Жевательная резинка

В годы развитого социализма развито было не всё. Прекрасно помню, как нынешние миллионеры, начинавшие с фарцовки, продавали в школе жевательную резинку по цене 1 рубль за пластинку. Ну как тут было пройти мимо? А ещё дело в том, что Эстония в составе Советского Союза шла впереди всех субъектов по части передовых технологий. Конфеты фабрики «Калев» были лучшими в Союзе, конкурировать с ними мог только Рижский шоколад «Лайма». И вот калевские технологии запустили в производство первую в Союзе жевательную резинку. Была она в форме конфет ирис (квадратные), фантик был тоже как у ириса и стоили они 15 копеек. В то время цыганским бароном в Эстонии был однорукий Володя, с которым мы приятельствовали. Было двое братьев по фамилии Козловские. Звали их Цалик и Петр. Был еще один музыкант по имени Антон. Они играли во всех ресторанах в оркестрах, и ходили ко мне на тренировки. Вот они меня и познакомили с бароном Володей. А Володя дал мне адрес другого барона из Закарпатья. И письмо к этому барону. И поехал я в Закарпатье с чемоданом «ирисок». Забрали эти «ириски» у меня за 35 копеек за штучку, и я уехал. Знаю точно, что самые мелкие цыганята всем кагалом эти ириски разворачивали, смачивали, чтобы не прилипали к рукам и катали их в ладошках или на доске до достижения «ирисками» круглой формы. Всё Прикарпатье было в то время забито всякими комсомольскими, профсоюзными и ведомственными домами отдыха, куда раз в жизни попадали по путевкам простые люди из глубинки и у каждого был огромный список кому из родни и знакомых что привезти. И в каждом списке обязательно была жевательная резинка. Вот эти шарики после обкатки и холодильника цыганята и продавали как румынские жевательные конфеты. Дело в том, что в те времена Румыния была соцстраной и зарегистрированные родственники спокойно могли ходить друг другу в гости просто отмечаясь на переходе. Эта история ещё раз подчёркивает, каким я был скрытым диссидентом и как я пропагандировал буржуазный образ жизни. Деньги я легко заработал, ещё легче потратил. Стало неинтересно, и я свёл все ячейки напрямую. На что потратил деньги? А на музыку и книги. В то время я собирал пластинки: орган, клавесин, соло-скрипка и соло-труба. Были ещё две слабости: „The Beatles“ и военные вальсы и марши в исполнении духового оркестра Московского гарнизона. А цены тогда были такие: инженер получал 95 рублей. «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича – 150 рублей, альбом «Одиноких сердец сержанта Пейпера» -  200 рублей. С «Мастером и Маргаритой» была вообще смешная история. Первая часть была напечатана в 11-номере журнала «Москва» за 1966 год. В 12-ом номере не было ничего. После шумных скандалов, упреков и обвинений, окончание было напечатано в первом номере за 1967 год. Редакция была «разгромлена», и лучшая её часть осела в редакции журнала «Байкал». Там они сделали следующую ошибку: издали «Гадких лебедей» Стругацких и, после этого, уже не имели никакого отношения к издательской деятельности. В семидесятые роман был напечатан тиражом 30 000 экземпляров. В это время в Союзе было 75 000 библиотек. Поскольку никто не знал, как делить 30 на 75, то почти весь тираж ушёл в ГДР и Польшу. Мне досталась книжка из Польши. И это всё о нём.;


Рецензии