Философский камень

"С тех пор, как Гутенберг изобрёл печатный станок — молодёжь пошла не та. Уткнутся в книгу и никакой духовности!" Это высказывание приписывают Николе Флавийскому, или Николя (Николас) Фламель (фр. Nicolas Flamel, 1330 — 22 марта 1418) — французский писец (переписыватель книг), торговец книг и донатор (меценат), алхимик, исследовавший возможности получения философского камня и эликсира жизни, и как некоторые считают, глядя на его долгую жизнь, что он всё же его открыл. А возможно он открыл и нечто иное, что способствовало его обогащению. Но в 1382 году Фламель в течение нескольких месяцев стал собственником около 30 домов и участков земли. В старости он занимался меценатством, учредил несколько фондов, вкладывал деньги в развитие искусства, финансировал постройки часовен и больниц, а в одну из них провел 40к вкладов-пожертвований в течении своей последующей жизни. В 1624 году вышел в свет английский перевод его трудов «Тайное описание благословенного камня, именуемого философским», но это как и легенда о том, что он инсценировал свою с супругой смерть и продолжил жизнь, уже отдельная история обросшая своими легендами... а дом алхимика, построенный в 1407 году, по прежнему стоит в Париже (3-й округ, улица Монморанси, 51) и является одним из самых старых строений города, сохранившихся до наших дней.

Известно также о зашифрованном завещании алхимика. Согласно легенде первая версия завещания была записана Фламелем в виде шифра на полях карманной псалтыри. Ключ от шифра Николя передал своему племяннику. В завещании Фламель описывает этапы приготовления философского камня. Завещание написано (переписано с оригинала) предположительно во второй половине XVIII века тайным последователем Николя Фламеля. Однако, в 1958 году Эженом Канселье в Национальной библиотеке в Париже была обнаружена рукопись завещания, составленная Дени Молинье.(Данное завещание с рецептом есть в открытом доступе в интернете.) Само завещание обращено к племяннику Николя. Фламель говорит, что он унесёт рецепт приготовления камня в могилу и просит так же поступить своего племянника. Была ли  обретена искомая духовность самим Фламелем при поиске философского камня, как и то, удовлетворил ли он свою жажду познания при поиске "эликсира вечной жизни" остается нам не известным. Но ясно лишь одно, согласно дел в последние годы жизни, его духовность и уровень воззрений на многое существенно изменились, от того он размышлял о том, что тело тленное, а время несется слишком быстро чтобы быть достаточным и давать возможность ответить на однажды поставленные перед собой вопросы и решать такие философские задачи. От того, вероятно, он и сосредоточил свои усилия на поиске "эликсира вечной жизни", размышляя над тем, что человек смертен и многое, чего он хотел бы успеть в жизни зависит от здоровья человека, чтобы его поддерживать в состоянии позволяющем любознательному уму двигаться дальше в своём познании. По этой причине он и вкладывал деньги в больницы и часовни, считая здоровье и зависящее от него долголетие камнем преткновения для человека, а возможно его на это побудили и иные размышления и события в его жизни, но мы этого уже не узнаем, как и того, какой дух нес в себе этот человек и каковой была его личная духовность на склоне его лет.

Примечательно, что в середине XIX века у одного бакалейщика нашли надгробную плиту Николя Фламеля (Сами супруги, спустя какое-то время были перезахоронены парижанами в катакомбах). Бакалейщик использовал её в качестве доски для резки. Сейчас плита находится в музее Клюни. В верхней части плиты изображены Пётр с ключом, Павел с мечом и Христос. Между ними располагаются фигуры Солнца и Луны. Ниже следует эпитафия благотворительной деятельности Фламеля, затем надпись на латыни «Господь Всевышний, на Твоё милосердие уповаю», изображение мёртвого тела и надпись на французском «Я вышел из праха и возвращаюсь в прах. Направляю душу к Тебе, Иисус Спаситель человечества, Прощающий грехи».

Ага — , скажет внимательный читатель, — "ну что ты уткнулся в книгу, покушай, книга от тебя не убежит..." — говорили им родители в детстве. " И какую ты книгу читаешь?" — задаем, мы риторический вопрос своим детям, уткнувшимся в голубой экран своего наладонника (смартфона/планшета/ноутбука)... — "ну что ты уткнулся в свой телефон, покушай иди, он от тебя не убежит..." А вот на духовность это не влияет, потому как не зависит она от количества и содержания прочтенного или увиденного. Духовность это совокупность воспринятого в окружающем нас мире, как и накопленного в человеке, через его действия, слова и помыслы, что ведёт к увеличению добра/(духовного начала) в мире. От того она может выражаться в жажде познания и распознавания, в накоплении и анализе нового опыта, в помыслах и затем делах, что ведут к положительным началам (к моральным устремлениям и нравственным поступкам, руководствуясь нашей совестью). Количество времени на познание чего либо нового или поглощенность информационным источником, ещё ничего о духовности не говорит, потому как сам исследуемый материал может её в себе нести или наоборот быть пустым и бездуховным. Духовность развивается в человеке и является составляющей его проявлений в мире, а также умению её восприятия в окружающем его мире. От того любые проявления человеческой деятельности — помыслы, а затем намерения и их реализация (выводы слова и поступки) уже изначально несут в себе духовность (или как говорят в религии и эзотерике, - в них присутствует высшее начало, — дух созидания и высших духовный начал) или они изначально бездуховны (в них присутствует но злой дух, дух разрушения и низменных начал, чувств и т.д.). Другими словами духовность, это проявление духа добра в жизни человека и окружающем его мире. Когда человек оставляет духовность и поглощает свои мысли и чувства в низменные страсти и начала (им обуревает дух зла, а духовность покидает его), благодаря чему его низменные намерения ведут к накоплению зла, а те в свою очередь, подталкивают его к бездуховным намерениям и помыслам, что выливаются в такие же злые слова и действия. Как пример, алчность и высокомерие (в том числе завышенная самооценка и пренебрежение окружающим миром и его потребностями, во имя удовлетворения своего эго), рождают зависть и озлобленность за неимением желаемого (человек страдает, от того что голод его алчности и высокомерия не удовлетворены), что ведет к озлобленности и желанию получить желаемое любой ценой. Высшая форма озлобления - ненависть, а последняя становится слепой и игнорирует все табулирующие поступки человека пороги нравственности, а саму мораль гипертрофирует и искажает в своём сознании, соподчиняя её своим низменным побуждениям.. Так рождаются преступления и войны... Остается один вопрос, с учётом всего проговоренного выше, — как нам последовательно воздействовать на таких людей в социуме, что потеряли свою духовность, чтобы бить в корень зла, которое они несут в окружающий мир и остановить проявление их бездуховности?

Каждый в своей жизни встречается с своим философским камнем. — Базовым неразрешенным для человека вопросом, к которому ведут многие иные поднимаемые им вопросы, на которые наш пытливый и неуспокоенный ум пытается найти ответы. И когда такие ответы складываются, то они являются рецептом для его получения и разрешения для нас самих. А дальше только направленность духа, позволяет определить куда было направлено все наше сознание по разрешению имеющихся вопросов изначально — в добро или во зло. И это место никогда не является не занятым в «сердце» человека. Была или и есть наша жизнь духовной, наполненной поиском и обретением внутренней гармонии: этики, сострадания к всему живому и мудрости. Или же мы облачили свою жизнь в пустое, а её плоды ведут нас только к большей запутанности, к злодеяниям и внутреннему опустошению, вводящему человека в духовное невежество и смерть, а нами движет только дух зла? Духовность человека проявляется в творчестве, в созидании, в отстаивании мира, в осознании и понимании реальности, что нас окружает, в жизни согласованной с нашей совестью, и совестью оценивающей происходящее согласно общечеловеческим морально-этическим ценностям, в просветлении и собственном даре окружающим, давать им путь к такому просветлению. А бездуховность, когда на место духа добра в нашей душе поселяется дух зла, ведет к разрушению человеческой личности, к опустошению её ценностных моральных построений и деградации моральных основ в человеке, к горю и разрушению, что несет с собой такой человек в мир, к проявлением зла, что негативно влияет на судьбу как самого человека так и пространства, на которое он может оказывать влияние в мире, благодаря его статусу и возможностям. "Эликсир вечной жизни", это и есть тот философский камень, осознавая и осваивая который человек преображает свою жизнь и свое мировосприятие. Иногда таким эликсиром становится путь — учение, что помогает человеку двигаться в сторону просветления. Все мы изначально обладаем разными талантами, возможностями и уровнем сознания и от того у каждого такой путь только свой, главное изначально выбрать правильную направленность движения по пути духовности и тогда наша жизнь обретает осознанность и становится счастливой и осмысленной.

* Завещание Фламеля: (http://www.levity.com/alchemy/testament_russian.html)


Рецензии