Шоколадка с тигром

Итоги года.
Эссе.

Шоколад

Во второй половине декабря начинаешь ощущать движение времени.
Дни мчатся как скорый поезд и невольно оглядываешься назад, подводишь итоги.
Прошедший год был слишком насыщенным и  бурным, было много хорошего и плохого.
Начался он  с пустяка, с того, что муж съел мою  новогоднюю шоколадку  с тигром на обёртке. Тигр  был моим  тотемным  животным -  я  родилась в год тигра. И этот,  прошедший, 2022 год, был годом тигра по восточному календарю.
  Шоколад был хороший, горький, с апельсинами и орехами. Я  только один квадратик попробовать успела. Утром проснулась, а шоколада нет. Было  обидно и странно, что он о нас не подумал.

На недельку до второго мы уедем в Комарово...
 
24 февраля Путин начал войну на Украине, назвав её спецоперацией и пообещав, что это на недельку. И я про себя легкомысленно пропела песенку : «На недельку до второго, мы уедем в Комарово...»
Война идёт по сей день. Гибнут совсем молодые мальчики. В «ВКонтакте» каждый день выставляют их портреты. Смотреть на это тяжело. Им по 19-20 лет. А они уже такие подвиги совершают, сознательно жертвуя своими жизнями, чтобы спасти других.
Мы думали, что молодёжь у нас плохая. А она оказывается героическая.

Это молодые, юные... А вот,  когда  человек в возрасте, опутан как паутиной разными проблемами, заботами и вдруг уходит... И для него больше нет этих тяжёлых проблем и забот. А для чего они тогда были и мучили его? Жизнь игра? Для чего мы рождаемся?

Нашествие мышей

Эта дама  должна была приехать в пятницу. Накануне, вечером, я начала читать её рассказ о том, как она ночевала в чужом доме, в гостях. И вдруг ночью из-под дивана поползли мыши...Утром она спросила хозяйку про мышей, но та ответила, что мышей у них нет. На этом месте  мне стало не по себе...и  я  прервала чтение.
Следующий день был поистине  мистическим. Накануне объявили штормовое предупреждение и оно подтвердилось.
С утра в окне света белого не было видно:  выл ветер и мела метель.  Сквозь белое марево едва пробивался слабый свет уличных фонарей. В такую погоду, как говорится, добрый хозяин собаку не выпустит.
К тому же, в  нашем  доме на целый день отключили  электричество. Я  сидела в неприбранной холодной квартире, в полумраке, накинув на плечи шаль. Компьютер не работал, холодильник не работал, домашний радиотелефон не работал, электророзжиг  на газовой плите не работал, дверной звонок не работал... Не работал и домофон. Дверь в подъезд была открыта...Было неуютно и немного жутко. В прихожей, не имеющей ни одного окна, было темно. Шёл месяц февраль...
Я  думала, что эта дама  не придёт. Она жила очень далеко, на другом конце города. Но она пришла!  Отряхнула  с шапки снег и  с улыбкой сказала: « Ну, что погода? На троллейбусе приехала с двумя пересадками!».
В комнату она заходить отказалась, сидела на старой кухонной табуретке в прихожей под вешалкой.
Я  подписала ей  рекомендацию для вступления в союз писателей и она ушла.
В тот же день на кухонном подоконнике среди горшков с комнатными цветами муж  увидел крошечного мышонка. Пришлось купить мышеловку. Мыши вели себя нагло:  бегали по квартире, играли   в догонялки...Лазали по оконным шторам. Как-то  я  пошла на кухню и застыла на пороге: на тюле висела мышь с отвратительным толстым пузом... В другой раз, работая за компьютером, я  перевела взгляд на книжный шкаф, стоящий рядом, и увидела, что с томика Пушкина, как верёвочка, свешивается отвратительный мышиный хвост, а мышонок елозит задом по переплёту книги. Он осквернил мои  книги. А  я  их собирала годами.
Я  не могла  понять, как он туда пролез? У шкафа две стеклянные створки, не смыкающиеся всего лишь на какой-то сантиметр...
Я очень боялась мышей и брезговала ими. По ночам они не давали спать. Только выключишь свет, как начиналась мышиная беготня. В течение нескольких месяцев муж поймал в мышеловку девять мышей!
Мыши бродили и по подъезду, и в других квартирах до тех пор, пока не провели санобработку подвала, чердака и мусоропровода.
А весной, когда потеплело и  я  захотела надеть свой новенький берет, который купила в сентябре и носила всего одну осень,  то  обнаружила, что его загадили мыши - они устроили  в нём себе гнездо.  Оказывается, я забыла его убрать на зиму в шкаф и он до весны провисел в прихожей на вешалке.

Не бывает радости в чистом виде...

В апреле  мне  прислали  стипендию министерства культуры России  на издание книги. Но, не бывает радости в чистом виде. У меня  неожиданно сломался зуб. И весь июль  я  параллельно с издательством ездила в стоматологию к ортопеду.
  Когда   я  начала   думать о том, где бы  мне издать свою книгу, то вначале позвонила в  Республиканское издательство. Секретарь  сказала, что  мне  надо обратиться к директору   и дала номер телефона. По этому номеру ответил женский голос. А  я  знала, что директор  в настоящее время уволен, а «исполняющий его обязанности»  - мужчина. Эта неизвестная  мне  женщина, которая представилась директором, попросила  мой номер телефона, сказала, что они  сами  мне  позвонят и  конечно не позвонили. Но   я  и не ждала. Было понятно, что не позвонят. Они даже текст моей  книги не видели.
Затем  я  обратилась  в издательство  «Белая  река» , выслала им текст книги по электронке.  Книга  редактору  понравилась, но на её издание   в хорошем качестве не хватало денег. На деньги, которые  прислали , можно было издать только в мягкой обложке, на термоклее с печатью на ризографе. « Белая река» самое престижное и дорогое издательство в республике. Да и цены на издание книг в этом году выросли.
Хорошо, что  я  за это время позвонила в ещё одно издательство, в «Инеш» гл.редактору Фенину. Он сказал, что на эти деньги издать книгу реально. Они сделают в твёрдой обложке и на нитке (с прошивкой.)
У них  я   и издала свою книгу «Азбука Морзе», в которую вошли рассказы  и стихи. Тираж небольшой 100 экз. Но  я  и не хотела для этой  книги большого тиража. Рассказы были  слишком камерные.
Этому издательству  я очень благодарна!
Там  я  познакомилась с очень интересным человеком Алексеем Львовичем Фениным. Он до удивления был похож на Касымова. Нет, не  внешностью конечно. Но  был очень похож голос, способ мышления, построение фраз.  Мне иногда казалось, что я  разговариваю с самим  Касымовым.
 
Ковид-19

Неожиданно  я  заболела  ковидом,  уже третьим. Где заразилась, не понимала.
В связи с изданием книги мне приходилось много общаться.
В тот день  с  утра я поехала   в стоматологию. Раз   уж  поехала  в   ту  часть города, то захватила с собой книги. «Кафе» хотела занести в Национальную  Республиканскую библиотеку,  потому что она издана в Питере и до Уфы не дошла. А «Азбуку» сдать в «Знание», если возьмут. Мунира сказала, что от частных лиц они не берут
По дороге прошла сквозь Аксаковский сад.  День был солнечный тихий...  И я  вдруг поняла, что  меня  в этом парке волнует и притягивает  шум деревьев.
Когда-то, в далёком детстве, на берегу этого озера я  написала свои первые стихотворные строчки, которые и стихами-то нельзя назвать. Но мне было всего девять лет...
Когда  я  вышла из парка  на улицу Ленина, то увидела вывеску книжного магазина «Планета» и   решила зайти, подумала:  может быть, возьмут один экземпляр  моей новой книги? Остальные я собиралась отнести в магазин «Знание».
Обратилась к продавцу, он  поинтересовался  моей  фамилией и позвал хозяина. Вышел, вернее выбежал откуда-то из-за стеллажей, молодой мужчина. Мельком глянул на меня,  на обложку  книги и отказал. Сказал, что у частных лиц они книги не берут. Могут взять только у «самозанятых». Статус «самозанятого»  я  не собиралась оформлять. Направляясь к выходу, увидела на полке недавно изданную книгу Муниры Х.. Такая везде пролезет!
Я хорошо помнила прежнего хозяина магазина «Планета» . Мы с мужем часто ездили  в филиал магазина, расположенный в 20-этажке на Проспекте Октября.
Магазин был интересный, с хорошим подбором литературы.
Хозяин, интеллигентный приветливый мужчина среднего роста,
часто выходил в торговый зал, любил беседовать с покупателями. Подходил и к нам, обычно  разговаривал с  моим  мужем.
Это был очень чуткий внимательный человек, прислушивался к  каждому мнению, формировал фонд с учётом интересов постоянных покупателей.
Много хороших книг  мы  купили в его магазине. Никогда не уходили разочарованными.
Сейчас этим магазином руководят его сыновья.
Я  вышла из «Планеты»  огорчённая и  пошла в Республиканскую национальную библиотеку. В библиотеке встретила Аграновского, он меня окликнул, когда  я  поднималась по лестнице.  Сказал:  "Я вас сразу узнал!".  Я тоже  была рада его видеть.  Аграновский  сообщил, что Ихтик теперь работает в этой библиотеке и повёл  меня  к нему. Мы  были знакомы по Уфли, все когда-то туда ходили.
Поболтали. Затем Ихтик отправился на своё рабочее место. А мы с  Аграновским пошли в отдел комплектования. Когда  я доставала из сумки «Кафе Связь времён», библиотекари увидели «Азбуку Морзе»... «Ой, - сказали, «Азбука Морзе»! - у нас тоже такая есть!» и попросили подарить те два экземпляра, что я захватила с собой -  им прислали мало, всего две книжки..
Я  вышла из библиотеки в хорошем настроении. Стоял прекрасный летний день, солнечный тёплый.  Шелестела  листва на деревьях, на клумбах цвели цветы.. Что ещё надо для счастья? Участок улицы Ленина, который прилегал к библиотеке сделали пешеходным. Под каждым деревом стояла скамеечка.
Аллею украшали наземные белые скульптуры.   Я  к ним особенно не приглядывалась, знала, что это какая-то абстракция. Было хорошо, тихо и солнечно. Но  мне  надо было вызвать такси.
Я перешла на Советскую улицу к Национальному музею и позвонила в таксопарк. Машину долго не назначали..
В музее был выходной день, двери были широко  распахнуты, на крыльце стояла вахтёрша.  Мы  немного с ней поговорили.   Я  видела как вышла В.Н. зав.отделом истории края. Мы  поздоровались и  В.Н.пошла по своим делам. А машины всё не было. ..Подъехал чёрный лимузин, гостеприимно распахнулась дверца, за рулём  сидел  чрезмерно  полный  мужчина, было такое ощущение, что его  тело  растекается по кожаным сидениям автомобиля.  Но он  молчал. Вахтёрша знала, что  я  жду такси и поэтому спросила его, почему он тут стоит? Он ответил, что ждёт пассажира. Но  мне   из таксопарка никто не звонил и  я  не знала какую  машину  мне  назначили. Поэтому  снова позвонила диспетчеру. Мне  назвали совсем другую машину. Чёрный автомобиль сразу уехал. А когда подъехал назначенный  мне таксист, то сказал, что ждал  меня  в арке.  Я   удивилась, почему в арке, ведь я вызывала машину к музею. Но   таксист  не стал ничего объяснять.
По дороге  он рассказывал как они бродили по пещерам в Иглинском районе и нашли там  интересную древнюю вещь. Спрашивал, как с ней поступить?  Я  посоветовала обратиться  в музей.
Когда подъехали к моему  дому и я уже  вышла из машины, он приподнял напольный коврик и швырнул  в  мою сторону  мусор со словами:  «А это не вы забыли?»  Я ответила: «Нет, это ваше!» . И  зашла в подъезд, не понимая, что бы мог означать такой странный поступок? На такси надо ездить осторожно. Водители разные. Их никто не проверяет.
К вечеру  я  почувствовала, что вся горю. Но температура была нормальная 36, 2.
Я  написала в ВКонтакте : «  Вот я, холодная лягушка, вся горю, а температура нормальная»..
И Лёша Кривошеев в ответ написал такое смешное стихотворение:

"Холодная лягушка,
Я вся, я вся горю!
Быть может, я немножко
Влюбилась и пою?"

Но к утру температура поднялась до 38, 5. Пришлось вызвать  врача. У  меня взяли мазок и на следующий день прислали эсэмэску, что я  больна  «ковидом -19.»
Назначили лечение и  установили карантин до 29 августа.

Постковид

В начале сентября я  наконец  закончила лечение у стоматолога. Когда в последний раз приезжала в Стоматологию, захватила книги. Ведь ездить после перелома ноги приходится на такси, поэтому  я  обычно стараюсь   за одну поездку сделать несколько дел. В этот день  я собиралась зайти в книжный магазин «Знание» и в «Оптику» заказать очки.
Сначала  пошла в «Знание». Обратилась к продавцам, они кликнули высокого сутулого мужчину и попросили его проводить  меня  к товароведу.
Он покорно отозвался.
Лицо этого мужчины  мне  показалось знакомым. Звали его Рифхат. Он был сильно не молод, скорее стар. И вид у него был такой, словно он не совсем в себе. Ходил  медленно, шаркая ногами.  Мне  показалось, что  я его  где-то видела. Впрочем, Уфа такой город, где все знакомы, если не лично, то через одного. Возможно, он играл в оркестре Шевчука...А может быть, учился  со мной в одной  школе и жил неподалёку, в моих  краях. Во всяком, случае, от него повеяло прошедшим детством.
И  я  вспомнила как подростком,  жутко краснея и торопясь, проскакивала мимо столпившихся мальчишек, которые были старше  меня  года на три, четыре. Они могли что-то сказать вслед, как-то зацепить... А  я  боялась этого. К тому же, они  матерились. Через каждое слово у них проскальзывало б...ть. И, я знала, что каждая девчонка это  воспринимала как личное оскорбление.
- Да, а теперь он вот какой!, - подумала   я  злорадно  и мстительно.
Товаровед  мне  понравилась. Умная деловая женщина. Она сказала, что тираж у  моих  книг маловат. Они не берут книги тиражом меньше пятисот. Но, полистав  с интересом  мою  « Азбуку Морзе», взяла обе книги.
 Я  была счастлива! Сбылась  моя  давняя мечта!  Мои  книги будут продаваться в «Знании» !  Я  с 13-ти лет постоянно ходила в этот магазин, покупала все новинки поэзии.
Но книжные магазины сейчас в упадке.  Я  побродила по залу, покупателей почти не было. А ведь рядом расположено несколько вузов!
Раньше полки ломились от книг, а сейчас пустовато. Возможно,  я зашла в неудачное время?
Из  книжного магазина  пошла в «Оптику». Это тоже старейший магазин Уфы.  Я  всю жизнь заказывала очки именно в этой «Оптике» напротив бывшего «Детского мира», превратившегося ныне в « Макдональдс».
Едва перешла дорогу, на углу столкнулась с Колокольцевой. Она шла из музея Аксакова в " Арт-квадрат". Сказала, что в" Арт-квадрате" в пять часов состоится вечер памяти Цветаевой. А  я  не удержалась и поделилась своей радостью: «Мои книги взяли на реализацию в «Знание! Сбылась моя давняя мечта».
Колокольцева  предложила по этому поводу   меня  пофоткать, а я  по  глупости согласилась - совсем забыла, что недавно переболела ковидом, а ковид никого не красит.
Фотки получились жуткие. Я  была очень расстроена. Клялась, что никому никогда больше не позволю себя фотографировать. Настроение   было испорчено.
Я  не собиралась идти на вечер Цветаевой. Но когда вышла из «Оптики»,
было без пятнадцати минут пять. И я решила сходить. Ведь  я  ни разу не была в "Арт-квадрате".
Успела как раз к началу. Колокольцева была там. Концерт вела Наталина Самысловская. Выступали девочки-студентки. После них объявили отца Марата Бадамшина.  И он спел великолепно!   Мне не хотелось уходить, но надо было успеть вернуться до прихода мужа.
Я  вызвала такси. Таксист повёз вверх по Чернышевского, затем по К.Маркса и Коммунистической вниз. Город было не узнать, до того он изменился!  Шум, суета, высоченные башни, сумасшедшее мерцание реклам- просто водоворот какой-то.
А молодёжи наверное нравится жить в таком  ритме. Живут как на празднике забывая, что идёт война и где-то гибнут их сверстники.

Ничто не вечно под луной

Поздней осенью мужа положили в больницу на операцию. Операция, слава Богу, прошла успешно. Но мне  было очень тяжело морально и физически. Поздняя осень не лучшее  время года. А  мне  приходилось таскать тяжёлые сумки, много переживать и это после ковида! Со дня окончания  моей  болезни прошло всего полтора месяца.  Я  быстро уставала, меня мучила сонливость. Но не было у  меня  близких друзей. Таких, которым  я  дорога, которым пришло бы в голову  мне  помочь.
 Да, по поводу друзей. В этом году  я  потеряла много старых и верных друзей...
Таких друзей, с которыми шла по жизни ни один десяток  лет, которые были составляющей  моей  жизни, близких и верных, в которых  я  была уверена.
Жизнь развела ...
Ничто не вечно под луной

***
Год закончился... Уже наступили Святки... Идёт Новый 2023-й год.
Каким он будет, что принесёт? Покажет время.

19.12.2022г. - 10.1.2023г.


Рецензии
19.12.2022г. - 10.1.2023г.

"Год прошёл, как день пустой",
А царь сидит, хоть и сам не свой.

28.11.2023

Анатолий Ефремов   28.11.2023 18:10     Заявить о нарушении
Вообще-то, прошлый год был не пустой. У меня книга вышла.
Спасибо!)

Светлана Смирнова   28.11.2023 20:56   Заявить о нарушении
Так это же у царя год пустой прошёл, а ВЫ-совсем другое дело!

Анатолий Ефремов   29.11.2023 04:49   Заявить о нарушении
Улыбаюсь)))))))))))))))

Светлана Смирнова   29.11.2023 14:09   Заявить о нарушении