П. Сорокин. Учение о кумулятивных социальных групп

П. Сорокин. Учение о кумулятивных социальных группах
Глава третья. Учение о кумулятивных социальных группах
§ 1. Понятие
Подобно тому, как конкретные предметы материального мира по своему химическому составу чаще всего представляют не простые химические тела, а тела сложные, составленные из ряда элементов, так и любая совокупность взаимодействующих индивидов редко представляет собой элементарное коллективное единство, т.е. группу, связанную только одной однородной связью. Чаще всего бывает так, что группа сосуществующих индивидов принадлежит одновременно к нескольким элементарным единствам и охватывается не одной, а двумя или большим числом связей. Короче, в социальной действительности мы конкретно чаще встречаем не элементарные, а кумулятивные группы. Под кумулятивной группой, напомним, разумеется совокупность заимодействующих индивидов, связанных в одно организованное целое связями не одной, а ряда элементарных группировок. Если индивиды А, В, С, Д...являются членами не только одной и той же религии, но и подданными одного государства, членами одной профессии, принадлежат к одной и той же партии, то мы в лице их имеем кумулятивную (религиозно + государственно + профессионально + партийную) группу, составленную из кумуляции ряда элементарных группировок, объединенную связями не только религии, но и государства, и профессии, и партии. Иными словами, все они одновременно оказываются «абонентами» не одной элементарной системы взаимодействия, а двух или большего числа систем. Таким образом, население расслаивается не только по линиям элементарных группировок, но плюс – по линиям кумулятивным, образованным как бы слиянием ряда элементарных.
От этого трещины кумулятивного расслоения носят обычно более глубокий характер. Они резче отделяют одну кумулятивную группу от других.
§ 2. Классификация кумулятивных групп
В химии из соединения элементарных тел получаются сложные химические тела. В социологии из различного комбинирования и различной кумуляции элементарных группировок получаются самые разнородные кумулятивные группы.
Их множество. Чтобы не затеряться в этой пестроте явлений, необходимо так или иначе разгруппировать и выделить по ряду признаков основные виды кумулятивных групп. Так мы поступили с формами взаимодействия людей (См.: Сорокин П.А. Система социологии, т. 1, гл.: Классификация форм взаимодействия) и с элементарными группами. Так поступим с кумулятивными группами; то же сделаем и со сложными социальными агрегатами. План анализа на первом, на втором и на третьем этажах у нас будет один и тот же.
Формы взаимодействия мы классифицировали в зависимости от свойств его элементов: количества и качества индивидов, характера актов и природы проводников.
Кумулятивные группы мы можем классифицировать в зависимости от свойств образующих их элементарных группировок, а именно: 1) в зависимости от числа последних (кумуляции: двойные, тройные и т. д.); 2) в зависимости от их характера: государственно + религиозная, партийно + профессиональная, обделенно + половая и др. кумулятивные группы; 3) в зависимости от способа их кумуляции; кумулятивные группы: открытые и закрытые, нормальные – родственные, ненормальные – неродственные, антагонистические и солидаристические, типичные и нетипичные, могущественные и немогущественные. Остановимся на каждом из этих видов.
Виды кумулятивных групп по числу и характеру составляющих их элементарных группировок
В химии мы находим химические соединения различной сложности. Есть тела, состоящие из двух химических элементов, напр[имер] Н2О (вода), из трех, напр[имер] H2SO4 (серная кислота), из четырех, напр[имер] KHSO4 (кислый сернокислый калий), из пяти и т.д. То же самое мы находим и в области социальных явлений. Наряду с элементарными группами здесь мы находим кумулятивные группы различной сложности. Есть кумулятивные группы двойного состава, образованные слиянием двух элементарных группировок. Такова, напр[имер], государственно + религиозная группа, состоящая из совокупности лиц, принадлежащих к одному государству и к одной религии; такова государственно + языковая группа, профессионально + партийная, расово + объемно-правовая и др. Есть кумулятивные группы тройного состава. Такова, напр[имер], расово + языково + религиозная группа, состоящая из лиц, принадлежащих к одной расе, говорящих на одном языке и исповедующих одну религию, такова профессионально + половая + имущественная группа (напр[имер], женщины, работницы
табачной фабрики, получающие ничтожную заработную плату) и т. д. Подобно этому есть кумулятивные группы четверного, пятерного, шестерного и т.д. состава, образованные кумуляцией четырех, пяти, шести и более элементарных группировок.
Таким образом, по своей сложности кумулятивные группы распадаются на двойные, тройные, четверные и т.д. группы.
Таково первое подразделение их.
Пойдем дальше. Кумулятивные группы отличаются друг от друга не только по сложности, но и по характеру элементарных группировок, из которых они составлены. И двойные, и тройные, и четверные, и более сложные группы могут быть образованы из самых различных элементарных групп. Так, двойные кумулятивные группы выступают в форме профессионально + имущественной (напр[имер], лица одной профессии, грузчики-чернорабочие, получающие одинаковый доход – бедные), религиозно + языковой, государственно + религиозной, территориально + объемно-правовой, профессионально + партийной и во многих других видах. Весьма разнообразны по составу скумулировавшихся элементарных группировок и тройные кумулятивные группы. Ими будут территориально + языково + религиозная группа, состоящая из лиц, живущих на одной территории, имеющих один язык, принадлежащих к одной церкви, профессионально + имущественно + объемно-правовая группа (рабочие фабрики + бедные + обделенные в правах), расово + языково + половая группа, возрастно + объемно-правовая + профессиональная группа (дети, обделенные в ряде прав, сходные по профессии) и многие другие.
То же применимо к четверным, к пятерным и т.д. кумулятивным группам.
Словом, по характеру элементарных группировок, из которых составляются кумулятивные группы, последние распадаются на множество форм и видов. Их может быть столько, сколько комбинаций, согласно алгебраической формуле сочетаний, может быть составлено из энного количества элементарных групп.
Фактически в населении земного шара нашего времени, а тем более предыдущих эпох мы встречаем большинство из этих возможных форм кумулятивных групп. Если взять население современного большого города, то даже здесь мы легко можем констатировать множество форм двойных, тройных, четверных и т.д. кумулятивных групп. Перечислять их здесь излишне. Но нелишне подчеркнуть открывающуюся перед нами сложность строения населения. В нем даны, как видим, не только элементарные линии расслоения, но сверх того – линии кумулятивные, расслаивающие индивидов на множество разнообразных по сложности и по составу кумулятивных групп. Население поистине становится похожим на берег реки, состоящий из множества разнородных, механически слежавшихся химических соединений, в свою очередь, составленных из разнообразной комбинации различных химических элементов. Берег – это население.
Химические соединения, из смеси которых он состоит, – это кумулятивные группы. Химические элементы – это элементарные группировки. Такова параллель, уясняющая взаимоотношение населения как сложного агрегата, кумулятивных групп и групп элементарных.
Кумулятивные группы: закрытые, открытые и промежуточные
Подобно элементарным группам, группы кумулятивные распадаются также на закрытые, открытые и промежуточные. Закрытыми кумулятивными группами будут те, вход и выход из которых невозможны или возможны, как чрезвычайно редкое исключение. Индивид к ним оказывается прикрепленным помимо его воли. «Выключить» себя из числа «абонентов» такой группы он не в состоянии.
Перейти в другую (или «включиться» в число «абонентов» другой – однородной кумулятивной группы) он не может. Сообразно с этим циркуляция индивидов из закрытой кумулятивной группы в другую закрытую (не в территориальном смысле, а в смысле выключения их из членов и включения в число членов другой группы) не имеет места или носит ничтожный характер. Закрытая кумулятивная группа похожа на стену, со всех сторон окружающую ее членов: выход для них за ее пределы невозможен, вход в ее границы для инородных лиц недоступен.
«Осмоса» чрез барьеры группы не происходит. Как частный вид закрытых кумулятивных групп выступают закрытые наследственные кумулятивные группы; к числу их относятся те закрытые кумулятивные группы, где принадлежность к данной группе родителей влечет принадлежность к ней и детей их. Дети и dejure, и de facto не могут выключить себя из числа членов группы, к которой принадлежали их родители. Примером закрытой и наследственной кумулятивной группы может служить каста. Как ниже увидим, каста представляет закрыто-наследственную кумулятивную группу, состоящую из кумуляции элементарных группировок: профессиональной + религиозной + объемно-правовой + имущественной + семейно-родственной (и иногда + расовой и языковой). Она закрыта.
Не от воли индивида зависит, членом какой касты он родится... Дети родителей, принадлежащих к касте А, механически становятся членами касты А. Вход в ее пределы для инородных лиц невозможен. Открепление члена от своей касты и прикрепление к другой невозможны. (Случаи «извержения из касты» означают «поставление вне закона» как высшее наказание, а не перемену кастовой принадлежности.) «Осмоса» между кастами нет, или он ничтожен (строгая эндогамия и т.д.). Другим примером закрытой и наследственной кумулятивной группы является в ряде случаев группа рабов. В определенный период Римской империи дети родителей-рабов становились автоматически рабами. Выйти из этого состояния («выключить» себя из этого status’a) и включить себя в число «абонентов» группы «свободных лиц» они могли лишь в исключительных случаях.
Эти маленькие лазейки (manumissio testamenta, vindicta, censu, inter amicos и др. способы), однако, были столь узки, что немногие «верблюды» могли проходить чрез эти «игольные уши». «Осмоса» и циркуляции между группой рабов и другими кумулятивными группами (cives romanus и др.) почти не было. Закрытыми же кумулятивными группами были: возрастно + объемно-правовая группа детей в Риме первого периода, состоящая из неполновозрастных лиц, обделенных в личных и имущественных правах; половая + объемно-правовая группа женщин, чуть ли не до XIX в. обделенных в правах по сравнению с мужчинами; расово + объемно-правовая группа негров (до их освобождения). Не от нашей воли зависит наш пол, раса и возраст: поскольку же с этими условиями неизбежно кумулировалась объемно-правовая группировка, то вся соответственная кумулятивная группа приобретала характер закрытый. Кроме указанных групп в истории дано немало и других закрытых кумулятивных коллективов.
На противоположном полюсе стоят кумулятивные группы открытые. Принадлежность к ним и de jure, и de facto зависит от воли индивида. Вход и выход из них свободны. Наследственной передачи этой принадлежности от родителей детям нет. Индивиды могут свободно циркулировать от одной такой группы к другой. Примером их может служить, напр[имер], кумулятивная партийно + научная группа. Группа лиц в наше время может быть членами одной политической партии и какого-либо научного общества. Вход и выход из такой кумулятивной группы свободны. Индивид может выйти из партии и перейти в другую, может выйти из партии и из общества и таким образом порвать с этой кумулятивной группой, выключить себя из числа ее абонентов. Дети таких людей и de jure не обязаны быть членами той же кумулятивной группы, и de facto не являются ими в большинстве случаев. Таких открытых кумулятивных групп в наше время довольно много.
Между ними располагаются промежуточные кумулятивные группы. Они в своей совокупности дают градацию типов: начинаясь от групп, весьма близких к закрытым (напр[имер], сословие), они кончаются формами, близкими к открытым кумулятивным группам (напр[имер], современный класс как кумулятивная полуоткрытая группа, близкая к открытой). De jure вход и выход из них свободны. Теоретически принадлежность к ним – дело доброй воли индивидов. Фактически эта свобода оказывается значительно ограниченной, циркуляция от группы к группе – стесненной. Никто не заставляет человека теперь принадлежать к какому-либо классу. Но сын пролетария становится обычно пролетарием, сын капиталиста – членом предпринимательского класса.
Однажды став пролетарием, не всегда легко стать капиталистом. Исключения из этого правила есть, но, как показывает статистика, процент их ограничен.
Таковы три типа кумулятивных групп с точки зрения закрытости или открытости. Ниже мы увидим значение этого деления: 1) для характеристики групп; 2) для строения самого населения. Сложный социальный агрегат, составленный из закрытых кумулятивных групп, неэластичен, он имеет закостенелый характер, перемены в нем редки, если они бывают, то принимают остро-революционный характер, сопровождаемый кровью, насилием, жертвами. Несравненно эластичнее и гибче население, в котором мало закрытых кумулятивных групп и много кумулятивных групп открытых или близких к ним. Жизнедеятельность такого агрегата принимает более ровный характер; острые кризисы, посещающие такой социальный организм, носят более мягкий характер.
Указывая на это деление, тут же должен подчеркнуть, что закрытость или открытость той или иной кумулятивной группы может исторически меняться: одна и та же кумулятивная группа в одну эпоху или в одном населении может выступать как закрытая, в другую эпоху или у другого народа она может иметь промежуточный характер или даже быть открытой. Отсюда следует, что вопрос, какие из кумулятивных групп данного населения открыты или закрыты, должен решаться на основании фактического изучения населения.
Солидарная, антагонистическая и нейтральная кумуляции
элементарных группировок (внутренне-солидарные, внутренне-
антагонистические и внутренне-нейтральные кумулятивные группы)
Теперь обратим внимание на новую важную черту кумуляции элементарных группировок. Кумуляция последних может быть или солидарная, или антагонистическая, или нейтральная. Под первой я разумею такую кумуляцию элементарных группировок, в которой все они дают своим членам императивы поведения, согласные друг с другом, толкающие их в одном и том же направлении.
Под второй – такую, где императивы поведения кумулирующихся группировок друг другу противоречат.
Под третьей – такую, где эти императивы поведения нейтральны: и не солидарны, и не антагонистичны.

Возьмем группу лиц, принадлежащих к одному и тому же государству и к одной и той же религии. Согласно сказанному мы имеем здесь сложную, государственно + религиозную группу, составленную из кумуляции государственной и религиозной группировок. Если и государственная власть, и церковная власть дают этим членам одни и те же императивы поведения, если они побуждают индивидов действовать в одном и том же направлении (напр[имер], и государство, и церковь призывают их к войне), мы имеем солидарную кумуляцию этих группировок. Если дело обстоит наоборот, если принадлежность к государству требует от его членов повиновения распоряжениям органов государственной власти, а принадлежность тех же лиц к определенной церкви требует от них неповиновения государственной власти (напр[имер], приказ папы Григория VII, под страхом отлучения и интердикта требующего от подданных Генриха IV неповиновения последнему, или приказ патриарха Тихона, призывавшего паству к борьбе с большевистской властью), мы имеем антагонистическую кумуляцию двух группировок.
Членами такой же антагонистической кумулятивной группы являются большевики, признающие святость обряда венчания. Партия требует от них, чтобы они при вступлении в брак не ходили в церковь и не венчались, принадлежность к религии толкает их в противоположном направлении. В итоге такие лица оказываются в безвыходном положении: их «я» рвется на части противоположными императивами антагонистических скумулировавшихся групп, обручами которых они связаны. Они оказываются в положении лиц между двух зубчатых колес.
Теперь возьмем нейтральную кумуляцию. Классической ее формулой служит евангельское изречение: Воздадите кесарево кесаревы, а Божье – богови.
В применении к кумулятивной религиозно + государственной группе эта формула рисует такое положение дел, где императивы поведения церкви и государства нейтральны, лежат в разных плоскостях и не скрещиваются: церкви нет дела до того, платит ли индивид налоги государству, и обратно, государству не интересно, постится ли, напр[имер], индивид в среду и пятницу. Императивы обеих групп не солидарны, но и не антагонистичны. Они не скрещиваются.
Эти примеры дают достаточное понятие о каждом из очерчиваемых видов кумуляции. В истории любого народа мы встречаем множество разнообразных конкретных кумуляций каждого из этих типов. Если заняться конкретным описанием
и исследованием их, то мы найдем разнообразнейшие двойные, тройные, четверные и т.д. типы антагонистической, солидарной или нейтральной кумуляции...

Питирим Сорокин. Система социологии / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммен.В.В. Сапова. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2021. – 1000 с.
«Система социологии» – главный труд выдающегося русско-американского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889–1968), написанный им в российский период его научного творчества. Многие идеи, впервые сформулированные в «Системе социологии», будут использованы автором в его трудах, написанных уже в США,и тем самым окажут косвенное влияние на мировую социологическую мысль. Книга до сих пор не утратила своего научного значения и может быть использована как учебное пособие.
http://rksorokinctr.org/index.php/2015-09-02-10-47-27.html7


Рецензии