Страна у нас хорошая!

В девятнадцатом веке А.К.Толстой написал шуточную поэму "История государства Российского", соперничая с царским историографом Карамзиным. Рефрен из неё хорошо известен всякому: "Страна у нас хорошая, порядка только нет".

Шутить насчёт национальных особенностей продолжали и после Толстого. Стоит вспомнить забавный рассказ Аркадия Бухова "История взятки". Приведу фрагмент:

"В России первую взятку потребовал Ярила. Это был простой, незатейливый чурбан, которому наши прародители мазали при всяком удобном и неудобном случае медом деревянные губы. Ярила был от этого липкий и сладкий. По ночам жрецы собирались целой толпой и, отгоняя друг друга, облизывали его до утра.
Мазали славяне очень нехорошо. Старались иногда незаметно помазать смолой, если поблизости не было Ярилиных служащих.
- Черт тебя знает, - сердились славяне, - полфунта сотового на тебя вымазал, а хоть бы что... Так и издохла корова...
Но мазать, из-за боязни осложнений с деревянным скандалистом, было необходимо. Особенно усердно мазали конокрады, потому что без Ярилиной помощи нельзя было украсть самой подержанной кобылицы.
С тех пор и осталось выражение: "нужно смазать".

Повальный интерес к прошлому породил вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?"
Первым вразумительно ответил Чаадаев: мол, причина зла - наш православный менталитет. Не очень-то правый и далеко не славный. Выход - менять сознание. Философа объявили сумасшедшим.

Позже Ленин догнал и перегнал Чаадаева, категорически заявив: "Религия - опиум для народа". Однако большевики "опиум" весьма ценили, потому втихую подменили православную веру в Христа пластиковым аналогом - культом строительства Рая на Земле. В одном отдельно взятом государстве. (Да, да господин-товарищ Луначарский просто настаивал, что социализм - это своего рода христианство).

Искать виноватых и выход из тупика продолжил писатель-философ Василий Розанов. Он, пожалуй, наиболее точно отразил умонастроение нации. Процитирую:

"Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное. Это — Россия. Но глупые дети все растратили. Это — русские."
"Редко человек понимает конечный смысл того, что он делает, и большею частью он понимает его слишком поздно для того, чтобы изменить делаемое. Вмешательство индивидуальной воли в пути истории всегда бывает напрасным. Этой доли напрасности я не мог не замечать и во всём, что мне случалось высказывать. Не человек делает свою историю, он только терпит её, в ней радуется, или, напротив, скорбит, страдает."
"Русский народ — мирный народ. Кажется, трудно против этого спорить. Но бывает, когда и голубь кусается. Это бывает, когда у него у живого начнут по одному выдёргивать перья из крыл."
"Евреи знают, что с «маслом» вкуснее, и намасливают, намасливают русского гражданина и русского писателя, прежде, чем его скушать. Всё затянуло жидом...Так русские мало-помалу оказались чужими в своей литературе."
"Воскресни, Отечество! Боже, до чего все мы разбежались по своим конурам… Пыль! Осталась пыль отдельных человеческих фигурок, а нация — где она?"

При Ленине-Сталине вопрос "что делать?" потерял актуальность сразу, как только были захвачены банки, телеграф и всё остальное движимое/недвижимое имущество.
А вот поиск врагов народа остался в тренде. Под него возник аж целый орган "средневековой инквизиции" под лихим названием ВЧК. Однако на поверку деятельность конторы определяла чисто утилитарная цель: обеспечить народное хозяйство бесплатной рабочей силой.

Ну да, понастроили. Но в итоге-то всё вернулось на круги своя - в нулевую точку. Сатурн какой-то, прости господи. Сплошные кольца. А так хочется прямой магистрали.


Рецензии