Я вернулась со странной планеты

Рассказ

- Какая чудесная у вас планета! - воскликнула я, увидев яркие, сочные цвета природы вокруг себя, - И такие красивые, необычные дома!
- Почему необычные? Для нас это обычно. Их создавали настоящие Мастера своего дела, вдохновленные любовью, - улыбнувшись, ответил мне он.
Затем, пристально посмотрел на меня и спросил:
- А разве у вас не прекрасная природа и не красивые дома?
- Ой, природа у нас замечательная, очень красивая, но цвета не такие яркие и сочные. А дома...
Он меня перебил и ответил:
- Просто здесь миро-воз-зрение чище, поэтому и выглядит так.

- Хорошо. А куда мы дальше отправимся? - спросила я.
- А куда бы тебе хотелось? Что ты хочешь узнать?
Я призадумалась. На самом деле, мне хотелось узнать абсолютно все и поэтому ничего конкретного в голову не приходило. А время было ограничено и я понимала, что нужно что-то срочно придумать и определиться. Мысленно лихорадочно перебирала разные сферы жизни, о которых хотелось бы знать: о быте тех, кто здесь живет, о науке, об обществе, о...
- А есть ли здесь деньги? - вдруг неожиданно для самой себя, ляпнула я.
- Да, есть деньги. Ты хочешь узнать насколько благополучно живет общество или имеешь в виду что-то иное? - совершенно спокойно, даже не удивившись моему вопросу, ответил мне он.
- Да! Насколько благополучно ваше общество? Есть ли бедные и богатые?
- Наше общество абсолютно благополучно. Но я не понимаю, что означают слова "бедные" и "богатые".

Я удивленно посмотрела на него:
- Как это? У вас нет бедных и богатых? Ну бедные, это те, кто живет в недостатке каких-то благ, а богатые - это те, у кого денег в избытке.
- Недостаток или избыток благ? - теперь он удивленно посмотрел на меня, - У нас все живут в достатке благ.

Я аж дар речи потеряла от его ответа. И даже растерялась, не зная что и сказать. Немного помолчав, шокированная, я все же собралась с мыслями и спросила:
- У вас что, коммунизм что ли?
Он почему-то рассмеялся и весело ответил:
- Ну что-то похожее на то.
- Я не понимаю, - честно призналась я, - можно как-то об этом поподробнее?
Он задорно огляделся вокруг и вдруг предложил:
- А хочешь на себе испытать нашу жизнь и побыть в роли жителя нашей планеты?
- Хочу! - выпалила я, а потом неуверенно тихо добавила, - Наверное...
Он взял меня за руку и буркнув "Пойдем", быстро повел куда-то.
Мы оказались в огромном продуктовом магазине. Здесь было всё! На огромной территории гипермаркета было расположено множество прилавков с продуктами, некоторые из которых я даже не знала.

- Здесь продукты со всех уголков планеты. Все очень свежее и качественное. Все продукты натуральные и экологичные. Выбирай! - вновь ошеломил он меня своим заявлением. Впрочем, к состоянию шока я кажется уже начала привыкать.
- Я? Выбирать? Но у меня нет денег, чтобы что-то купить.

Он улыбнулся и мне показалось, что в его глазах промелькнул какой-то хитрый огонек.
- А ты попробуй без денег! Смелее! Я же с тобой.
- Хорошоооо, поверю тебе и рискну, - с сомнением ответила я и направилась к первому попавшемуся прилавку.
За прилавком стояла очень симпатичная женщина и приветливо мне улыбалась.
- Благодарю вас, что выбрали мой прилавок. Буду очень рада, если вам что-то понравится, - нежным, мелодичным голосом проговорила продавщица.
"Какая странная манера общения с покупателем", - подумала я. Стала разглядывать продукты. Это были овощи, которые выглядели так, как будто их отобрали и подготовили на какой-то сельскохозяйственный конкурс. Такой красоты я еще никогда не видела. Руки сами тянулись к овощам, их хотелось купить и побольше. Я как зачарованная вдруг начала тараторить:
"Мне, пожалуйста, 3 кг картошки, 2 кг моркови, ой, нет, давайте тоже 3 кг, ах какая свеколка, дайте мне и ее тоже килограмма 3, а знаете что, добавьте мне еще картошечки до 5 кг, еще мне огурчики... ах, какие огурчики, наверное очень сочные и сладенькие, взвесьте мне штук 10, пожалуйста, да-да, и помидорчики тоже..."

Возле меня уже образовалась целая куча пакетов с овощами. А я еще только вошла в раж и уже подумывала к каким следующим прилавкам отправлюсь дальше.
Мой сопровождающий стоял рядом и улыбался, глядя на меня. Наконец, я решила, что овощей набрала достаточно и пора брать штурмом колбасный отдел, который уже боковым зрением приметила.
Спросила продавца овощами сколько стоит моя покупка. После чего взглянула на своего сопровождающего, решив, что если он предложил, то он и платит.

Но тут произошло такое, от чего я просто впала в ступор. Продавщица назвала сумму покупки и протянула мне деньги! Она мне давала деньги за мою покупку!

Даааа, зря я думала, что уже привыкла к шокированному состоянию на этой планете. Оказывается, то были "цветочки", а вот они и "ягодки".
Мой сопровождающий еле сдерживался, чтобы не расхохотаться, глядя на меня. Представляю, как я выглядела. Застывшая мумия, с вытаращенными глазами и открытым ртом, с прижатым к груди пакетом, из которого кокетливо выглядывал огурец, - нечего сказать, обхохочешься.

Из ступора меня вывел мой сопровождающий, тронув за локоть и шепнув на ухо: "Ну что же ты? Возьми деньги!". Я, не меняя позы, машинально вытянула руку вперед и сжала в кулаке деньги, почти выхватив их у продавщицы. Ее лицо расплылось в довольной улыбке и она лилейным голосом пропела: "Приходите к нам еще!"
"А каааак же! Обязательно придем!" - вихрем пронеслась мысль в моей голове. Я кивнула. После чего мое тело обмякло и я начала двигаться.

Отойдя в сторону от прилавков так, чтобы нас никто не слышал, я буквально прошипела, пристально глядя в лицо моего сопровождающего: "Что это? Что происходит? Почему она мне заплатила за то, что я купи..., нет, я даже не купила, а получается, что просто взяла даром у нее продукты?" Он, сдерживая улыбку, с невинным лицом, заглядывая поверх моей головы в сторону прилавка с колбасными изделиями, проговорил: "Ты же еще колбасы хотела? Может, сначала за колбасой сходим, а потом я тебе все объясню". "Он издевается что ли?" - подумала я, а вслух ехидно ответила: "Да? А там мне тоже в придачу к колбасе за нее денег дадут?".
- Да, - невозмутимо ответил он.
- Нет уж, сначала объяснения, а потом колбаса с деньгами! - твердо заявила я.

С нагруженным овощами пакетами, мобилем (это вместо тележки у них такой робот-грузовичок, который двигался сам за нами) мы оказались на улице. Пройдя несколько шагов, оказались в сквере, где располагались красивые белоснежные беседки для отдыха. Мы присели на ажурную скамейку в одной из беседок.
- Итак, я хотела бы получить ответы на свои вопросы! - заявила я.
- Спрашивай! - ответил мне мой сопровождающий.

- Вот я и спрашиваю, почему у вас продавцы платят покупателям, а не наоборот, как у нас?
- Да, действительно это так. Но не только они, но и все, кто оказывает какие-либо услуги другим, тоже платят деньги за то, что их услугами воспользовались. Вообще, у нас нет такого названия "продавец", но мы можем с тобой его применять, чтобы тебе было понятнее.
- Но в чем смысл того, что платят они?! Я не понимаю! - воскликнула я.
- Я не понял твой вопрос. Что значит, в чем смысл?
Я задумалась. Мне нужно было как-то сформулировать свой вопрос так, чтобы он был ясным и конкретным, а значит не выражающим эмоции.
- Хорошо, кажется я знаю, как спросить понятно. Для чего нужны деньги, если все можно получить бесплатно?
- Для того, чтобы оплатить покупателю его выбор.
- Какой выбор?
- Ты видела, какой огромный ассортимент в наших магазинах. Но также и предлагающих определенные виды товаров много. Ты выбрала прилавок той женщины в магазине, а затем ее товар. Она благодарна тебе, что ты выбрала именно ее и именно ее продукты тебе понравились. За это она и дала тебе деньги.
- А она что получила за свой товар? Какая выгода ей от этого?
- Выгода? Что это такое? - озадаченно спросил он.

Я опять растерялась от его вопроса. "Как это, что такое выгода?!"
- Ну есть производитель каких-то товаров или оказатель каких-то услуг. Так?
- Так, - кивнул он.
- То есть, есть те, кто производит какие-то блага для других. Но они же это делают не за просто так. Они же тоже хотят получить взамен блага. Так?
- Так, - опять кивнул он в ответ.
- А что это за блага, которые желает получить производитель и услугодатель? Деньги!
- Деньги? - он явно был ошарашен моим логичным рассуждением, - Зачем им производить что-то за деньги? Это же просто бумажки.
Я аж икнула:
- Как-как бумажки? Это же деньги! На них можно купить все, что захочешь!
- Купить? Зачем? Ведь все можно получить просто даром! Ты же в нашем магазине получила овощи. Разве это ты за них отдала деньги?
- Так вот я и не понимаю, почему не я-то платила, а мне? Ведь если все отдается даром, то зачем вообще тогда нужны деньги?
- Деньги - это счет, - ответил он.
- Какой счет? Зачем их считать просто так? Зачем вообще тогда нужны цены за товар, услуги?
- Чтобы знать, сколько благ ты получил.
У меня в голове "шарики заехали за ролики", было состояние полного отупения. Я уже вообще ничего не понимала. Он смотрел на меня и было видно, что тоже в замешательстве и не знал, как мне объяснить то, что для него ясно, как день. Мы молчали. Я обдумывала все, что он мне сказал, ища за что можно было бы зацепиться, чтобы развить тему дальше. Постепенно у меня началась выстраиваться логическая цепочка и возникать некоторые осознания.
- Хорошо, ты сказал, что есть те, кто что-то производит, оказывает какие-то услуги, но что побуждает их это делать?
- Они занимаются любимым делом, им нравится проявлять творчески свои таланты, способности. Они получают удовольствие от того, что они делают.

У меня стало проясняться в голове:
- Ааа, так для них это, как хобби?! - воскликнула я.
- Я не знаю, что такое хобби. Для них это творение, самовыражение. Например, есть те, кто любит заниматься сельским хозяйством и они с любовью и удовольствием занимаются этим. Они радуются каждому колоску пшеницы, каждому овощу, фрукту, выращенными ими. Им нравится сеять, ухаживать за растениями, наблюдать, как они растут. Они заботятся о том, чтобы каждый урожай был лучше, совершеннее предыдущего. Каждая ягодка для них - это произведение искусства, которое они создают. А есть те, кто любит создавать мебель. И для них это настоящее творчество. Им нравится придумывать разный интерьер и создавать его элементы. Они делают это с любовью и удовольствием. Постоянно совершенствуют свои произведения искусства. Чем бы кто ни занимался - это их творческое проявление. И в основе всего этого любовь к их занятию. Если кто-то оказывает какие-то услуги, это тоже творчество, которое постоянно совершенствуется. У нас все занимаются тем, что им нравится, что они любят. Разве это не благо?

- Да, - задумчиво ответила я, - действительно, получается, что они не работают, а получают удовольствие от того, что делают.
- Верно! Удовольствие!
- Тогда у меня такой вопрос: вот, например, кто-то любит заниматься сельским хозяйством и у него есть огромный участок для этого. Но ведь один он не может его обрабатывать? Ему же нужны помощники! Значит, ему нужно нанимать рабочих, платить им зарплату... хотя, зачем им зарплата, если все можно иметь даром? А зачем тогда кому-то наниматься к кому-то на работу? Ну взяли бы себе тоже участок и обрабатывали его сами, если тоже нравится сельское хозяйство?
- Но ведь не все они любят "обрабатывать", как ты выразилась. Кому-то нравится только управлять техникой, обрабатывающей участок, или только собирать урожай. Не всем нравится заниматься чем-то масштабным, кто-то любит делать только часть сельскохозяйственного труда.
- Да, верно, я как-то и не догадалась сразу об этом. Получается, что они не нанимаются на работу, а наоборот, это хозяин участка предоставляет им возможность заниматься любимым делом.
- И они ему платят деньги, - невозмутимо продолжил он.

Я аж подпрыгнула от удивления.
- Они же еще и деньги платят?! Но ведь они ему помогают!
- Да, он им помогает, они ему. Это баланс.
- А деньги-то тогда зачем платят? - возмутилась я.
- Для счета благ, - опять спокойно и невозмутимо ответил он.
- Вот ты опять говоришь про какой-то счет благ. Что это значит?
- Я говорил уже, что деньги - это счет. Представь, ты живешь здесь уже очень долго и постоянно получаешь какие-то новые блага. За все товары, услуги, которыми ты пользуешься, тебе дают деньги. И однажды их становится так много, что уже некуда складывать эти бумажки. А дальше их еще будет больше. Чем больше благ ты получаешь, тем больше денег у тебя становится. И чтобы тебе их не хранить, ты можешь пойти в банк и положить их себе на счет.

- Банк? - воскликнула очередной раз я, - У вас еще и Банки имеются? А какая их тогда функция?
- Ведение счета благ. Когда ты разместишь свои деньги на свой счет в Банке, там будет отражаться общая сумма стоимости всех полученных тобою благ.
- Но почему нельзя просто вести какую-нибудь запись об этом какой-нибудь статистической организации?
- А ты стала бы сообщать каждый раз в эту организацию о приобретении чего-либо?
- Неееет, конечно не стала бы! Это ж не набегаешься докладывать.
- Для этого и существуют деньги, как инструмент ведения счета благ. Когда у тебя накопится какая-то сумма, ты отнесешь ее в Банк и таким образом тебе не нужно будет беспокоиться о том, где хранить огромную кучу денег у себя дома и как вести счет благ.
- Боюсь даже предположить: я правильно понимаю, за то, что воспользуюсь услугой Банка он мне заплатит?- спросила иронично.
- Конечно, - с улыбкой ответил он, - но это будет небольшая сумма, которая не займет много места. Цена за получение услуги зависит от суммы вклада на счет. Чем больше денег отдашь в Банк, тем дороже он заплатит. Так происходит постоянный кругооборот денег.
- Ох, - вздохнула я, - ну никуда от этих ваших денег не деться! Преследуют на каждом шагу!

И тут я вспомнила откуда сюда прибыла и расхохоталась. Да уж, вот если бы они меня в моем мире так преследовали! У нас все только и думают, где их взять, а здесь приходится думать о том, как от них избавиться, чтобы не мешались под ногами! Чудны дела твои, Господи! Кстати, о Господе. А ведь на планете, на которой я оказалась,- живет высокодуховная цивилизация. Здесь очень многое похоже на земное, но в то же время абсолютно иное. Вот такой парадокс. Такое впечатление, что Земля и эта планета, как два человека, перевернутые в отношении друг друга и соединенные ступнями. Только один стоит на ногах, а другой на уша... ээээ... на голове. Тот, кто снизу -  минус, а который сверху - плюс. И вроде понимаешь, что мироустройство этой планеты лучше, совершеннее земного, но определить с какой стороны минус, а с какой плюс затрудняешься. На Земле минус благополучия общества, но зато плюс недостатка. На этой планете - минус недостатка и плюс благополучия. И так можно рассмотреть любые параметры сравнения.

Он подождал, когда я успокоюсь и спросил:
- Что тебя так рассмешило?
Я улыбнулась улыбкой Моны Лизы и загадочно ответила:
- Печаль.
Вряд ли он понял меня, но видя по моему выражению лица, что мне не хочется говорить об этом, продолжил разговор о Банке.
- Ты что-то еще хочешь знать о Банках?
- Не совсем о них. А что вкладывается в понятие "стоимость, цена"?
- Это эквивалент благодарности. Те, кто дает что-то другим, благодарен за то, что его творческий дар кто-то выбрал и принял, и ценит проявление Творца в нем. Те, кто получает дары, благодарен за них, за любовь и творческую энергию в них вложенную. Все это и есть цена - ценность.

- Означает ли это, что если что-то стоит дешевле, то это недооцененное?
- Нет. Производитель или услугодатель сам определяет стоимость. Чем больше он вложил своего мастерства, времени, знаний, умений, совершенства в свое творчество, тем выше ценится его произведение творчества. Например, кто-то любит создавать одежду, но при этом, он еще и летчик, или музыкант, или любит путешествовать. Пошиву и созданию новых моделей одежды он отводит немного времени и только тогда, когда ему это хочется. А есть другой мастер, который занимается этим ремеслом постоянно, совершенствует его. Конечно, стоимость одежды второго мастера будет дороже, чем первого. Но вкусы, эстетическое восприятие у всех различное. Поэтому всегда найдется тот, кому больше понравится одежда первого мастера, и тот, кто выберет произведения второго. Выбор не зависит от цены. Он зависит от личных предпочтений.

- А зачем вообще считать блага? Ну получали бы их и всё. Какая разница, сколько благ ты получил?
- Все постоянно улучшается и совершенствуется. Счет - это как отправная точка для улучшения. Например, у тебя в Банке на счету миллиард...
- Ик! - не удержалась я от такого заявления.

Он продолжил:
- Так вот, миллиард - это показатель твоего благополучия на данный момент. Через время, ты видишь, что твой счет стал больше, например, два миллиарда...
- Кхе-кхе, - кашлянула я, потерев нос указательным пальцем, застенчиво отведя глаза в сторону.
- Таким образом, ты видишь, насколько расширилось твое мировосприятие, познание.
- При чем тут они? - круглыми от удивления глазами, глядя на него, спросила я, - Ведь мы говорили о благополучии, о деньгах, т.е. счете денег. А при чем тут мировосприятие и познание?

- Как же! - он явно был шокирован моим непониманием, - Ведь получая от других дары их творчества, в которые они вложили свои знания, любовь, и твое творческое восприятие расширяется. Ты познаешь что-то новое, получаешь информацию из тех сфер, которыми сам не занимаешься. Самый простой пример этого: предположим, сегодня ты получила в магазине клубнику. Ты видишь, что ее цвет красный, запах ароматный, вкус сочно-упоительно-сладостен, как амброзия богов. Ты получила опыт восприятия. Но все совершенствуется и клубника тоже. Поэтому, в следующий раз, когда ты вновь выберешь клубнику, она будет иной! Ты узнаешь, что оказывается, клубника - это не только то, что ты ела в прошлый раз. А "амброзия богов" может быть еще более божественной на вкус. В цвете клубники могут быть и другие тона. Ты познаешь что-то новое и твое мировосприятие расширяется. А значит, и ты развиваешься, как Творец. Твой счет в банке показывает тебе прогресс в твоем развитии. Чем больше благ ты выбрал и принял в дар за какой-то период, тем шире твои познания и творческие возможности самовыражения как Творца. Все сбалансировано.

- Ух ты, вот это оборот! Ни за что до такого бы не догадалась! А ведь действительно так и получается. Чем больше познаешь мир с разных его сторон, тем больше твое личное развитие и знания! Здорово!- воскликнула я восхищенно.
- А вот скажи мне, милый друг, есть ли у вас те, кто ничего не делает, а валяется на диване перед телевизором? - заговорщески тихим голосом спросила я. А вдруг, им нельзя рассказывать всю правду и об этом он может мне рассказать только по секрету.

Но он даже не заметив моей попытки притвориться "засланным разведчиком", невозмутимо ответил:
- У нас есть те, кто может какой-то период лежать перед телевизором. Но это же не значит, что он ничего не делает. Его дело на данный момент быть зрителем.
- Так он же бездельничает и не приносит пользу! - воскликнула я.
- А зачем кому-то приносить пользу? - удивленно взглянув на меня, спросил он. А я кажется опять начала впадать в ступор. Но он вовремя продолжил, и я не успела.
- Каждый член общества занимается тем, что ему нравится. Он является дарителем другим и одновременно одаряемым другими. Зритель телевизионных программ, кинофильмов, - это тот, кто выбрал среди их множества что-то для себя и получает удовольствие от просматриваемого. Те, кто создавал эти программы, кинофильмы, делал то, что любит делать, проявляя свое творчество и, конечно, им приятно, что кому-то нравится это смотреть. Они рады, что доставили кому-то удовольствие своим творчеством. Поэтому зритель - это тот, кто получает дары от них и одаривает их своим благодарным вниманием.

- Хорошо, это я поняла. Но а как же семья этого "лежебоки на диване перед телевизором"? Разве они довольны тем, что он больше ничего не делает, не помогает им в делах по дому, не занимается детьми?
- Зачем им это? - не понял он мой вопрос, - Ведь у них есть огромный выбор, чтобы принять услугу от тех, кому нравится заниматься тем, что им поможет в чем-то.
- Тогда зачем им вообще создавать семьи?
- Не зачем, по чему, - с улыбкой глядя прямо мне в глаза, ответил он.
- Что почему? - переспросила я.
- Нет, не почему, а по чему. По любви они создают семьи. Они любят, им хорошо вместе.
- Но как же может быть хорошо с тем, кто целыми днями уткнутый в телевизор?
- Целыми днями? Почему ты так думаешь? Да, кто-то может посвятить какое-то время этому занятию, но ведь вокруг столько всего интересного! Можно путешествовать, развлекаться, посещать какие-то мероприятия, общаться. Вместе. Им нравится это делать вместе.
- А дети? - спросила я.
- Дети тоже с ними. У нас очень счастливые, дружные семьи.
- Ну да, когда бытовуха не выматывает, зарабатывать не надо, что не быть счастливыми-то, - пробурчала я себе под нос.
Кажется он не услушал мое бурчание и поэтому продолжил.
- Но бывает и так, что кто-то из взрослых членов семьи может уйти.
Я встрепенулась: "Ну наконец-то! Значит, не все так гладко в вашем "королевстве"! Есть к чему придраться!"
- Ты хочешь сказать, что бывают разводы в семьях?
Он посмотрел озадаченно и сказал:
- Ты периодически употребляешь слова, значения которых, не понимаю. Что такое разводы?
- Ну это когда супруги расходятся, когда семья рушится, когда кто-то кого-то бросает, а другой от этого страдает, когда...
- Подожди, я совсем запутался, - перебил он меня, - о чем ты говоришь? Я сказал, что кто-то уходит из семьи. Но почему кто-то от этого должен страдать? Они любят друг друга все. Но если им уже не интересно вместе или кто-то решал уехать куда-то, то для чего им быть вместе? Они продолжают общаться, встречаться иногда.
- Хорошо, спрошу прямо: если мужчина ушел из семьи, а женщина его продолжает любить, она обречена на одиночество и ей придется одной растить своих детей?

Он явно опешил от моего вопроса:
- Но почему?! - воскликнул он, - Женщина не одна! Ведь она в окружении родных и близких, друзей! И что означает "растить детей"? Это же природный процесс, когда дети растут и взрослеют. У них есть все! Они окружены любовью! В нашем обществе каждый ребенок родной и он всегда окружен заботой. И почему именно женщина, как ты выразилась "будет их растить"? Ведь из семьи может и она уйти, а они останутся с отцом. Но это не значит, что у них не будет матери. Она также их любит и общается с ними, они вместе, если даже и не живут в одном доме. Никто никого не бросает. Я не понимаю, как можно кого-то бросить. Ведь для того, чтобы бросить, нужно что-то взять и нести. Как это понятие можно приложить к женщине или мужчине, или детям. Они же не брали друг друга и не тащили на себе. Они же не принадлежат друг другу. Как можно бросить их? - он разволновался и распалился, казалось, что рассуждает сам с собой, усердно пытаясь понять.

- Хорошо, хорошо! Ты не волнуйся, пожалуйста! - поспешила его успокоить, - Я ведь смотрю на все категориями моего мира, поэтому не просто переключиться так быстро и посмотреть на ваше мироустройство с вашей позиции, - я задорно улыбнулась и подмигнула, - Хоть и попыталась на какое-то мгновение представить себя жительницей вашей планеты. Кстати, а за колбасой мы пойдем? Очень кушать хочется.

Он расхохотался и подскочил, протянув мне руку:
- Понравилось? Пойдем, если хочешь!

Другие мои рассказы: http://proza.ru/avtor/universe5&book=4#4


Рецензии