2022-08-20 С Вячеславом Ананьевым. О графомании

2022-08-20 С Вячеславом Ананьев. О графомании
ВК

Вячеслав Ананьев
эссе

Трудная это тема. В нескольких предложениях о ней сказать ещё сложнее. Попробую.

О графоманах и графомании в последние дни встретил тут несколько постов. И что примечательно, поднимают этот вопрос убойный сами же графоманы, на мой взгляд. Не буду тут приводить само определение графоманства. Остановлюсь лишь на том, что я думаю по этому делу. И только в пределах «поэтического» графоманства, минуя прозу и остальные роды литературы.
Поэзия это судьба. Эту непреложную истину следует впитать всякому юноше в начале творческого пути. Нет судьбы, нет и поэтического отражения. Отсутствие судьбы, в смысле динамичного роста духа и опыта, приводит к искушению графоманством. Что это такое на практике? Ну, перво-наперво сочинительство, как мы знаем, даёт преимущества слабым физически и умственно. Но есть и наоборот. Преимущества, прежде всего в юношеском возрасте при попытке обратить на себя внимание прекрасного пола. Такова природа возникновения поэтического сознания и графоманства тоже. Вопрос об одарённости возникает позже.
Первая подгруппа умных графоманов может отличаться тем, что их произведения изобилуют зело различными тропами и фигурами, как замечал великий Феофан Прокопович. Это ведёт к созданию павлинообразных текстов, где павлиний этот хвост из множества метафор и вычурных ассоциаций машет нам надоедливо упрямо до тошноты. Это первая и самая премудрая подгруппа графоманов. Вторая увлечена лишь примитивной рифмовкой и складыванием в куплеты близкие по краскам и смыслу блоки словесного навоза. И третья подгруппа это уже всякие простейшие от литературы, микрофлора словесного бытия. Это те, кто пишет стихи на случай — свадьбы, дни рождения, поминки и прочее. Но тут уже маргинальность очевидна и даже неподготовленный читатель чует игрушечность сего занятия.
Вторая и третья подгруппы не представляют для меня интереса. А вот к характеристике первой я бы добавил несколько деталей.
Итак. Относительно мотивов такого псевдосочинительства. Будучи умным и образованным человеком, этот тип прекрасно понимает, что владение искусством изящной словесности даёт некие преимущества в среде себе подобных. А так как поэтическое искусство обладает мистической таинственностью, то графоман позволяет себе шарлатанскую комбинаторику внешних элементов поэзии — ритмики, тропики, рифмовки и прочее. Ловко создавая нагромождение этого всего безо всякой связи внутри стихотворного мира, этот литературный делец добивается успеха у таких же умных, но эстетически слаборазвитых читателей. Костёр не разгорается, а вечно идёт дым. В конце концов дым этот дурманит мозг, разъедает глаза, ослепляет и отупляет. Создаётся аудитория читателей графоманских.
Например, как читатели Бродского, Демьяна Бедного, Юнны Мориц или какой-нибудь Кудимовой. Потом вокруг возникает коммерческое марево. Потом мнение, что если издают и есть читатель, то это настоящая поэзия.
Так вот вся эта жижа — графоман - псевдочитатель и колеблется, создавая определённую среду для воинствующей бездуховности. Это сбивает вектор эстетического развития части общества и, в конце концов, приводит к духовному кризису поколений. Пока гниль не выветрится космическим сквозняком.
Так что буду рад, если приоткрыл кому-то веки этим своим подобием вольного эссе. А пока бывайте. Светушка зовёт откушать на ночь прохладного арбуза!

И не забывайте: ПОЭЗИЯ ЭТО СУДЬБА!
Не пилите сук, на котором сидите! ©

 

Kim And-Buran 
Нет гениев и нет графоманов. Есть люди, умеющие писать, и те, кому не дано...

Вячеслав Ананьев
-----------------------
Kim, есть так же лошади и ослы! Всё есть на этом свете! Если нет чего-то, то это всего лишь из-за прорех в фантазии воспринимающего.

Людмила Банцерова
-----------------------
Да!

Вячеслав Ананьев
-----------------------
Людмила, нет

Виталий Иванов
-----------------------
На мой взгляд, графоманство - болезнь, типа лёгкого сумасшествия, потеря связи с реальностью, неадекватность оценок себя и других.
Скажем, если человек пишет стихотворные тексты на похороны и свадьбы, сам не считая себя в полном смысле поэтом, это нормально. И ради бога. А если, делая это, позиционирует себя как поэт, то это, конечно, уже графоман.
Или просто пишет стихи, технически несовершенные, вполне понимая это и без претензий, зачем называть его графоманом? А вот если он злостно начинает доказывать всем, что такая у него творческая манера и он лучше всех, остальные говно... конечно же, это графоман настоящий.
Т.е., на мой взгляд, вменяемых людей не надо и не хорошо называть «графоманами». А невменяемых, безусловно, необходимо ставить на место, каковое они реально заслуживают.
Можно называть графоманами и бурбонов или павлинов, м.б., имеющих и неплохой технический уровень стихосложения, однако, вполне очевидно для настоящих поэтов, не имеющих божественной связи с Поэзией, не знающих откровений и вдохновений. Это графоманы самые неприятные.

Вячеслав Ананьев
-----------------------
Виталий, объективных и субъективных претензий нет у меня к любым пишущим людям. Это я набросал несколько строчек к тому, чтобы читатель, имеющий эстетический вкус, был в курсе и такого явления в письменном творчестве.

Виталий Иванов
-----------------------
Вячеслав, конечно. Многие люди вообще не понимают, что происходит, не могут сформулировать самостоятельно мысль и плохо пересказывают чужие, полагая их за свои. В этом смысле всех их можно назвать графоманами, но не в поэзии, а самой жизни.
Однако мы никогда так не делаем.)
Просто помогаем чем можем. Хотя это почти бесполезно.)
Шучу)

Вячеслав Ананьев
-----------------------
Виталий, вот сейчас вышла большим тиражом антология патриотической поэзии специального назначения, так сказать, «ПоZывVнОй — Победа», полностью графоманская антология. И этой антологией теперь заваливают окопы на Донбассе. Как вы к такому относитесь?

Виталий Иванов
-----------------------
Вячеслав, как к вредительству. Если там стихи не от сердца


Рецензии