Пушкин и миф о бесовстве или бесовании

Я – часть той силы,
Что вечно хочет зла
И вечно совершает благо…
И.В. Гёте. «Фауст»

(I)
БЕС В РУССКОМ НАЦ. СУЕВЕРИИ

Бес с древнее черта, демона, дьявола  и сатаны
Бес – злой дух, демон. В народной демонологии бес сближается с представлениями о дьяволе. Он может принимать любые облики, которые только может представить себе человек. У восточных славян бес и чёрт – это синонимы [Толстой Н. И. Заметки по славянской демонологии в кн. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995].
Из язычества слово «бес» проникло в христианство при переводе греческого «демоны» («даймоны») для обозначения нечистых духов. В русских сказках, народных преданьях и поверьях в намерения бесов входит вредить человеку, но бывают случаи, когда они помогают людям, подчиняются их воле. Бесы невидимы, но могут принимать облик разных чудовищ и существ. В живописи бесов изображали с рогами, хвостом и с крыльями [Шуклин, В. В. Русский мифологический словарь. – Екатеринбург: Уральское изд., 2001].
«Деятельность бесов как искусителей направлена на всех людей. Но особенно не равнодушны они к монахам, аскетам и пустынникам» [Славянская мифология. Словарь-справочник / Сост. Л. М. Вагурина. – М.: Линор&Совершенство, 1998].
Бесы у нас разны =  Закружились бесы разны (Пушкин. Бесы)

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…

Происхождение прозвища Черт следует связывать с именем древнего языческого бога Чура (Абрашкин Ан. Русский дьявол)

Дьявола на Руси пытались определить множеством способов, за ним закрепился не один десяток имен и прозвищ. Вот самые известные из них: бес, нежить, нечисть, злой дух, демон, сатана, черт, вельзевул, царь тьмы, князь тьмы, царь преисподней, змий, враг, лукавый, нечистый, нелегкая, нечистая сила, неладный, некошный (т. е. нечистый, или поганый), немытый, нехороший, соблазнитель, шут, ненавистник рода человеческого, леший, дворовый, банник, кикимора, русалка, полевик, водяной, домовой, шиш, огненный змей и т. д. (см. Абрашкин Анатолий. Русский Дьявол (фрагментарно 214 страниц)

(II)
БЕСНОВАНИЕ

С точки зрения христианской церкви, бесноватость или беснование — одержимость человека бесами, демонами. Согласно Евангелию и житиям святых, беснование человека становилось наказанием со стороны Бога за его особо тяжкие грехи. Знаменитый демон Сократа, описанный в диалогах Платона, послужил основой для рождения теории единого абсолютного божества и противостоящих ему духовных сущностей. (см. Скоропадская А.А. Мотив беснования в поэтике Б. Пастернака)

В современной пушкинистике утвердилось понимание “Бесов” как символической картины “многоликости враждебных стихий, опутавших личность и сбивающих с пути современную Россию”  (см. В. А. Грехнев, Болдинская лирика Пушкина, Горький, 1980, с. 48— 49)

 Странно … В пушкинской картине бесования речь идет лишь о бесах в автора личной судьбе, о стремлении бесов в вещем вое  отрезвить жениха и предупредить = одумайся мол , милок  = Ведьму ж замуж выдают!

(III)

Коллекция  творений русских писателей о бесах и бесовании:

1) Фольклористика +  национальная специфика мифа о бесовстве («Повесть о Савве Грудницыне», сказки в записях  Ончукова и Афанасьева и др.)
2) Пушкин  = Демон, баллада "Бесы", «Сцена из Фауста». "Капитанская дочка"
3) Лермонтов = "Демон"
4) Гоголя "Страшная месть", Вий, «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством»
5) Достоевский = "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Бесы"
6) Блок = «Пляски осенние», «Пузыри земли», Двенадцать
7) Волошин = Северо-восток и Петроград
8) Есенин = "Инония", Черный человек
9) Булгаков = "Мастер Маргарита"
10) Пастернак = «Магдалина I», «Занятье философией», «Болезни земли», «Доктор Живаго»
11) Кибиров = «Кара-Барас», «Историософский центон»
12) Андреев = «Иуда Искариот»
13) Сологуб = «Мелкий бес», «Недотыкомка» и «Чертовы качели»
14) Клычков
15) Бажов
16) Шергин
17) Погорельский "Лафертовская маковница", Двойник
18) Титов (Пушкин) "Уединенный домик на Васильевском"
19) Сомов "Русалка" и "Киевские ведьмы"
20) Гиппус «Соблазн»
21) Брюсов  «Наш демон», «Болезнь»,  «Демона самоубийства»
22) Ахматова  = «Anno Domini», «Гости», «И очертанья "Фауста" вдали...», «Конец Демона»
23) Даль = Сказка о похождениях чёрта-послушника
24) Сомов – Кикимора, Русалки, Оборотень
25) Бестужев-Марлинский =  «Страшное гаданье»
26) Сенковский  =  «Большой выход у Сатаны»
27) Толстой А.К. =  «Семья вурдалака», Упырь
28) Загоскин =  «Вечер на Хопре», Нежданные гости, «Концерт бесов»


(IV)

БЕСЫ ПУШКИНА

Бесы Пушкина = это вестуны, это  посланцы хтонических сил, это неисчислимое воинство Мирового духа отрицания человеческих неразумных в большинстве своем деяний греховного жития
Они извещают жениха =  твое решение, мил человек , погибельно
А жених не хочет верить, хотя и сам догадался: Чорт его догадал думать о  счастье
И от того такой стон души заблудшей и плач сердца нелюбви:

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...

***
Источники бесования в бесовщине :

Абрашкин Анатолий. Бесы и чертовщина в русской литературе.doc                [121 KB]
Абрашкин Анатолий. Русский Дьявол (фрагментарно 214 страниц).doc                [2 MB]
Вагурина Л.М. Славянская Мифология. Словарь-справочник                [DIRECTORY]
МАГОМЕДОВА Д. М. ДВЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПУШКИНСКОГО МИФА О БЕСОВСТВЕ.doc                [206 KB]
Магомедова Д.М. Миф о  бесовстве в литературе и публицистике 1917-1921 (2017).doc   [200 KB]
Мелетинский Е.М. Мифологический словарь  Мелетинский Е.М..pdf                [194 MB]
Неизв. Бог и бес в русской литературе XIX века.doc                [210 KB]
Неизв. Демонологические образы в произведениях восточнославянского фольклора.doc    [108 KB]
Неизв. Демонологические образы в произведениях русских писателей XIX века.doc       [134 KB]
Неизв. Семантика названий демонологических образов.doc                [126 KB]
Петрухин и др. Славянская мифология. Энциклопедический словарь (1995).pdf             [9 MB]
Скоропадская А.А. Мотив беснования в поэтике Б. Пастернака.pdf                [1002 KB]
Толстая С.М и др. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М. Межд. отношения, 2002.pdf [11 MB]
Толстой Н. И.  Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике.pdf[28 MB]
Федякин «Бесы» как миф в русской литературе ХХ в.doc                [114 KB]
Шелехова Ю. Демонологические образы в литературе XIX- XX веков.doc                [262 KB]
Вагурина Л.М. Славянская Мифология. Словарь-справочник----
Соколов Б. Расшифрованный Достоевский. Тайны романов о Христе. Преступление и наказание. Идиот. Бесы. Братья Карамазовы
Аникин А.Е. Русский этимологический словарь 1-13
Сонди Л. Каин - Образы зла
Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. — М. К. Солдатенков и Н. Щепкин, 1855—1863. — Вып. 1—8
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу - 1865-1869 (1994 Reprint)
Мендельсон Н. М. Демонологическое сказание ХVIII в
Русская сказка. Избранные мастера. Том 1-2 (1932)
СДЭС - Славянские древности Этнолингвист. словарь под ред Толстого Н.И. Ин-т славяноведения РАН. 1995-2012
Смирнов А. М. Сб.великорусских сказок архива Русс.Географ.общ-ва. Записки РГО - Петроград тип. РАН, 1917
Афанасьев А. Русские заветные сказки
Барбе д'Оревильи Жюль-Амеде. Дьявольские повести - royallib.ru
Барбе д'Оревильи Жюль-Амеде. Те, что от дьявола - royallib.ru
Бахтин В. Русская бытовая сказка (Библиотека народно-поэтич. творчества) - 1987
Бриггс К.. Энциклопедия_ Волшебные существа - royallib.com
Даль В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа
Даль В.И. Русские сказки из предания народ. изустного, на грамоту гражд. переложенные, к быту житей. приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Вл. Луганским. Пяток первый - 1832
Заветные сказки из собрания Н. Е. Ончукова (Русская потаенная литература). 1996
ЗОТОВ ВЛ. ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ЧЁРТА
Кайсаров А.С. Славянская и российская мифология - 1810
Калашников Виктор. Боги древних славян - royallib.com
Коллектив. Этнолингвистический словарь славянских древностей Проект словника. Предварит. материалы. М., 1984.
Криничная Н.А. Русская мифология. Мир образов фольклора.  Академ. Проект Гаудеамус. 2004.
Левшин Василий Алексеевич. Вечернія часы, или Древнія сказки славян древлянских - 1787
Левкиевская Елена - Мифы русского народа -2004
Максимов Сергей Васильевич. Нечистая, неведомая и крестная сила - 1903
Повесть о Савве Грудцыне
Пропп В. Я. Русская сказка - 2000
Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии - 1996
Сахаров Иван. Сказания русского народа - народное чернокнижие, игры, загадки, притчи, народный дневник. людей в чужие земли - 1885
Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды - 1837
Толстой Н. И. Из заметок по славянской демонологии. Каков облик дьявольский 1975
Чулков Михаил. Абевега русских суеверий (1786)
Щапов проф. Афанасий Прокофьевич. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия


Рецензии