П. Сорокин. Важнейшие элементарные социальные груп
Глава вторая. Учение об элементарных социальных группах
§ 1. Литературные справки
§ 2. Основные элементарные группировки (линии элементарного расслоения) населения так называемых «культурных стран»
Элементарные группировки закрытые, открытые и промежуточные. Социальные группы и монистические идеологии
Критические замечания
§ 3. Характеристика важнейших элементарных групп
Расовая группировка
Группировка половая
Группировка возрастная
Семейная группировка
Государственная группировка
Языковая группировка
Группировка профессиональная
Группировка по степени богатства и бедности
Группировка по месту постоянного жительства
Группировка по объему прав и обязанностей (по социально-правовому неравенству)
Группировка по религиозным верованиям
Партийная группировка
Группировки в зависимости от характера и содержания
психических, идеологических, чувственно-эмоциональных и волевых запросов личности и остальные свободные группировки
Группа ;lites
Заключительные замечания
Таковы важнейшие элементарные социальные группировки, на которые расслаивается население нашего времени. Таковы социальные координаты, определяющие общественное положение индивида в этой среде. Наблюдая за своим и чужим поведением в течение ряда дней, мы можем убедиться в правильности сказанного. Это наблюдение показывает нам, что наша жизнь и деятельность сводится к постоянной циркуляции от одного элементарного единства к другим. То мы живем и действуем как члены семьи, в лоне которой мы просыпаемся утром и оказываемся в ее же лоне вечером. В эти моменты мы являемся абонентами семейной группы и действуем как отец или мать, сын или дочь, супруг или брат, родственник или свойственник. Но в лоне семьи мы не проводим весь день, а тем более все дни. Почти каждый день «дела» отрывают нас на ряд часов от семьи. В эти часы мы «разъединяемся» с семьей и входим в «контакт» со множеством других коллективных единств, то мы соединяемся с государством, выполняя свои гражданские права и обязанности, по призыву военных властей идем на учет или отбываем воинскую повинность, по призыву судебных органов государства фигурируем в роли истца, ответчика, свидетеля, присяжного, по праву гражданина участвуем в выборах, платим налоги, вступаем в тысячи отношений с административными органами государства и т.д. То мы выступаем как члены религии: идем в церковь, на религиозное собрание и соединяемся с религиозной группой. Каждый день мы «идем на службу» или посвящаем ряд часов своей профессиональной деятельности, дающей нам средства существования. В эти часы мы действуем как члены профессионального коллектива. Наша партийная принадлежность если не каждый день, то весьма часто заставляет нас «соединяться» с партией: идти на партийное собрание, партийный митинг и т.д. Принадлежность к группе богатых или бедных, в свою очередь, постоянно сталкивает нас с соответственными группами лиц и заставляет нас выполнять ряд поступков, диктуемых этой принадлежностью (напр[имер], делать визиты, бывать в обществе, вести «богатый» и «светский» образ жизни – для богатого, делать соответствующие поступки – для бедного). Наш пол и возраст обусловливают наше половое и возрастное «общество». Ребенок ряд часов проводит с детьми, взрослый – с взрослыми, мужчина известное время проводит в компании друзей-мужчин, женщина – в обществе женщин. Привилегированность или обделенность в правах, в свою очередь, накладывают на нас свои права и обязанности и заставляют нас «соединяться» с соответственными коллективами. Участие в том или ином научном, художественном, спортсменском обществе заставляет нас ходить на соответственные заседания, спортсменские состязания и т.д. Словом, в течение дня мы циркулируем от одного коллективного единства к другому, то на мгновение, то на ряд часов «соединяемся» с одним, потом разъединяемся с ним и входим в контакт с другим, за ним с третьим, с четвертым и т.д. Волны социального моря бросают нас каждый день то к берегу семьи, то к берегу религии, то к берегу одноязычных, то к берегу однопартийных и т.д. Мы подобны человеку, все время (кроме часов сна) проводящему в «телефонных разговорах» то с группой А, то с группой В, то с группой С. С одними группами мы «говорим» (общаемся) каждый день и подолгу, с другими – лишь изредка и короткое время. В течение дня, иными словами, мы испытываем ряд «перевоплощений»: «отец» сменяется «военнообязанным», «военнообязанный» – «коммунистом», «коммунист» – чиновником по профессии, чиновник – членом теннисного клуба. Наше «я» ежедневно дает десятки различных аккордов в зависимости от того, в качестве члена какой коллективности это «я» фигурирует. Это явление может наблюдать каждый. Оно лишний раз говорит о множественности элементарных социальных групп.
Границы каждой из этих группировок не совпадают. В существующих атласах, где даны карты государственной, религиозной, языковой (национальной) и расовой группировки, можно наглядно убедиться в несовпадении этих границ, сличив, напр[имер], карту распределения людей по государствам с картой распределения их по религиям, или национальностям, или расам. Пограничные линии группировок в каждом из этих случаев будут разными. Часть из этих групп, напр[имер], семейные группы, расположатся внутри других, более обширных групп. Другие же группировки будут пересекать друг друга. Временами линии их могут совпадать, но в общем и целом каждая из них вычерчивает свою собственную траекторию и идет по своим путям.
Из сказанного следует, что население как всего земного шара, так и любой его части – любой определенной территории, в силу тех или иных оснований выхваченной исследователем, не представляет однородно-серой массы, все члены которой с одинаковой силой тяготеют друг к другу, обладают одинаковой силой сцепления, а эта масса расслаивается на ряд слоев, распадается на ряд групп, члены которых сильнее связаны друг с другом, чем с остальными людьми.
Сказанное дает основание и для другого вывода, оттеняющего сложность исторических событий. Если бы население расслаивалось только в одном направлении, напр[имер], распадалось бы только на государственные или профессиональные группы, то ход исторических событий был бы относительно прост.
Подобно многим «монистам», мы в этом случае сказали бы, что общественная жизнь есть результат взаимоотношения государственных или профессиональных групп или групп богатых и бедных, обделенных и привилегированных и т.д., что социальная борьба сводится к борьбе государств (или рас, как думал Гумплович и др., или классов, как думал Маркс и марксисты, и т.д.). Но увы! Такая простота – неверна. Дело обстоит гораздо сложнее. В любой момент истории мы находим солидаризирование и антагонизацию не по одному фронту, а одновременно по многим фронтам. Борьба происходит не только между государствами, или между религиозными группами, или между профессиями, или между богатыми и бедными, или между привилегированными и обделенными и т.д., словом, она идет не по одному слою, а одновременно и между государственными, и религиозными, и профессиональными, и привилегированно-обделенными и богато-бедными и т.д. группами. Картина сражения получается весьма сложна. В борьбу двух однородных групп, напр[имер] богатых и бедных, вмешиваются ряд других, из которых одни вступают в союз с богатыми и помогают им, другие вместе с бедными атакуют богатых и их союзников. Третьи нападают на тех и других. В итоге получается картина, напоминающая положение анархической Украины, где существует множество воюющих групп и множество фронтов.
Битва идет не только между «красными» и «белыми», но и между «зелеными», «синими», «петлюровцами», «григорьевцами», «махновцами», «шайками Ангела» и множеством других групп. Что ни деревня – то особое войско. Фронтов – множество. Одни из них, напр[имер] «зеленые», сегодня помогают «красным», завтра переходят на сторону «белых», «григорьевцы» сегодня дерутся с «зелеными», завтра вместе с ними бьют «ангеловцев», «махновцы» сегодня нейтральны, завтра чуть ли не всем объявляют войну и т.д.
Таков же и «вечный фронт» истории. Он редко, вернее никогда, не бывает одним фронтом. На историческом поле битвы редко борются только класс с классом, или богачи с бедняками. Борьба идет одновременно между слоями однородной группировки друг с другом и между слоями разнородных группировок. Сегодня церковь и государство солидарно борются против общего врага, напр[имер] против семьи или группы бедных, завтра религиозная группировка
вступает в борьбу с государственной. Сегодня богачи совместно с бедняками атакуют привилегированных, завтра привилегированные, лишенные преимуществ, вместе с бедняками атакуют богачей и т.д. Словом, картина «фронтов» здесь похожа на очерченное военное состояние Украины.
Правда, не все фронты имеют одинаково важное значение во все исторические времена. Подобно тому, как в той же Украине бывали моменты, когда доминирующее значение приобретала борьба «скоропадчины» с петлюровцами,
затем борьба петлюровцев с красными, потом григорьевцев с красными, сменившаяся борьбой «деникинцев» с красными, так и в истории: в одни моменты на первый план выступает борьба государства с государством и оттесняет на второй план другие виды социальных антагонизмов, в другие моменты – борьба церкви с государством, в третьи – борьба классов, в четвертые – борьба языковых или расовых групп и т.д. Но это доминирование не означает ни прекращения борьбы между другими группировками, ни уничтожения других фронтов, ни тем паче – вечного существования только единого фронта (напр[имер], только борьбы классов или только расовых антагонизмов и т.п.).
Все сказанное об антагонизмах элементарных групп применимо и к их солидаризации и к солидарным взаимоотношениям. Исторические события – равнодействующая линия, представляющая итог, результат взаимоотношений (солидарности и борьбы) ряда элементарных групп за свою индивидуальность.
Отсюда вывод: всякая попытка объяснить исторические процессы и взаимоотношения различных слоев одной группировки (напр[имер], только борьбой рас или только борьбой классов и т.д.) заранее обречена на неудачу. Это – попытка решить уравнение со многими неизвестными с помощью одной известной величины. Это – покушение с негодными средствами.
Питирим Сорокин. Система социологии / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммен.В.В. Сапова. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2021. – 1000 с.
«Система социологии» – главный труд выдающегося русско-американского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889–1968), написанный им в российский период его научного творчества. Многие идеи, впервые сформулированные в «Системе социологии», будут использованы автором в его трудах, написанных уже в США,и тем самым окажут косвенное влияние на мировую социологическую мысль. Книга до сих пор не утратила своего научного значения и может быть использована как учебное пособие.
http://rksorokinctr.org/index.php/2015-09-02-10-47-27.html
Свидетельство о публикации №223012000959