путь паломника-5. одним днём

Интересные мысли стоят в очередь на реализацию. Я словно пишу своими путешествиями истории для будущей книги. Или это истории приглашают меня прожить их, чтобы потом можно было сложить из них цикл рассказов? Причём это словно выполнение безличного заказа. От инстанции, чьи предложения принимаются без обсуждения.

Поэтому у меня нет выходных - есть смена деятельности. Нет однозначного ответа какая активность  важнее.

Иногда необходимо съездить в дальние дали, чтобы пересмотреть свое отношение к тому что  вблизи. Не зря же говорят - все необходимое всегда в радиусе вытянутой руки. Идея  посетить одним днем святые места трёх республик - Чувашии, Марий Эл и Татарстана - лежит на поверхности. Почему нет?

Удивительно. Я впервые еду в сторону Цивильска не на деревню к бабушке, не для участия в садово-огородной движухе моих родителей и даже не на свидание с девушкой. Да, да есть такой опыт в биографии. Я еду в Тихвинско- Богородицкий женский монастырь на утреннюю службу и это очень необычные эмоции...

Штурман, ценительница индийской культуры с итальянским темпераментом так же едет в обитель впервые, так же участвует в сюжете. У каждого свои отработочки.

Я впервые трогал, как бы по-деликатнее , "женские  компакт-диски", подсказывает штурман,  если смотреть во фронтальной проекции,  в стройотряде вблизи  Астрахани, у  студентки культ-просвет училища из Цивильска. Причём, чуть забегая  вперёд,  замечу эти два сольных магнитоальбома тянули на "платину". И понятное дело, монастырь я тогда не замечал. Потому что всему свое время.
Пора юношеской влюблённости, тотестерон из ушей и все такое...

Девушка проживала с родителями в Марпосаде, а там от точки до точки  недалече. Поэтому я посещал по выходным  и Цивильск, и Марпосад, а так же писал бумажные письма про любовь раз в неделю. Пока ее отец не прояснил ситуацию, проявив мужскую солидарность:

- Хороший ты парень, Олег. Не надо приезжать к ней. Потому что  таких, как ты, у неё - пятеро...

Получается, все эти годы, с тех самых пор, меня подсознательно тянуло в  Марпосад и в Цивильск с коэффициентом "пять" Слегка расшифрую термин для широкой публики, так одна локация, одно место скажем , притягивает пять человек  одновременно с примерно сопоставимой  силой. И только сейчас я принял эту Силу и последовал за ней...

Неисповедимы пути Господни и промысел его. Студентка из ЧРКПУ была способом для меня, чтобы я  оказался в Цивильске снова, через тридцать четыре года. Чтобы поменять свое отношение к событиям своей биографии. Чтобы закрыть гештальт, как говорят психологи. Кстати, монашество с древних времен выполняло именно роль социальных психологов. Задолго до Фрейда, до Юнга и иже с ними присных.

Я рассказываю эту историю  ценительнице культуры с итальянским темпераментом по дороге в обитель:

-Невероятно! Какие пассажи! - всплескивает руками она  и проливает глинтвейн из термоса себе на штаны.

Потом она  долго трёт спиртовой салфеткой брюку и вспоминает о своем , как  привозила детей в Цивильск в пионерлагерь - натаптывала "тропиночку" для сегодняшней поездки
Да, подходы и отработочки у каждого свои.

В церковной лавке очередь. Пока то- сё, взгляд скользит вдоль полок и останавливается на обложках двух книг. Я читаю названия и мурашки по коже.

"Из смерти в жизнь." Свидетельства участников локальных конфликтов о Божьей помощи на поле боя. Две книги.
Про Афган и Чечню. Выпуск 2018 года.

На обложках механ, ведущий технику по - походному, высунувшись из люка и советские десантники в парадках с наградами. Дембеля.

Обе фотки в резонанс с периодом моей службы. Получив  ВУС механик-водитель  ещё при Союзе , я проходил службу в части, которая десять лет участвовала в афганской войне.

Возможно эти книги ждали меня здесь четыре года.

Именно перед призывом в армию я приезжал на свидания в Цивильск...

Так получается 3517 знаков текста. При этом, по ходу сюжета,  мы ещё в первый храм  не зашли.

В монастыре долгое время располагались швейные мастерские и профтехучилище номер пять. Вновь пятёрочка появляется в рассказе. Замечаете? Не в смысле сеть магазинов, а число Юпитера. Планета ведающая процессами расширения, масштабирования. Это и сознания   касается...

Заходим. Стены 17 века, а внутри конечно же все новое, и мрамор на полу, и иконы. Исподволь напрашивается  сравнение с Кубой. При чем здесь остров Свободы?
Там много  раритететных авто 60-х годов, но это только  внешне, потому что вся начинка этой техники - новьё.

А ещё "Куба" на армейском жаргоне это Кубинка - место размещения музея бронетанковых войск и место дислокации полка спецназа ВДВ. Опять же механы и десантура.
Такие вот перекрёстные ассоциации...

 
Присутствуем на службе, слушаем хор монахинь, соблюдаем регламент. Может я отчасти придирчив, может это гордыня, но мне не хватило сиюминутных  вибраций сопричастности...

И мы едем в старенькую, расположеную рядом, Свято-Троицкую  церковь с колокольней, которую называют Пугачевской.  Хаживал в этих местах Емельян со своим войском , поэтому и улица, на которой находится храм, носит его фамилию.

Утренняя служба завершилась. Людей внутри единицы. Однако, мы оказываемся свидетелями таинства Крещения. Вот оно, ради чего стоило здесь, в Цивильске, оказаться! И мы смотрим, как мальчик Матвей в футболочке с изображением бумажного кораблика -  по мотивам сказки Андерсена  - вступает на стезю православия.

Если бы в момент своего Крещения я мог бы выбирать круг присутствующих при таинстве сам, то двух настоящих паломников, путешественников  по святым местам, я бы  обязательно пригласил. Возможно у Матвея есть такая способность с рождения, приглашать без слов и поэтому мы здесь. Редко можно вот так, с улицы, зайти в нужный момент, в правильное место...

Потом мы находим здание - дом купца Толмачева - где раньше располагалось культ-просвет училище. Теперь тут краеведческий музей и он сейчас закрыт. Все как в 1988 году, только стены выкрашены вместо василькового в салатовый цвет. Несколько слоев воспоминаний  выстраиваются в гармоничный узор - влюблённость, время ожидания призыва, служба в армии, утренняя служба в монастырском храме, присутствие при таинстве Крещения . Картинка настоящего совмещается с картинкой в прошлом, несколько  эмоций смешиваются и образуют новое  качество - благодарность за текущий момент, которое равномерно наполняет тело и сознание.

Неисповедимы пути Господни и промысел его...

#путь_паломника_5_часть2.
#одним_днём

По дороге из Цивильска в сторону Йошкар-Олы я впервые, на прямом участке, разгоняю автомобиль до 169 километров  в час. Это мой личный рекорд. Штурман, после того как скорость сброшена, делает ремарочку по этому поводу :
"Чобы достичь такого результата должны совпасть четыре момента: прямая видимость , то есть погодные условия, качество дорожного покрытия, мастерство водителя и уверенность в состоянии автомобиля."

Как в хорошем рассказе. Должны совпасть, сложиться  в целое: социальная востребованность текста, сюжет, стиль письма, трансформация персонажей воодушевляющая чииателей.

Вот вроде бы паломничество одного дня, а описание только посещения Цивильска  получилось в 6124 знаков. Раньше, в онлайн-проекте для блогеров, это была бы недельная, по объёму,  норма текстов. А сейчас, через шесть лет, этого  на раз-два  облизнуться...

Ежево-мироносицкий женский монастырь в 15 верстах от Йошкар-Олы в сторону Кирова, главная святыня Марий Эл. Эта обитель, как и Тихвинская в Чувашии изначально была населена мужской братией, а потом  пришли женщины. Как много в этом звуке...

Населённый пункт Ежево. Ежи, ёжики.
Йоги. Мышление словно играет в свою собственную игру и приглашает, вовлекает нас поучаствовать.

Сестры показывают главную святыню монастыря -икону Богородицы и аспидный камень мироносных жён над образом. Подходим на поклон. И тут моё внимание привлекает висящая по левую руку от Богородицы икона св. Матвея. Сразу же вспоминается Цивильск, буквально двумя-тремя часами ранее - Крещение младенца Матвея. Вот это да! Словно звенья  одной цепочки следуют друг за другом события, повинуясь общему, пока неведомому нам, замыслу. Одно понятно и здесь тоже мы не случайно. А ещё я успеваю сделать селфи на фоне куполов при свете солнца, потому что на выходе из обители по земле уже метёт подземка.

Смыслы, как актёры театра, переодеваются из одних словесных оболочек в другие. Примета времени, а что поделать? Такова Кали-юга.
Просто созерцай и слушай.

Ценительница культуры рассказывает, что связка  "беспечная поездка" для неё теперь, после маршрута Толга-Лавра-Боголюбово, означает движение на автомобиле с выключенным отопителем на расстояние 850 километров . Без печки. Бррр! Ещё свежи впечатления. Глядя на поземку тихо радуюсь, что нынче с печкой все в порядке.

Замечаю характерный след на укатанной дороге местного значения. От домов прилегающих к монастырю до  трассы. Словно кто-то пытался начертить разделительную полосу, только выбрал другую краску. Специфическую.

Настройки восприятия после тонкой регулировки мгновенно подсказывают, что это след за ассенизаторской машиной. Отслеживаю  момент брезгливости, в виде своей попытки поехать по встречной полосе. Лишь бы не по следу. Далее приходит образ, что монашество, такие же  социальные психологи, "ассенизаторы душ человеческих"  - и наблюдаемая картина это нормальные будни.  После осознания и принятия ситуации  опасные рывки рулём влево-вправо прекращаются, тем временем истончается след и мы достигаем трассы, по которой можно выдвигаться в сторону столицы Татарстана.

Раифский монастырь вблизи Казани расположен на территории заповедника.
Рядом озеро, вокруг лес. Красота. А как там зимой клево оказывается ... Мммм....Не ожидал.

А раньше в этом месте  располагались колония, сначала для малолеток, потом для взрослых. Тема перекликается с монастырем  в Толге. Вообще, как правило, для советского периода характерно  использование инфраструктуры монастырей для обустройства исправительных колоний.

Контексты перетекают друг в друга, переплетаются. Игра света и теней.  Возможно поэтому здесь всегда многолюдно. Раньше привозили принудительно, а теперь люди приезжают добровольно по  давно наезженной "лыжне". Не заморачиваясь о подоплеке своих побуждений.

Прилегающая к монастырю территория своего рода воскресный парк. Места продажи различной выпечки к  чаёчку  из самовара. Костёрок, чтобы погреться у живого огня, тут же. Столы изо льда с  озера, что расположено прямо возле стен монастыря.  Народ готов стоять в автомобильной "пробке" километра на два-три, по полчаса, чтобы припаковаться на территории обители. Сюда приезжают семьями, с детьми. Катаются с ледяных горок и, что символично, чтобы согреться душевно  идут в храм или, кто более материален, в  мнастырскую трапезную., где столы посетителями  занимаются  зараненее, пока кто-то из компании  ещё стоит  в  очереди.

В то время как штурман стоит в очереди за хавчиком , я катаюсь в толпе детей  с горки на пластиковом пакете. Мне кушать не хочется, потому что благодать утоляет и жажду, и голод.

Делаю фоточки, снимаю видосы. Вот снежный храм с крестами изо льда, с иконами и свечками внутри. Вот снежный вертеп - пещера, место рождения Христа - впервые вижу такое исполнение. Производит неизгладимое впечатление. Мастера, которые это создали, реально - волшебники. Включается ночная подсветка объектов и предметы вокруг приобретают особенную рельефность и снова пальцы зябнут на морозе, нажимая кнопочку на фотокамере.

Такую движуху в Раифе вижу впервые. И мысли в момент зимнего посещения новые. Храм мучеников в Раифе и Синае избиенных снабжён картой, где обозначено географическое расположение вышеуказанных городов - на территории современного Египта.

"Так вот почему туры в Египет такие дешёвые! Потому что благословляются православной церковью!" - прилетает ироническая мысль. Свежо предание...

Мне нравится в Раифе икона св. пророка Ильи - покровителя ВДВ. Раньше мне казалось на иконе нарисовано, как демоны искушают пророка. Теперь, вглядываясь, вижу, что вокруг Ильи архангелы и херувимы. Игры воображения. Ничего подобного в других храмах не замечал за собой. И вообще, вдруг  понимаю, что в Раифе самый богато инкрустированный иконостас и обрамление икон. Всюду золоченная чеканка. Удивляюсь, что обратил внимание на  это только в  третье посещение. Ну да, после четырёх паломничеств по десятку  обителей. Мы со штурманом  некоторое время сидим возле образа Ильи , впитывая вибрации, наполняясь.

Вижу группу детей в возрасте десять - двенадцать лет. По ходу школьный класс. По экипировке - юные спортсмены. Им взрослый рассказывает как молится и для чего ставятся свечи к иконам. "Чтобы побеждать на соревнованиях нужно обращаться к Николаю Чудотворцу, ну и конечно при этом не забывать  тренироваться," - слышу часть реплики.

Вижу на полу в центре храма образок  кто-то уронил. В упаковке, только что приобретенный в монастырской лавке. В таком месте не задумываясь подбираю." К любой настенной иконе нужно приложить со словами - Из твоих рук Господи принимаю, с благодарностью! - рекомендует штурман, которая наблюдает сцену с трех шагов сбоку. Так и делаю. После чего поворачиваю голову вправо и вижу семью. Мать, отец, двое детей. У мальчика постарше - на лице растерянность.

- Надо вернуться к лавке и там ещё раз посмотреть! - рулит женщина. Мужчина начинает выдвигаться  в обозначеном направлении и через два шага видит нас:

- Вы иконку не подбирали тут рядом?
Обаз св. Игнатия. Сына так же зовут. Обронили случайно.

И совершенно понятно, что нет случайностей. И сейчас мы убеждаемся  в этом на практике. Точно так же, не задумываясь, как подобрал, отдаю образок - иконка побыла в моих руках не более минуты. И трудно сказать кто кому передал заряд, я мальчику Игнату или он мне. В центре одного из храмоа Раифского монастыря.

-Думаю, что это был честный обмен. Как если бы менялись два художника - чистый альбом и краски за методичку по рисованию - повстречавшись где-нибудь в выставочной галерее. В одном из центров мировой культуры, - я веду автомобиль в сторону Чебоксар и делюсь впечатлениями  со штурманом,

-Невероятно! Какие пассажи! - всплескивает руками она  и проливает глинтвейн из термоса себе на штаны. Второй раз, на  другую брючину. Итальянский темперамент.

Потом долго трёт ткань спиртовой салфеткой. У каждого свои отработочки. Получается почти начисто.

Неисповедимы пути Господни и промысел его....


Рецензии