Дача в Широкой щели. Виноград и яблоня

    Лучи солнца, пробиваясь сквозь виноградные лозы, обвившие высокую яблоню, создают причудливый орнамент из широких светло-зеленых листьев винограда и мелкой темно-зеленой листвы яблони.
    В густой кроне, то здесь, то там, словно дорогие украшения, висят крупные аметистовые, изумрудные и гранатовые гроздья винограда.
    К стволу яблони приставлена высокая деревянная лестница. У верхней ступеньки на небольшом крюке висит старая корзина из потрескавшегося коричневого ивняка.
Секатором срезаю гроздья созревшего душистого винограда, время от времени отщипывая ароматные ягоды. Жмурюсь от удовольствия и складываю тяжелые кисти в корзину.
    Все, полна коробочка, тяжелая. Осторожно нащупывая ногой ступеньки, спускаюсь. Переношу корзину на большой, расположенный неподалеку стол со скамейками по обеим сторонам.

    Стол, серый от времени и дождей, но еще крепкий, сделан еще старыми хозяевами из толстых, сейчас обветшавших струганных досок. Крепится он на вкопанных в землю деревянных опорах. Скамейки тоже из толстых серых досок, прибитых покрытыми ржавчиной гвоздями к столбикам, вкопанным в землю.
     За столом мы любим обедать и вечерять при неярком сиянии луны и света из окон веранды. Старые хозяева тоже любили здесь трапезничать, так здесь уютно.
    Осенью, когда начинает веять прохладой, стол и скамейки покрываются утренней росой, часто сопровождаемой туманом. Тогда открывается замечательный вид на синие, желтые и коричневые ирисы, растущие на клумбе около стола. Ирисы утром влажные и блестят от росы.
    Это любимые цветы дочери Ларисы. Всегда срезаю несколько ирисов, и они всю неделю стоят дома в большой хрустальной вазе на низеньком столике у дивана в гостиной.
    http://proza.ru/2023/11/13/1343
    Ирисов много, и я привез несколько корней маме. Мы вместе посадили их в огороде и они много лет радовали маму, а папы уже не было.
    Кроме ирисов на даче еще много флоксов, растущих то тут, то там по всему саду, примул, маргариток, фиалок, приютившихся вдоль дорожек из бетонных плиток, едва просвечивающих из травы.

    Дачный участок от чужих взоров и узкой асфальтированной дороги, проложенной между дачами, отделяет высокий тын, состоящий из множества веток, переплетенных проволокой, натянутой между железными столбиками, вбитыми в землю. 
    Между столом и дорожкой из плиток, уложенных в траве от веранды до тына, на железных столбах натянуты шпалеры, тоже из проволоки. Виноград сформирован и подвязан к шпалерам, как положено, как папа учил. Подвязана так-же крупная черная ежевика, подаренная моим другом Сашей, она прекрасно уживается с виноградом.
    Стол и шпалеры после обеда оказываются в тени огромного абрикосового дерева, растущего между столом и синим решетчатым гаражом. Отдыхать в тени очень приятно, солнце не так печет, как на нашей старой даче в Дмитриевке, да и местность гористая, больше прохлады, но и крупных помидор не вырастишь – мы пробовали, но отказались от этой затеи.
    Абрикос очень высокий, и все лето укрывает своей тенью машину от южного зноя. Уже с начала лета он усыпан крупными желто-оранжевыми плодами замечательного вкуса. Но уж очень его много, каждый раз приходится собирать упавшие плоды, прежде чем заезжаешь в решетчатый гараж.

    Виноградная лоза, смело выросшая от шпалеры до вершины яблони, совсем не похожа на своих собратьев, послушно подвязанных к шпалере и дающих гораздо меньший урожай. Причиной, видимо, служит тень от абрикоса, ложащаяся на шпалеру после обеда.
    Лозе уже несколько лет, она давно созрела, больше напоминает толстый, причудливо изогнутый ствол заморского дерева, кора которого напоминает растрепанную мочалку. 
    Я забрался на лестницу и продолжил наполнять корзину. Собирать виноград с высокого дерева нелегко, и выглядит это достаточно оригинально и неестественно; к тому же лестница уже раза два меня подводила, но все заканчивалось благополучно. И в этот раз я удержался за толстые ветки яблони, когда ступеньки неожиданно начали клониться в сторону. 
    Каждый год хотел срезать эти десятиметровые лозы, упрямо поднимавшиеся к вершине яблони, но каждый раз богатый урожай словно говорил мне – пожалей нас и я сдавался.

    И в этот раз моя рука не поднялась на это чудо – виноград на вершине высокого дерева. Я уже подошел с кривой пилой к толстому мохнатому стволу упрямой лозы и замер в нерешительности - плетеная корзина, наполненная большими гроздьями с крупными ароматными ягодами, напоминающими дорогие украшения, словно говорила:
    - Не надо!
    Я вспомнил, как, прибежав домой из школы, срывал гроздь спелого, такого же красивого винограда, во множестве росшего в ограде прямо над головой, и ел его с белым хлебом, не дожидаясь, что мне предложит мама. Тот виноград вырастил папа.
    Вряд ли он одобрил бы мой поступок. На этой даче он был только в первый год, смотрел, какую я построил баню. Теперь его нет.
    Я еще постоял в раздумии, потом положил приготовленную пилу на стол, принес из веранды белого хлеба, сел на скамейку, выбрал из корзины гроздь поспелее и с удовольствием поел винограда с хлебом, так, как делал это в детстве.
   
    Это был замечательный обед в память о папе, стараньями которого в доме моего детства были настоящие виноградные плантации.
 
                07.04.2022 г., Санкт-Петербург.


Рецензии
Увидел Вас, Юрий у себя на странице и решил зайти. Кроме того Широкая щель. Я перепутал ее с Широкой балкой под Новороссийском, где у моего объединения была база отдыха и я бывал там. Понял, что ошибся.
Теперь собственно о рассказе: с удовольствием читал о винограде (у самого виноградник на даче), о плодовых деревьях, но к моему удивлению на этом кончился весь сюжет. Ели виноград с белым хлебом... В разных местах с хлебом едят многие ягоды. Например арбузы и пр. Сюжет не развившись закончился... Удаче Вам на литературном поприще.

Вадим Гарин   02.11.2023 16:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим, за замечание, переименовал "Виноград и яблоня". Удивительно было видеть яблоню с гроздьями на большой высоте, ну и виды показал, как мог. Я заядлый дачник - три дачи: две по 10 лет в Алма-Ате, 3-я уже 14-й год в Санкт-Петербурге (под Вырицей). Про выращивание культур пока писать не пробовал (идея появилась). На даче в Широкой Щели столько удивительного и радостного было, например баня. Вас читал, понравилось, успехов вам и здоровья!

Юрий Ушев   02.11.2023 19:20   Заявить о нарушении
Богатый дачник! Три дачи? Я тоже дачник. Полгода живу под Воронежем. Моя семья из Питера и у моей мамы дача была в Гатчине. Я хорошо знаю пригороды и усадьбы с. Петербурга. Многие парки проектировала моя тетя - профессор ЛТА, гл. Архитектор, озеленитель. По ее проектам восстановили Стрельну, Петергоф, Шуваловский парк и др. В Вырице бывал. Час езды на машине от Питера. Поселок с деревянными домиками. Красивых две церкви и часовня св. Серафима Вырецкого. Не совсем понимаю привлекательность поселка - дачников там полно.
По рассказу еще: Вы правильно поняли меня, но не до конца. Любое литературное произведение интересно сюжетом и его построением. Должно быть СОБЫТИЕ и, по законам литературы правило его построения, кроме чистого описания. С уважением

Вадим Гарин   02.11.2023 20:31   Заявить о нарушении
Дачник обычный, в единицу времени была одна дача, но каждая следующая лучше предыдущей. Спасибо, Вадим, за совет, это важно. Успехов вам и всех благ.

Юрий Ушев   03.11.2023 15:35   Заявить о нарушении