Хождение за семь морей
Мы пришли из Европы грузиться лесом в Архангельск .Начиналась как раз пробная круглогодичная навигация,и ледоколы «Мелехов» и «Пахтусов» были готовы к ледовой навигации и провести суда к чистой воде.Мы предвкушали провести новогодние праздники в кругу семьи,у кого она была,но как говорили в пароходстве-план еще никто не отменял,и отправкой судна под Новый год план ,видимо,был бы выполнен.Нас быстренько погрузили,и в ночь на 31 декабря 1975 года выкинули из порта .Немного погоревали,но утешало то,что рейс нам дали просто шикарный-в Оъединенные Арабские Эмираты,дотоле еще ни одно судно пароходства там не бывало.Девчата -повар,буфетчица и дневальная-сделали шикарный праздничный ужин,благо шли во льду,нас в этот новогодний вечер не качало и не швыряло,вечер прошел на -Ура!Но утро следующего дня было уже не таким радостным, ,ледоколы развернулись и пошли назад,а мы,пройдя горло Белого моря, вышли в Баренцово,и оно показало нам,что такое море зимой.Гигантские волны раскачивали судно,ветер за иллюминаторами выл ,стонал и ревел,усидеть за столом было нельзя,крен достигал двадцати пяти градусов.Через три дня наши мучения закончились,капитан запросил «Добро» у норвежских властей и пароходства,оно было получено ,и зайдя у мыса Нордкап в шхеры(фьорды),взяли лоцмана в городке Хаммерфест и спустя шесть дней вышли из Южных щхер около Ставангера,меняя лоцманов у лоцманских станций.Северное море и проливы прошли более -менее спокойно ,вышли в Бискай,где нас встретил ветер с Южной Атлантики-но благо он был в нос судна,качки почти не ощущалось,только форштевень зарывался в волну,поднимая миллиарды брызг.Еще через четверо суток,после того,как мы вышли в Бискай,прошли Гибралтар и зашли в Сеуту на бункеровку.Там на бункеровочной базе присутствовал магазинчик,где народ затоварился пивцом,винцом и водочкой для встречи Старого Нового года и Крещения.Средиземка нас тоже побаловала,хотя зимой оно бывает суровым,и лишь за Мальтой нас немного качнуло.Спустя трое суток мы подошли к Порт-Саиду,месту,где формировались караваны судов для прохождения Суэцкого канала.Работы по расширению канала только начинали вестись,позже мы видели в канале драги,японцы или еще кто подрядился на эту работу ,мы не знали.Простояли на якоре часов восемь,ожидая прохода встречного каравана,а потом тронулись в путь и сами.К нам на судно погрузилась ,как сказал второй штурман,швартовая бригада.Арабов было великое множество,для чего нужно было столько людей,история умалчивает.Они принесли прожектор,установили его на баке судна,так я узнал,отчего на судах валяются под полубаком прожектора до сих пор,называемые суэцкими.Арабы расползлись по всему судну,раположились в коридоре около столовой команды,по правому и левому борту и даже на палубе.Достали из принесенных с собой сумок разные вещи и сувениры и прочую дребедень,я узрел в куче этой даже наше мыло- «Русский лес».Капитан хотел пресечь этот беспредел ,но после разговора с лоцманом махнул на все рукой.Мы позакрывали каюты на ключ ,когда уходили на работу,кто знает,что от них ожидать.Арабы хватали за руки,если проходил мимо,что-то лопотали на своем тарабарском языке,оживленно жестикулировали,показывая на свой товар.Потом мне мой дружок Серега похвастался одной покупкой,показывая коробочку,на которой был нарисован крокодил.Он объяснил мне,что это-крокодилье сало ,для усиления потенции.Я ржал над ним минут десять,мол,а тебе уже это нужно?Нам было по двадцать три-двадцать четыре года.Серега собирался жениться после прихода в порт ,и его терзали смутные сомнения.Я спросил его,-
-Ты хоть узнал,что с этим салом делать?
Он смутился и промямлил,мол,то ли в чай класть по ложечке,то ли «хозяйство» намазывать.Через двенадцать часов,пройдя городок Исмаилию,мы вышли в Большое Горькое озеро.Там тоже формировались караваны для прохождения канала ,которые шли на Средиземку,то есть в обратном направлении.Большие суда типа огромных танкеров по каналу пройти не могли из-за малой глубины и шли вокруг Африки через мыс Горн ,выходя там из Индийского океана в Атлантику.В это озеро мы вошли в обед,и нашему взору предстала ужасающая картина,город Суэц лежал весь в руинах,отголосок арабо-израильской войны 1973 года,слева по берегу канала,а это был уже Синайский полуостров,по барханам там и сям стояли сожженные танки Т-55.Я ,как бывший танкист и механик-водитель,мог отличить наши танки от иностраных.Помощь Советского Соза закончилась для египтян печально,остовы танков ржавели под солнцем.Спустя какое-то время мы вошли в Красное море,но красной воды мы не наблюдали,то ли прилива не было,то ли надо было подходить ближе к берегу,где красные скалы отбрасывали тень на воду,делая ее красной,но мы шли вдали от берегов.Вообщем ,ничего такого красного в воде не увидели.Прошли Баб-Эль-Мандебский пролив,слева был Йемен,а справа тогда -Эфиопия,а сейчас свободная Эритрея (Джибути),и вышли в Индийский океан.Шли вдоль Аравийского полуострова,слева был Йемен а потои и Оман,справа-безбрежные воды океана.Вечерами выходили на палубу и нежились в лучах не жаркого солнца,на море была тишь и благодать.Начальник радиостанции включал музыку на палубу,и плывущие поодаль дельфины приближались к судну и начинали свою игру,такое ощущение-играли они в догонялки ,высоко выпрыгивая из воды.Это было любопытное зрелище ,и у кого был фотоаппарат,фотографировали их.Еще спустя пару суток мы вошли в Персидский залив,слева были уже Эмираты ,а справа-Иран.Подошли сначала в Абу-Даби,столицу Эмиратов,выгрузились очень быстро,сняли лес с палубы и все,в город сходить не удалось,и перешли в Дубай.Там разгрузка шла не шатко-не валко,и в город мы поехали.Взяли такси ,оно нас доставило к знаменитому восточному базару,который встретил нас гомоном толпы,и сам базар был просто громадный,огромная территория была заставлена ларьками ,и торговали тут мыслимыми и немыслимыми вещами,такое было ощущение.Стоило только остановиться и посмотреть на вещь,в тебя тут же клещем впивался торговец,называя огромную цену за только у него имеющуюся вещицу,но только тебе он отдаст ее почти бесплатно,только возьми.Мы купили все,что было нам нужно и вернулись на судно.Но эти восточные базары,потом я бывал в Тунисе,Алжире ,Египте и Марокко,остались в памяти не забываемым ярким пятном.Простояв еще сутки,тронулись в обратный путь.Через пару дней на обеде капитан объявил нам следующий рейс-идем в Иорданию грузиться на Германию фосфатами.Вечерами мы опять выходили на палубу,грелись на солнышке,любовались голубым океаном и нежно-голубым небом,понимая,что вскоре опять придем в зиму и холод.Шли опять так же,прошли Баб-эль-Мандебский пролив,прошли Красное море и на севере свернули в залив Акаба(Эйлатский залив) и встали на якорь напротив одноименного города-порта Акаба. «Дед» приказал нам поменять насос высокого давления на двигателе,мы его сняли и вышли подышать воздухом на палубу,в машинном отделении было очень жарко.К борту судна подвалил небольшой катер,и с него стали что-то кричать вахтенному матросу.Моряк ни слова по -английски не понимал и на чистом русском спрашивал,чего им надо и кто они.В ответ прилетело тоже на чисто русском,-Убирайтесь отсюда,здесь территория Израиля.И вечером на палубу не выходите,тут постреливают .
Вечером и впрямь мы слышали стрельбу и редкие пули даже иногда попадали в высокие части судна.Мы Быстренько поставили новый насос,запустили двигатель и перешли ближе к городу,встали на якорь.Через двое суток причал освободился ,и мы пришвартовались.Поступил приказ- задраить все лючки и всю вентиляцию,пыль от фосфатов при погрузке засыпала все судно.Закидали нас быстро ,выйдя в залив ,мы помыли пароход до блеска.И снова знакомая дорога-Суэцкий канал,Средиземка,Атлантика,Бискай проливы и Северное море.Погодка на удивление нас баловала,не качнуло ни разу,только в проливах ветер был сильнее обычного.Вошли в устье реки Везер,взяли лоцмана ,прошли Бременхафен,потом -Браке и вскоре пришвартовались в порту Бремена.После выгрузки взяли на борт трубы большого диаметра и пошли в Питер,а оттуда балластом в Архагельск.Хождение за три моря закончилось там же ,где и начиналось
Свидетельство о публикации №223012001287