День Василя

Тихо! Тиииихоо! Я грю! - воскликнул старец Радомир и окинул толпу беснующихся гневным взглядом:" Я гля Мразь убоялись, Али с глузду сьехавши... Чому парубки яко дубы у дубраве, яко голы стволы, але дохлый скот духом впали. Ась? Чого убоялися? Мразь, шо лютует, али тартар, гостей непрошенных.... Чому Карачуну угощеньями не подсуетился, Велеса не славите! Треп усякий долой, аки с уст, аки з души. Дань платить- слуг князя да воевод дело... А свято них-то и ништо не видменял... Не чую в деревеньке шо в печах жареный парася имееться, де ряженые, где посевання ваше, песни Велесу. Щедрий вечор!!!
Усем весилий! Ряженых у кожну хату! Ишь ты!  Мразь силён, Карачун беду него, тартары на порогах... Сунуться! Вилами их и свято творить! "
Василь затянул здравицу Велесу и побежал к дому посевать к дому старца. Немного погудев ещё для приличия народ начал расходиться. Где то на околице деревушки протяжно, но сильно весело запела свирель. В такт из нескольких домов зазвучали рожки и из них стали потихоньку выползать ряженые. К бодрым звукам свирели и хрипатым рожкам отовсюду стали присоединяться и органично сливаться в едином ансамбле звуки бубенцов и деревянных ложек.
В это время Василёк, что забежал в хату старца, тряся рыжими кудрями, в расшитой матерью, специально к святкам, тёплой рубахе и овечьей шубе с ногами, накинутой на неё, приплясывал в овчинных валенках,  желая скорее согреться, разбрасывал пшеницу в сенях и голосил в высоких тонах:
"Славний вечор, щедрый вечер,
Добрим людям на здоровье. Прилетел сокол,
Сел на оконце, Кроил суконце. А остаточки хозяевам на шапочки,
А обрезочки да на поясочки,
Чую запах порося!
Дайте мясца из бочка!
Жалко коли порося-
   Хоть копытце или два,
Але хлебушка сперва!
"Полно, Василь! Не для того кликал... "- пробубнил старец Радомир и велел пройти в покои.
Усевшись на лавку старец пригласил Василя к столу и когда тот отрезал ногу поросёнка и поднёс руками её ко рту молвил:
Плохи дела, Василь, да и лютый Карачун не велит сечу начинать... Князь Леонтий тартар позвал на подмогу, да войско их невелико... Князь Киевский к нам с мечом идёт, да новую веру несёт... А, шо нам его вера даст, акромя новых распрей. Сила то нашей деревушки никакая, черниговцы не подмога и выходит, шо коли князь наш жити будэ, то и сила Велеса будэ житти. На наши Водокрещи Князь Киевский нас в свою веру обращать собрался... Таки дело грю разом... Околицей, да овражками ступай до дружины Леонтия, да кажи им, шось я повелел и шо спасенье Велеса для князя несёшь. Пусть войско уводит и сам тикаэ. А мы тут противиться али нет сами решать будем. Я казал! Сечи не будэ! Велес не велит в свято кровь лить!
И побежал Василий, только пятки сверкали, околицей, да оврагами, да через капище древнее, где берёзовый идол богини Лады, незнамо сколько лет стоял. Добежал и пред князем на колени рухнул и наставления Радомира слово в слово и передал. Послал гонца Леонтий тартарам, войско своё в Чернигов повернул, спросил имя у Василия, дабы знать имя Спасителя, что не дал кровь пролить и ускакал в неведомом направлении, проклиная Карачун, трескунца- мразь и прося у Велеса силы.
Утром в деревню посланники Киевского князя пришли, костры разожгли, но мороз был таков, что их тепло не спасало... Велел Радомир гостей на постой определить, хлебом- солью, да жареным порося, да барашками встретив.
В День Машки- водицы или по иному Водокрещи потянулся народ к реке лёд ломать, водицы в кувшины набирать, да первенцев в проруби купать, Велеса славить, да богатый урожай наговаривать.и Тупицу ожидать.А слуги князя Киевского и священник смеётся и говорят: Бесы! Язычники быдловатые! Христос тоже в реке крещения, чего боитесь, крест примите и окунитесь в воду, вот и веру православную принять сможете!
Смогут! - громогласно, сотрясая снежные шапки с деревьев, прокричал незнакомец в одеянии монаха: " Не огнём и мечом веру нести надо, как вы хотели, а слово Христа и слово народа в едино слить, яки в эту речку малую множество журчащих ручьёв.
По нраву слова пришлись незнакомца и слугам князя и жителям.
А он продолжил: "В день сей вода яки вино, пьянит и бодрит. Нельзя запрет на всё наложить, что в лета многие в житие народа стало святом,  шо яки коло на небесах не погасить... Пусть, ктось хочет крест примет, а ктось не желаэ водицы, шо як вино в сей день большой. Русь от чего Русью быти не перестанэ.Лета- лета многие пройдут, яки кожный скажет, шо ему слаще - Велес али Христос! "
"Як звати тебя, мудрец? "- стали спрашивать у незнакомца в чёрном облачении и он ответил: Два хлопца чудных меня разуму навчили за несколько Солнц, один рыжеволосый хлопец, что делу Велеса верен, а другой монах- странник, но зовут их Василий , и того и этого. Я слово дал одному, что иноком стану, коли в вере Христа, что то от веры Велеса будет... Коляды, Щедрого вечора и Водокрещи у Руси не отнять, а коли так и моё имя Василий с того дня, як я першим рыжего встретил. Яка разница кому колени гнуть ежели сила наша не в житие князя, а житие народа. Он божество русское...
"Красноречив! "- сказали многие и лишь старец Родомир воскликнул: " Во имя Рода... Великий Велес... Леонтий- княже наш Брянский и Черниговский!
Сущая правда об иноке Василии затерялась в летописях и в каждом княжестве большой Руси рассказывали по разному. Но то, что древний языческий праздник Щедрый вечер, чуть позже стали называть днём Василя именно в честь князя, что в миру был Леонтием, коей был люб простому народу, что хотел спасти его, даже ценой своей жизни, не зная, что несёт им новая вера, но наслышанные о жестоких расправам над язычниками, сомнений никаких нет. Возможно, как и другие старожилы Брянщины я чуть приукрасил, возможно недодал колориту своему сказу, но я старался донести до вас, как тесно истинное язычество переплелось в временах с верой православной.


Примечания автора некоторых терминов:
Мразь- ( в некоторых диалектах  мрозь, морозь) мороз.
Карачун- божество холода, несущего одновременно и новизну и смерть. Часто в народных сказках образ Карачуна заменён на образ Кащея- хранителя тишины и богатств.
Ряженые- люди, переодетые в костюмы животных или мифических существ: кикиморы, лешего, домового, водяного. Тако же люди одевались в старика со старухой (стариком рядилась девушка, а старухой парень), солдата, доктора, барина и слугу. Каждый костюм каждая маска были традиционны, то есть их смысл и значение передавались из поколения в поколения. С каждой маской были связаны определённые действия и тексты — присказки. Считается, что к ряжанию наши предки обращались потому, что боялись нечистой силы, которая с увеличением тёмного времени суток активизировалась. Если нарядиться и скрыть себя под личиной, то нечистая сила не узнает и не причинит зла .

Турица-Турицы посвящены туру — одному из древнейших почитаемых среди славян животных, обладающих магической силой. В туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского.

Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан, покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм, пляскам и веселью, а также рощам и зверью лесному. На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таежных лесах сохатым.

В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. 12-й день святок соответствует 12 месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Собирают снег для отбеливания холстины. Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год.

Славяне видели в празднике Тура древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины, когда, воплощаясь волком, юноша должен был проявить охотничьи способности и воинскую отвагу и завалить своего первого тура.

Коляда- день Солнца, совпадает с праздником Рождества, что начинает святочные праздники, связанные с языческими обычаями

Щедрый вечер- Посеванне- день Василя, возник в глубокой древности, посвящён богу Велесу и будующему урожаю годах


Рецензии