Послание в столетние снега
Малыш широко раскрыл глаза. На него обрушилась вселенная звуками шарманки, громкими рекламами пресненских точильщиков ножей и ножниц, старьевщиков, запахами кулебяк, расстегаев, пирожков, сушек и прочей аппетитной стряпни. Перед ним промелькнули двухэтажные дома и купола храма в конце московского переулка. Мальчик заулыбался матери, добрые искорки материнских глаз попали в глаза сына да там и остались на всю жизнь. Лица людей часто имеют печать переживаний, возникших в детстве.
Колокол храма в Большом Предтеченском переулке издал протяжную мелодию, радостно и часто забили колокола помельче. Новорожденного окрестили Адрианом, что сочеталось с именем матери Наталия. Есть праздник, посвященный Адриану и Наталии, покровителям влюбленных. Однако первое крещение состоялось в сугробе, где мальчику открылся мир. Предстояла целая жизнь, чтобы в этом огромном противоречивом мире разобраться, найти в нем себя, свою дорогу.
Мальчик часто терялся. Однажды папа нашел его на берегу Клязьмы. Маленькому путешественнику шел четвертый год, когда он заблудился в лесу. Сидя на папиных плечах, сын рассказывал о том, что увидел.
Мир жил в 20-х годах ХХ столетия. Навигаторов, интернета не было. Даже телеграфный аппарат был новшеством. Папе мальчика пришла прогрессивная по тем временам идея: описать достижения цивилизации глазами потерявшегося ребенка, который в поисках дороги домой пытается понять что к чему. Книжку «Приключения Травки» впервые издали в 1927 году. Прообразом Травки был Адриан - сын детского писателя и драматурга Сергея Григорьевича Розанова и основательницы Театра для детей Наталии Ильиничны Сац, позднее - мой первый муж.
С помощью удачного приема писатель смог рассказать детям, почему движется паровоз, где ночуют трамваи. В повести папа с сыном спускаются в метро, Травка узнает, как устроены троллейбусы, как работает подъемный кран и прочие новинки того времени. С каждым изданием книжка обновлялась. В продолжении приключений Травки в книжке «Алюта – воздушный слоненок» описаны события, которые могут произойти через 100 лет, то есть теперь, когда я пишу эти строки.
Как представлялся мир детскому писателю С.Г.Розанову через столетие? Травка с папой собираются на Луну. По дороге в Циолковск Травка теряется. Добрые люди помогают мальчику найти папу, заодно знакомят с техникой будущего. В середине 1930-х годов испытывали первые модели космических ракет, но даже фантасты еще не знали, что менее, чем через 30 лет полеты в космос станут реальностью. Чтобы представить себе, каким может быть межпланетное путешествие, С.Г.Розанов отправился в Калугу к К.Э.Циолковскому, который был тогда просто пенсионером, бывшим учителем математики и физики, прослывший чудаком. Циолковский рассказал писателю о Николае Кибальчиче, фигуре в истории неоднозначной: заговорщик, бомбист, сделавший схему первого проекта реактивного летательного аппарата ракеты в Петропавловской крепости, в заключении. Сергей Розанов написал об этом очерк и прочитал его Аркадию Гайдару. Через месяц Аркадий Петрович познакомил Сергея Григорьевича со своей «Сказкой о военной тайне, мальчише Кибальчише и его твердом слове», где художественно переработал информацию, опубликованную С.Г.Розановым в газетном очерке. О дружбе двух писателей написано немало и Адрианом, и Александрой Иосифовной, второй женой С.Г.Розанова, организовавшей в 1926 году драмкружок в первом в мире Доме пионеров. Александра Иосифовна писала пьесы и ставила их с детьми. Они показали спектакли «Школа», «РВС», «Дальние страны», «Военная тайна», «Голубая чашка». На каждую премьеру приходил Гайдар, друг семьи Розановых.
Главное, что Сергей Григорьевич привил сыну – самостоятельный способ познания мира и умение делать выбор. Когда Наталия Ильинична Сац работала в Германии, сын-подросток Адриан потерялся в Берлине. Найти дорогу домой ему помогали местные жители – так он познакомился не только с новым городом незнакомой ему страны, людьми разных нравов и профессий, но и выучил азы бытового немецкого языка буквально за день. С тех пор Адриан мог свободно изъясняться по-немецки, имея столичный выговор.
Приключенческий подход, игру С.Г.Розанов сделал методикой образования и воспитания. Вообще эта деятельность имела давнюю историю. В первую мировую войну за Бутырками, где вырос Сергей Розанов в семье присяжного поверенного, образовалось поселение беженцев из прифронтовых районов. В бараках ютились сотни беспризорных детей. По-настоящему наладить их обучение и воспитание возможности не было. Вот и был найден методический ход – игра. Девятнадцатилетний Сергей с братьями учили ребят правильно и честно играть в футбол, «двенадцать палочек», «чижика», лапту. Адриан наткнулся на единственный в своем роде документ: «Московская городская дума жалует студенту-естественнику Розанову С.Г. звание начальника детских игр г. Москвы с правом ношения нарукавной повязки». А.В.Луначарский поддержал братьев Розановых брошюрой «Игра», в которой детские игры назвал репетицией взрослой жизни.
Позднее игры как педологический метод соединились с театром для детей, в котором работали профессиональные драматурги, артисты и художники. С.Г.Розанов стал одним из основателей Московского театра для детей вместе с Н.И.Сац, писал для него пьесы, ставил игроспектакли, в действах которых участвовали и зрители – нечто вроде спонтанного театра. Морено считал психодраму методом, позволяющим проживать жизненные ситуации и выходящим далеко за рамки психотерапии, но этот групповой метод, основанный на драматическом действе, по сути, изобрел С.Г.Розанов у нас, в России. Однако нет пророка в своем отечестве. Розановские игроспектакли запретили вместе с педологией, которую он активно внедрял (В сноску: См. Наталья Менщикова. Школа эстетического воспитания; Наталья Менщикова. Живое имя). Имя Сергея Григорьевича Розанова теперь известно узкому кругу специалистов. О мальчике Травке кто-то читал, как и другие приключенческие и фантастические книжки для детей того противоречивого времени в стране с неопределенной судьбой.
Адриан стал журналистом. Способ общения с миром, открытый отцом, сделался для него универсальным и необходимым. Мы встретились с Адрианом 26 сентября, в день святых Адриана и Натальи (по григорианскому календарю; по юлианскому - праздник отмечают 8 сентября). Я влюбилась в его глаза, в которых жили смешинки-задоринки настолько сверкающие, что о возрасте человека задумываться не приходилось. Пока мы ехали в командировку, я рассказала, какие игры-уроки я придумала: уроки математики с использованием экспонатов этнографического музея и задачек из арифметики Магницкого. А в школе, где я преподавала, мои ученики спортивного класса играли в математический хоккей и писали сочинения по физике. Отпетому двоечнику Сидорову предлагала подняться со стула таким образом, чтобы он не поджимал ноги и не смещал свой центр тяжести, находящийся приблизительно в районе пупка. Школьники пытались найти причину, почему Сидорову это не удавалось, формулировали задачу по механике, а я ненавязчиво вводила им понятие момента силы. Адриан писал статью о работе музея, где я работала, и сказал, что я ему напомнила отца. Нам было, о чем поговорить.
Если бы я написала поздравительную смс Адриану, то рассказала бы ему как менялся мир и, вероятно, отправила бы видео об его крещении в сугробе и сделала комментарий, что жизнь как была, так и остается театром, игрой, теперь дополненными виртуальной реальностью. Думаю, мы бы здорово посмеялись тому, что Адриану теперь целых 100 лет, если бы он вдруг материализовался. Отмерить ещё одну жизнь такой длительности в прошлое - и через несколько рукопожатий можно было бы встретиться с Чарльзом Диккенсом и Оливером Твистом – чем-то эта история напоминает мне розановскую историю с беспризорниками.
Теперь мало, кто читает книжки С.Г.Розанова, как и его брата Михаила (творил под псевдонимом Николай Огнев, написал «Дневник Кости Рябцева», «Жуткие рассказы» и был весьма популярен в 1920-30-х годах), а я перечитала с большим удовольствием. Полезно было провести анализ в области психологии, педагогики. И просто почувствовать уникальность 1920-30-х годов, даже черный юмор тех лет своеобразен – познавательно.
Современный читатель вряд ли станет разыскивать первое издание «Приключения Травки», поэтому я просто перескажу эпизод из книжки, иллюстрирующий то, о чем говорю.
Однажды Травка попросил папу купить сетку для ловли головастиков, чтобы наблюдать, как из головастиков получаются взрослые лягушки. Спешащий на дачу папа решил, что подобную сетку можно купить в аптеке. Вместо этого ему продали порошок от головной боли и касторку. Но у папы не болела голова и вкус касторки его не привлекал, поэтому сверток с этим добром он оставил на прилавке, где купил себе папиросы. Моссельпромщица (продавец) окликнула убегающего мужчину, подумала, что сверток он забыл, милиционер засвистел в свисток, из окон трамвая высунулись пассажиры, аэроплан над папиной головой проделал мертвые петли, мальчишки попробовали из горлышка касторку, а кошка Мурзилка выпрыгнула из корзинки, в которой ехала на дачу, и разорвала пакетик с порошками от головной боли – пришлось вернуться за свертком. Головастиковая сетка была куплена, и папа с Травкой отправились в сад, но пруд высох, на дне его сидела большая зеленая лягушка и улыбалась во весь рот. «Папа, - попросил Травка, - купи мне, пожалуйста, сачок для ловли бабочек. Папа сказал «Хорошо», а если папа говорит «хорошо», то так оно и будет».
«Веселенькие истории в нашем крематории», - однажды пошутил Сергей Григорьевич, которому в 2024 году исполнится 130 лет. Маме Адриана Наталии Ильиничне Сац в 2023 году исполняется 120 лет, а дяде М.Г.Розанову – 135 лет.
(С) Наталья Менщикова, 20 января, 2023.
На фото: Сергей Григорьевич Розанов и Аркадий Петрович Гайдар - два друга, два писателя. С детьми. Уникальное документальное фото из нашего семейного архива. Просьба: не брать документальные фотографии без разрешения правообладателя. Защищено Международным авторским правом. Наталья Менщикова (С)
Свидетельство о публикации №223012000609