Реформы Мэйдзи

Литература:
А.Мещеряков.  Император Мэйдзи и его Япония. М. 2009.
И.Мазуров.  Япония в период перехода к капитализму.  М, 2001.
С.Катаяма.  Воспоминания. М. 1964.
М.Ивагоро.  На дне Токио. СПб. 1907.

После длительного перерыва вновь это занятие посвящено Японии. Во второй половине XIX века ранее закрытая и находящаяся в состоянии застоя Страна восходящего солнца стремительно вырвалась в число ведущих государств мира.
Термином Мэйдзи исин (реформы, или "реставрация" Мэйдзи) в японской историографии именуются события 1867-1868 гг., в результате которых в Японии был свергнут сёгунат и власть в стране номинально перешла к императору.

Вот такой Японию увидел И.А.Гончаров во время своего путешествия(«Фрегат "Паллада"»):
«Вот я на днях сказал ему, что "видел, как японец один поворачивает пушку, а вас тут, – прибавил я, – десятеро, возитесь около одной пушки и насилу двигаете ее". – "Точно так, ваше высокоблагородие", – отвечал он, – куда нам! Намедни и я видел, что волной плеснуло на берег, вон на ту низенькую батарею, да и смыло пушку, она и поплыла, а японец идет подле да и толкает ее к берегу. Уж такие пушки у них!" Потом, подумав немного, он сказал: "Если б пришлось драться с ними, ваше высокоблагородие, неужели нам ружья дадут?" – "А как же?" – "По лопарю бы довольно"».
Страна казалась средоточением патриархальности и технической отсталости...
Потрясением для японцев стал заход в Токийский залив в 1853 г. американской эскадры коммодора Перри. Демонстрация силы привела к заключению в следующем году неравноправного американо-японского договора. Такие же договоры были заключены в ближайшие годы с Англией, Голландией, Россией и Францией.
В японской традиции насильственное открытие страны для иностранцев американской эскадрой Перри называют "чёрными кораблями".
После заключения неравноправных договоров страна приобрела "комплекс неполноценности", из которого надо было как-то выходить.
Учащиеся проведут аналогии с Францией кануна революции и Россией после Крымской войны. 
В последующие годы Япония пережила кризисную ситуацию. Шло расслоение населения и обнищание его части. Появилось множество «бесхозных» самураев (ронинов). Недовольство вылилось в лозунги:"Вернём власть императору, изгоним иностранцев!"
Последний сёгун рода Токугава терял опору среди придворных и окончательно восстановил сторонников преобразований против себя, попытавшись повысить налоги и усилить мощь своих силовых подразделений, используя французские ссуды. "Люди высоких намерений" выступили против сёгуна и в поддержку нового императора.
3 февраля 1867 г. на хризантемовый трон вступил юный наследный принц Мицухито. Время его правления было вскоре объявлено эрой Мэйдзи ("Просвещённое правление"); с тех пор в Японии с восхождением на престол нового императора объявляется новая эра под своим девизом.
Летом 1867 г. придворный Ивакура Томоми так написал о необходимости перемен:
"На небесах не может быть двух солнц. На земле не может быть двух монархов. Ни одна страна не может выжить, если правительственные указы не исходят из одного источника. Поэтому я желаю, чтобы мы, действуя решительно,  уничтожили сёгунат".
Отречение сегуна от верховной власти произошло в Киото 3 декабря 1867 г. Спустя месяц, 3 января 1868 г., в присутствии четырнадцатилетнего императора Мицухито состоялось совещание, на котором были зачитаны основные императорские рескрипты: о реставрации императорской власти, об упразднении сёгуната, об учреждении нового правительства и др. Все это послужило началом политических и социально-экономических преобразований.
14 марта в Киото император собрал придворных и зачитал новые принципы национальной политики. Этот документ был составлен сторонниками реформ во главе с Кидо Такаёси. Документ известен как Хартия клятвенных обещаний.
1. Должны быть созваны совещательные собрания , и все государственные вопросы будут выноситься на народное обсуждение.
2. Все социальные классы, высокие и низкие, объединятся для того, чтобы всеми силами развивать экономику и благосотояние народа.
3. Все военные и гражданские чиновники,  равно как и простые люди, будут иметь возможность исполнять свои желания, чтобы никто не ощущал неудовлетворённости.
4. Основополагающие обычаи прошлого будут забыты, все действия будут соответствовать принципам международного права.
5. Знания будут приобретаться по всему миру, способствуя, таким образом, упрощения фундамента государства.

Осенью 1868 г. силы, поддерживающие сёгуна,  в основном прекратили сопротивление. При этом сёгуну и сторонникам обещали амнистию. Весной 1869 г. в далёком северном Хакодате капитулировали остатки флота Токугава.

В официальной японской историографии Мэйдзи исин называли "дай какумэй" ("великая революция"), вкладывая в это понятие совершенно иной смысл. Слово "революция" ("какумэй") - китайского происхождения, было заимствовано из китайской "Книги перемен".
 "Мэйдзи исин была в определенном смысле революцией" (английский историк В.Бисли).
"Реформы периода Мэйдзи следует признать чрезвычайно успешными. Их программа была обнародована в самом начале правления Мэйдзи и зафиксирована в «Пятистатейной клятве» (1868). Мэйдзи обещал синтоистским богам принимать решения на основе «общественных собраний» – и в стране был создан парламент (1889). Мэйдзи обещал, что правящие и управляемые станут ближе друг другу – и средневековая пропасть между властью и подданными действительно сузилась, а из разрозненных территориальных, сословных, конфессиональных и профессиональных групп была сформирована японская нация. Третий пункт, развитии личной инициативы, был также выполнен. Прежде всего, это относится к предпринимательству во всех его проявлениях. Именно благодаря этому Япония сумела провести ускоренную индустриализацию. Четвёртый пункт гласил о реформировании «дурных обычаев прошлого» и о введении управления в соответствии с принципами Неба и Земли, что обычно понимается как справедливое управление в соответствии с законами. Сословное право было упразднено, закон стал единым для всех. В пятом пункте говорилось о большей открытости Японии миру и о развитии образования. Эта цель была тоже, безусловно, достигнута. В результате осуществления реформ была сформирована японская нация, миру был явлен новый японец, которого характеризуют беззаветная преданность императору и родине, жертвенность, активность, сравнительно высокий уровень образованности. В период Мэйдзи у власти находились достаточно прагматичные люди, которые не ставили перед страной и японцем несбыточных целей". (А.Н.Мещеряков).
Новое правительство выдвинуло лозунг: "Откроем страну, вернём свободу инициативе!"
Новой императорской столицей с 1869 г. стал Эдо, которому дали название Токио - Восточная столица (то же, что Киото, только с перестановкой иероглифов). Мицухито на первых порах переехал в бывший дворец сёгуна, что имело символическое значение.
Административная реформа - ликвидация княжеств и образование префектур. Князья-даймё вначале стали губернаторами, а затем, в 1871 г., были в отозваны в столицу и передали управление государственным чиновникам. В 1888 г. число префектур сократили до 47.
Образование трёх новых сословий - высшее дворянство, дворянство(самураи) и простой народ (все остальные).
Вопрос:  Почему это - самая консервативная реформа?
Аграрная реформа(1872-1873 г.г.). Были ликвидированы помещичьи владения и общинные земли - они были переданы государству. Отменён запрет на куплю-продажу земли. Крестьяне получали личные наделы, но большинство могло существовать, лишь заложив свои земли.
Военная реформа - после франко-прусской войны за образец была взята прусская армия. Флот модернизировался по британскому образцу.
Ликвидация старых обычаев включила в себя запрет ношения оружия гражданским лицам, отмену сословных браков и некоторых титулов. Всех японцев обязали носить фамилии. Изменялся и внешний вид элиты, и уклад её жизни. Один чиновник писал: «Увидев европейское платье на императоре, и стул под ним, я был чрезвычайно поражён и вздохнул с сожалением».
Признавая свободу вероисповедания, государство в то же время поставило синтоизм над всеми религиями. Так, в 1869 г. был построен храм Ясукуни для поклонения душам воинов, погибших за Японию и императора. Верховное божество храма — сам император Японии.
В 1872 г. Япония стала первой нехристианской страной, перешедшей на европейский календарь. Также в 1872 г. в Японии появилась первая железная дорога.
Японское правительство взяло под свое покровительство развитие промышленности, щедро субсидируя строительство предприятий и железных дорог. Поначалу оно полностью контролировало, выкупив у князей, металлургию, добычу угля и строительную промышленность. В прибрежных городах сложились крупные купеческие и ремесленные сообщества (кабунакама), которые вели большую торговлю и располагали значительными капиталами, действовали торговые дома (старейший среди них – Мицуи – был основан в 1616 г. самураем, ставшим купцом). Им постепенно, начиная с 1880-ых годов, государство передавало важнейшие предприятия и промыслы.
В 1889 г. были образованы крупные портовые города - Иокогама и Ниигата, и промышленный центр - Кобе. В том же году была принята первая конституция - после того, как усилившийся класс предпринимателей и европейски образованной интеллигенции развернул «Движение за права и свободы».
В стране был создан парламент, состоявший из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата в большей своей части не выбиралась. Она состояла из людей, назначенных императором, и из представителей высшего дворянства, которые получили наследственное право на участие в верхней палате. Таким образом, последняя напоминала английскую палату лордов. Каждый принятый парламентом закон, чтобы войти в силу, направлялся на утверждение императору. Перед ним, а не перед парламентом нес ответственность кабинет министров. В конституции провозглашалась независимость суда.
1877 г. - Открытие в Токио университета европейского образца. Вводится система обязательного начального образования. В школах в основу воспитания в соответствии с императорским рескриптом (письмом) 1890 г. была положена личная преданность императору. Образцом и здесь была прусская система.
Раньше главным источником новаций, как говорили японцы, был Китай, теперь – Европа.
Консерваторы выдвигали лозунг «Mopaль Bocтoкa и тexникa 3aпaдa». Но Япония стремительно усваивает не только западную науку и технику, но и мировоззренческие течения. Появился даже лозунг «Уйти с Востока, присоединиться к Западу!». В конечном итоге был принят другой лозунг: «Японский дух, западные знания!».

Дpeвняя литepaтypa Япoнии пpeoбpaжaeтcя, пepeживaя кaк бы пopy мoлoдocти. Xapaктepнo, чтo в пoэтичecкoм cлoвape тex лeт чaщe вceгo вcтpeчaютcя cлoвa «aтapacий» (нoвый), «cэйcюн» (мoлoдocть), «xapy» (вecнa). Boзникaют нoвыe литepaтypныe движeния — poмaнтикoв (poмaнcюги yндo), a тaкжe пиcaтeлeй — peaлиcтoв и нaтypaлиcтoв (cидзэнcюги yндo). За 30 лет японское искусство, пожалуй, прошло столетний путь европейского, от романтизма до модернизма. К 1900 году образцами для писатплей Японии уже были Мопассан, Золя и Толстой. Но наряду с усвоением направлений и традиций европейской культуры в Японии творчески развивали и традиционные формы. Так, поэт Масаока Сики именно в эпоху Мэйдзи возродил жанр трёхстиший-хайку. Возник западного образца театр, в нём особенно популярны стали постановки Шекспира и современных авторов - Ибсена, Метерлинка, Стриндберга, Уайльда, Шоу, с 1910 года появились первые постановки Чехова (кстати, хотевшего попасть в Японию, но не посетившего её из-за карантина).

С 1598 года, когла японцы были разбиты в Корее адмиралом Ли Сун Сином, весь период сёгуната Токугава вплоть до конца XIX века Япония не предпринимала попыток по военной экспансии на материк. Как ни странно, именно реформаторы Мэйдзи нарушили эту негласную традицию, уже в 1875-1876 г.г. развязав "маленькую победоносную" войну с Кореей и навязав ей такой же неравноправный договор,  какие ещё недавно навязывали самой Японии. В 1879 г., несмотря на протесты Китая, власти Японии аннексировали островное королевство Рюкю, превратив его в префектуру. Далее последовали усиление присутствия в Корее и экспансия в Китай, приведшие к прямому военныму столкновению и передаче Японии Тайваня. Пока это были ещё "достижимые цели". В 1875 г. в обмен на отказ от претензий на Сахалин Япония получила все Курильские острова. К концу 19-го века отношения Японии и России внешне оставались нормальными. О Хакодате говорили, что город «стал поправляться на русских деньгах». Но уже разогревалось соперничество за влияние в Корее и Китае.

В 1900 году публицист Дэндзиро Котоку - не консервативных, а левых убеждений - отмечал:"За последние пятьдесят лет Япония проделала большой путь, он стал возможен благодаря великому, возвышенному идеалу, стоявшего перед нацией. Руководствуюсь им, нация решительно и смело шла вперёд...Печать величия и возвышенности сопутствовала неизменно, что позволило создать великую цивилизованную страну на Дальнем Востоке".  Но тут же отмечал:"Теперь не существует понятий добра и зла,  их заменили прибыль и убыток... Я с ужасом думаю о будущем японского государства, в котором идеалы уступили место практицизму".

В наши дни многие японцы гордятся событиями того времени. При  этом деятелей, уничтоживших режим Токугава, не рассматривают как героев, - они победили быстро и почти бескровно, не выдвигали громких лозунгов. И делается оговорка - в это же время начался крен в сторону милитаризма и экспансии, что в конце-концов привело к новой национальной катастрофе в 1945 году.

Следует заметить, что японская модель "догоняющей" страны,  стремительно модернизирующейся при сохранении на первом этапе авторитарной власти в XX веке была взята как образец большинством "новоиндустриальных" стран.

Дополнительное задание на дом.
Епископ Русской православной церкви в Японии Николай писал в дневнике в 1890-ые годы: «Полковник К.И. Вогак, наш военный агент, приезжал проститься: едет в Россию. Очень недоволен, что Япония так быстро двинулась вперед, что в некоторых отношениях ныне даже выше России. Я ему напомнил, что Япония 1200 лет тому назад уже была образованным государством, когда России на свете и в помине еще не было; доказательством первого могут служить ему, например, многие предметы, выставленные в музее в Уэно; там есть местные буддийские молельные принадлежности 1200-лет­ней давности, столь изящные, что их можно принять за произведения настоящего времени. Между тем Япония в настоящее время куда меньше и слабее России! Итак, наша “отсталость” кое в чем от Японии не есть отсталость, а “недогнанность” весьма натуральная при соображении наших взаимных возрастов. Кое-в-чем, например, в грамотности народа, Япония едва ли не впереди и всех европейских государств… Ходячие библиотеки, еще тридцать пять лет тому назад поразившие меня в Хако­дате, и наблюдение, что все пользуются ими".
Попробуйте перечислить,  что способствовало столь впечатляющему историческому рывку Японии. Почему в чём-то она  перегнала Россию?


Рецензии