Квашеная капуста, как у Вер-Ванны

Если бы в школе ей сказали, что её кто-то не любит, "просто так ни за что", она бы очень удивилась, "а за что"?
Детям иногда трудно понять, как это
можно закрыть перед ними дверь.

В их классе учились в основном те, кто жили в близлежащих рабочих раойонах их небольшого городка. И тут, уже в 9-м классе, приехала девочка из центрального района. Папа у неё был актер в местном драмтеатре, но мама,  Вер-Ванна, только что с ним разошлась и они перебрались на окраину. И Полина, скромная, милая, хорошая девочка стала учиться в их классе.

 Она сразу привлекла к себе внимание - она рисовала и разбиралась в живописи, много читала и писала сама стихи. А когда на уроке литературы она первый раз прочитала стихотворение  Блока "О весна без конца и без края..." класс притих и замер. Так в школе ещё никто стихи не читал. Даже и не рассматривал этих "школьных" поэтов, как реальные жизненные, настоящие слова - она выплеснула столько страсти, энергии, даже какой-то боли. Хотя слова там были про весну, жизнь, любовь и вполне оптимистично-жизнерадостные. На неё все в классе взглянули по другому. Чего от неё ещё ожидать?

А она задружилась с соседкой по парте, девочкой из семьи, где папа подолгу не выходил из алкогольной депрессии, а мама много работала. И они, вдруг, стали креативным ядром класса - самые дерзкие и смелые их планы осуществлялись . Втягивая в это не только класс, но и школу. Самые немыслимые сюжеты на Новый год - с призраками Белой Дамы, розы-вампиры, Шапокляк, танцующая брэйк...

В школе стали, как снежный ком нарастать тяга к искусству и обнаруживаться всё новые и новые таланты. Кто-то, оказывается, выпиливает из дерева арт-конструкции, кто-то очень харизматично фотографирует, умеет поймать  живые моменты, кто-то вытанцовывает новую хореографическую лексику...

А всё началось с этой новенькой девочки с горящими глазами. Соседка по парте, из неблагополучной семьи, частенько засиживалась у Полины в гостях. Мама её вполне гостеприимно встречала одноклассников, угощала борщом и своей особенной квашеной капустой с тмином, которая потом вспоминалась всю жизнь.Но когда эта девочка появлялась в их доме, Вер-Ванна не могла скрыть своего недовольства.

А та, ни о чём не подозревая, со всей непосредственостью уходящего детства делилась с ней переживаниями, первыми влюблённостями и доверяла этой чужой маме больше, чем своей. А Вер-Ванна после её визитов говорила своей дочери:"Ну, не люблю я её. Ничего не могу с собой поделать, не люблю и всё!"

То ли она казалась ей не симатичной, то ли наоборот. То ли мальчик, которым мама Полины восхищалась, носил портфель этой девочки, а не дочери, сыграло роль.Но дружба девочек постепенно распадалась.

После школы Полина поступила в институт, а школьная подружка пошла работать. И для дружбы дверь неумолимо закрывалась. Она всё ещё забегала после работы или в выходные и пыталась спасти этот решительно тонущий корабль зарождающихся первых человеческих отношений. Но то "Полины нет дома", то "Полине было некогда", то "Полина сдаёт сессию" ...И дружба погибала на глазах.
Девчонка из неблагополучной семьи пострадала, порыдала, поплакала - да и успокоилась, отступилась.

Прошли годы, девочки повзрослели, у обоих появились дети, обе пережили какие-то личное драмы.
И вдруг, они обе оказались в родном городе и нечаянно встретились.
Дул тёплый летний ветерок, на центральном бульваре гуляли счатливые пары с колясочками, играл на солнце водяной пылью фонтан. Она не сразу узнала свою подругу. Чуть располневшая, что е; ничуть не портило, модная стрижка, спокойный умиртворённый взгляд счастливо прожившего жизнь человека.

"Полинка, это ты?" - "Я...а это ты?"
 И они взахлёб рассказывали друг другу свою жизнь, про мужей, про детей, про разводы-своды-перезды-съезды...Время отматывалось назад - они опять были, как два неуёмных смешливых подростка.

И она вдруг спросила:"Полин, мы так дружили с тобой, эта дружба столько для меня значила. Ты была для меня человек, которому я первому открыла своё сердце...Ты была первый человек из совсем другого мира - мира поэзии, живописи, мира искусства...Я тебе так благодарна. Ты открыла глаза мне на многие вещи,  самое главное - на меня саму.

Скажи, почему тогда так получилось, почему мы так внезапно перестали дружить? Ведь мы могли бы дружить с тобой по сей день, как я дружу со своми подругами -  больше 20 лет, почему всё так произошло, Полина? "

И Полина замолчала. Сразу вдруг стала повзрослевшая, подуставшая, подутомлённая женщина...Она не охотно, но ответила:"Знаешь, ты была тогда такая... странная. Мы все, конечно, были немного со странностями, возраст такой. Но мы с тобой в школе столько дел наворотили...сказки писали - ставили, в квн играли...я что ни придумаю - ты всё с таким азартом поддерживала. И мама мне однажды сказала, что ты...опасный для меня человек.

Что ты поддерживаешь все мои безумные идеи. И что с тобой надо расставаться. Сказала, что, когда мы с тобой вместе - мы "бомба" . Что ты непредсказуемая и плохо на меня влияешь. Что ей страшно за нас - мы город перевернём, если нас не остановить. Я как "запал" - а ты как "детонатор." А ещё она сказала тогда, что её пугают твои мечты. Я побоялась дальше с тобой дружить.

Мама всегда с таким ужасом реагировала, когда ты приходила к нам. Ты так заливисто хохотала, говорила то, что думаешь, заполняла собой всё пространство, это завораживало и пугало. Мама сказала, что не любит тебя. Я спрасила "за что", плакала, переживала, она просто ответила:
"Ни за что. За то что есть, за то что будет... Потенциально."

В кафе, где они присели поговорить умолкла музыка, в тишине паузы было слышно, как жужжали налетевшие на сироп для мороженного осы. Полина добавила с печальной улыбкой:"Мне самой тогда было очень грустно, у меня долго не было хорошей подруги, а так чтобы рядом с кем-то быть "бомбой", таких людей мне больше не попадалось."

Вечером она позвонила дочери и рассказала ей. Та ответила ей:"Мам, пойми ты, мы дороги не всем...это нормально. Это нужно позволить людям, любить себя или не любить."

Она брела по свежезастроенным незнакомым улицам родного города,  вспоминала то время и вдруг рассмеялась от мысли, а ведь я всю жизнь с тех пор квашеную капусту с тмином так и делаю, чтоб, как у Вер-Ванны, мамы Полины получалось...


Рецензии
Маленький эпизод большой жизни. Мелось с огромными последствиями. Обида, которую не простили. Очень многое осталось за кадром, формат, не хотели удлинять текст. А мне не хватило этих подробностей. Много осталось неясного. Вы опустили это, понятно, а мне жаль. Успехов в творчестве...

Андрей Гоацин   20.01.2023 22:58     Заявить о нарушении
Спасибо, буду думать, дельно. Благодарю.

Серафима Смолина   20.01.2023 23:41   Заявить о нарушении