Операция Мушкетер. Часть 1
Тройственная интервенция
События, приведшие к Суэцкому кризису 1956 года, были обусловлены множеством факторов: арабо-израильским конфликтом, свержением короля Фарука в июле 1952 года и приходом к власти в Египте националистически настроенных офицеров во главе с Гамалем Абделем Насером, а также стремлением Великобритании любой ценой сохранить военный контроль над Египтом. Непосредственным поводом для войны стала национализация Суэцкого канала, о которой египетские власти объявили 26 июля 1956 года. Было заявлено, что доходы от него пойдут на финансирование строительства Асуанской плотины (кредит на которую Англия и США отказались выдавать), а всем акционерам выплатят компенсацию в размере текущей стоимости акций.
Британское правительство решило воспользоваться поводом и вернуть себе контроль над зоной канала, откуда только что ему пришлось вывести свои войска. Британцам удалось заручиться поддержкой Израиля, находившегося с Египтом в состоянии шаткого перемирия, а также Франции, которая в тот момент была ближайшим союзником Израиля. Кроме того, Франция вела войну в Алжире, где Египет поддерживал повстанцев Фронта национального освобождения.
22-24 октября во французском городе Севр прошли секретные переговоры, в которых участвовали премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион, руководство израильской и французской армий, а также министры иностранных дел Франции и Великобритании. Было решено, что 29 октября Израиль атакует египетские войска на Синайском полуострове и отбросит их к Суэцкому каналу. После этого Великобритания и Франция потребуют отвести войска обеих сторон от канала и предъявят Египту ультиматум — согласиться на оккупацию зоны канала для обеспечения международного судоходства. В случае отказа выполнять эти требования англо-французские войска должны были атаковать Египет, вывести из строя его ВВС, а затем высадить десант в Порт-Саиде и занять всю зону канала.
Соединённые Штаты о планах интервенции информированы не были: союзники опасались, что администрация президента Эйзенхауэра выступит против интервенции.
Силы и средства
Сосредоточение англо-французских морских и воздушных сил в восточной части Средиземного моря велось ещё с августа 1956 года. К концу октября объединённая морская группировка насчитывала более 130 кораблей и судов, включая линкор (французский «Жан Бар»), 7 авианосцев, 7 крейсеров, 28 эсминцев, 27 эскортных миноносцев и фрегатов, 6 подлодок, 40 десантных и множество эскортных и вспомогательных судов. Для переброски войск и снабжения прошлось мобилизовать около полусотни крупных гражданских судов (в основном, британских). Часть этих сил (включая один крейсер) разворачивалась в Красном море для обеспечения высадки в Суэце, которую позже отменили.
Все морские силы союзников были собраны во временное Оперативное соединение 345, которое, в свою очередь, делилось на тактические целевые группы: авианосную — TF 345.4, десантную — TF 345.5, морской пехоты — TF 345.7 и обслуживания — TF 345.2.
Для операции были выделены мощные воздушные силы — в общей сложности 461 самолёт наземного базирования, в том числе 228 истребителей, 70 бомбардировщиков, 81 разведчик и 82 транспортных машины. Кроме того, на авианосцах находилось около 195 палубных самолётов и 34 вертолёта. Таким образом, ударная группировка имела порядка 700 самолётов, из них около трети французских. Британская авиация базировалась на аэродромах Мальты и Кипра, часть французских сухопутных машин заранее была переброшена на аэродромы Израиля (авиабазы Рамат-Давид и Лод).
Для высадки было собрано около 45 000 британских и порядка 20 000 французских солдат, а также три танковых полка — два британских и один французский. При этом французские десантники имели опыт войн в Индокитае и Алжире и, в целом, были подготовлены лучше британских.
Первоначально операция получила кодовое обозначение «Гамилькар», но затем была переименована в «Мушкетёр», а её сухопутная часть именовалась «Телескоп». Общим главнокомандующим был назначен британский генерал Чарльз Фредерик Кейтли, командующий британскими сухопутными силами на Среднем Востоке, его заместителем стал французский вице-адмирал Пьер Баржо. Десантными силами командовал генерал-лейтенант Хью Стокуэлл, его заместителем стал генерал-майор Пьер Бофр.
План высадки
Изначально предполагалось использовать для захвата зоны канала британскую 16-ю отдельную парашютную бригаду с Кипра, высадив её с воздуха сразу в нескольких местах вдоль канала. Но внезапно выяснилось, что бригада занята борьбой с греческими повстанцами, и основной её состав не обучен прыжкам с парашютом. Воздушный десант пришлось заменить морским: сначала взять Порт-Саид, расположенный у северной оконечности канала, затем высадить на захваченный плацдарм главные силы и, двигаясь по суше, захватить всю зону вдоль канала. Теперь с воздуха предполагалось высадить лишь часть десантников, имевшую наилучшую подготовку. Впрочем, британское руководство рассчитывало, что бомбардировки подорвут дух египетских военных и даже могут привести к свержению Насера без наземной операции.
Вскоре выяснилось, что у союзников не хватает высадочных средств — пехотно- и танкодесантных судов, способных доставлять войска и технику на большое расстояние и выгружать на необорудованное побережье. Вдобавок высадка на пляжах вокруг Порт-Саида затруднялась малыми глубинами у берега. Основная часть англо-французских войск и почти вся их техника доставлялась на крупных транспортах, поэтому для успешной высадки требовалось как можно быстрее захватить внутреннюю гавань Порт-Саида. Наконец, высадку с моря надо было осуществить до середины ноября, когда начинается сезон штормов.
Согласно окончательному плану, операция начиналась с захвата аэродрома Эль-Гамиль в 6 км к западу от Порт-Саида. Здесь высаживался батальон британских парашютистов, который занимал аэродром, после чего на него с помощью транспортных самолётов перебрасывалась войска с тяжёлым вооружением. Одновременно французы высаживали на южной окраине Порт-Фуада парашютный десант численностью до полка. Затем оба десанта с двух сторон занимали гавань Порт-Саида, обеспечивая разгрузку здесь основных сил. При необходимости предусматривалась также высадка дополнительных морских десантов на побережье.
Воздушная помощь
Израильское наступление, получившее кодовое название «Кадеш», началось 29 октября в 15 часов. Уже к 30 октября обнаружился успех израильских подвижных сил на центральном направлении, ведшем через Синайскую пустыню к Исмаилии и Суэцу. Вечером того же дня Великобритания и Франция обратились к воюющим сторонам с ультиматумом, требовавшим отвести войска от канала.
Срок ультиматума истекал на следующее утро, но первые воздушные удары по египетским аэродромам англо-французская коалиция нанесла лишь вечером 31 октября, а в ночь на 1 ноября флот вторжения вышел в сторону Египта с Мальты и из Алжира.
За пять дней англо-французская авиация сделала около 2000 вылетов. Часть египетских самолётов была уничтожена на аэродромах, однако большинство новых машин уцелело — для них не хватало обученных экипажей, поэтому их сразу же перегнали на юг страны либо в Саудовскую Аравию.
Понимая, что следующим шагом коалиции станет высадка с моря, египетское командование приказало войскам отходить с Синая к Суэцкому каналу для его обороны. Это было ошибкой: в результате фронт на Синае рухнул. Гораздо более удачным было другое решение египетского руководства: блокировать Суэцкий канал затоплением в нём нескольких десятков судов (в основном, из состава технического флота). Таким образом, декларативная забота союзников о свободе международного судоходства в канале обернулась полным его прекращением.
Высадка с воздуха
Сначала высадку с моря и с воздуха предполагалось проводить одновременно, но в итоге для ускорения операции воздушный десант решили выбрасывать 5 ноября, за сутки до подхода транспортного соединения.
В 8:15 по Гринвичу около двух сотен британских десантников из 3-го парашютного батальона приземлились на аэродроме Эль-Гамиль (ныне — международный аэропорт Порт-Саида). Потеряв от египетского огня 12 человек, парашютисты заняли территорию лётного поля, куда вскоре на вертолётах была переброшена оставшаяся часть батальона — ещё около 300 человек во главе с командиром 16-й бригады бригадным генералом Батлером. После окончательного захвата аэродрома транспортными самолётами сюда было выгружено шесть противотанковых орудий с автомобилями «Виллис». Оборонявший аэродром египетский батальон понёс существенные потери от атак с воздуха, но организованно отступил к Порт-Саиду.
На 15 минут позже 600 французских десантников из 2-го колониального парашютного полка под руководством подполковника Пьера Шато-Жобера высадились в Расве — южном районе Порт-Фуада, на острове между старым и новым рукавами канала, а также частично на западном берегу старого рукава. Высадка здесь позволяла накапливать силы, не опасаясь появления превосходящих сил противника. Чтобы избежать рассеивания по большой площади, французы выбрасывались с низко летящих самолётов, с высоты в 200-300 м. Чуть позднее здесь высадился сам командир 10-й парашютной дивизии генерал Жак Массю.
В целом, французские десантники, имевшие опыт боёв во Вьетнаме и Алжире, показали себя гораздо лучше подготовленными, нежели британцы. Оборотной стороной опыта антипартизанской войны стала привычка без раздумий стрелять по гражданскому населению. Позднее французские десантники обвинялись в расстрелах пленных египетских солдат — это делалось, чтобы не отягощать себя их охраной.
Впрочем, добиться решающего превосходства союзникам было несложно: гарнизон Порт-Саида, которым командовал бригадный генерал Салахаддин Могуй, насчитывал около 2000 человек — 600 кадровых солдат, три батальона резервистов, четыре самоходки СУ-100 и некоторое количество артиллерии. Из них в Порт-Фуаде находилось не более 500 человек.
Основная тяжесть боёв в городе легла на британцев: к 13 часам они вышли к западной окраине Порт-Саида и атаковали расположенные здесь казармы береговой охраны, где засел отступивший с аэродрома египетский батальон. Вопреки ожиданиям, египтяне сражались отчаянно; в уличных боях хорошо показали себя самоходки СУ-100 — основным средством против них стали палубные истребители F-4U «Корсар» с французских авианосцев, вооружённые неуправляемыми ракетами.
Штурм казарм оказался сложной задачей: воздействие неуправляемых ракет со штурмовиков «Си Хоук» на каменные строения было минимально, и разрушить их удалось лишь прямыми попаданиями 500- и 1000-фунтовых бомб со штурмовиков Уэстленд «Уайверн» 830-й эскадрильи с авианосца «Игл». Из-за отсутствия у десантников артиллерии воздушная поддержка играла огромную роль. Благодаря наличию авианосцев над полем боя постоянно присутствовало не менее 12 английских «Си Хоуков» и 6 французских «Корсаров».
К вечеру французы заняли почти весь Порт-Фуад, а также захватили на другой стороне Суэцкого канала оба моста через деривационный канал к озеру Мензала. Взорвав восточный мост, парашютисты укрепились у западного моста и блокировали шоссе, ведшее в город с юга. Поскольку мост на шоссе, ведшем в Порт-Саид с запада вдоль берега моря, был разбомблён ещё 3 ноября, теперь город оказался изолированным от остального Египта.
Кроме того, французы захватили водопроводную станцию и выключили подачу в Порт-Саид воды — это было грубым нарушением всех конвенций о ведении войны, причём не имевшим даже формальных оправданий. Одновременно атакой истребителей-бомбардировщиков F-84F «Тандерстрик» были подожжены топливные резервуары в нефтяной гавани, и над Порт-Саидом растянулось облако жирного чёрного дыма.
Во второй половине дня союзники направили к египетскому командующему парламентёров с предложением о сдаче. Чтобы выиграть время, генерал Могуй согласился на переговоры при условии заключения временного перемирия. Впрочем, союзники тоже были заинтересованы в перемирии для эвакуации раненых и перегруппировки своих сил: к этому времени продвижение 3-го батальона было остановлено на окраине города.
В переговорах участвовали все командиры союзников — генералы Батлер и Массю, полковник Жато-Жобер. Они предложили египтянам сдачу в плен с отправкой на Кипр. Генерал Могуй отказался, в ответ потребовав восстановления водоснабжения города, на что британское командование, в конце концов, согласилось. Могуй использовал кратковременную передышку, чтобы наладить управление своими силами. В 22:30 бои возобновились.
Первоначальный план взять город одним только воздушным десантом не удался: египтяне не были деморализованы и оказали организованное сопротивление, поэтому генерал Бофр потребовал от командования скорейшей высадки морского десанта. Его непосредственный начальник адмирал Стокуэлл возражал, но в итоге высадку решили ускорить.
Свидетельство о публикации №223012000486