На колхозном току

   - Папа, расскажи мне про свой колхозный ток. Что ты там делаешь? – спросила я его утром, когда он пришёл с ночной смены весь пыльный, грязный, пахнущий зерном, как пахнет оно в ларе в сарае, куда мама кладет полузелёные помидоры для покраснения, которые потом отец берет с собой в сумке вместе с вареными яйцами, хлебом, сахаром и чаем или в поле, или на ток. Я лила ему на голову, на шею теплую воду из кумгана и продолжала расспрашивать все подробно. Он с наслаждением и фырканьем умылся, вытерся, сел на ступеньку крыльца, положил уставшие ноги в таз с водой и сказал, что «ой, доченька, как хорошо!».
   - Ток – это, где лежит пшеница в больших кучах. А пшеницу машины привозят с поля после комбайнов. Мы ее сушим, чистим. Потом зерно везут в город или на склады, или же на мельницу. А на мельнице из пшеницы делают муку. Из этой муки для всех людей пекут хлеб, потом продают в магазинах. И мама наша из той муки печет вкусный белый хлеб. Поняла?
   - Да. И вы все и ночью работаете, не спите? А где кушаете?
   - Работаем до утра. Там есть столовая, нас кормят вечером.
   - Расскажи мне что-нибудь интересное.
   - Когда мы отдыхаем, твой дядя, Амиль абый, нам читает понемногу каждый день очень интересную книгу, она нам очень нравится, называется «Дети барсова ущелья». Далеко-далеко есть такая страна у нас – Армения, там живут армяне среди высоких гор. Вот однажды дети собрались и пошли в горы за ягодами, орехами и заблудились. Попали в пещеру, где жил тигр. Он бросался на них с рычаньем, чтобы схватить и съесть, но дети начали бегать, орать, потом схватились за руки и продолжали быстро бегать уже в кругу, ну как в хороводе вокруг елки. А тигр не знал на кого броситься, потому что все мелькало. Он испугался их страшных криков и ушел из пещеры прочь.
     Вечером перед сном мы еще раз просили отца все пересказать заново. Я никогда не видела гор, только по картинкам в книге. По рассказу отца они были высокими и красивыми. Ночами я все заново представляла себя на месте детей, и мне было очень страшно засыпать. Ночью перебиралась потихоньку, на цыпочках к деду на диван, стараясь не шуметь и не задеть спящих сестер и брата на полу. Обнимала его сзади крепко, юркала с головой под одеяло закрывала глаза еще какое-то время лежала, в мыслях представляла ту страшную картину и не заметно засыпала. Такое было не впервые, дедушка уже привык, что по утру я была за его спиной. Родители смеялись, видя меня не на своем месте, где мы все спали под одним одеялом. Прошло много лет. Уже давно нет дяди Амиля, который на  току читал колхозникам вслух эту книгу, уже я не помню всех подробностей рассказанного отцом. Помню главную мысль: детей спасла их сообразительность, то, что они сильно кричали и бегали по кругу, державшись за руки. Помню мои страхи и переживания за детей. Нечаянно судьба меня кинула в Таджикистан, глядя на высокие горы, часто вспоминала рассказ отца.

Галия Халиуллова.


Рецензии