 5 лет
255 Никифор Марков сын 30 лет
256 жена его Евдокия Родионова дочь 20
257 сын его Иван Никифоров 5 лет
258 Карп Никифоров 3 лет
259 брат его Петр Матвеев 65 лет
260 жена его Стефанида Петрова дочь 50 лет
261 сын его Епифан 30 лет
262 жена его Пелагея Иванова дочь 20 лет
263 сын его Анисим Епифанов 2 лет
264 дочь его Екатерина полутора лет
Во дворе
265 пономарь Михаил Родионов сын 80 лет
266 сын его Иван Михайлов 50 лет
267 жена его Матрена Назарова 40 лет
268 сын его Агап Иванов 20 лет
269 жена его Екатерина Стефанова дочь 20 лет
270 дочь его девица Ефросинья Иванова 15 лет
271 Мирон Иванов сын 10 лет
272 сноха его Марья Стефанова вдова 30 лет
273 дети ее Антон Федотов 3 года
274 Никифор Федотов 2 года
275 Вукол Михайлов сын 40 лет
276 жена его Евдокия Иванова дочь 30 лет
277 сын его Михаил 4 года
278 Семен Михайлов сын 40 лет
279 жена его Февронья Федорова дочь 23 лет
280 дочь его девица Марья Семенова 8 лет
281 сын его Епифан 2 года
Приложение 2
РГАДА ф.1209 оп.1 д.13334
«Список с Писцовой книги по Рязани № 8 а какого года и царствования не указано» (сборная книга, из списков из разл. Писцовых, межевых и переписных книг, списки кон.17в.)
С.1229-1232
«… Писцовая книга городища Сапожка 7136 и 37 (1628-29гг.) а записи полковых казаков в Сапожковском уезде письма Г.Ф.Киреевского
(с.1231) №1463
Да в Сапошковском уезде слобода что словет Малой Сапожок а в ней церков во имя святые мученицы Параскевы нарицаемыя Пятницы а на церковной земле двор поп Яков двор дьячек Ивашко Оврамьев двор просвирница Настасьица двор пономар Матешка Иванов
Приложение 3
Ревизские сказки по уездам Рязанской губернии (ф. 129 ГАРО) Список составлен М.Б. Оленевым.
САПОЖКОВСКИЙ УЕЗД
священнослужители
1782 (IV ревизия) - оп. 1 д. 67 св. 57
1795 (V ревизия) - оп. 7 д. 67 (111) св. 132
1816 (VII ревизия) - оп. 19 д. 143 св. 371
1834 (VIII ревизия) - оп. 32 д. 145 св. 529
1834 (VIII ревизия) - оп. 32 д. 146 св. 530
Свидетельство о публикации №223011901611