Узкая форточка

                Что у меня в кулачке зажато?
                Неужели японский телевизор?
                Угадал! А сколько?
                (из очень древнего анекдота)

     Давным-давно, в самом начале семидесятых годов компьютер, обзываемый тогда электронно-вычислительной машиной (махиной), занимал площадь, сравнимую ныне с крупным супермаркетом. Да и компьютеры эти в Сибири можно было по пальцам пересчитать, причём на одной руке или ноге, кому, как угодно. Зато обслуживало это самое чудо разума человеческого такое количество в меру образованных специалистов, что ни в сказке сказать, ни тем более пером наковырять, то есть почти полсотни на один компьютер.
     Новосибирск. Театр оперы и балета, а напротив, если посмотреть через центральную площадь города, можно заметить мощное приземистое здание главного банка региона. В здание банка и был, втиснут вычислительный центр. Он же ЭВМ, он же компьютер.
     На втором этаже отдел электроники. Столы, столы, шкафы со схемами и другой макулатурой. На самом почётном месте без проблем торчал холодильник, всегда заполненный закусками и прочими яствами. Сотрудники приносили продукты, которые могли достать в период эпохи раннего дефицита и заполняли, не скупясь, чрево этой дружественной «железяки». Что же касается спирта, а как же без него существовать с солидной организации, то избыток его ощущался весьма даже заметно, причём всё больше и больше на розовеющих лицах инженерского состава. Конечно, были перегибы на местах, точнее перепои, но, коллектив боролся с этим злом всеми возможными способами. Иногда, случалось, что кто-то, из любви к здоровью коллег, уничтожал все, что было. Но, на следующий день, краснея и опустив глаза, пополнял запасы.
     Однажды, ночью ЭВМ-компьютер, находясь в состоянии лёгкого поддержания своего состояния, полусонно и монотонно «клацал», самостоятельно тестируя свои потроха.
     Дежурный инженер, скучая у себя в отделе, поглядывал в окно на Вокзальную магистраль. Тихо. Это днём суета. Народ носится по делам своим. Мужики бегут не оглядываясь. А, что оглядываться то?  Путаны, то есть, очень забавные девочки, тогда не водились в таком изобилии. Нет, быть то они были, куда без них, но на нелегальном положении, скрывались на конспиративных квартирах. Это сейчас демократия, а тогда были притеснения и представительницы самой древней профессии не могли даже организовать свой профсоюз. Кошмар!
     Ночь. Звездочка, смотри, пробилась сквозь копоть и смог. Наглеет! Что? Да это же фонарь! Не под глазом, на площади.  А утром, снова соберутся вездесущие цыганки, здесь, на краю площади и начнут «лапшу развешивать на уши» доверчивым прохожим, бегая за ними, не отставая ни на шаг. И, немного погодя, лохи-прохожие, едва отряхнув с ушей высококалорийный продукт, начнут ходить за цыганками и со слезами «канючить» - верните наши часики, верните наши серьги…. Театр драмы и комедии. А может просто жизнь наша, неадекватная!
     Дама Пик и Туз Бубей Треф Семёрочке налей….
     Скучно инженеру-электронщику ночь коротать. Позвал он к себе коллегу из отдела микроклимата центрального зала. Скучать вдвоём веселее. А на своих постах осталась лишь зевающая и всё сильнее похрапывающая охрана главного банка необъятной Сибири.
     Добрые, очевидно, люди придумали спирт. Глоток-другой и, настроение спешит на взлёт. Главное лекарство от любой хандры! Таблетки не нужны.
     Друзья накрыли стол. Вот и закусочка, кстати. Огурчики солёные. Консервы «Завтрак туриста». Хотя, туристу этому не позавидуешь. Ну, да ладно.
     Задушевный разговор поглощал и время, и спирт. И они быстро улетали куда-то вдаль, не задерживаясь даже на мгновение. Да и никто не кричал – остановись, мгновение! Время шло своим, размеренным, чередом. Обычное дело.
     И вдруг, к трём часам ночи друзьям-коллегам очень захотелось водички газированной. А автомат на первом этаже. Начальство расстаралось для сотрудников, установив эту штуковину. Так что любой желающий мог утолить жажду или просто попить.
     Дружно вышли и …, случайно дверь в отдел захлопнули. Ключи остались на столе. Что делать? Как попасть назад? Ждать, когда утром придут сослуживцы и родное начальство?
Ну, откроют они дверь, увидят окурки в салате, объедки арбуза на люстре и рюмки на столе. Неприятно, конечно. А то!
     Попытки справиться с упрямым замком и открыть дверь подручными средствами и прочими отмычками не увенчались успехом. Инженер-электронщик настойчиво и упорно продолжал пытать замок. Его коллега решил пойти иным путём – проникнуть в помещение через форточку!
     На одном из постов охраны банка он разбудил и договорился с дежурным, чтобы тот помог ему выполнить задуманное.
     И вот, среди ночи, идут по центральной площади большого города, при свете фонарей двое – молодой человек в штатском и милиционер в форме! И волокут они тяжёлую длиннющую лестницу. Впереди, болтаясь из стороны в сторону, раскачиваясь, как моряк, сошедший на берег, запинаясь за свои же ноги, спешил молодой человек. А за ним, повторяя эти замысловатые зигзаги, вынужден, порой передвигаясь резкими бросками, также петлять и милиционер, уже проклинающий себя за то, что согласился на эту авантюру!  Забавная процессия продолжала свой путь к намеченной цели!
     А вот и мощная стена здания банка. С одиннадцатой попытки, наконец-то, упрямая лестница согласилась встать вертикально. Форточка явно не ожидала визита и удивлённо смотрела на лестницу, слегка приоткрывшись. Ночь всё-таки, всякое может случиться! И не такое бывало!
     В состоянии довольно приличного подпития карабкается по лестнице к окну второго этажа один, а другой, что в милицейской форме, держит эту резво раскачивающуюся конструкцию и следит, постоянно оглядываясь, чтобы ползущий вверх, сорвавшись, не упал на него или на пока ещё чистый асфальт. Утренние разборы ночных полётов не входят в планы ни того, ни другого!
     Представьте себе картинку – четвёртый час ночи, центр города, банк и эти двое…
    … «Альпинист», с неимоверными усилиями, добирается до форточки.  Вот она цель, первый этап. Не останавливаясь, с разбега, просовывает руки, голову и ещё некоторые части своего тела. Лестница качнулась, темп влезания резко замедлился и, … надо же, застрял, как раз ровно посередине!
     Волнение врывается во всю внутреннюю материю, вдруг закостеневшего тела. Ещё раз или два, обречённо дёрнувшись в проёме, несчастный окончательно и бесповоротно застревает. Заклинило!
    Мысли заметались, запутались и тоже застряли, но уже не в форточке, а в медленно трезвеющем мозгу дурной головы!
    Находясь в разных климатических условиях, передняя и задняя части тела, естественно, по-разному реагировали на событие – уши горели, зато ноги зябли!
     Милиционер нервничал не меньше, а даже в большей степени. Озираясь по сторонам, тряс лестницу. Застрявший не выпадал ни внутрь, ни наружу. Уснул он там, что ли? Что-то нужно делать! Охранник, рискуя сорваться, подползает по лестнице к «бедолаге», толкает его, потом, наоборот тянет за ноги. Бесполезное занятие. И решается милиционер на отчаянный поступок. Срывает с застрявшего сообщника туфли и, вкладывая всю душу, щекочет ему пятки. Визг наполняет окрестности, но результат никчёмный, точнее нулевой! Всё, это не метод! Сейчас ещё патрульная машина примчится, объясняй им потом, зачем пятки щекотал несчастному! Разбираться долго не будут. Разборки, конечно, будут, но, чуть позже и на другом уровне. Слезая с лестницы, надумал, было сбегать за багром и, поддев тело крюком, вытянуть наружу. Идея понравилась, но развития не получила, так как, едва почувствовав твёрдый асфальт, ноги словно прилипли к нему и стоп!    
      Застрявший в узкой форточке, словно кондиционер, основной и перспективный специалист по микроклимату, дрыгая, онемевшими от непривычного положения ногами, вспоминал мать.  А, кого ещё может вспоминать попавший в подобную ситуацию добропорядочный гражданин великой страны. Мать, конечно, мать! Не ясно только чью мать – свою, родную или милиционера. А, может, столяра, сделавшего своё дело, так, спустя рукава и узко мысля, отчего и форточка получилась какая-то слишком уж «узкопрофильная» и не менее жёстко обнимающая.
      Очень раннее утро. Очень раннее, а то, набежали бы граждане, праздно шатающиеся по городу и, как это уже давненько заведено, стали бы выдавать, как с конвейера, советы….
       Вой сирены, неожиданно и дерзко ворвался на центральную площадь. Притухли от неожиданности даже наглые жёлтые фонари. А как ты думал? Тебя бы ночью, вдруг оглушить кувалдой по голове – восприятие то же!       
      «Затычка» в форточке затихла и как могла, притаилась, ощущая происходящее лишь тем, что нескромно торчало наружу. А милиционер даже присел от неожиданности, нет, не детской, просто ситуация такая. Хотя, что-то, где-то, порой….
      Скучающий на ветке закопчённого дерева шустроглазый и облезлый воробей своевременно заметил, что в сторону банка мчится автомобиль с «мигалками», а следом за ним броневик! Этого только не хватало! И воробей, вспорхнув, улетел от греха подальше. Бывалый птах! Не то, что некоторые штатские и их друзья!
      А со стороны Красного проспекта открывалась изумительная и интригующая панорама – машина с «мигалками» и сиреной, броневик, не сбавляющий ход даже на поворотах, милиционер, обнимающий лестницу и, чья-то, извиняюсь, задница, выглядывающая из форточки окна главного банка Сибири!
      Где же вы, вездесущие репортёры? Проморгали сюжетец! Кусайте локти!
      Но, броневик и его сопровождение, не сбавляя скорости, вдруг резко сворачивает на Вокзальную магистраль и проносится мимо здания банка и этих, двоих с лестницей….  Очевидно, с завода по плавке золота везли что-то там, в сторону вокзала. У каждого свои заботы и нет дела до других, попавших в переделку!
      Долго стоял, прижавшись к лестнице, обнимая её, милиционер. Какое-то время спокойно вела себя и «задница» в форточке…. В те далёкие от цивилизации времена на территории нашей необъятной страны никто и не подозревал, что уже, совсем скоро, в мире появятся памперсы.  А, жаль! Пригодились бы….
      А инженер-электронщик всё пытался открыть замок отмычкой и, наконец, о чудо, это ему удалось! Он и сам не мог понять, как умудрился сотворить это.
     Вбежал в помещение и помог приятелю избавиться от крепких объятий форточки, уже размечтавшейся, что более не будет сквозняка. Вытолкнул друга наружу и тот, скатившись по лестнице вниз, громыхая всеми своими онемевшими членами, сбил милиционера. Но, это уже были мелочи жизни, не стоившие внимания. Поднялись, отряхнулись и, схватив лестницу, помчались с ней обратно по площади, иногда озираясь.
      Прошло совсем немного времени и на втором этаже банка, в помещении отдела электроники, появились натерпевшиеся некоторых, скажем так, ощущений, приятель инженера и милиционер охраны.
      Снимали стресс, как водится, спиртом. Обильно и методично.
      Всё обошлось как нельзя лучше. Лишь утром пришлось сменить замок, наотрез отказавшийся принимать ключи и нормально работать. И понять никто не мог, отчего вдруг. А трое героев этой запоминающейся ночи никому не рассказывали о своих приключениях, да и форточка молчала. Не потому, что узкая, по понятию – просто не любила «стучать», даже в ветреную погоду!
      По некоторым причинам не стану называть имена главных героев этой ночи. Хотя, откуда бы я знал всё это в таких подробностях! 
                2005г.
    P.S.    Описанная история подлинная.


Рецензии