Повесил голову

 
     Егор Иванович, глянув на внука, вздохнул:
-Опять затосковал, голову повесил. Конечно, с такими родителями затоскуешь. Сами по курортам разъезжают, а ребёнка то одним дедам подкинут, то другим. До этого они часто оставляли Вадика у родителей снохи. Те рядом с городом живут, на даче. Затоскует мальчонка – в город везут. Там развлечений для детей полным полно. Бывало, на эту же дачу выезжала жена Егора Ивановича или он сам. Но случалось это не часто, и самое большее – на неделю. Но нынче сватья заболела. Поэтому сват со сватьей по больницам мотаются. А нам бросать хозяйство тоже не с руки. С внуком некогда сидеть. Правда, он в присмотре, вроде бы, не нуждается. Тринадцать лет уже. Со своими родителями и друзьями постоянно на связи через телефон. Но всё-таки…  Как раз в этом возрасте вожжа под хвост может попасть. Эх, родители! На этот свой отдых могли бы и мальчонку взять. Чем он им там помешает? Нет, они, видите ли, устали, им отдохнуть хочется. Что, его на руках носить надо? А ребёнок будто не устал. Учебный год на одни «пятёрки» закончил, в трёх областных олимпиадах участвовал, самые главные призы завоевал, а они… Родят одного-единственного ребёнка и не знают, что с ним делать. Надо теперь их ошибки исправлять. Хотя как-то тонко, без нажима.  С внуком придётся заниматься всерьёз... Избалован телефонами всякими. Но тут сотовый не берёт, поэтому надо с деревенскими ребятишками его познакомить да к какому-нибудь делу приспособить. А то сбежит. Он и так против желания сюда ехал. Всю дорогу ныл. И Егор Иванович пошёл претворять свою идею в жизнь. Подойдя к внуку, он уселся рядом с ним на бревно и спросил:
- Что, скучно? Пошёл бы пообщался с деревенскими ребятишками. Они, конечно, в физике и химии не разбираются как ты, но тоже чему-нибудь тебя научат. А ты их.
-Не хочется!
-Не хочется, так не хочется! Вдруг во двор забежал Женька, одногодок внука, и с ходу кинулся к Вадику:
- Пойдём на речку. Мне мамка сказала, что к дяде Егору внук приехал. Ты, то есть. Тебе же всё здесь незнакомо, никого не знаешь -вот я и решил познакомиться с тобой первым. Потом с друзьями своими сведу. Деревню покажу. У нас красиво. Я Женька. А ты чего голову повесил? Вадик оторопел:
-Какую голову? Я никакую голову не вешал. Да у меня и нету никакой головы! Теперь оторопел Женька:
-Ты про какую голову лепечешь? Я у тебя про неё не спрашивал!
-Как не спрашивал? – разозлился Вадик, думая, что над ним смеются. – Ты у меня сейчас про голову спрашивал.
-Я у тебя не про голову спрашивал. Я спрашивал: отчего ты грустишь? Почему ты унылый такой! Когда здесь столько интересного! Правда же, Егор Иванович?
-Да. Это так! Это сочетание слов имеет такое значение. Тут Вадик рассмеялся:
-Так ты, Женька, не про настоящую голову спрашивал? А я уж испугался. Что за голова? И где она висит? Вот, думаю, «заморочка».
-Ну, конечно, - вдруг солидно сказал Женька. – Я много таких «заморочек» знаю! У нас тут так говорят, с «заморочками». Вадик вдруг заинтересовался:
-Ну-ка ещё назови мне какую-нибудь «заморочку».
-Да, пожалуйста! Например, моя бабушка говорит: «Опять, внучок,  витаешь в облаках?» Это когда я о чём-нибудь мечтаю. Или она же: «Что, сегодня встал с левой ноги?» Если у меня нет настроения. Тётя Надя, соседка, постоянно повторяет: «У меня всё валится из рук!» То есть хочет показать, что у неё ничего не получается. Но это так для понта! Чтобы каждый повторил раз по десять, что она хорошая хозяйка.
-Ой, с этими «заморочками» речь интереснее получается! Это же такой проект можно сделать! О нашем родном языке и таких вот сочетаниях слов, которые украшают речь. Женька! А ты меня с интересными людьми познакомишь? Чтобы я на эту тему с ними поговорил.
-А чего тебя знакомить, когда тебя тут все как облупленного знают! -В смысле? – спросил Вадик.  И они расхохотались, а потом умчались.
      Пролетела неделя, и Егор Иванович теперь надивиться на внука не мог. Куда и скука девалась! Женька познакомил Вадика с другими ребятами, и они стали его рьяными помощниками в работе над проектом. Целыми днями бегали по деревне и записывали все эти хитрые словосочетания. Крылатые фразы, как их назвал Егор Иванович. Крылатые – потому что из уст в уста летают. А хитрые - потому, что имеют они все переносное значение, которое выражает совсем другую мысль, высказанную словами в предложении.  Вот только некоторые из них: водой не разлить, аршин проглотил, без царя в голове, белая ворона, бить баклуши, писано вилами на воде, сматывать удочки… Деревенские ребятишки, которыми командовал Женька, бегали с блокнотами в руках и записывали все эти выражения. А Вадик вечерами разбирал каракули и заносил в свой особый блокнот.
      Конечно, ребятня не только этой работой занималась, а ещё успевала и купаться, бегать на рыбалку, ходить за ягодами и грибами. Вадик во всех делах принимал самое деятельное участие. Теперь ему не было скучно. Он столько узнал нового, что в городе бы и за пять лет такого не услышал и не увидел. Вскоре за ним прикатили родители. Но Вадик с ними не поехал, остался здесь до конца лета. Он даже на старенькой печатной машинке Егора Ивановича напечатал черновик проекта «Крылатые выражения в речи деревни Ивановки». Считай, что уже всю работу сделал. Проект подготовил… И даже расписался. С гордостью показал напечатанное деду. Тот внимательно изучил проект, довольно похмыкивая на особенно интересных местах. Но вдруг, дочитывав распечатку, нахмурился и с укором посмотрел на внука. А потом негромко спросил:
-А ты, Вадим, разве один писал этот проект?
-Конечно, с обидой проговорил внук. Ты же сам видел, как я сидел вечерами и печатал на этой рухляди. Он с пренебрежением показал пальцем на печатную машинку.
-Да, печатал ты. Не спорю. А кто собирал для тебя этот бесценный материал? – горько спросил он.  –  Кто бегал по деревне и записывал для тебя все эти крылатые фразы? Или ты думаешь, что деревенским ребятишкам нечем было заняться, как только делать за тебя твою работу? Работу, за которую ты наверняка получишь какую-нибудь награду. Эх, ты!.. С этими словами Егор Иванович вышел на улицу. Вадик чуть-чуть пообижался, а потом подумал:
-А ведь дед мне правду сказал! Я же не один эту работу делал. А захотел приписать всё себе.
     На областной олимпиаде в ряд стояли 5 мальчишек, которых чествовали за их огромный труд. Как сказал председатель жюри, данный проект имеет огромное значение для развития родного языка. Все ребята получили одинаковые награды. Здесь же им дали задание составить словарик крылатых фраз, которые используются для украшения речи в нашей области. И пообещал найти средства для выпуска такого словарика.
                Январь, 2023 год.


Рецензии