Операция Мушкетер. Часть 2
Высадка с моря
На рассвете 6 ноября союзный флот приблизился к Порт-Саиду. Авианосная группа осталась в 30-35 милях от берега; линкор, крейсера и эсминцы приблизились на 6-8 миль и открыли артиллерийский огонь по египетским береговым батареям и городу. Стрельба вызвала значительные разрушения в жилых кварталах, хотя с целью минимизации жертв британским кораблям разрешалось вести огонь только 114,5-мм орудиями. Впрочем, французы таких ограничений не вводили, и линкор «Жан Бар» выпустил по городу несколько 381-мм снарядов. Как минимум огонь французских кораблей оказался бесполезен из-за отсутствия корректировки. Клод Мориссо, артиллерийский офицер с эсминца «Буве», вспоминал:
«Много лет спустя я узнал, что присутствие кораблей огневой поддержки, в том числе линкора „Жан Бар” и нашего, было бесполезным, поскольку офицер-парашютист, начальник команды наблюдателей, отвечавший за корректировку нашего огня, не смог установить радиосвязь ни с одним из кораблей огневой поддержки».
Ещё до прекращения огня к берегу двинулись тральщики, за которыми следовали десантные суда и баржи с подразделениями 3-й британской бригады морской пехоты. 40-й и 42-й батальоны бригады высаживались на пляжах у западной окраины Порт-Саида с помощью 9-тонных пехотно-десантных барж LCA и 15-тонных плавающих бронетранспортёров LVT. Использовать здесь более крупные десантные суда (в том числе для выгрузки танков) не позволяли малые глубины: лишь у Западного мола удалось выгрузить с малых танкодесантных судов несколько танков «Центурион» роты «C» 6-го королевского танкового полка, которые оказали серьёзную поддержку 40-му батальону.
После прекращения артподготовки египетские позиции проштурмовали палубные самолёты, а затем с вертолётов высадился 45-й батальон морской пехоты под командованием подполковника Тейлора. Несмотря на позднейшие громкие слова о «вертикальном охвате», батальон высаживался на час позже остальных сил и считался резервом бригады. Для высадки был выбран стадион в западной части города, но он оказался под обстрелом египетских войск, поэтому уже при высадке вертолётный десант понёс сравнительно серьёзные потери (1 убитый и 16 раненых). В итоге вертолётную высадку пришлось перенести на уже захваченный десантниками пляж. К тому же, противолодочные вертолёты «Уирлуинд» и спасательные «Сикамор» могли брать на борт лишь по 3-4 десантника, а специальных транспортных вертолётов у англичан не было. Переброска 45-го батальона шла медленно: за полтора часа 22 вертолёта, сделав по нескольку рейсов, доставили на берег 415 человек (по 19 человек на машину) и 7 т снаряжения. Вдобавок десант 45-го батальона попал под удар собственного же вертолёта «Уирлуинд», потеряв ещё десяток человек ранеными. Куда более полезными вертолёты показали себя при доставке боеприпасов и эвакуации раненых.
Несмотря на все трудности, к 10 часам морские пехотинцы продвинулись вдоль пляжа на восток и заняли северную часть Порт-Саида. Отсюда они начали наступление на юг — на порт и центральную часть города. 42-й батальон при поддержке одного танка наступал на железнодорожный вокзал, 40-й — вдоль набережной канала.
Вопреки планам операции продвижение шло медленно: египтяне ожесточённо оборонялись в роскошном здании казино «Палас-Отель», Таможенном управлении и Доме Флота у Военной гавани (к востоку от железнодорожного вокзала). Взять здание таможни удалось только после прибытия танков «Центурион», а вот Дом Флота, возведённый ещё в 1880-х годах, выдержал даже огонь танковых орудий прямой наводкой. Здесь оборонялось около сотни египетских солдат во главе с генералом Могуем. Взять его удалось лишь во второй половине дня, египетский командир попал в плен.
Тем временем в Порт-Фуаде было сброшено ещё 522 французских десантника из 1-го парашютного полка Иностранного легиона — уже к полудню они окончательно зачистили город и порт. К исходу дня в гавани Порт-Фуада удалось высадить одну роту лёгких танков AMX-13 и три роты коммандос. Французские десантники доложили, что за день уничтожили около сотни египетских солдат — исходя из общей цифры потерь египтян в этой кампании, можно предположить, что большинство убитых было мирными жителями.
Тем временем утром 6 ноября французские парашютисты, находившиеся у деривационного канала, были атакованы с юга египетской пехотой при поддержке танков и самоходок. Атаку удалось отразить только с помощью палубных штурмовиков «Корсар». При этом у авианосца «Лафайет» начались проблемы с катапультой, из-за чего с него удалось сделать лишь 40 самолёто-вылетов.
Проблемы с выгрузкой
Высадка основных британских сил должна была происходить в городской гавани. В первом эшелоне выгружался 2-й парашютный батальон 16-й бригады, а также танки «Центурион» 6-го королевского танкового полка. Но тут выяснилось, что египтяне успели сделать главное: ещё 3-4 ноября они затопили на фарватере Суэцкого канала 48 судов, загруженных бетоном; быстро поднять их не представлялось возможным. Несколько судов было затоплено прямо на входе в канал, преградив путь во внутреннюю гавань.
В руках союзников оказалась лишь мелководная Рыбная гавань, расположенная у основания Западного мола. К её причалам могли подойти лишь десантные суда специальной постройки, которых союзникам остро не хватало. Французы начали выгрузку своих войск в гавани Порт-Фуада, но повлиять на ход основных действий эти силы не могли, так как Порт-Фуад был изолированным островом.
Сначала в Рыбной гавани высадилась британская танковая рота «А», через час здесь смог выгрузиться штаб танкового полка и рота «B». Высаженные танки с парашютистами 2-го батальона сразу же начали продвижение вдоль канала и уже к полудню достигли французских позиций у мостов через деривационный канал. К этому времени британские морские пехотинцы пробились к центру города, после чего 40-й и 45-й батальоны при поддержке танков занялись ликвидацией опорных пунктов египтян, а 42-й батальон двинулся по улице Мухаммеда Али мимо вокзала на юг (на соединение с французами).
Из-за малых глубин в Рыбной гавани высадить всю 16-ю парашютную бригаду сразу не удалось, поэтому наращивание сил в городе шло медленно. Подкрепления и снабжение морским пехотинцам доставлялись, в основном, вертолётами и малыми десантными судами. Уже утром 6 ноября в город на десантной барже прибыли командующие высадкой генералы Стокуэлл и Бофр. Не зная ситуации в городе, генералы решили причалить к набережной возле здания Компании Суэцкого канала — самого известного строения в городе. Внезапно выяснилось, что этот район всё ещё контролируется противником: баржа была обстреляна с берега и вернулась к выходу из канала, где оба генерала, наконец, высадились в Рыбной гавани. Вдобавок связь со штабным кораблём «Тайн» оказалась плохой (чего сразу следовало ожидать) — таким образом, вся операция на целый день осталась без руководства.
На берегу управление войсками тоже было затруднено: десантники терялись в лабиринте городских улиц; им казалось, что египетские снайперы ведут огонь со всех сторон. Из-за этого на египтян позднее сыпались обвинения в том, что их солдаты переодевались в гражданскую одежду и стреляли десантникам в спину.
Вместо запланированного развития успеха и быстрого наступления вдоль канала на юг англо-французский десант увяз в городских боях. При этом 3-й парашютный батальон всё ещё вёл бой в районе казарм береговой охраны на западной окраине Порт-Саида: до самого конца боёв он так и не смог соединиться с основной частью десанта.
Наращивание сил шло крайне медленно: 1-й парашютный батальон удалось выгрузить в Рыбной гавани с десантных судов LST лишь поздно вечером. К этому времени Стокуэлл приказал командиру 6-го танкового полка полковнику Гиббону вместе со 2-м парашютным батальоном наступать по шоссе вдоль канала на юг — на Аль-Кантару и далее на Исмаилию.
Для наступления были готовы лишь две роты «Центурионов» и часть 2-го парашютного батальона, получившая обозначение «2-я батальонная группа». Из-за отсутствия автотранспорта парашютисты двигались пешком, поэтому до наступления темноты «мобильная» группа достигла лишь станции Аль-Тина на 20-м километре канала. Здесь подполковник Гиббон хотел остановиться до утра, не желая двигаться в темноте без сильного пехотного охранения, однако Стокуэлл приказал двигаться вперёд, и группа продолжила наступление. В 2 часа ночи на 7 ноября группа достигла станции Аль-Капа на 35-м километре канала, в 6 км от Аль-Кантары, но здесь внезапно получила приказ о полном прекращении боевых действий. Случилось то, чего мало кто ожидал — СССР и США совместно выступили в ООН с требованием прекратить интервенцию.
К этому моменту египтяне продолжали удерживать опорные пункты в центре Порт-Саида и на его юго-западной окраине, но главное — англо-французское командование так и не смогло организовать высадку основных сил в гавани. Всего за два дня операции на берег было высажено восемь батальонов (не более 4000 человек). Остальные силы (приводятся цифры в 25 000 человек, 76 танков, 100 бронетранспортёров и около 50 орудий) были выгружены уже после прекращения огня, когда стало ясно, что операция не удалась, и союзным войскам придётся эвакуироваться.
На заставе: Выгрузка британских войск в Порт-Саиде уже после окончания боевых действий, 7 или 8 ноября. Хорошо видно, что крупные транспорты к причалам подойти не могут, а войска с них приходится перевозить на берег с помощью десантных судов. На заднем плане — выгрузка автотранспорта с парома «Эмпайр Седрик» — бывшего танкодесантного судна LST 3534, реквизированного для проведения десанта forummarine.forumactif.com
Итоги компании
Официально объявленные потери союзников оказались невелики: британские десантники потеряли 16 человек убитыми и 96 ранеными, французские — 10 убитыми и 33 ранеными. Зенитным огнём египтян были сбито шесть самолётов — два «Си Хоука», два «Уайверна» и два «Корсара», причём пилот одного из них погиб. Ещё один «Си Хоук» разбился при неудачной посадке на палубу, его пилот также погиб. Кроме того, в процессе высадки были потеряны два вертолёта.
Союзники заявили, что египтяне потеряли в Порт-Саиде и его окрестностях 650 человек убитыми и 900 ранеными — то есть три четверти солдат, имевшихся в городе. Но даже если поверить в 900 раненых, то безвозвратные потери египтян должны были составить не более 200 человек. Кроме того, по позднейшим оценкам, в городе погибло около тысячи мирных жителей.
Все эти жертвы не имели никакого смысла: к 22 декабря британцы и французы окончательно покинули Порт-Саид, заменённые миротворческими формированиями ООН из Дании и Колумбии. Весной 1957 года международные спасатели разблокировали Суэцкий канал, подняв затопленные в нём суда, после чего движение по важнейшему морскому пути возобновилось.
Свидетельство о публикации №223012100103