Путешествие в прошлое

            Николай Путилин

                ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ




Потребность в воссоздании истории России сегодня стала острее, чем раньше. Новое поколение желает обратиться к историческим корням своих предков. Эти знания ну-жны и для того, чтобы разобраться в проблемах современности.

Летнее время - самая благодатная пора для школьников, когда можно в детском ла-гере дневного пребывания и поработать, и хорошо отдохнуть. Чтобы детям запомни-лись летние каникулы, педколлектив МОУ СОШ с. Дубовое заранее тщательно спла-нировал работу детского лагеря «Дубочек». Больше внимания решили уделить изучению родного края. И это правильно.
 
В былые времена людей тянуло в дальние края - в Москву, Ленинград, на побережье Чёрного моря, в города-герои. Возвращались школьники с массой интересных впечат-лений. Это хорошо. Однако сведения о своей стране получались прерывистыми: про-пускалось самое важное - знания о родном крае. Познавать историю страны «изну-три» или с середины - непростительная ошибка. Правильнее поступают те педколлек-тивы, которые начинают работу с изучения родного села: каждый населённый пункт, даже самый маленький, - это часть истории большой Родины. Везде много интерес-ного, стоит только заняться этим увлекательным делом.
- Мы решили начать, как говорится, «со святцев», - рассказывает директор МОУ СОШ с. Дубовое Юлия Александровна Соломонова. - Наметили изучить историю Ивановской колокольни, побывать в Музее боевой славы МОУ СОШ № 2 с. Хворостянка, в крае-ведческом музее МОУ СОШ с. Пушкино. Посмотреть, послушать, сравнить, а затем самим взяться за это святое дело.
 
Задумка дубовчан заслуживает внимания: они хотят иметь «летопись» села Дубовое и добрую историю своей школы. Можно только приветствовать такое начинание.
 
10 июня дубовчане во главе своих наставников Г. С. Бирюковой и О. С. Кочетковой посетили Хворостянскую школу № 2. Экспонаты Музея боевой славы поведали ребятам о славном пути 315-го стрелкового полка 19-й Воронежско-Шумлинской Краснозна-мённой орденов Суворова и Трудового Красного Знамени стрелковой дивизии.
 
Из рассказа учителя-экскурсовода дети узнали, что основной костяк 315-го стрел-кового полка, составляли красноармейцы-добринцы. Ребят немало удивило то, что в составе этого полка под Ельней сражались и дубовские воины: Д. И. Машков, П. Т. Широков, В. А. Скопинцев, Д. Т. Ходяков.
 
Школьники впервые услышали о том, как мужественно сражались наши земляки, какой дорогой ценой освободили Ельню: там, в кровопролитных боях, сложили свои головы 55 добринцев. Минутой молчания почтили их память ребята. В Пушкинской школе ду-бовские ребята увидели музей краеведческого направления. Ребят поразило обилие музейного богатства: глаза выражали удивление, восхищение и стремление поскорее обо всём узнать. Действительно, здесь много разделов и различных уникальных пре-дметов - свидетелей далёкой старины. И всё это - заслуга руководителя музея Татьяны Петровны Пономаренко.
- Музей наш создан в 1991 году, - говорит она. - Он один из первых в Липецкой области (имеется в виду школьный музей). Есть паспорт, т. е. музей документально оформлен. Все материалы собирали сами ребята.

Музейные фонды состоят из двух частей - основного и научно-вспомогательных мате-риалов. Основной фонд - это собранные предметы. Второй фонд - это воспроизведе-ние подлинников, т. е. копии, макеты, муляжи, слепки. Есть ещё и специально созданный наглядный материал: карты, планы, схемы, рисунки, таблицы).Разнооб-назны здесь вещевые источники: орудия труда, продукция кустарного производства, предметы быта. К изобразительным источникам относится живопись, рисунки, фото-графии. К письменным - книги, периодические издания.
 
Каждая музейная вещь несёт определённую смысловую нагрузку, - продолжает рас-сказывать хозяйка музея. - Вот почему даже одна экскурсия послужит для вас ис-точником расширения, дополнения и углубления полученных на уроках сведений.
 Знать историю родного края - значит любить его. В своё время А. С. Пушкин пи-сал: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Поэт утверждал, что прошлое не исчезает бесследно, оно прорастает в настоящее в виде памятников материальной и духовной культуры и хранится в музеях.
 
Пушкинский краеведческий музей - тому яркое доказательство. Сверху - панорама села в фотографиях крупного формата. На одной из них запечатлен храм во имя Дмитрия Ростовского. Есть и рисунок церкви.

Эмоциональный рассказ Татьяны Петровны заворожил даже самых равнодушных. Удив-ляться есть чему: там и ракушки бывшего океана, и наконечники стрел, и бивень мамонта, и музыкальные утюги, и тульские самовары, и многое-многое другое.
 
Ребята узнали о Белгородской засечной черте протяжённостью в 800 вёрст. Наглядно рассмотрели рисунок со сторожками, узнали об их назначении. Увидели уникальный старинный стол с резными краями, сундук, различные игрушки. Девочкам понравился рассказ на тему «Всё для женщины», ребятам - о том, как наши предки защищались от нашествия кочевых племён...
 
Перечислить всё, что дети увидели и услышали в двух музеях, невозможно. Смысл заключается в том, что музей можно смело назвать «волшебной машиной времени», в которой в считанные минуты легко совершить путешествие в далёкое прошлое, верну-ться в настоящее и заглянуть в будущее. После, когда впечатления «созреют», мо-жно всё это сопоставить и сделать определённые выводы.


Рецензии