Без запятых

- Заходите!

Каких только типажей не было в моём кабинете редактора «молодёжки»: старики, студенты, молодые родители, политики, даже бомжи…
Красивая, молодая, модная. Голос уже прокурен. Держится весьма уверенно и спокойно.

- Вот! Напечатайте мои стихи.

На стол ложится двойной листок из школьной тетрадки, исписанный аккуратным почерком.

- Моя учительница сказала, что у меня очень хорошие стихи. И что я очень талантливая!

Пытаюсь прочесть. Не получается. И тут понимаю – в тексте нет ни одного знака препинания. Ни запятых, ни точек… Всё написано одним предложением.
Беру авторучку и начинаю править. Появляется текст. Очень трогательный, искренний, написанный от души. Ни одного слова не хочется ни вычеркнуть, ни добавить. Посвящено маме.

- Действительно, очень хорошие стихи. Белые. Напечатаем. Как вас зовут?

Она сказала. Я тоже назвалась и спросила, откуда она.

Ну, конечно же, из района. Из маленького посёлка, разорённого перестройкой.
Школу не окончила. За плечами семь классов. Работала почтальоном. Родила сына. Немного подрастила и поехала в областной центр искать свою судьбу и оставив малыша маме.

- А здесь ты работаешь?

- Нет.

- А на что же живёшь?

- Парень работает, а я сижу дома с его ребёнком. Он с женой разошёлся и мальчика забрал себе. Такой чудесный малыш! Я так его полюбила!

Вот так: свой ребёнок растёт у бабушки, а она воспитывает чужого.

Когда публикация появилась в газете, мы опять встретились. Она жадно впилась глазами в страницу.

- Ты обратила внимание, что текст разбит на предложения, поставлены знаки препинания?

- Да, - ответила она, будто это было совсем не важно.

- Это очень важно. Как и то, что тебе необходимо поступить в вечернюю школу. Ты действительно очень талантлива, твоя учительница права. Нельзя зарывать свой талант в землю.

Она внимательно выслушала мои доводы, почему нужно учиться, получить специальность и найти работу. Я сказала, когда прийти за гонораром и вручила ей номера газет.

- Дайте больше, вот деньги. Отвезу домой, в посёлок.

Мы дали своей неожиданной помощнице целую пачку газет бесплатно. Из тех, что были напечатаны дополнительно по просьбе одного из рекламодателей. И распрощались.

А спустя несколько месяцев случайно встретились на улице. Девушка выглядела очень элегантно, в лице спокойствие и уверенность. Рядом – скромный молодой человек. Она обрадовалась, заулыбалась и, сказав несколько слов своему спутнику, быстро направилась ко мне. Мы поприветствовали друг друга.

- Я поступила в вечернюю школу, - сообщила она в первую очередь. – Спасибо вам за всё. Завтра еду за мамой и сыном. Перевезу их сюда. Так будет лучше. Мы всё обсудили. Дети будут расти вместе. Они ведь примерно одного возраста. Нам ясли дают.

Молча, я посмотрела ей в лицо. Она ответила взглядом: всё будет нормально.

- Иди, тебя ждут.

Больше мы не виделись. Но я частенько вспоминаю эту недоученную леди из глухого посёлка. Думаю, она всё же окончила вечернюю школу. И не только… Уж больно она была уверенна в себе и настырна.


Рецензии