Фиона или Хиония, Хротсвита

Часто встречаю удивление у людей, которые вдруг обнаруживают в своей родословной предка по имени Фиона. И люди задают один и тот же вопрос, считая, что это какое-то прозвище и имени такого не существовало. Очень хочется расширить кругозор и развеять миф, что такое имя пришло из мультфильма.

Если мы обратимся к словарю русских личных имен, автор Петровский Никандр Александрович, где собрано около 2600 имен, издан словарь в 1966 году, то на странице 357 мы имя Фиона отыщем.

А также имя это мы встречаем часто и в Ревизских сказках и в метрических книгах. Примеры на картинке к публикации. Я взяла пример записи сделанной в "Ревизской Сказке" и Метрической книге из одного и того же села Мартыновки, Курской губернии, где имя это было очень популярно. На фото пример написания.

В Книге "Латинская Литература", Ученая поэзия 9-10 века, упоминается мученичество святых девственниц Агапии, Хионии и Ирины. Произведения монахини Гандерсхеймского монастыря Хротсвиты, жизнь и писательская деятельность которой относится ко второй половине 10 века, распадается на три группы:1) стихотворные жития святых, включающий известный сюжет о Теофиле-отступнике(продавшего душу дьяволу, но спасенного заступничеством Девы Марии — позже легшая в основу сюжета о Фаусте); 2) драматические произведения, писанные своеобразной рифмованной прозой и представленные шестью пьесами: "Обращение Галликана-военачальника", "Мученичество святых девственниц Агапии, Хионии и Ирины", "Воскрешение Друзианы и Каллимаха", "Падение и обращение Марии, племянницы Авраама-отшельника", "Обращение Таисии-блудницы", "Мученичество святых девственниц Веры, Надежды и Любви"; 3) Исторические поэмы "Деяния Оттона", и " Основание монастыря Гандерсхеймского". Наибольший интерес представляют драмы Хротсвиты, являющиеся единственной попыткой в этом роде в ученой Латинской поэзии Средних веков. Произведения Хросвиты открыты и изданы Конрадом Цельтисом в 1501 году. Многие сюжеты почерпнуты из агиографии.

(Агиогафия - богословская дисциплина, изучающая жития; святых, богословские и историко-церковные аспекты святости).
   
 
"Мученичество святых девственниц Агапии, Хионии и Ирины".  Содержание этой драмы обычно по действующему лицу называемой "Дульциций", следующее: военачальник Диоклетиана Дульциций берет под стражу двух христианских девственниц - Агапию, Хионию и Ирину, отказавшихся выйти замуж за языческих вельмож императора. Плененный их красотой, он пытается проникнуть в их темницу, но в ослеплении своем, "ниспосланном свыше", обнимает и целует кухонные горшки. Дульциций становится общим посмешищем, девственницы же после ряда чудес "приемлют по собственной воле венец мученичества". («Российская государственная библиотека (РГБ)» Хрестоматия по западно-европейской литературе Текст: Для высших педагог. учебных заведений Литература средних веков. (IX-XV в.в.), 1936 Год издания, страница 18)

Литература, которая может понадобиться при поиске имени или истока фамилии...
Н.М. Тупиков. Словарь древнерусских личных собственных имен. СПб., 1903.
А.М. Селищев. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ. - "Ученые записки МГУ", вып.128. Труды кафедры русского языка, кн.1. М., 1948, стр.128-152.
В.И. Чернышев. Несколько замечаний об украинских и русских личных именах. - "Мовознавство. Науковi записки АН УРСР", т.VI. Ки;в, 1948.
В.К. Чичагов. Из истории русских имен, отчеств и фамилий (Вопросы русской исторической ономастики XV-XVIIвв.). М, 1959.
"Ономастика. Сб. статей". Ред. В.А. Никонов и А.В. Суперанская. М., 1969; Л.М. Щетинин. Слова, имена, вещи. Очерки об именах. Ростов-на-Дону, 1966; "Вопросы ономастики". Самарканд, 1971; "Ономастика (Збiрник статей)". Киев, 1966;
"Этнография имен. Сб. статей". Отв. ред. В.А. Никонов и Г.Г. Стратанович. М., 1971.


Рецензии