путь паломника-5. одним днём
Поэтому у меня нет выходных - есть смена деятельности. Нет однозначного ответа какая активность важнее.
Иногда необходимо съездить в дальние дали, чтобы пересмотреть свое отношение к тому что вблизи. Не зря же говорят - все необходимое всегда в радиусе вытянутой руки. Идея посетить одним днем святые места трёх республик - Чувашии, Марий Эл и Татарстана - лежит на поверхности. Почему нет?
Удивительно. Я впервые еду в сторону Цивильска не на деревню к бабушке, не для участия в садово-огородной движухе моих родителей и даже не на свидание с девушкой. Да, да есть такой опыт в биографии. Я еду в Тихвинско- Богородицкий женский монастырь на утреннюю службу и это очень необычные эмоции...
Штурман, ценительница индийской культуры с итальянским темпераментом так же едет в обитель впервые, так же участвует в сюжете. У каждого свои отработочки.
Я впервые трогал, как бы по-деликатнее , "женские компакт-диски", подсказывает штурман, если смотреть во фронтальной проекции, в стройотряде вблизи Астрахани, у студентки культ-просвет училища из Цивильска. Причём, чуть забегая вперёд, замечу эти два сольных магнитоальбома тянули на "платину". И понятное дело, монастырь я тогда не замечал. Потому что всему свое время.
Пора юношеской влюблённости, тотестерон из ушей и все такое...
Девушка проживала с родителями в Марпосаде, а там от точки до точки недалече. Поэтому я посещал по выходным и Цивильск, и Марпосад, а так же писал бумажные письма про любовь раз в неделю. Пока ее отец не прояснил ситуацию, проявив мужскую солидарность:
- Хороший ты парень, Олег. Не надо приезжать к ней. Потому что таких, как ты, у неё - пятеро...
Получается, все эти годы, с тех самых пор, меня подсознательно тянуло в Марпосад и в Цивильск с коэффициентом "пять" Слегка расшифрую термин для широкой публики, так одна локация, одно место скажем , притягивает пять человек одновременно с примерно сопоставимой силой. И только сейчас я принял эту Силу и последовал за ней...
Неисповедимы пути Господни и промысел его. Студентка из ЧРКПУ была способом для меня, чтобы я оказался в Цивильске снова, через тридцать четыре года. Чтобы поменять свое отношение к событиям своей биографии. Чтобы закрыть гештальт, как говорят психологи. Кстати, монашество с древних времен выполняло именно роль социальных психологов. Задолго до Фрейда, до Юнга и иже с ними присных.
Я рассказываю эту историю ценительнице культуры с итальянским темпераментом по дороге в обитель:
-Невероятно! Какие пассажи! - всплескивает руками она и проливает глинтвейн из термоса себе на штаны.
Потом она долго трёт спиртовой салфеткой брюку и вспоминает о своем , как привозила детей в Цивильск в пионерлагерь - натаптывала "тропиночку" для сегодняшней поездки
Да, подходы и отработочки у каждого свои.
В церковной лавке очередь. Пока то- сё, взгляд скользит вдоль полок и останавливается на обложках двух книг. Я читаю названия и мурашки по коже.
"Из смерти в жизнь." Свидетельства участников локальных конфликтов о Божьей помощи на поле боя. Две книги.
Про Афган и Чечню. Выпуск 2018 года.
На обложках механ, ведущий технику по - походному, высунувшись из люка и советские десантники в парадках с наградами. Дембеля.
Обе фотки в резонанс с периодом моей службы. Получив ВУС механик-водитель ещё при Союзе , я проходил службу в части, которая десять лет участвовала в афганской войне.
Возможно эти книги ждали меня здесь четыре года.
Именно перед призывом в армию я приезжал на свидания в Цивильск...
Так получается 3517 знаков текста. При этом, по ходу сюжета, мы ещё в первый храм не зашли.
В монастыре долгое время располагались швейные мастерские и профтехучилище номер пять. Вновь пятёрочка появляется в рассказе. Замечаете? Не в смысле сеть магазинов, а число Юпитера. Планета ведающая процессами расширения, масштабирования. Это и сознания касается...
Заходим. Стены 17 века, а внутри конечно же все новое, и мрамор на полу, и иконы. Исподволь напрашивается сравнение с Кубой. При чем здесь остров Свободы?
Там много раритететных авто 60-х годов, но это только внешне, потому что вся начинка этой техники - новьё.
А ещё "Куба" на армейском жаргоне это Кубинка - место размещения музея бронетанковых войск и место дислокации полка спецназа ВДВ. Опять же механы и десантура.
Такие вот перекрёстные ассоциации...
Присутствуем на службе, слушаем хор монахинь, соблюдаем регламент. Может я отчасти придирчив, может это гордыня, но мне не хватило сиюминутных вибраций сопричастности...
И мы едем в старенькую, расположеную рядом, Свято-Троицкую церковь с колокольней, которую называют Пугачевской. Хаживал в этих местах Емельян со своим войском , поэтому и улица, на которой находится храм, носит его фамилию.
Утренняя служба завершилась. Людей внутри единицы. Однако, мы оказываемся свидетелями таинства Крещения. Вот оно, ради чего стоило здесь, в Цивильске, оказаться! И мы смотрим, как мальчик Матвей в футболочке с изображением бумажного кораблика - по мотивам сказки Андерсена - вступает на стезю православия.
Если бы в момент своего Крещения я мог бы выбирать круг присутствующих при таинстве сам, то двух настоящих паломников, путешественников по святым местам, я бы обязательно пригласил. Возможно у Матвея есть такая способность с рождения, приглашать без слов и поэтому мы здесь. Редко можно вот так, с улицы, зайти в нужный момент, в правильное место...
Потом мы находим здание - дом купца Толмачева - где раньше располагалось культ-просвет училище. Теперь тут краеведческий музей и он сейчас закрыт. Все как в 1988 году, только стены выкрашены вместо василькового в салатовый цвет. Несколько слоев воспоминаний выстраиваются в гармоничный узор - влюблённость, время ожидания призыва, служба в армии, утренняя служба в монастырском храме, присутствие при таинстве Крещения . Картинка настоящего совмещается с картинкой в прошлом, несколько эмоций смешиваются и образуют новое качество - благодарность за текущий момент, которое равномерно наполняет тело и сознание.
Неисповедимы пути Господни и промысел его...
#путь_паломника_5_часть2.
#одним_днём
По дороге из Цивильска в сторону Йошкар-Олы я впервые, на прямом участке, разгоняю автомобиль до 169 километров в час. Это мой личный рекорд. Штурман, после того как скорость сброшена, делает ремарочку по этому поводу :
"Чобы достичь такого результата должны совпасть четыре момента: прямая видимость , то есть погодные условия, качество дорожного покрытия, мастерство водителя и уверенность в состоянии автомобиля."
Как в хорошем рассказе. Должны совпасть, сложиться в целое: социальная востребованность текста, сюжет, стиль письма, трансформация персонажей воодушевляющая чииателей.
Вот вроде бы паломничество одного дня, а описание только посещения Цивильска получилось в 6124 знаков. Раньше, в онлайн-проекте для блогеров, это была бы недельная, по объёму, норма текстов. А сейчас, через шесть лет, этого на раз-два облизнуться...
Ежево-мироносицкий женский монастырь в 15 верстах от Йошкар-Олы в сторону Кирова, главная святыня Марий Эл. Эта обитель, как и Тихвинская в Чувашии изначально была населена мужской братией, а потом пришли женщины. Как много в этом звуке...
Населённый пункт Ежево. Ежи, ёжики.
Йоги. Мышление словно играет в свою собственную игру и приглашает, вовлекает нас поучаствовать.
Сестры показывают главную святыню монастыря -икону Богородицы и аспидный камень мироносных жён над образом. Подходим на поклон. И тут моё внимание привлекает висящая по левую руку от Богородицы икона св. Матвея. Сразу же вспоминается Цивильск, буквально двумя-тремя часами ранее - Крещение младенца Матвея. Вот это да! Словно звенья одной цепочки следуют друг за другом события, повинуясь общему, пока неведомому нам, замыслу. Одно понятно и здесь тоже мы не случайно. А ещё я успеваю сделать селфи на фоне куполов при свете солнца, потому что на выходе из обители по земле уже метёт подземка.
Смыслы, как актёры театра, переодеваются из одних словесных оболочек в другие. Примета времени, а что поделать? Такова Кали-юга.
Просто созерцай и слушай.
Ценительница культуры рассказывает, что связка "беспечная поездка" для неё теперь, после маршрута Толга-Лавра-Боголюбово, означает движение на автомобиле с выключенным отопителем на расстояние 850 километров . Без печки. Бррр! Ещё свежи впечатления. Глядя на поземку тихо радуюсь, что нынче с печкой все в порядке.
Замечаю характерный след на укатанной дороге местного значения. От домов прилегающих к монастырю до трассы. Словно кто-то пытался начертить разделительную полосу, только выбрал другую краску. Специфическую.
Настройки восприятия после тонкой регулировки мгновенно подсказывают, что это след за ассенизаторской машиной. Отслеживаю момент брезгливости, в виде своей попытки поехать по встречной полосе. Лишь бы не по следу. Далее приходит образ, что монашество, такие же социальные психологи, "ассенизаторы душ человеческих" - и наблюдаемая картина это нормальные будни. После осознания и принятия ситуации опасные рывки рулём влево-вправо прекращаются, тем временем истончается след и мы достигаем трассы, по которой можно выдвигаться в сторону столицы Татарстана.
Раифский монастырь вблизи Казани расположен на территории заповедника.
Рядом озеро, вокруг лес. Красота. А как там зимой клево оказывается ... Мммм....Не ожидал.
А раньше в этом месте располагались колония, сначала для малолеток, потом для взрослых. Тема перекликается с монастырем в Толге. Вообще, как правило, для советского периода характерно использование инфраструктуры монастырей для обустройства исправительных колоний.
Контексты перетекают друг в друга, переплетаются. Игра света и теней. Возможно поэтому здесь всегда многолюдно. Раньше привозили принудительно, а теперь люди приезжают добровольно по давно наезженной "лыжне". Не заморачиваясь о подоплеке своих побуждений.
Прилегающая к монастырю территория своего рода воскресный парк. Места продажи различной выпечки к чаёчку из самовара. Костёрок, чтобы погреться у живого огня, тут же. Столы изо льда с озера, что расположено прямо возле стен монастыря. Народ готов стоять в автомобильной "пробке" километра на два-три, по полчаса, чтобы припаковаться на территории обители. Сюда приезжают семьями, с детьми. Катаются с ледяных горок и, что символично, чтобы согреться душевно идут в храм или, кто более материален, в мнастырскую трапезную., где столы посетителями занимаются зараненее, пока кто-то из компании ещё стоит в очереди.
В то время как штурман стоит в очереди за хавчиком , я катаюсь в толпе детей с горки на пластиковом пакете. Мне кушать не хочется, потому что благодать утоляет и жажду, и голод.
Делаю фоточки, снимаю видосы. Вот снежный храм с крестами изо льда, с иконами и свечками внутри. Вот снежный вертеп - пещера, место рождения Христа - впервые вижу такое исполнение. Производит неизгладимое впечатление. Мастера, которые это создали, реально - волшебники. Включается ночная подсветка объектов и предметы вокруг приобретают особенную рельефность и снова пальцы зябнут на морозе, нажимая кнопочку на фотокамере.
Такую движуху в Раифе вижу впервые. И мысли в момент зимнего посещения новые. Храм мучеников в Раифе и Синае избиенных снабжён картой, где обозначено географическое расположение вышеуказанных городов - на территории современного Египта.
"Так вот почему туры в Египет такие дешёвые! Потому что благословляются православной церковью!" - прилетает ироническая мысль. Свежо предание...
Мне нравится в Раифе икона св. пророка Ильи - покровителя ВДВ. Раньше мне казалось на иконе нарисовано, как демоны искушают пророка. Теперь, вглядываясь, вижу, что вокруг Ильи архангелы и херувимы. Игры воображения. Ничего подобного в других храмах не замечал за собой. И вообще, вдруг понимаю, что в Раифе самый богато инкрустированный иконостас и обрамление икон. Всюду золоченная чеканка. Удивляюсь, что обратил внимание на это только в третье посещение. Ну да, после четырёх паломничеств по десятку обителей. Мы со штурманом некоторое время сидим возле образа Ильи , впитывая вибрации, наполняясь.
Вижу группу детей в возрасте десять - двенадцать лет. По ходу школьный класс. По экипировке - юные спортсмены. Им взрослый рассказывает как молится и для чего ставятся свечи к иконам. "Чтобы побеждать на соревнованиях нужно обращаться к Николаю Чудотворцу, ну и конечно при этом не забывать тренироваться," - слышу часть реплики.
Вижу на полу в центре храма образок кто-то уронил. В упаковке, только что приобретенный в монастырской лавке. В таком месте не задумываясь подбираю." К любой настенной иконе нужно приложить со словами - Из твоих рук Господи принимаю, с благодарностью! - рекомендует штурман, которая наблюдает сцену с трех шагов сбоку. Так и делаю. После чего поворачиваю голову вправо и вижу семью. Мать, отец, двое детей. У мальчика постарше - на лице растерянность.
- Надо вернуться к лавке и там ещё раз посмотреть! - рулит женщина. Мужчина начинает выдвигаться в обозначеном направлении и через два шага видит нас:
- Вы иконку не подбирали тут рядом?
Обаз св. Игнатия. Сына так же зовут. Обронили случайно.
И совершенно понятно, что нет случайностей. И сейчас мы убеждаемся в этом на практике. Точно так же, не задумываясь, как подобрал, отдаю образок - иконка побыла в моих руках не более минуты. И трудно сказать кто кому передал заряд, я мальчику Игнату или он мне. В центре одного из храмоа Раифского монастыря.
-Думаю, что это был честный обмен. Как если бы менялись два художника - чистый альбом и краски за методичку по рисованию - повстречавшись где-нибудь в выставочной галерее. В одном из центров мировой культуры, - я веду автомобиль в сторону Чебоксар и делюсь впечатлениями со штурманом,
-Невероятно! Какие пассажи! - всплескивает руками она и проливает глинтвейн из термоса себе на штаны. Второй раз, на другую брючину. Итальянский темперамент.
Потом долго трёт ткань спиртовой салфеткой. У каждого свои отработочки. Получается почти начисто.
Неисповедимы пути Господни и промысел его....
Свидетельство о публикации №223011900770