Пришло время расплаты

Где самое большое собрание русского искусства И ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫНЬ в мире? В Вашингтоне. Не правда ли, ответ обескураживает… В эпицентре русофобства и борьбы с Русской Церковью – оазис Русского Мира. Несмотря на заявление в октябре 2022 конгрессмена-демократа США Джейми Раскина: «Россия должна быть уничтожена любой ценой, поскольку это православная страна с традиционными ценностями», на окраине Вашингтона, посреди зелёного массива, действует музей-усадьба Хиллвуд. Собрание музея считается крупнейшей и ценнейшей коллекцией в мире памятников культурного наследия русского духовно-культового и декоративно-прикладного искусства.

Васильева О.Ю. и Кнытевский П.Н. в книге "Красные конкистадоры" (М., 1994 г.) пишут: «Американскому послу в Москве Джозеф Дэвис вместе со своей супругой Марджори Пост, страстной поклонницей романовских драгоценностей и русской живописи удалось за год пребывания в СССР (1937-1938) собрать внушительную коллекцию русских икон XVI-XVIII веков, в том числе из фондов Третьяковской галереи, из Киево-Печерской лавры и Чудова монастыря, сделать великолепную подборку живописи Маковского, Брюлова, Айвазовского, Левицкого и других великолепных русских художников, сформировать коллекцию императорского фарфора, керамики и художественного серебра… Пользуясь положением посла США Дэвис собрал в России и вывез в Америку гигантскую коллекцию - тонны антиквариата, предметов культа, картины.»  Причем, большинство шедевров его коллекции было как бы “подарено” ему из Гохрана...

На втором этаже уникального музея Хиллвуд находится галерея Русского Духовного Искусства, посвященная святыням русского православия: иконам, изысканным золотым кубкам (36 шт.), используемым для причастия, покровам, алтарным облачениям и религиозным золототканным тканям. Во время своего пребывания в Москве Марджори Пост начала собирать русские религиозные предметы. Самый великолепный предмет из ее коллекции — золотая чаша, которую Екатерина Великая заказала в 1791 году как часть набора для причастия, — стоит во всем великолепии в центре зала галереи. Также на выставке великолепно украшенные облачения, которые носят православные священнослужители при венчании царей, чтобы подчеркнуть славу Царства Божия.
 
Россотти сказал, что с 2012 году посещаемость Хиллвуда составила 74 624 человека. (За последние пять лет посещаемость музея увеличилась почти на 69%). Архивы и русские экспонаты не обладают авторскими правами на все материалы своих коллекций. Покровители (Попечительский совет музея) не несут ответственность за определение того, нужно ли им запрашивать разрешение на публикацию материалов из этих коллекций от “правообладателя”, ибо музей не имеет подтверждающих документов (чеков покупки или дарения).

"Переход Традиций: русские иконы из эпохи Романовых" - так была озаглавлена экспозиция, развернутая в музее-усадьбе "Хиллвуд" в Вашингтоне 18 мая 2004 г.
Из Пресс-релиза выставки: «Первые иконы привезла в "Хиллвуд" хозяйка поместья, наследница одного из американских магнатов Марджори Пост. Позже в хиллвудское собрание влилась и такая же частная коллекция американки Франсес Уилкинсон, чей муж Аугусто Россо в 1936-40 гг возглавлял в Москве посольство Италии. Наконец, два года назад "Хиллвуд" приобрел на правах долгосрочной аренды коллекцию икон Лоренса Стейнхардта, сменившего Джозефа Дэвиса в Москве (по вывозу русских шедевров культурного наследия?), он проработал послом в СССР до мая 1941 г.»

 «Личные вещи Екатерины II в музее Хиллвуд» с 28.02.2014 Выставка, посвященная императрице Екатерине II. Этот музей известен своей самой богатой коллекцией русского искусства за пределами России. Основательницей  Хиллвуда считается знаковая для США фигура – Марджори Пост и её муж Джозеф Дэвис  посол США в советской России. Посольская чета пребывала в СССР  1 год, но, обладая художественным вкусом и финансовой свободой за столь короткий срок сумели приобрести грандиозное количество произведений русского искусства и в итоге собрать первоклассную коллекцию-сокровищницу.

Что же представляют собой экспонаты этой выставки, которая в самой России никогда не демонстрировалась? На ней выставлены вещи из личной коллекции предметов искусства Екатерины II, интересующуюся всеми видами искусства, но только самого лучшего качества.
При входе в залы – мраморный бюст Екатерины II, выполненный скульптором Федотом Шубиным, самым известным российским скульптором XVIII века; портреты самой императрицы и портреты приближенных к ней людей. Одно из изображений Екатерины II принадлежит кисти французского художника Мориса Фальконе. Представлена коллекция дорогих подарков, от Екатерины II своим приближенным и фаворитам, особое место занимал Григорий Орлов. Знаменитый «Орловский сервиз» с золоченой монограммой «ГГО» на каждом предмете, который удачно приобрела Марджори и также удачно в подарок досталась ей и золотая ваза Орлова, украшенная множеством бриллиантов. В залах еще представлена часть сервиза, заказанного Екатериной на фарфоровой фабрике Гарднера с символикой ордена Святого Георгия, учрежденного императрицей в 1769 году как знак высшей награды за военные заслуги перед Российским государством. Больше всего посетителей привлекает витрина с предметами, выполненными из драгоценных металлов: чаши, сосуды и ковши для Екатерины создали лучшие золотых дел мастера. В их работах четко прослеживается традиционный русский декор и орнамент.

Отдельный зал выставки посвящен предметам, используемым при проведении службы в Русской православной церкви, – коллекция икон, кадила, усыпанные драгоценными камнями  и плащаница, вышитая русскими золотошвейками в XVIII веке. Поменявшая вероисповедание Екатерина II чрезвычайно почтительно относилась к православным обрядам, в ее дворцовых покоях иконы в роскошных ризах были обязательным атрибутом.
 Особое место занимают две иконы, особо почитаемые на Руси – «Казанская Богоматерь» XVII века и «Богоматерь Азовская», которая оберегала русских воинов во время битв с турками.  Один из главных экспонатов выставки – знаменитая золотая чаша - потир, созданный мастером Иваром Венфельдтом Бухом. Украшенная камеями самая старая византийская чаша XIII в. с изображением архангела Михаила, была преподнесена Екатериной в дар Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

 Камеи были подлинной страстью Екатерины II. Ее коллекция камей составляла больше тысячи единиц. Здесь представлена лучшая её часть и самая значительная камея «Минерва» – в честь римской богини мудрости и защитницы отечества. Эта камея – совместное творение придворного резчика по камню Карла Леберехта и невестки Екатерины Марии Федоровны. На камее из сибирской яшмы, изображена сама Екатерина II в шлеме с крылатым сфинксом и лавровым венком.
Екатерина II, известная как одна их самых просвещенных монарших особ своего времени. Она вела активную переписку с выдающимися философами – Вольтером, Дидро и Монтескье.  На ее письменном столе можно увидеть оригиналы документов, написанных рукой Екатерины II.
 
С 1937 по 1938 гг. Марджори Пост вместе с мужем вывезла из СССР (в обход таможни) десятки контейнеров с произведениями искусства и драгоценностями. Многие из этих предметов были приобретены, буквально, за символические копейки. Так "спасители России" (цитата господина Зюганова о коммунистах) поспособствовали созданию одной из самых впечатляющих по ценности коллекций русского искусства в США.

До своей смерти в 1973 году в музее-особняке Хиллвуд жила Марджори Пост. Ее состояние и коллекция оценивалось в то время в 250 миллионов долларов. По нынешнему курсу это пятьдесят миллиардов долларов, так что Пост и сегодня могла бы войти в список первого десятка Forbes. Кто она такая рассказал культуролог из Бостона Раду Ландарь: «Прежде всего она – бизнесвумен и самая богатая женщина Америки. Обладательница в буквальном смысле самой роскошной коллекции произведений русского изобразительного, культового и ювелирного искусства. Она прожила 86 лет, оставив три огромных поместья, одно из которых заключает в себе Петергоф и Алмазный фонд России в одном флаконе–Хиллвуд. В 27 лет стала единственной наследницей продуктовой компании своего отца Чарльза Пост. В Америке многие поколения знают кукурузные и овсяные хлопья Postum Cereal. Компания Пост производит майонез Hellmann, кофе Maxwell, первый в мире искусственный гранулированный кофе, замороженую еду. Дочь Марджори еще при жизни отца стала совладелицей компании, основанной в 1895.»
 
В 1920-х годах советское правительство начало продавать предметы искусства и другие ценности, изъятые у семьи Романовых, русских аристократов и путем кровавой борьбы с верующими в православных церквях и монастырях после Русской революции, чтобы заработать твердую валюту. Критики утверждают, что эти предметы были экспроприированы; Позже появились утверждения, что многие произведения искусства из Третьяковской галереи и других русских музеев были либо подарены, либо предложены по символическим ценам (типа - взятки?) этой посольской паре из США, которые оба тяжело заболели коллекционированием произведений русского искусства.

Как это было, отражено в воспоминаниях самой Марджори. В 2022 году издана книга, написанная на основе дневника героини «Великолепная жизнь Марджори Пост» автор - Эллисон Патаки Леви «The Magnificent Lives of Marjorie Post» by Allison Pataki Levy.
Это фрагмент из главы 38:
 
Черный лимузин Полины Молотовой нас из тесноты центра города вывез на окраину к массивному полуразрушенному зданию. "Где мы?" спросила я,
— Комиссионный магазин, — ответила Полина, - В этом хранятся некоторые работы Карла Фаберже.
Внутри сырого склада воздух повис неподвижно и пах пылью. «Работа Фаберже здесь?» Я переспросила.
- Кое-что, - ответила Полина, ведя вперед, и продолжила: «Сейчас будем продавать. Таким капиталистам, как вы».
То, что она назвала комиссионным магазином, напоминало пещеристый и ветхий склад, забитый переполненными ящиками. Я оглядела пространство перед собой: тусклый солнечный свет просачивался сквозь пыльные окна, но я увидела бесконечный ряд драгоценных реликвий. Это был клад сокровищ, на которые многие века и огромные состояния потратили цари и их невероятно богатые дворяне ушедшей династии, теперь находились в тисках нового правительства, которое не видело применения для такого столь искусного мастерства и роскошного великолепия. Глаза мои жадно блуждали по кучам и рядам, мерцавшим, сверкающим великолепием шедевров на этом мрачном складе: золотые винные чаши, богатые гобелены, украшения из всех драгоценных камней, серебряные сервизы, святые иконы, инкрустированные бриллиантами и рубинами, хрустальные флейты, покрытые золотом, религиозные кресты из изумрудов и сапфиров размером с яйцо. Это было ошеломляюще — даже ручки ножей для писем были сделаны из драгоценных камней с искусной детализацией.
Такому сокровищу место в музее! Не на каком-то захудалом складе, покрытом паутиной и пропитанном водой. Удивительно было подумать о ценности, размещенной только в одном этом здании. Но я, сдерживая желание кричать от восторга, спросила: "Что это?" - указывая на ближайший сияющий огнями предмет.
Полина махнула одному из рабочих, и он взял его своими грязными пальцами и обращался с ним слишком грубо. Полина перевела его ответ мне: «Пепельница из алмаза и лазурита. Это принадлежало князю Юсупову.
"И это?" - Я благоговейно указала на предмет рядом.
-А, это - чернильница сделана из алмаза и аметиста. Это был подарок Екатерины одному из ее любовников, Григорию Потемкину. А вы хотите это?» — спросила Полина, беря в руки один из золотых кубков императрицы.
Мой рот открылся сам. — Ты… ты серьезно?
— Да, — ответила она, пожимая плечами.
"Сколько?" — спросила я, все еще недоверчиво.
Она вручила кубок, который когда-то был личным достоянием самой Императрицы, рабочему. Он взвесил его на ржавых складских весах.
«-Ты платишь за грамм», — сказала мне Полина. «Один рубль, один грамм».
— Это… и все? — спросила я, мой тон больше не был небрежным или равнодушным, несмотря на все мои усилия.
Полина вопросительно посмотрела на меня и ответила: «Конечно. Мы, русские, знаем, что эти безделушки бесполезны, — сказала Полина Молотова (она же - Перл Соломоновна родилась в посёлке Пологи Екатеринославской губернии Российской империи (ныне Запорожская обл. Украины) в еврейской семье. Отец Соломон Карповский, портной. С 1910 года работала папиросницей на табачной фабрике в Екатеринославе, вышла замуж и сменила ФИО на Полину Семеновну Молотову-Жемчужину. В 1918 г. её брат Перл Карповский эмигрировал в США).
Видимо угадал мои мысли, Полина снова пожала плечами, словно доказывая, как мало все это для неё значило. «- Мы можем посмотреть на большее. В Кремле есть комнаты этим все заполнены. Мой Вячеслав может дать пропуск для нас. Нам нужно избавиться от царских вещей. Я возьму тебя».

Сжимая в руке кулек с набором бесценных императорских чаш и золотым кубком, я пошла с Полиной к ожидающей машине, в страхе чувствуя себя, что через минуту из склада выйдет какой-нибудь охранник и потребует вернуть эти реликвии, настаивая на том, что нельзя просто заплатить несколько долларов и взять с собой личное сокровище Екатерины Великой. Но меня никто не остановил. И вот тогда я решила, что хочу большего. Поэтому, когда Полина приглашала меня на прогулку в “комиссионный магазин”, я с радостью принимала. Я провела зиму и весну, накопив столько сокровищ, сколько могла — блюда из серебра и фарфора, покрытые бриллиантами сверкающие иконы, шубы из соболя и норки, гобелены, картины, вазы, сервизы из серебра и, конечно, все виды украшений. «-Теперь у тебя коллекция украшений достойная царицы», — прокомментировал мои трофеи муж Джозеф.

В подарок на мой день рождения Джо тоже подарил мне бесценные шедевры Русского искусства, которые он приобрел благодаря Полине Молотовой: часы Фаберже, золотой и розовый фарфор и серебряный кофейный сервиз, когда-то принадлежавший Романовым. Джозеф Дэвид, вообще в этом ничего не понимавший ранее, тоже начинает весь погружаться во все эти русские ценности. Он удивил Марджори, ранее она не замечала, чтобы Дэвид питал какое-либо влечение к собираемым ею до поездки в Москву французскому искусству, а тут вдруг такой интерес! Полина Молотова-Жемчужина тоже к дню моего рождения привезла подарок и вручила мне потрясающий набор украшенных драгоценными камнями ваз, когда-то принадлежавших легендарной принцессе Анастасии Романовой.»
 Интересно, Венчальную бриллиантовую корону Романовых с 1840 года тоже подарили?

Марджори Пост и её муж Джозеф Дэвис, которого президент США Рузвельт назначил послом в СССР, контейнерами вывозили из страны культурное наследие. Хотя не только героиня этой истории коллекционировала предметы русского искусства, тогда этим занимались многие богатые американцы. Они также тоннами вывозили из СССР всё, что только в силах были довезти. Например, американец Эндрю Меллон в 1930-1931 гг. выкупил из Эрмитажа картины Рембрандта, Веласкеса, Тициана, Санти, Боттичелли, Рубенса. Эти произведения составляют основу коллекции Национальной галереи искусств Вашингтона. Наша страна навсегда лишилась 48 шедевров мирового значения из коллекции Эрмитажа. Главной гордостью Эрмитажа всегда была голландская коллекция. Но страна лишилась всех картин Яна Ван Эйка и Питера Брейгеля. У нас были четыре произведения Рафаэля, а теперь остались только два. Это невосполнимая потеря.

Но если сокровища Эрмитажа продавались официально по каталогам через западные аукционы, то находясь в Москве, Марджори Пост вела, как она сама говорила, ежедневную "браконьерскую охоту" за предметами искусства, которые в то время, с её слов, валялись чуть ли не под ногами. Из полуразрушенных храмов она просто вывозила иконы и фрагменты алтарей, за бесценок выкупала картины, фарфор, драгоценности царской семьи на складах Гохрана.

Ну и без подарков, конечно, тоже не обходилось. Вот, например, жена товарища Молотова Полина Семёновна Молотова-Жемчужина, желая продемонстрировать американской гостье всю широту русской души, подарила ей изготовленную в 1836 году на Императорской фарфоровой фабрике Санкт-Петербурга вазу. Произошло это во время посещения Марджори Пост музея-усадьбы Кусково, в котором хранилась уникальная коллекция русского фарфора. Госпоже Пост особенно приглянулась одна ваза, что не ускользнуло от внимания Жемчужиной. А потому в конце визита Марджори получила в подарок большую коробку, а внутри - бережно упакованная часть русской культуры. Как легко дарить от “чистого” нерусского сердца то, что тебе чуждо и не принадлежит – экспроприировать культурное наследие из русского музея с целью подкупа-взятки – это грязная дипломатия, двустороннее преступление.

В СССР было создано «номенклатурное корыто», из которого «избранные» черпали для себя и своих близких все радости райской жизни. И это «корыто» организовал «самый главный» в мире пролетарий, председатель Совета народных комиссаров В.Ульянов-Ленин, который распорядился административной директивой в 1920 году обеспечить так называемых «ответственных работников» и «избранные категории товарищей» особыми продовольственными пайками, а «корыто» оплачивалось доходом от проданных на западных аукционах сокровищ Эрмитажа. В пик голодной стихии — 7 февраля 1921 года вышло постановление Совнаркома «О составлении государственного фонда ценностей для внешней торговли», подписанное Лениным. Заметим, что до сего дня не известно, какой процент из средств, вырученных на распродажах художественных ценностей, действительно пошел на нужды голодающих.

В практически разрушенной Гражданской войной стране для «избранных» утверждался так называемый месячный совнаркомовский паёк на фоне всероссийского голодомора, а именно: сахар – 1,6 кг., мука ржаная – 8 кг., мясо – 5 кг., сыр и ветчина – 1,5 кг., 2 куска мыла, 500 папирос, 10 коробок спичек, народным комиссарам и членам политбюро дополнительно – красная и чёрная икра, сардины, сливочное масло, куриные яйца и ещё всякого-разного «по мелочи». Так, например, секретарю ЦК была положена дача с обслуживающим персоналом: два повара, четыре официанта, два садовника; на даче – кинозал, теннисный корт, сауна, оранжерея, сад. Кроме того – личная охрана не менее чем из трёх человек. Новая аристократия во власти народа - рабочих и крестьян? Поведение «сановной папиросницы» на фоне того, как выживал советский народ, выглядело омерзительным фарсом и звучало циничной ложью под лозунгами «вся власть у пролетариата».

 В январе 1922 г. был издан указ, согласно которому все имущество без исключения чтобы было экспроприировано у церквей и монастырей, их обязали сдать все ценные предметы из золота, серебра и драгоценных камней. Ибо Русские монастыри и церкви пожертвованиями богатых благотворителей, среди которых были цари и князья, были преображены в хранилища самых ценнейших произведений искусства, были подобны национальным музеям, наполненным сокровищами исторической и художественно-духовного значение, которое далеко превосходило их простую материальную ценность. К февралю 1922 г. в ответ на обращение Патриарха Тихона, русские верующие собрали более восьми миллионов девятьсот двадцать шесть тысяч рублей, не включая драгоценности, золотые монеты и помощь натурой (продуктами) для голодающих, чтобы спасти религиозные реликвии.
Верующие пожертвовали всем ради спасения святынь церкви. Поэтому попытка местных властей Шуи экспроприировать религиозные ценности вызвала кровавое сопротивление. Через четыре дня после расстрела толпы прихожан у храма в Шуе Ленин прислал специальное письмо в Политбюро, в котором говорил о большевиках, имеющих уникальную возможность «полностью разгромить верующих и закрепить позиции большевиков...».

Патриарх Тихон осенью 1918 г. обвинил большевиков в тайной отправке золота в Германию, открыто заявил, что ценности, экспроприированные из церквей, соборов и монастыри не пошли бы помогать голодающим, а также использовались бы для удовлетворения требованиям власти большевиков и красной армии. Патриарха отдали под суд военного трибунала, но испугавшись народного гнева, он избежал казни и был освобожден.

Ликвидация церковного имущества была произведена с военной жёсткостью под наблюдением Льва Троцкого, выдвинутого на эту должность Лениным и назначенного Особым Уполномоченным Совета Народных Комиссаров для инвентаризации церковных ценностей, его заместителем был Георгий Базильевич. Роль посредника между Политбюро и Комиссии Троцкого сыграл Вячеслав Молотов (муж Жемчужины).  Председателями Правления Торгсина (сбыта Антиквариата только для иностранцев) были: Моисей Израилевич Шкляр, Артур Карлович Гиршфельд и Меер Абрамович Левинсон. В конце 1924 года Троцким был подписан договор с немецким аукционным домом, но аукцион был сорван угрозой жалоб русских эмигрантов дворян, проживающих в Берлине и узнавших свою собственность.
 
Ленинская формулировка целей и задач Гохрана была проста: «Забери и продай. И чем больше представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства мы умудряемся расстреливать - тем лучше. Сейчас то время, когда мы должны научить эту публику такому уроку, что ни о каком сопротивлении они не смеют даже думать в течение нескольких десятков лет…».

Если судить по воспоминаниям Моисея Лазерсона - (действительно ли революция была Русская?) - зам. начальника Валютного отдела Наркомфина, им цитируется: «Согласно центральным органам печати в период экспроприации церковных вещей насчитывалось 1418 кровавых столкновений между представителями новой власти и церковными прихожанами. Кроме кровавой расправы в Шуе, с середины марта по начало июня 1922 верующие участвовали в волнениях в Смоленске, Твери, в Олонце, Вологде, Ярославле, Владимире и др.. Два известных случая репрессий – это «суд над 54» в Москве, по которому было вынесено одиннадцать смертных приговоров и арест патриарха Тихона вследствие открытия раки для публичного осквернения святых мощей князя Александра Невского. И «дело Вениамина, митрополита Петроградского», который закончился судом, его расстрелом и еще трех человек. К концу 1922 г. число репрессированных и расстрелянных представителей духовенства превышало шестьдесят тысяч, в дополнение к многочисленным прихожанам. (См.: Материалы Комиссии Синода Российской Православной Церкви, канонизация святых. Москва, 1991).

Официальная цифра от продажи православных святынь — четыре миллиона шестьсот пятьдесят. тысяч рублей (вдвое меньше, чем пожертвования верующих). Ведь на самом деле кампания по экспроприации церковных ценностей стала кампанией по разгрому Православной Церкви. Поэтому там не было заметного экономического или социального эффекта. Голодомор был создан искусственно, чтобы появился повод для уничтожения Православия. Именно тогда всё зерно изымалось и вывозилось на Запад под предлогом «экономической выгоды», поэтому количество умерших от голода составило шесть миллионов.

Политически мотивированное разорение и грабеж тысяч церквей явилось самым серьезным ударом по русской национальной культуре. Причем, продажа была только в Торгсине до 1936 года за валюту всех культовых древностей, а частным магазинам, галереям и агентствам было запрещено продавать советским гражданам с марта 1920 года под циничным прикрытием «борьба со спекулятивной продажей достойных музеев предметов, представляющих художественно-историческую ценность». И вишенка кощунства - первые советские деньги чеканились из металла колоколов, экспроприированных у церкви крестов и изделий из медной церковной утвари.

Зато теперь в США внутри Хиллвуд-особняка лоснятся мазки живописи Константина Маковского, сверкают золотые алтарные врата, блестят драгоценности российских цариц, сияют ювелирные шедевры Карла Фаберже, меж которыми печально возвышается бюст великого поэта Пушкина, созданного из цельного мерцающего кварца, под скорбными взглядами с ликов святых икон. Коллекция, не легитимно вывезенная из России, – одна из богатейших коллекций русского искусства в мире. Современный музей с православными царями, русскими святыми, великокняжеской мебелью показывает мир ушедшей навсегда Атлантиды - мир дореволюционной России. Открытие Марджори Русского Мира, любовь к духовному богатству - совершенного искусства этого мира не оставляла всю её жизнь. Однако, все, кто посещает этот дом, удивлены хаотичностью собранной Марджори коллекции, поскольку там уживаются одновременно рядом и европейские будуарные вещи 18-19 веков, и русское духовное искусство 16 века, и знаковые вещи культурного достояния России 19 века, которые есть в Хиллвуде, включая "Боярскую свадьбу" Маковского, и полотна Брюллова.

Как все это соединяется? И вообще: коллекция уникальных экспонатов ли это или склад бесценных сокровищ России - картин и ювелирных вещей вперемешку с дешевыми европейскими поделками? Уместно ли Хиллвуд называть музеем? Что вообще происходит тут со вкусом или по американским понятиям - все в порядке? Ведь зрителям представлено одно из самых крупных собраний памятников религиозного духовного русского искусства от 16 века за пределами России. Причем, часть домашнего алтаря стоит на шкафу, небрежно расставлены: вырванные из семейного императорского храма золотые алтарные двери, как и облачения священников и старинные иконы не имеют никаких информационных обозначений (откуда, где, когда, кем и зачем созданы), просто этикетка – «Икона Богоматери» … Захватчики глумятся?

Ведь даже незначительные элементы чужой культуры, используемые для развлечения, с коммерческими целями или просто для утехи тщеславия или любопытства — при этом, если игнорируется их культурный контекст или сакральный смысл – это преступление - культурная  АПРОПРИАЦИЯ. Особо отягчающая статья этого преступления, когда, используя статус дипломатической неприкосновенности и тяжелое положение страны (социальный кризис, война, голод), дипломаты бесконтрольно (без таможенных пошлин и деклараций), воспользовавшись пост революционной ситуацией и преступными связями в правительстве СССР грабили национальное  духовное историческое достояние(священные религиозные реликвии) древней нации , накопленное поколениями, и тоннами вывозили словно военные трофеи для личного обогащения и развлечения любопытствующей исторически враждебной американской публики.
 
Сохранилось письмо Дэвиса 1937 года к брату в Коннектикут. Посол США написал очень провокационно: "Дорогой брат Джеймс! Сегодня большой прием в Кремле, но я уже волнуюсь. Пора собираться, а моя дорогая Марджори где-то ходит в поисках нового объекта своей любви – шедевров русского искусства. Я ее просто не узнаю. Она, кажется, помешана на своём новом увлечении. Хотя во многом я могу ее понять, ведь я и сам только тут, в России, увидел, осознал, насколько уникально то, что создавали и создают в этой стране. Время сейчас тревожное, а она забирается даже в разрушенные церкви в поисках шедевров. Вот что такое страсть".

Видимо, письмо прочли, ибо оно так было положено, что его не смогли не прочесть. В любом случае с этого момента советским друзьям Америки стало понятно, что нужно дарить своему потенциальному другу - послу (вымогающему взятку), а именно – вещи из коллекции, раз у его жены такая страсть. Раз посол США сам указывает на эту страсть к шедеврам, и посол намекает, что жена ходит бесстрашно по темным местам и это чревато безопасности, то ее берут под ручки всякие замечательные Полины Жемчужины и начинают водить по правильным местам.
Отрывок из фильма "Миссия в Москву” – экранизации книги Джозефа Дэвиса (1943). Марджори Пост – Энн Хардинг, Полина Молотова-Жемчужина – Фрида Инескорт.

Полина Семеновна Жемчужина – жена наркома иностранных дел Вячеслава Молотова. Она была начальником Главного управления парфюмерно-косметической и мыловаренной промышленности. Из чего следует, что Жемчужина не имела полномочий в своё рабочее время (когда за опоздание отправляли в острог) возить посольских жен по музеям и складам хранения культурного наследия нации и безотчетно дарить музейные сокровища русского искусства.

В пополнении коллекции Марджори участвовали и люди с Лубянки. Вот запись из дневника Дэвиса, сделанная в Днепропетровске в феврале 1937 года: "Любопытная история приключилась здесь. В комиссионном магазине я увидел очаровательную картину маслом и решил приобрести ее. Директор магазина заявил, что это работа известного итальянского мастера. Цена оказалась, пожалуй, чрезмерной, но я всё же купил ее и велел доставить в наш спальный вагон. В тот вечер мы заметили некоторое беспокойство среди людей, пришедших провожать нас, и, к своему удивлению, увидели среди них наших старых знакомых из ГПУ, которые взяли директора магазина под стражу. Они заставили его прийти на вокзал, вернуть деньги, уплаченные за полотно, и признаться, что он ввёл меня в заблуждение: картина – возможно, не оригинал. Я от всей души поблагодарил их за подарок и с трудом уговорил не наказывать провинившегося директора слишком строго".
 
Как свидетельствуют мемуары «Миссия в Москву», Джозеф Дэвис не знал русский язык и никогда не понимал политических катаклизмов, потрясших Советскую Россию в трагическом 1937 году. Он был недостаточно подготовлен на такую интенсивную работу, и Госдеп решил, что лучше всего будет перевести его в более тихое место. Тем не менее, полтора года, проведенные Дэвисом в России, оставались его звездным часом недолгой дипломатической карьеры. Что же касается жены посла, которая поначалу была расстроена командировкой мужа в далекую Россию, она очень скоро обнаружила положительные стороны ситуации. Марджори Пост стала искренней поклонницей русского искусства. С этого времени ее художественные вкусы изменились, и двадцать лет спустя ее поместье в Вашингтоне стало домом для единственного в Америке музея русских древностей.

Мистер и миссис Дэвис были искренне ошеломлены обилием произведений искусства и антиквариата самого высокого качества, который им дарился добрыми советскими товарищами или предлагался по совершенно невероятным низким ценам, и они быстро заметили легкую возможность крупно разбогатеть. Они начали собирать коллекцию с восторженным энтузиазмом; впоследствии признались, для них коллекционирование стало чуть ли не болезнью. Поскольку советские власти намеренно создали исключительно благоприятные условия для поощрения их энтузиазма. Они были пьяны и возбуждены дворцами и музеями, экскурсиями в Ленинград с визитами в Эрмитаж. В блаженном неведении об обширных опустошительных вторжениях, уже предпринятых до них Хаммером, Сноуменом и Шаффером, экспортировавших русский антиквариат целыми вагонами в 1920-е. Дэвисов радовали бездонные резервы сокровищ русской культуры, которые обеспечивали “магазины” мировыми шедеврами.

 В конце февраля 1937 года Джозеф Дэвис и его дочь Эмилия совершили шестидневный инспекционный (!?) тур по югу России. Хорошо осведомленные об интересах, организаторы расширили официальную программу, включив в нее не только сугубо официальные мероприятий, но и посещение комиссионных магазинов в Харькове, Киеве и Днепропетровске. Увлеченные древним русским искусством, американцы также посетили все церкви, которые еще работали. По словам Эмилии Дэвис, именно во время этой поездки на прогулке по Днепропетровску, она совсем случайно оказалась в старой церкви, которая была превращена в музей атеизма, и была очарована древними иконами, которые сразу преподнесли дочери посла в подарок.

Часть коллекции Марджори Пост, одна из самых важных в музее Хиллвуд, – это 80 изделий фирмы Фаберже из России. После революции они хранились в Алмазном фонде. Сталин даёт  распоряжение открыть Алмазный фонд и продавать яйца. Оценили их - 28 тысяч, но продают Марджори за 400 долларов. Этот момент мне до сих пор неясен. То есть когда распродают Эрмитаж задешево на западных аукционах, я понимаю – какая-то формальность соблюдена. А потом были такие идейные люди…  У меня прадедушка – из старых большевиков. Помню, когда я маленькая была у него в Кривоколенном переулке, и он говорил так: "Мы-то думали, что распродадим все, даже Эрмитаж, а потом наступит мировая революция, и что, пролетарий пролетария обидит? Да ни в жизнь. Возьмёт и вернёт всё наше культурное наследие, что было отдано за гроши, чтобы выжить детям революции. Всего из Эрмитажа в то время было так распродано, из учтённых вещей, порядка 2880 картин. А потом приезжали люди из Коминтерна и говорили: мы из Коминтерна, подарите нам для пролетариата. Им дарили, они увозили – не знаю, куда это девалось…"

1938. Джозеф Дэвис и Марджори Пост завершили каждый свою миссию в Москву.  Но тут возникает вопрос: стоит ли рассматривать вообще историю создания коллекции музея Хиллвуд как часть истории потери российских художественных ценностей после революции? Как оценивать (со слов Марджори) подарки и скупку шедевров достояния России по весу как лом у Полины Молотовой за бесценок, проводимую семейством Дэвисов в промышленных масштабах? Как спасение ценностей или как мародерство и взятки?

Статья New York Times от 6.12.1934 г. о приобретении музеем Метрополитен картины Ватто "Лютнист", принадлежавшей Эрмитажу: «Тут есть нюанс. В 20-е годы Советская Россия оставалась непризнанным государством – следовательно, национализация ценностей была незаконной. А в серьёзной, респектабельной коллекции все вещи должны иметь солидный провенанс, они должны быть приобретены легально. Поэтому первые продажи шли через западных диллеров в страны, признавшие власть большевиков: Эстонию, Германию. Музей Метрополитен покупал полотна из вторых рук, негласно, стеснялся их выставлять, пока не были установлены дипотношения с Советским Союзом.»

 Но всегда - вывоз из страны памятников культурного и религиозного исторического наследия без каких-либо оформленных документов послом – представителем страны - это преступление, за которое именно государству США необходимо нести полную ответственность и возврат не легитимно ввезенного культурного достояния России, и прежде всего культовые духовные реликвии - Православные священные намоленные веками Иконы, используемые США в коммерческих целях.

Как писал Дэвис в своем дневнике в 1937 году компартия особенно энергично уничтожала все, что касалось религии, исключением были древние иконы, имеющие чисто художественную ценность, и облачения священников, потиры и другие исторические атрибуты богослужения. Дэвис обратился с просьбой разрешить ему приобрести некоторые из этих святых реликвий, думая о своей высокой миссии, что он может «сохранить для высших священных целей хотя бы некоторые из этих красивых предметов веры». Просьба Дэвиса была удовлетворена. В октябре 1937 г. специалистам музея было поручено подобрать для него коллекцию икон в комплектации с полным облачением священника. И подобрали всё, и подарили ему еще и ризу, расшитую золотом и серебром, которую носил епископ во время коронации Николая II в 1896 году.
Пришла пора потомкам Дэвиса исполнить его высокую миссию - вернуть спасенные им русские православные святыни в лоно Русской Церкви. Ведь его семья уже прилично нажилась, используя культовые реликвии как экспонаты выставок (Цена билета на выставку русских икон - 18$).
 
Разграбление Русской Церкви «изъятие из церквей, даже путем добровольного пожертвования, святынь, использующихся для иных целей, кроме богослужения, запрещается канонами Вселенской Церкви и наказывается Ею».


Рецензии