Новая-старая руина на Украине

Нам живущим сегодня, всё происходящее на Украине кажется чем-то невероятным, невозможным. В наш просвещённый, гуманный 21 век началась война с привлечением всех современных научно-технических достижений. Но оказывается, что все уже было, причём даже в очень похожей форме.

Активная фаза гражданской войны началась с  неподписания договора с ЕС  Януковичем в 2014 году. Этот договор был подписан после переворота,  организованного местными олигархами с поддержкой ЕС.

Подобный договор подписали новгородские бояре в смутное время в 1611 году.
ДОГОВОРЕННОСТЬ МЕЖДУ ГРАФОМ ЯКОБОМ ДЕЛАГАРДИ И НОВГОРОДЦАМИ О ЗАЩИТЕ НОВГОРОДА ВЕЛИКОГО И ОБ ИЗБРАНИИ КАРЛА-ФИЛИППА В ЦАРИ И ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ ВЛАДИМИРСКИЕ, МОСКОВСКИЕ И НОВГОРОДСКИЕ.
Дата подписания: 11 июля 1611 г.
Место подписания: г. Новгород Великий.
Язык документа: Оригинал на латинском языке.
Копии: на немецком, латинском и шведском. И русский перевод, не имевший статуса ни оригинала, ни копии.
Условия соглашения:
1) До прибытия шведского королевича всей новгородской землей управляет шведский главнокомандующий Якоб Понтуссон Делагарди.
2) Новгородцы воздерживаются от всех сношений с Москвой и не предпринимают ничего до прибытия нового короля.
3) Новгородские купцы получают право беспрепятственных поездок в Швецию.

Некоторые  пункты этого договора полностью согласуются с пунктами договора между ЕС и Украиной. Полный отказ от связи с Москвой, а взамен представляется право ездить в Швецию.
Методы Запада в его походе Drang nach Osten не меняются.

А что было дальше?

Густав II Адольф на сейме в Нючепинге заявил Новгородским послам, что сам он только новгородским царем быть не желает, а хочет быть общерусским царем, а в случае невозможности этого предпочитает отторжение от России части ее территории и присоединение ее постоянно к Шведскому королевству.

Что же касается кандидатуры принца Карла-Филиппа, то в случае прибытия за ним представительного  новгородского  посольства он отпустит его для занятия новгородского и, возможно, московского престола. Это заявление было сделано в феврале 1612 г.

В России началась борьба за изгнание польских оккупантов и восстановление монархии, приведшая к избранию на царство 21 февраля 1613 г. нового царя новой династии - Михаила Романова.

Не зная об этом, 9 июля 1613 г. в Выборг прибыл принц Карл-Филипп, ожидавший новгородских послов, которые должны были привезти его торжественно в Новгород. Однако новгородское посольство было перехвачено верными Москве и новому царю властями (в районе Пскова), арестовано и отправлено под стражей в Москву. Тем не менее другое новгородское посольство, отправленное вслед первому, прибыло в Выборг, принесло присягу новому королю Карлу-Филиппу, взяло от него присягу на верность Новгороду и вручило шведам Запись об этом.

Когда же выяснилось, что в Москве избран русский царь, и Карл-Филипп прямо спросил новгородских послов, желают ли новгородцы, чтобы он правил ими как отдельным государством, или же хотят по-прежнему соединиться с Москвой, то послы отвечали, что "Новугороду мимо Московского государства ни под кем не бывать", ввиду чего шведский претендент на русский престол предложил новгородцам как заложникам потребовать от московского царя, чтобы тот вступил со Швецией в мирные переговоры о разделе территории и о новой границе между Швецией и Московским государством. Швеция надеялась, что в условиях, когда шведские войска оккупируют всю новгородскую землю, договориться с царем о территориальных уступках Швеции будет просто.
В  период (1613-1614 гг.) и до 1617 г. непрерывно продолжалась оккупация шведскими войсками Новгорода и новгородских земель на всем их протяжении от Лапландии до Старой Руссы. По поводу прекращения этой оккупации между Москвой, где уже сидело прочно правительство Михаила Романова, и Стокгольмом, а также на местном уровне, между Новгородом и Выборгом, шли постоянные переговоры и велась длительная дипломатическая переписка. Обе стороны никак не хотели уступать друг другу, ибо Москва считала оккупацию незаконной и требовала ее безусловного и безоговорочного прекращения, а шведы, занимая фактически выгодное и непоколебимое положение, попросту старались выторговать как можно больше уступок у Москвы, пользуясь тем, что силой выдворить шведские войска со своей территории правительство Романовых было еще не в состоянии.

В связи с тупиковостью ситуации в русско-шведские переговоры были привлечены иностранные посредники - английские и голландские дипломаты-резиденты в Москве, поскольку и Англия и Голландия являлись конкурентами Швеции в торговле с Россией и шведская оккупация балтийских выходов России на Запад, а также шведские позиции внутри страны больно ударяли по экономическим интересам Англии и Голландии в России.

Примечательной особенностью русско-шведских переговоров 1614-1617 гг. было то, что они происходили в обстановке, когда ежечасно могли быть возобновлены (да и возобновлялись неоднократно) военные действия, и поэтому переговоры велись заочно, т.е. обе посольские делегации находились не в одном месте, а на зна¬чительном расстоянии друг от друга и связь между ними осуществлялась при помощи гонцов. Это крайне затрудняло и затягивало переговоры. Поэтому главный вопрос, который подлежал договоренности в первую очередь, был вопрос о месте совместных переговоров, об определении пункта, где могли бы съехаться обе посольские делегации.

В силу того что обе стороны уже не доверяли друг другу (русская сторона потому, что шведы неоднократно предавали и обманывали русских, а шведская сторона, опасаясь, что русские ответят им на вероломство той же монетой), переговоры о месте съезда заняли целый год - с февраля по декабрь 1615 г.
Наконец, место было определено - на полдороги между г. Осташковом и Старой Руссой, занятой шведами. При этом были приняты все меры военной предосторожности: послы и сопровождавшие их охранные войска должны были медленно двигаться одновременно друг к другу, а авангардные разъезды разведчиков не только контролировали это взаимное продвижение навстречу друг другу, но и производили разведку с флангов, опасаясь, как бы помимо строго оговоренного числа охранных войск с посольствами не следовали бы дополнительные отряды, готовые напасть на противника из засады и полонить посольство противной стороны как заложников.

Причиной этого опасения было понесенное шведами 30 июля 1615 г. тяжелейшее, разгромное поражение под Псковом, где псковичи наголову разбили шведские отряды, предводительствуемые самим королем Густавом II Адольфом, причем на его глазах новгородцы метким выстрелом со стен убили фельдмаршала Эверта Горна и ранили принимавшего лично участие в битве короля Швеции.

Военные действия были прекращены, когда произошла первая прямая встреча между русскими и шведскими переговорщиками-парламентерами.

Подобные события мы видим на Украине.


Рецензии