Чехов и три сестры

 1890 год
-Антон Павлович, собирайтесь же, едем! – городской голова, председатель думы города Перьмь Сигов Пётр Ерофеевич, мужчина крупного телосложения с чёрными густыми бровями на бледном чуть опухшем лице, нетерпеливо крутил в руках красивую трость.
-Ну, куда опять? Здесь в вашей глуши только скука, мокрые заборы и уличная грязь. Давайте уже посидим этот вечер в номерах за картами. Что-то кашель мучает.
-Нет, нет! – решительно ответил градоначальник.- Вы можете сколько хотите ругать наш город но ещё вспомните мои слова, пока доберётесь до Сибири,  много раз оцените наше радушие. Сегодня мы приглашены в семью статского советника главврача больницы господина Циммермана. Правда сам-то скоропостижно скончался год назад, зато три его дочери преинтересные особы, там вам понравится.
Чехов поморщился:
-Зачем  мне новые знакомства, у меня жизненных наблюдений на целое собрание сочинений хватит. А впереди долгая дорога до Сахалина, скольких людей ещё встречу!
  -Ах, бросьте вы, Антон Павлович, всё в шкатулку памяти для записок складывать! Одевайтесь и поехали, будем просто наслаждаться обществом интеллигентных дам, они молодые и приятные. Вот вам подробности: Циммерман, потомок немецких переселенцев. Здесь, в нашей провинции, дочери его – настоящие достопримечательности, выдающиеся личности. Представьте себе, несколько лет назад они на свои средства организовали частную школу. Ну там языки, искусство и всё такое - вам будет что послушать, дорогой Антон Павлович. Кстати, и закуска тоже будет.
-Ну что ж, уговорил, поехали! –Чехов поднялся с кресла.
             
Извозчик подкатил коляску прямо к воротам большого каменного дома, окруженного  кустами жасмина. Мужчины прошли по алее к крыльцу, бросили пальто на руки разворотливому лакею, встречающему их в передней и прошли в гостиную. Хозяйка быстро подошла к гостям и встретила их крепким рукопожатием.
             -Меня зовут Оттилией, я старшая в этом доме,- обратилась она к знаменитому писателю, - брат живёт далеко, сёстры ещё  преподают на уроках в школе, поэтому прошу любить и жаловать пока меня одну. Проходите, устраивайтесь удобно на кушетках. Сейчас подадут чай.
-Расскажите, как идут ваши дела в школе, - слегка прищурившись, спросил Антон Павлович, чтобы поддержать беседу.
-Надо служить людям, для этого мы родились и живём на земле. Да, в наше нелёгкое время нужно уметь быть полезными другим. Ведь в этом и состоит основное предназначение человека. – Оттилия воодушевилась, глаза её заблестели. –Конечно, тут не столица, нет развитой промышленности, отсталость, прозябание, даже железнодорожный вокзал стоит далеко от города. Но мы по мере сил исправляем испорченные бытом нравы людей. Мы работаем с земством, там такие идеи о совершенствовании личности проводят в жизнь!
              Пётр Ерофеевич, подчеркивая свою официальную должность, одобрительно кивнул:
             -Знаем, как же, наслышаны, - Он нахмурился и повернул разговор на личное. - Говорят, у вас было большое несчастье в семье:  ваш родной племянник застрелился. Я хочу выразить вам своё сочувствие. С чего бы это он? Ведь ему едва стукнуло семнадцать лет.
Оттилия смутилась:
          -Да, это правда, он застрелился из отцовского ружья. Любовь бывает безответной, но это не повод, чтобы закрыть для себя другие пути, например, путь открытий в научной сфере, поиски божественного сознания, роста общетвенной значимости, пути служения человечеству.
Хлопнула входная дверь. Оттилия облегчённо вздохнула.
             -Извините, сейчас вернусь, - и она, легко поднявшись с кресла, вышла. Тотчас же из коридора раздался её командирский голос:
            -Марго, поторопись, у нас гости. Председатель думы привёз  с собой московского писателя Чехова. – Потом негромко спросила, уже , видимо у слуги. - Мой муж не приходил?
           Тот что-то невнятно пробормотал.
           -Да, опять будет где-то шляться до полночи, а утром его не добудишься.   
           В гостиной стало светлее, когда в неё вошла, улыбаясь гостям, молодая девушка, одетая скромно, но со вкусом.
        - Это Маргарита, - представила её сестра.
          Антон Павлович теперь уже не удивился, когда эта хрупкая особа протянула руку для пожатия, видимо, так было тут принято.
         -Рада видеть вас, уважаемый господин Чехов в нашем доме,- сказала девушка взволнованно. - Вы просвещаете народ, приносите своим талантом пользу, а это самое главное в жизни: быть нужным и помогать другим.
Антон Павлович хмыкнул:
-Ну что вы! Так уж и пользу! Пишу понемножку, а люди живут так, как хотят и могут.
Градоначальник с Оттилией переглянулись, а Маргарита запальчиво ответила:
             -Нет, нет! Вы влияете на умонастроение каждого, кто коснулся ваших трудов.  Среди наших скучных будней вы явились светом. Мне кажется среди серых домов, старых заборов, что всё это уже отжило свой век, всё ждёт начала молодого, свежего, когда каждому человеку можно будет прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым, быть радостным и свободным.  Люди будут жить достойно и честно! – во время своей пылкой речи Маргарита внимательно смотрела на писателя и, видя в его глазах интерес, продолжала - Общество состоит из индивидуумов, но оно едино в выборе некоторых идей.  Что вы скажете относительно равенства всех сословий?
-Всё это весьма спорно, - миролюбиво ответил Чехов.
Петр Ерофеевич хмыкнул:
-Где же это ваше пресловутое равенство, если вы держите прислугу?
Оттилия не утеряла спокойствия, ответила за сестру:
-Это не слуги, нам временно помогает супружеская пара.  У них сгорел дом, негде жить, встанут на ноги и уйдут. Мы в силах по дому всё делать сами, несмотря на большую загруженность в школе. –Оттилия хотела что-то еще сказать относительно социального устройства общества, но тут в гостинную забежала запыхавшаяся юная красавица. Румянец играл на её щеках, каждая рюшка её прелесного платьица вызывала умиление. Оба гостя сразу отметили схожесть с Маргариттой: тот же продолговатый овал лица, брови вразлёт, блестящие умные глаза, и даже волосы были прибраны в одинаковую высокую прическу.
-А вот и Эвелина, наша младшая, – ласково улыбнулась хозяйка. 
-Я, кажется, запоздала, кружишься, вертишься на работе, а времени все равно не хватает.
               Чехову явно понравилась Эвелина, а градоначальник просто расплылся в улыбке. 
-Что дорогая, ты тоже мечтаешь о великих целях и хочешь быть знаменитой?
-Вы меня извините, господа, но как можно жить в такой глуши, среди этой пошлой действительности? Я хотела бы жить в Москве. Там будет жизнь новая, широкая, просторная, справедливая, полная тайн, живая, весёлая, - всем было очевидно, как увлекала и манила эта мечта красавицу.
-Занятно, занятно, - с улыбкой ответил градоначальник. – А  вот встретил  папашу твоего ученика, Саши Кюнцеля, так он мне оду тебе пропел, какая ты добрая, отзывчивая и образованная учительница, как тебя обожают все ученики. Не лучше ли дома, на своем месте сидеть? Выйдешь замуж, родишь детей...
-Ах, здесь такая скука, грязь, никакой культурной жизни. Вы же знаете это сами, Петр Ерофеевич. Женихов подходящего уровня нет. А учительница у нас самая лучшая – это Оттилия. Она у нас действительно...
-Ладно, ладно, заканчиваем дискуссию. - Хозяйка встала и пригласила всех в столовую.


После революции 1917 года судьба всех трёх сестёр оказалась жестокой. Оттилия была арестована по постановлению губернской ЧК (Черезвычайной Космисии), она умерла в тюремном лазарете и похоронена в общей могиле. Знания Маргариты при большевиках остались не востребованными, ей пришлось работать сторожем при церкви, пока церковь не закрыли. Следы Эвелины затерялись, она уехала в Москву и там пропала.
А пьеса Чехова «Три сестры» идёт на сценах Москвы, Берлина, Нью-Йорка, Токио, Тель-Авива...  Пьеса переведена на сто языков мира... Тема тяги души к новому и прекрасному вечна.

16.01.23
 


Рецензии
Анна, потрясающе интересно! Как много нового узнала про Чехова и прототипов пьесы. Волнующее произведение, стиль завораживающий.Вам удалось так деликатно и подробно передать чувства Чехова. Просто чудо, эта Ваша работа!

Виктория Романюк   04.08.2023 21:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.