Крещение

КРЕЩЕНИЕ

В нынешнем году внезапно подкравшийся приступ радикулита удержал меня от традиционного крещенского купания. Хотя, сказать по чести, я уже лет более 10 не окунался в Богоявленскую Иордань, довольствуясь домашним обливанием в ванной из таза холодной водой из-под крана, освященной чашкой святой крещенской воды.
А в пору моего активного воцерковления были даже паломнические поездки  по монастырям, в программу которых входило окунание в прорубь. Так было в Новгородском Антониево-Дымском монастыре и во Введено-Оятской обители. Дух возрождаемого русского православия нередко погружал в крещенскую воду даже людей не очень строго придерживавшихся церковных канонов. Основанная на теории «холодового удара» методика оздоровления бытовала и в советское время, порой принимая причудливые формы в виде учения Порфирия Иванова, которое в моей юности увлекало и меня. Не будучи членом этой известной секты, я живо интересовался учением Иванова, при возможности периодически окатывая себя из ведра холодной водой, сопровождая это действие непродолжительными пробежками босиком по утрамбованному снегу. Следует заметить, что для многих энтузиастов подобного рода упражнений они закончились плачевно, не избежал впоследствии возникших проблем со здоровьем и я.
Были ли эти проблемы напрямую связаны с подобной практикой, сказать сложно. Учёные говорят, что при развитии различных заболеваний решающими факторами являются наследственность и экология. Я склонен верить этому.
А вот поднятие жизненного тонуса и очищение тела контакт с холодной водой несёт, если подходить к делу с разумом и рассуждением.
Но самые яркие воспоминания, связанные с зимним купанием, относятся для меня опять-таки к периоду моих Азербайджанских командировок. Кавказские реки длинны и стремительны. Некоторые протекают по территории нескольких государств, меняя название. Так известная река Кура , беря начало в Турции, протекает по территории Армении, Грузии и Азербайджана, именуясь у истоков - Кура, в Грузии - Мтквари, а в Азербайджане - Кур, теряя гласное окончание на своих каменистых перекатах. На территории Армении берет свое начало правый приток Куры - река Акстафачай, протекающая и по территории Западного Азербайджана.
Я уже писал о роде нашей деятельности в командировках: мы собирали по заводу разбросанную арматуру, мыли клапаны кальцинированной содой, испытывали трубы избыточным давлением, осуществляли монтаж и проверку на герметичность системы асептического хранения сока. Всё это осуществлялось «под грохот канонады» в условиях перестроечной неразберихи и военной суматохи. В этой ситуации стабилизирующим фактором жизни для меня и моих товарищей стало регулярное купание.
Совершая свой ежедневный путь от гостиницы, где мы проживали, до завода и обратно, мы неизменно сворачивали с дороги под мост и пройдя метров 200 вверх по течению Акстафачай осуществляли там «ритуальное омовение». Наше занятие выглядело со стороны довольно странно - местные жители иногда по выходным посещали пляж, но купаться в будни, да еще зимой в Казахе принято не было. Работы на заводе велись около года, поэтому я имел удовольствие погружаться в «священные воды Акстафачай» и летом, и зимой, которая в тех местах не отличается очень низкими температурами. Быстрое течение не позволяет горной реке замерзнуть, так что наша компания - Лёня, Дима и я поражали азербайджанцев своим баптистериками постоянно. Окунувшись, мы как попало обтирались, одевались и продолжали свой трудовой путь. По городу гуляли слухи, что несколько русских, приехавших из Ленинграда, невзирая на погоду, регулярно предаются на реке аскетическим упражнениям. Это вызывало у местных уважение и даже некоторый страх. Иногда нас останавливали на улице и спрашивали, не мы ли работаем на консервном заводе и не мы ли это купаемся в декабре выше моста? Это было явлением духовной силы, и в общем-то застрельщиком этого мероприятия был я. Никто из местных жителей на подобное не решался. За все время нашего такого «моржевания» никто из его участников ни разу не заболел. В нашей бригаде был переменный состав разной численности, но купалась почти исключительно наша троица, исключая, конечно, летний период.
Можно называть подобные вещи сектантством или пижонством, а можно - глупостью и безумием, но сейчас я думаю, что это простое физическое упражнение, несущее в себе выраженное религиозное начало, выполняемое в обстановке военной опасности и далеко не всегда дружелюбного отношения духовно чуждой этнической среды , было настоящим исповедничеством русского присутствия в Закавказье, где в ту пору, как и на всех окраинах бывшего СССР, расцветали махровым цветом русофобия и местечковый шовинизм, приведшие в итоге к окончательному разделению нашей Родины - СССР.
Поэтому православный праздник Богоявления несёт для меня помимо общехристианского еще и глубоко личный смысл.
Своё активное воцерковление я начал по возвращении из Закавказья в Россию.

НИКОЛАЙ ЕРЁМИН

20.01.2023
На фото: Л. Г. Кутахов и я.
Фото Дмитрия Чумбурова.


Рецензии
Купаться зимой - как это по-русски!

Тэми Норн   08.05.2023 19:05     Заявить о нарушении