В окопах Сталинграда

                В окопах Сталинграда
     Война есть война. Когда бы она ни была – в начале 19 века, или в середине двадцатого, или сейчас в 21-м, всем понятно, что это самое отвратительное действо на планете Земля. Нынешняя война не всем понятна (помните «а нас за шо»), хотя мы, русские люди, прекрасно понимаем, за что воюем с полмиром, которому Россия встала поперёк горла.
     В этом году страна будет отмечать 80-летие Сталинградской Битвы. Мне хотелось бы кого-то познакомить, а кому-то напомнить о писателе Викторе Некрасове, участнике сражения за Сталинград, который показал героизм и мужество солдат и офицеров в так называемой «окопной войне». Для него важен человек, простой солдат на войне, его поведение, его мысли, чувства, переживания.    
      Несколько слов о писателе. Родился в Киеве, довоенные рукописи регулярно возвращались. Увлекается театром, архитектурой, путешествиями. Уезжает во Владивосток, работает актёром и художником театра Тихоокеанского флота, потом актёром в труппе местного театра Красной Армии в Ростове-на-Дону.
       И вот война. Некрасов вспоминает её так: «Первую зиму я провёл командиром взвода сапёрного батальона в крохотной деревушке Личуга на берегу Волги под Сталинградом. Туда мы пришли пешком из-под Ростова и остались на всю зиму. Учили солдат тому, чего и сами не знали. Настоящий тол и взрыватель я впервые увидел уже в Сталинграде через год. На весь батальон (а в нём было около тысячи человек) – одна боевая винтовка. На стрельбах за всю зиму каждому бойцу полагалось по одному патрону».
      Воспоминания о том, как солдаты строевым шагом с песней и с палками на плечах вместо винтовок. Встречные бабы ревели: «И вот так на немца с палками?»
      Всё это увиденное и пройденное легло в основу повести «В окопах Сталинграда». Он передал рукопись через знакомого в Москву. Вс. Вишневский в журнале «Знамя» за 1946год дал путёвку в жизнь «Сталинграду» (так первоначально называлась повесть).
    В 1947 году этой книге была присуждена Сталинская премия, однако сразу же повесть вызвала критические нарекания самых рьяных блюстителей режима того времени и ему пришлось в 1974году покинуть Родину.
      Итак, Сталинградская битва имела два этапа: оборонительный и наступательный. Операция началась в ноябре1942г. Бои за Мамаев курган велись 136 суток, вершина неоднократно переходила из рук в руки, и только в январе 1943г. штурмовые группы 284-й стрелковой дивизии выбила противника с Кургана. Бои в Сталинграде велись за каждый дом, за каждую улицу. (И сейчас тоже самое!) Город стал символом мужества и стойкости наших солдат, вселил веру в победу, дал мощный импульс дальнейшему развитию событий войны.
      Конечно же, огромную роль сыграло командование сталинградского фронта: Главнокомандующий генерал армии Г.К. Жуков,  начальник Генштаба генерал-полковник А.М. Василевский, а также военачальники Рокоссовский, Малиновский, Ватутин, Шумилов, Чуйков и другие герои Великой Отечественной войны.
      Однако, без простого солдата, лейтенанта, офицера на передовой, не было бы победы, также и без тыла, который ценой неимоверных усилий ковал победу на фронте.
      В повести «В окопах Сталинграда» прежде всего прослеживается традиция «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого. «Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе  с раз вевающимися  знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении- в крови, в страданиях, в  смерти» Кстати, Лев Толстой тоже был непосредственным участником военных событий, был на одной из горячих точек обороны Севастополя.
      Как и Толстой, Некрасов показывает неизбежную на войне смерть не героической, не романтичной, а страшной в своей простоте и обыденности. Вот  умирает раненный в живот связной штаба Лазаренко: «Я, товарищ лейт…, он уже не говорит, а хрипит. Одна нога загнулась, и он не может её выпрямить. Запрокинув голову, он часто-часто дыщит. Руки не отрывает от живота… хочет что-то сказать, но понять  ничего нельзя. Хочет приподняться и сразу обмякает».
     Нужны ли здесь какие-либо комментарии автора? Их нет, лишь скупо описывает, как засыпают руками убитого, прикрыв плащ-палаткой, как после продолжается бой. В этой кажущейся простоте и заключена правда о войне, о человеке на войне.
    А вот ещё что пишет по этому поводу Некрасов: «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, ещё дымившийся окурок.  И это было   страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов…Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была ещё жизнь мысли. Желания. Сейчас- смерть.
      Такую деталь нельзя выдумать, её нужно увидеть и ужаснуться. Конечно, война влияет на характеры людей, выявляет те скрытые черты, которые неявны в мирной жизни. Одни оказываются трусами и приспособленцами, как Калужский, другие становятся твёрже и решительнее, как Фарбер в сцене суда над Абросимовым, третьи- терпимее, как разведчик Чумак.
     А вот как изображён один из защитников Сталинграда. «Повернувшись к пулемёту, он даёт очередь. Худенькая шейка его трясётся. Какая она тоненькая и жалкая! И глубокая впадина сзади. И воротник широк. Шея в нём болтается, как былинка…»
      Пожалуй, В.Н. Некрасов одним из первых среди советских писателей изображает бой, пребывание человека в смертельной опасности не приблизительно, а стремится к максимальной психологической достоверности  в передаче чувств и мыслей Керженцева. Автор создаёт как бы «эффект присутствия» читателей на поле боя, чтобы показать, каких неимоверных усилий требует от человека война, какова цена победы. 
     Повесть автобиографична. Юрий Керженцев, как и автор, вырос в Киеве, в интеллигентной семье, любил живопись, музыку, литературу. «Любил на луну смотреть, и шоколад любил, и в восьмом ряду партера сидеть, и сирень, и погулять любил,- вспоминает он. Чумак говорит ему: « Я думал, вы стихи пишите. Вид у вас такой, интеллигентный». Таким интеллигентам до войны Чумак «морды бил», теперь же на фронте он судит людей не по их происхождению и виду, а по их делам: при взятии сопки Керженцев ведёт бойцов в атаку, не прячется за спинами других, насколько возможно, бережёт людей. Что же помогает ему выстоять, не потерять чести? Да то, что ту, прежнюю жизнь- родной город, свой дом, мать,- нужно защищать, и всё это определяется чувством ответственности, высокими нравственными качествами. Керженцев проявляет мужество и стойкость не для того, чтобы показаться героем, он иначе не может. В любых обстоятельствах он остаётся человеком.
      Вот такие они, простые, в то же время стойкие, героические защитники Сталинграда. Город-герой навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости народа и необычайного героизма.         

               
 
      

                Битва за Сталинград
Война есть война. Когда бы она ни была – в начале 19 века, или в середине двадцатого, или сейчас в 21-м, всем понятно, что это самое отвратительное действо на планете Земля. Нынешняя война не всем понятна (помните «а нас за шо»), хотя мы, русские люди, прекрасно понимаем, за что воюем с полмиром, которому Россия встала поперёк горла.
     В этом году страна будет отмечать 80-летие Сталинградской Битвы. Мне хотелось бы кого-то познакомить, а кому-то напомнить о писателе Викторе Некрасове, участнике сражения за Сталинград, который показал героизм и мужество солдат и офицеров в так называемой «окопной войне». Для него важен человек, простой солдат на войне, его поведение, его мысли, чувства, переживания.    
      Несколько слов о писателе. Родился в Киеве, довоенные рукописи регулярно возвращались. Увлекается театром, архитектурой, путешествиями. Уезжает во Владивосток, работает актёром и художником театра Тихоокеанского флота, потом актёром в труппе местного театра Красной Армии в Ростове-на-Дону.
       И вот война. Некрасов вспоминает её так: «Первую зиму я провёл командиром взвода сапёрного батальона в крохотной деревушке Личуга на берегу Волги под Сталинградом. Туда мы пришли пешком из-под Ростова и остались на всю зиму. Учили солдат тому, чего и сами не знали. Настоящий тол и взрыватель я впервые увидел уже в Сталинграде через год. На весь батальон (а в нём было около тысячи человек) – одна боевая винтовка. На стрельбах за всю зиму каждому бойцу полагалось по одному патрону».
      Воспоминания о том, как солдаты строевым шагом с песней и с палками на плечах вместо винтовок. Встречные бабы ревели: «И вот так на немца с палками?»
      Всё это увиденное и пройденное легло в основу повести «В окопах Сталинграда». Он передал рукопись через знакомого в Москву. Вс. Вишневский в журнале «Знамя» за 1946год дал путёвку в жизнь «Сталинграду» (так первоначально называлась повесть).
    В 1947 году этой книге была присуждена Сталинская премия, однако сразу же повесть вызвала критические нарекания самых рьяных блюстителей режима того времени и ему пришлось в 1974году покинуть Родину.
      Итак, Сталинградская битва имела два этапа: оборонительный и наступательный. Операция началась в ноябре1942г. Бои за Мамаев курган велись 136 суток, вершина неоднократно переходила из рук в руки, и только в январе 1943г. штурмовые группы 284-й стрелковой дивизии выбила противника с Кургана. Бои в Сталинграде велись за каждый дом, за каждую улицу. (И сейчас тоже самое!) Город стал символом мужества и стойкости наших солдат, вселил веру в победу, дал мощный импульс дальнейшему развитию событий войны.
      Конечно же, огромную роль сыграло командование сталинградского фронта: Главнокомандующий генерал армии Г.К. Жуков,  начальник Генштаба генерал-полковник А.М. Василевский, а также военачальники Рокоссовский, Малиновский, Ватутин, Шумилов, Чуйков и другие герои Великой Отечественной войны.
      Однако, без простого солдата, лейтенанта, офицера на передовой, не было бы победы, также и без тыла, который ценой неимоверных усилий ковал победу на фронте.
      В повести «В окопах Сталинграда» прежде всего прослеживается традиция «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого. «Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе  с раз вевающимися  знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении- в крови, в страданиях, в  смерти» Кстати, Лев Толстой тоже был непосредственным участником военных событий, был на одной из горячих точек обороны Севастополя.
      Как и Толстой, Некрасов показывает неизбежную на войне смерть не героической, не романтичной, а страшной в своей простоте и обыденности. Вот  умирает раненный в живот связной штаба Лазаренко: «Я, товарищ лейт…, он уже не говорит, а хрипит. Одна нога загнулась, и он не может её выпрямить. Запрокинув голову, он часто-часто дыщит. Руки не отрывает от живота… хочет что-то сказать, но понять  ничего нельзя. Хочет приподняться и сразу обмякает».
     Нужны ли здесь какие-либо комментарии автора? Их нет, лишь скупо описывает, как засыпают руками убитого, прикрыв плащ-палаткой, как после продолжается бой. В этой кажущейся простоте и заключена правда о войне, о человеке на войне.
    А вот ещё что пишет по этому поводу Некрасов: «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, ещё дымившийся окурок.  И это было   страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов…Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была ещё жизнь мысли. Желания. Сейчас- смерть.
      Такую деталь нельзя выдумать, её нужно увидеть и ужаснуться. Конечно, война влияет на характеры людей, выявляет те скрытые черты, которые неявны в мирной жизни. Одни оказываются трусами и приспособленцами, как Калужский, другие становятся твёрже и решительнее, как Фарбер в сцене суда над Абросимовым, третьи- терпимее, как разведчик Чумак.
     А вот как изображён один из защитников Сталинграда. «Повернувшись к пулемёту, он даёт очередь. Худенькая шейка его трясётся. Какая она тоненькая и жалкая! И глубокая впадина сзади. И воротник широк. Шея в нём болтается, как былинка…»
      Пожалуй, В.Н. Некрасов одним из первых среди советских писателей изображает бой, пребывание человека в смертельной опасности не приблизительно, а стремится к максимальной психологической достоверности  в передаче чувств и мыслей Керженцева. Автор создаёт как бы «эффект присутствия» читателей на поле боя, чтобы показать, каких неимоверных усилий требует от человека война, какова цена победы. 
     Повесть автобиографична. Юрий Керженцев, как и автор, вырос в Киеве, в интеллигентной семье, любил живопись, музыку, литературу. «Любил на луну смотреть, и шоколад любил, и в восьмом ряду партера сидеть, и сирень, и погулять любил,- вспоминает он. Чумак говорит ему: « Я думал, вы стихи пишите. Вид у вас такой, интеллигентный». Таким интеллигентам до войны Чумак «морды бил», теперь же на фронте он судит людей не по их происхождению и виду, а по их делам: при взятии сопки Керженцев ведёт бойцов в атаку, не прячется за спинами других, насколько возможно, бережёт людей. Что же помогает ему выстоять, не потерять чести? Да то, что ту, прежнюю жизнь- родной город, свой дом, мать,- нужно защищать, и всё это определяется чувством ответственности, высокими нравственными качествами. Керженцев проявляет мужество и стойкость не для того, чтобы показаться героем, он иначе не может. В любых обстоятельствах он остаётся человеком.
      Вот такие они, простые, в то же время стойкие, героические защитники Сталинграда. Город-герой навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости народа и необычайного героизма.         

               
 
      

                Битва за Сталинград
Война есть война. Когда бы она ни была – в начале 19 века, или в середине двадцатого, или сейчас в 21-м, всем понятно, что это самое отвратительное действо на планете Земля. Нынешняя война не всем понятна (помните «а нас за шо»), хотя мы, русские люди, прекрасно понимаем, за что воюем с полмиром, которому Россия встала поперёк горла.
     В этом году страна будет отмечать 80-летие Сталинградской Битвы. Мне хотелось бы кого-то познакомить, а кому-то напомнить о писателе Викторе Некрасове, участнике сражения за Сталинград, который показал героизм и мужество солдат и офицеров в так называемой «окопной войне». Для него важен человек, простой солдат на войне, его поведение, его мысли, чувства, переживания.    
      Несколько слов о писателе. Родился в Киеве, довоенные рукописи регулярно возвращались. Увлекается театром, архитектурой, путешествиями. Уезжает во Владивосток, работает актёром и художником театра Тихоокеанского флота, потом актёром в труппе местного театра Красной Армии в Ростове-на-Дону.
       И вот война. Некрасов вспоминает её так: «Первую зиму я провёл командиром взвода сапёрного батальона в крохотной деревушке Личуга на берегу Волги под Сталинградом. Туда мы пришли пешком из-под Ростова и остались на всю зиму. Учили солдат тому, чего и сами не знали. Настоящий тол и взрыватель я впервые увидел уже в Сталинграде через год. На весь батальон (а в нём было около тысячи человек) – одна боевая винтовка. На стрельбах за всю зиму каждому бойцу полагалось по одному патрону».
      Воспоминания о том, как солдаты строевым шагом с песней и с палками на плечах вместо винтовок. Встречные бабы ревели: «И вот так на немца с палками?»
      Всё это увиденное и пройденное легло в основу повести «В окопах Сталинграда». Он передал рукопись через знакомого в Москву. Вс. Вишневский в журнале «Знамя» за 1946год дал путёвку в жизнь «Сталинграду» (так первоначально называлась повесть).
    В 1947 году этой книге была присуждена Сталинская премия, однако сразу же повесть вызвала критические нарекания самых рьяных блюстителей режима того времени и ему пришлось в 1974году покинуть Родину.
      Итак, Сталинградская битва имела два этапа: оборонительный и наступательный. Операция началась в ноябре1942г. Бои за Мамаев курган велись 136 суток, вершина неоднократно переходила из рук в руки, и только в январе 1943г. штурмовые группы 284-й стрелковой дивизии выбила противника с Кургана. Бои в Сталинграде велись за каждый дом, за каждую улицу. (И сейчас тоже самое!) Город стал символом мужества и стойкости наших солдат, вселил веру в победу, дал мощный импульс дальнейшему развитию событий войны.
      Конечно же, огромную роль сыграло командование сталинградского фронта: Главнокомандующий генерал армии Г.К. Жуков,  начальник Генштаба генерал-полковник А.М. Василевский, а также военачальники Рокоссовский, Малиновский, Ватутин, Шумилов, Чуйков и другие герои Великой Отечественной войны.
      Однако, без простого солдата, лейтенанта, офицера на передовой, не было бы победы, также и без тыла, который ценой неимоверных усилий ковал победу на фронте.
      В повести «В окопах Сталинграда» прежде всего прослеживается традиция «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого. «Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе  с раз вевающимися  знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении- в крови, в страданиях, в  смерти» Кстати, Лев Толстой тоже был непосредственным участником военных событий, был на одной из горячих точек обороны Севастополя.
      Как и Толстой, Некрасов показывает неизбежную на войне смерть не героической, не романтичной, а страшной в своей простоте и обыденности. Вот  умирает раненный в живот связной штаба Лазаренко: «Я, товарищ лейт…, он уже не говорит, а хрипит. Одна нога загнулась, и он не может её выпрямить. Запрокинув голову, он часто-часто дыщит. Руки не отрывает от живота… хочет что-то сказать, но понять  ничего нельзя. Хочет приподняться и сразу обмякает».
     Нужны ли здесь какие-либо комментарии автора? Их нет, лишь скупо описывает, как засыпают руками убитого, прикрыв плащ-палаткой, как после продолжается бой. В этой кажущейся простоте и заключена правда о войне, о человеке на войне.
    А вот ещё что пишет по этому поводу Некрасов: «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, ещё дымившийся окурок.  И это было   страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов…Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была ещё жизнь мысли. Желания. Сейчас- смерть.
      Такую деталь нельзя выдумать, её нужно увидеть и ужаснуться. Конечно, война влияет на характеры людей, выявляет те скрытые черты, которые неявны в мирной жизни. Одни оказываются трусами и приспособленцами, как Калужский, другие становятся твёрже и решительнее, как Фарбер в сцене суда над Абросимовым, третьи- терпимее, как разведчик Чумак.
     А вот как изображён один из защитников Сталинграда. «Повернувшись к пулемёту, он даёт очередь. Худенькая шейка его трясётся. Какая она тоненькая и жалкая! И глубокая впадина сзади. И воротник широк. Шея в нём болтается, как былинка…»
      Пожалуй, В.Н. Некрасов одним из первых среди советских писателей изображает бой, пребывание человека в смертельной опасности не приблизительно, а стремится к максимальной психологической достоверности  в передаче чувств и мыслей Керженцева. Автор создаёт как бы «эффект присутствия» читателей на поле боя, чтобы показать, каких неимоверных усилий требует от человека война, какова цена победы. 
     Повесть автобиографична. Юрий Керженцев, как и автор, вырос в Киеве, в интеллигентной семье, любил живопись, музыку, литературу. «Любил на луну смотреть, и шоколад любил, и в восьмом ряду партера сидеть, и сирень, и погулять любил,- вспоминает он. Чумак говорит ему: « Я думал, вы стихи пишите. Вид у вас такой, интеллигентный». Таким интеллигентам до войны Чумак «морды бил», теперь же на фронте он судит людей не по их происхождению и виду, а по их делам: при взятии сопки Керженцев ведёт бойцов в атаку, не прячется за спинами других, насколько возможно, бережёт людей. Что же помогает ему выстоять, не потерять чести? Да то, что ту, прежнюю жизнь- родной город, свой дом, мать,- нужно защищать, и всё это определяется чувством ответственности, высокими нравственными качествами. Керженцев проявляет мужество и стойкость не для того, чтобы показаться героем, он иначе не может. В любых обстоятельствах он остаётся человеком.
      Вот такие они, простые, в то же время стойкие, героические защитники Сталинграда. Город-герой навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости народа и необычайного героизма.         

               
 
      

                Битва за Сталинград
Война есть война. Когда бы она ни была – в начале 19 века, или в середине двадцатого, или сейчас в 21-м, всем понятно, что это самое отвратительное действо на планете Земля. Нынешняя война не всем понятна (помните «а нас за шо»), хотя мы, русские люди, прекрасно понимаем, за что воюем с полмиром, которому Россия встала поперёк горла.
     В этом году страна будет отмечать 80-летие Сталинградской Битвы. Мне хотелось бы кого-то познакомить, а кому-то напомнить о писателе Викторе Некрасове, участнике сражения за Сталинград, который показал героизм и мужество солдат и офицеров в так называемой «окопной войне». Для него важен человек, простой солдат на войне, его поведение, его мысли, чувства, переживания.    
      Несколько слов о писателе. Родился в Киеве, довоенные рукописи регулярно возвращались. Увлекается театром, архитектурой, путешествиями. Уезжает во Владивосток, работает актёром и художником театра Тихоокеанского флота, потом актёром в труппе местного театра Красной Армии в Ростове-на-Дону.
       И вот война. Некрасов вспоминает её так: «Первую зиму я провёл командиром взвода сапёрного батальона в крохотной деревушке Личуга на берегу Волги под Сталинградом. Туда мы пришли пешком из-под Ростова и остались на всю зиму. Учили солдат тому, чего и сами не знали. Настоящий тол и взрыватель я впервые увидел уже в Сталинграде через год. На весь батальон (а в нём было около тысячи человек) – одна боевая винтовка. На стрельбах за всю зиму каждому бойцу полагалось по одному патрону».
      Воспоминания о том, как солдаты строевым шагом с песней и с палками на плечах вместо винтовок. Встречные бабы ревели: «И вот так на немца с палками?»
      Всё это увиденное и пройденное легло в основу повести «В окопах Сталинграда». Он передал рукопись через знакомого в Москву. Вс. Вишневский в журнале «Знамя» за 1946год дал путёвку в жизнь «Сталинграду» (так первоначально называлась повесть).
    В 1947 году этой книге была присуждена Сталинская премия, однако сразу же повесть вызвала критические нарекания самых рьяных блюстителей режима того времени и ему пришлось в 1974году покинуть Родину.
      Итак, Сталинградская битва имела два этапа: оборонительный и наступательный. Операция началась в ноябре1942г. Бои за Мамаев курган велись 136 суток, вершина неоднократно переходила из рук в руки, и только в январе 1943г. штурмовые группы 284-й стрелковой дивизии выбила противника с Кургана. Бои в Сталинграде велись за каждый дом, за каждую улицу. (И сейчас тоже самое!) Город стал символом мужества и стойкости наших солдат, вселил веру в победу, дал мощный импульс дальнейшему развитию событий войны.
      Конечно же, огромную роль сыграло командование сталинградского фронта: Главнокомандующий генерал армии Г.К. Жуков,  начальник Генштаба генерал-полковник А.М. Василевский, а также военачальники Рокоссовский, Малиновский, Ватутин, Шумилов, Чуйков и другие герои Великой Отечественной войны.
      Однако, без простого солдата, лейтенанта, офицера на передовой, не было бы победы, также и без тыла, который ценой неимоверных усилий ковал победу на фронте.
      В повести «В окопах Сталинграда» прежде всего прослеживается традиция «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого. «Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе  с раз вевающимися  знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении- в крови, в страданиях, в  смерти» Кстати, Лев Толстой тоже был непосредственным участником военных событий, был на одной из горячих точек обороны Севастополя.
      Как и Толстой, Некрасов показывает неизбежную на войне смерть не героической, не романтичной, а страшной в своей простоте и обыденности. Вот  умирает раненный в живот связной штаба Лазаренко: «Я, товарищ лейт…, он уже не говорит, а хрипит. Одна нога загнулась, и он не может её выпрямить. Запрокинув голову, он часто-часто дыщит. Руки не отрывает от живота… хочет что-то сказать, но понять  ничего нельзя. Хочет приподняться и сразу обмякает».
     Нужны ли здесь какие-либо комментарии автора? Их нет, лишь скупо описывает, как засыпают руками убитого, прикрыв плащ-палаткой, как после продолжается бой. В этой кажущейся простоте и заключена правда о войне, о человеке на войне.
    А вот ещё что пишет по этому поводу Некрасов: «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, ещё дымившийся окурок.  И это было   страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов…Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была ещё жизнь мысли. Желания. Сейчас- смерть.
      Такую деталь нельзя выдумать, её нужно увидеть и ужаснуться. Конечно, война влияет на характеры людей, выявляет те скрытые черты, которые неявны в мирной жизни. Одни оказываются трусами и приспособленцами, как Калужский, другие становятся твёрже и решительнее, как Фарбер в сцене суда над Абросимовым, третьи- терпимее, как разведчик Чумак.
     А вот как изображён один из защитников Сталинграда. «Повернувшись к пулемёту, он даёт очередь. Худенькая шейка его трясётся. Какая она тоненькая и жалкая! И глубокая впадина сзади. И воротник широк. Шея в нём болтается, как былинка…»
      Пожалуй, В.Н. Некрасов одним из первых среди советских писателей изображает бой, пребывание человека в смертельной опасности не приблизительно, а стремится к максимальной психологической достоверности  в передаче чувств и мыслей Керженцева. Автор создаёт как бы «эффект присутствия» читателей на поле боя, чтобы показать, каких неимоверных усилий требует от человека война, какова цена победы. 
     Повесть автобиографична. Юрий Керженцев, как и автор, вырос в Киеве, в интеллигентной семье, любил живопись, музыку, литературу. «Любил на луну смотреть, и шоколад любил, и в восьмом ряду партера сидеть, и сирень, и погулять любил,- вспоминает он. Чумак говорит ему: « Я думал, вы стихи пишите. Вид у вас такой, интеллигентный». Таким интеллигентам до войны Чумак «морды бил», теперь же на фронте он судит людей не по их происхождению и виду, а по их делам: при взятии сопки Керженцев ведёт бойцов в атаку, не прячется за спинами других, насколько возможно, бережёт людей. Что же помогает ему выстоять, не потерять чести? Да то, что ту, прежнюю жизнь- родной город, свой дом, мать,- нужно защищать, и всё это определяется чувством ответственности, высокими нравственными качествами. Керженцев проявляет мужество и стойкость не для того, чтобы показаться героем, он иначе не может. В любых обстоятельствах он остаётся человеком.
      Вот такие они, простые, в то же время стойкие, героические защитники Сталинграда. Город-герой навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости народа и необычайного героизма.         

               
 
      

                Битва за Сталинград
Война есть война. Когда бы она ни была – в начале 19 века, или в середине двадцатого, или сейчас в 21-м, всем понятно, что это самое отвратительное действо на планете Земля. Нынешняя война не всем понятна (помните «а нас за шо»), хотя мы, русские люди, прекрасно понимаем, за что воюем с полмиром, которому Россия встала поперёк горла.
     В этом году страна будет отмечать 80-летие Сталинградской Битвы. Мне хотелось бы кого-то познакомить, а кому-то напомнить о писателе Викторе Некрасове, участнике сражения за Сталинград, который показал героизм и мужество солдат и офицеров в так называемой «окопной войне». Для него важен человек, простой солдат на войне, его поведение, его мысли, чувства, переживания.    
      Несколько слов о писателе. Родился в Киеве, довоенные рукописи регулярно возвращались. Увлекается театром, архитектурой, путешествиями. Уезжает во Владивосток, работает актёром и художником театра Тихоокеанского флота, потом актёром в труппе местного театра Красной Армии в Ростове-на-Дону.
       И вот война. Некрасов вспоминает её так: «Первую зиму я провёл командиром взвода сапёрного батальона в крохотной деревушке Личуга на берегу Волги под Сталинградом. Туда мы пришли пешком из-под Ростова и остались на всю зиму. Учили солдат тому, чего и сами не знали. Настоящий тол и взрыватель я впервые увидел уже в Сталинграде через год. На весь батальон (а в нём было около тысячи человек) – одна боевая винтовка. На стрельбах за всю зиму каждому бойцу полагалось по одному патрону».
      Воспоминания о том, как солдаты строевым шагом с песней и с палками на плечах вместо винтовок. Встречные бабы ревели: «И вот так на немца с палками?»
      Всё это увиденное и пройденное легло в основу повести «В окопах Сталинграда». Он передал рукопись через знакомого в Москву. Вс. Вишневский в журнале «Знамя» за 1946год дал путёвку в жизнь «Сталинграду» (так первоначально называлась повесть).
    В 1947 году этой книге была присуждена Сталинская премия, однако сразу же повесть вызвала критические нарекания самых рьяных блюстителей режима того времени и ему пришлось в 1974году покинуть Родину.
      Итак, Сталинградская битва имела два этапа: оборонительный и наступательный. Операция началась в ноябре1942г. Бои за Мамаев курган велись 136 суток, вершина неоднократно переходила из рук в руки, и только в январе 1943г. штурмовые группы 284-й стрелковой дивизии выбила противника с Кургана. Бои в Сталинграде велись за каждый дом, за каждую улицу. (И сейчас тоже самое!) Город стал символом мужества и стойкости наших солдат, вселил веру в победу, дал мощный импульс дальнейшему развитию событий войны.
      Конечно же, огромную роль сыграло командование сталинградского фронта: Главнокомандующий генерал армии Г.К. Жуков,  начальник Генштаба генерал-полковник А.М. Василевский, а также военачальники Рокоссовский, Малиновский, Ватутин, Шумилов, Чуйков и другие герои Великой Отечественной войны.
      Однако, без простого солдата, лейтенанта, офицера на передовой, не было бы победы, также и без тыла, который ценой неимоверных усилий ковал победу на фронте.
      В повести «В окопах Сталинграда» прежде всего прослеживается традиция «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого. «Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе  с раз вевающимися  знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении- в крови, в страданиях, в  смерти» Кстати, Лев Толстой тоже был непосредственным участником военных событий, был на одной из горячих точек обороны Севастополя.
      Как и Толстой, Некрасов показывает неизбежную на войне смерть не героической, не романтичной, а страшной в своей простоте и обыденности. Вот  умирает раненный в живот связной штаба Лазаренко: «Я, товарищ лейт…, он уже не говорит, а хрипит. Одна нога загнулась, и он не может её выпрямить. Запрокинув голову, он часто-часто дыщит. Руки не отрывает от живота… хочет что-то сказать, но понять  ничего нельзя. Хочет приподняться и сразу обмякает».
     Нужны ли здесь какие-либо комментарии автора? Их нет, лишь скупо описывает, как засыпают руками убитого, прикрыв плащ-палаткой, как после продолжается бой. В этой кажущейся простоте и заключена правда о войне, о человеке на войне.
    А вот ещё что пишет по этому поводу Некрасов: «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, ещё дымившийся окурок.  И это было   страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов…Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была ещё жизнь мысли. Желания. Сейчас- смерть.
      Такую деталь нельзя выдумать, её нужно увидеть и ужаснуться. Конечно, война влияет на характеры людей, выявляет те скрытые черты, которые неявны в мирной жизни. Одни оказываются трусами и приспособленцами, как Калужский, другие становятся твёрже и решительнее, как Фарбер в сцене суда над Абросимовым, третьи- терпимее, как разведчик Чумак.
     А вот как изображён один из защитников Сталинграда. «Повернувшись к пулемёту, он даёт очередь. Худенькая шейка его трясётся. Какая она тоненькая и жалкая! И глубокая впадина сзади. И воротник широк. Шея в нём болтается, как былинка…»
      Пожалуй, В.Н. Некрасов одним из первых среди советских писателей изображает бой, пребывание человека в смертельной опасности не приблизительно, а стремится к максимальной психологической достоверности  в передаче чувств и мыслей Керженцева. Автор создаёт как бы «эффект присутствия» читателей на поле боя, чтобы показать, каких неимоверных усилий требует от человека война, какова цена победы. 
     Повесть автобиографична. Юрий Керженцев, как и автор, вырос в Киеве, в интеллигентной семье, любил живопись, музыку, литературу. «Любил на луну смотреть, и шоколад любил, и в восьмом ряду партера сидеть, и сирень, и погулять любил,- вспоминает он. Чумак говорит ему: « Я думал, вы стихи пишите. Вид у вас такой, интеллигентный». Таким интеллигентам до войны Чумак «морды бил», теперь же на фронте он судит людей не по их происхождению и виду, а по их делам: при взятии сопки Керженцев ведёт бойцов в атаку, не прячется за спинами других, насколько возможно, бережёт людей. Что же помогает ему выстоять, не потерять чести? Да то, что ту, прежнюю жизнь- родной город, свой дом, мать,- нужно защищать, и всё это определяется чувством ответственности, высокими нравственными качествами. Керженцев проявляет мужество и стойкость не для того, чтобы показаться героем, он иначе не может. В любых обстоятельствах он остаётся человеком.
      Вот такие они, простые, в то же время стойкие, героические защитники Сталинграда. Город-герой навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости народа и необычайного героизма.         

               
 
      

v


Рецензии