Замок Паланок в Мукачево. Закарпатье

У каждой империи есть своя Бастилия. В Российской империи это Лефортово, а в Австро-Венгерии - замок Паланок в Мукачево. Но тюрьмой  для политзаключённых  замок Паланок был не всегда. И в отличие от Аккерманской крепости свою оградительную и защитную функцию выполнял в полной мере. С тех самых пор, когда первые заострённые колья были забиты на одиноком потухшем вулкане в долине реки Латорицы. А забиты они  были более тысячу лет тому назад. С семидесяти метровой высоты отлично просматривалась вся округа.  Было бы глупо не воспользоваться этим преимуществом в военных целях. Тем более времена были неспокойные. Местное население донимали кочевники. Ситуация просто обязывала создать укрепление. И где эти укрепления создавать особого выбора не было.  Гора одна на всю долину. Зато какая.
Замок Паланок как и Москва  не сразу строился. Каменные укрепления появились лишь спустя триста лет. Но и деревянная цитадель выглядела внушительно и грозно. Даже хан Батый решил, что дешевле будет обойти эту крепость - и пошла гулять вольная ордынская конница по Европах до самой Адриатики, обойдя после непродолжительной и безуспешной осады  неприступные крепостные стены.
В свои лучшие времена замок имел восемь линий обороны. Это была самая укреплённая цитадель Европы. Потому как было что защищать от  жадных и  загребущих чужих рук. Замок стоял на пересечении  торговых путей, у его подножия - щедрая солнечная долина.  Охочих на такой лакомый кусок было более, чем предостаточно. Осады длились годами. И лишь обманом, коварством и предательством  можно было захватить замок.
До наших дней сохранились только три линии обороны. Первая линия - непосредственно крутой склон горы. Всё, что находится ниже основания замка, местные называют подзамче. Сейчас в подзамче  оборудована автостоянка.
К замку можно подняться пешком, но вся наша группа  твёрдо следовала принципу:  умный в гору не пойдёт, если можно подъехать. Поэтому и подрулили  в аккурат к самым замковым воротам. Имели они вид  довольно основательный. Такие нахрапом не возьмёшь. Разве что хитростью и обманом, или как вариант - большой кровью. Чтобы добраться до этих ворот, нужно пройти по подвесному мосту. Это туристы прогулочным шагом в полминуты преодолевают  оный путь. А вот для штурмующего неприятеля было ой не всё так просто. В случае нападения мост поднимали с помощью подъёмного механизма. И перед неприятелем оставался глубокий ров, а за ним толстые и высокие крепостные стены. Всё. Фенита ля комедия. Приходится вражинам чесать тыковку и выбирать один из двух вариантов: сворачивать знамёна и ретироваться или организовывать осаду. И не факт, что не придётся возвращаться к первому варианту.
Пройдя подвесной мост, попадаем в Нижний замок. Как линию обороны рассматривать его не будем, потому как это сравнительно новые укрепления, возведённые в 18-ом веке, когда большинство  битв и осад замок Паланок уже выдержал и выстоял. Но в Нижнем замке нашего брата туриста встречает скульптура кельта. Считается, что Закарпатье  - это самая южная окраина расселения кельтских племён. И именно кельты в здешних местах первыми начали варить пиво.  Поэтому наш кельт из Нижнего замка  держит в руках стебли ячменя и плоды хмеля. Без пива кельты жить не могли. И даже в Туманном Альбионе и Ирландии, где хмель не растёт, приспособились варить пиво без хмеля. И называется это пойло красивым словом эль.
Попрощавшись с кельтом, мы опять попадаем на очередной подвесной мост. И оказываемся на территории Среднего замка. Считается, что это вторая линия обороны. Строил и обустраивал Средний замок князь Корятович. Своим хозяйским оком он определил, что для жизнеобеспечения гарнизона крепости  при продолжительной осаде нужен источник  воды внутри замка. И приказал князь рыть колодец. А как известно, приказы начальства не обсуждаются. И через несколько лет в замке появилась вода. Доставали её из колодца глубиной 76метров.
Это сейчас 76 метров - не глубина и пара пустяков, пригнал буровую установку - и дело в шляпе. А во времена правления князя Корятовича из всех технических приспособлений в наличии были лишь лебёдка да бадья. И как в благодарность здесь на лобном месте был установлен памятник князю. Его указательный палец толпами туристов вычищен до блеска. Ага, значит, и здесь любители халявы загадывают желания. Ребята, вы обратились не по адресу. Живой князь ещё бы что-то для вас  и сделал, а памятник может разве что выслушать и то не факт. Но на всякий случай я тоже подержалась за палец. А вдруг исполнится?
И наконец, сердце замка Паланок - Высокий замок. Но чтобы в него попасть, нужно пройти по коридору смерти. В зловещем названии кроется не менее зловещий замысел. Коридор представляет собой узкую длинную галерею, в начале и в конце которой установлены опускающиеся кованные решётки. Когда в коридоре скапливается достаточно врагов и начинается давка, решётки опускают, а на их головы изо всех щелей льётся раскалённая смола.
Кроме кровожадных мест замок имел и кровожадных правителей. Точнее, правительниц. Первая - София Батори. Да, это родственница той самой вампирши Эржбеты Батори, которая принимала ванны из крови девственниц, чтобы вечно быть молодой и красивой. Гены пальцем не раздавишь. И София оказалась «достойной» фамилии Батори. О её жестокости ходят легенды. Но в путеводителях по замку Паланок  о Софии стараются рассказывать  басни о её красоте, образованности и приверженности католической вере
Её невестка, дочь хорватского правителя Петра Зриньи, отличалась не менее крутым нравом. Но в отличие от жестокой свекрови, свой воинственный потенциал обратила во благо. Под её руководством  защитники замка Паланок  успешно отражали осаду австрийских войск почти три года. До тех пор, пока колодце не отравили воду. Вот такая предательская хорошо спланированная операция позволила австрийцам захватить замок и пленить мятежную княгиню.
В Высоком замке установлен памятник Илоне Зриньи и её сыну Ференцу Ракоци. С высоты центрального бастиона они взирают на лежащий внизу Мукачево. Илона оставила  значимый след в истории не только самого замка, но и в истории борьбы за независимость Венгрии от австрийского гнёта, а  София только наследила. После неё остались пыточная да дурная слава.
Замок Паланок побывал в разных ипостасях: неприступной крепости, центра антиавстрийской борьбы,  тюрьмы для политических заключённых, военной казармы,  профтехучилища. Сейчас это музей с картинной галереей, художественным салоном,  экуменической церковью и даже уютным кафе. По верхней галерее можно выбраться на центральный бастион и рядом с  Илоной и Ференцем долго любоваться панорамой города.


Рецензии