Свет мой зеркальце

Свет мой зеркальце…

В согласии с каноном веры древних египтян зеркало – дар демиурга в лице бога учёных и мастеров Птаха. Но не в Египте была впервые создана эта оптическая забава. В анатолийских могилах эпохи неолита были найдены линзы из обсидиана размером с пудреницу – это самые древние в мире зеркала. Из них одно пролежало во мраке восемь с половиной тысяч лет, прежде чем в нём вновь не отразилось лицо человека. К идее о зеркале первых людей мог бы навести опыт созерцания мира и себя самих в воде. Игра бликов от солнечных лучей на глади светлых озёр да тёмных прудов была так похожа на глянец особого рода камней. До эпохи металла они были сырьём для зеркал.

И это не только обсидиан, но и гагат, сланец, слюда, гематит, селенит, пирит, магнетит, антрацит. В опытах учёных было даже установлено, что из обсидиановых зеркал древние могли бы собрать что-то вроде телескопа Гершеля. А ведь в ясности отражения обсидиан уступает тому же пириту. Но хотя знания древних астрономов иной раз и могут ошеломить, ни в Чатал-Хююке, ни в какой-либо другой точке планеты до сих пор ещё не было найдено ни одной «трубы звездочёта» с вулканическими стёклами внутри. В Египте не было найдено ни одного зеркала из камня, но по мнению Питри в их роли могли бы выступать палетки.

Те часто были из тёмных, без тени глянца, сланца и шифера. И для эффекта «зеркала» их нужно было окунуть в воду или облить маслом. Но всё это могло дать лишь «мимолётное видение». В первобытной Анатолии, похоже, тоже не зря делали некоторые зеркальца вогнутыми, как чашки. В них могли наливать малую толику воды, чтобы матовый обсидиан отражал не хуже сверкающего пирита. На прототип зеркала чем-то похож и странный аксессуар бадарийской эпохи (4400 – 4000 гг. до н.э.) – тонкий и гладкий, как шёлк диск селенита в деревянной раме. Но что, если это был не более чем милый элемент декора? И было решено, что в Египте до нашей эры знали лишь зеркала из металла.

Их век был открыт на заре династической эпохи, когда с Синая хлынул широкий поток меди. С XII династии в ход пошла и бронза (сплав меди с оловом). Главным центром индустрии была на первых порах столица – Мемфис, где царил культ Птаха. Типичное египетское зеркало, литое или кованое, состояло из тонкого диска со стержнем для насадки на рукоять, и, собственно, рукояти, по декору похожей на скипетр. В мастабах Саккара, Хелуана и Семента были найдены по отдельности диски зеркал и ручки к ним. Все они датированы I-й и II-й династиями и сделаны либо из дерева, либо из кости. У ранних зеркал диск сердцевидный, но эту форму быстро вытеснили эллипс и круг.

В узких кругах был в моде и диск-лотос. Ради шика и чёткости отражения диск могли покрыть патиной из золота или серебра. В то время как анатолийская чёрная линза была игрушкой дам, в Египте у каждого при должном достатке было зеркало. В гробницах их клали как можно ближе к мумии. И для археологов эта практика вначале часто бывала причиной конфуза. И в женских, и в мужских гробницах можно было найти как оружие, так и стильный ларец для косметики. Да, культ красоты был един для всех в Египте. В его диске должен был быть виден хотя бы смутный фантом божественного идеала. В интерьерах гробниц образ зеркала маячит уже со времён VI династии.

На памятниках лишь дама могла быть показана с ним в руке. В летописи эпохи Древнего царства о нём нет ни слова. О зеркалах молчат даже «реквиемы» пирамид. В эпоху Среднего царства о нём говорили «анх маа хор» («анх маа эн хор»): «анх – он видит (твоё) лицо». Анх – это эмблема слова «жизнь», а также иероглиф-амулет. В общих чертах зеркало похоже на этот крест, увенчанный петлёй или кружком, так что даже футляры для него («анх-пер», «анх эм-преф») могли делать в форме «анх». Но для египтян, этих адептов мистицизма, весь мир был матрицей, сотканной из священных знаков. И тот же анх им «чудился» в букете цветов или силуэте бабочки с распахнутыми крыльями.

И всё же сакрализация зеркала и его свойств была ведь присуща не только им. В доколумбовой Америке, где так и не угасла мода на зеркала из обсидиана и пирита, она и вовсе достигла абсолюта. В Китае на закате эпохи Шан бронзовые зеркала с вычурным космологическим узором на тыльной стороне вешали над головами умерших как «окна» в мир иной. Но культовая роль зеркала в стране фараонов, где его тоже оставляли в гробницах, была всё же иной. То, что оно «видело», оно же и помнило, и могло вернуть из небытия. В знак этого на иных зеркалах изображали глаза. В парах и квартетах рисунок зеркала украшает фризы саркофагов эпохи Среднего царства.

В тему этого орнамента на них же есть эпитеты бога Ра, такие, как «нечери» («божественный») или «маати» («правосудный»). С самого начала в диске зеркала видели не что иное, как подобие круга Солнца! С эпохи Птолемеев наряду с другими поздними терминами, означавшими «зеркало» («вен-хор», «унуи-хор») очень охотно использовалось и слово «йот» («атон»), уже напрямую означавшее видимое в небе с земли Солнце. Око или пара очей, иероглифы, которыми иной раз клеймили зеркало, это не только намёк на перифразу «анх маа эн-хор», но и главный солярный символ. В той или иной степени любое древнее египетское зеркало – это вензель из эмблем в форме одной, ключевой эмблемы – «анх».

В редкие периоды истории зеркало могло быть в обиходе не только элиты. Не обязательно в смуту, когда ценные вещи расхищали мародёры, это и расцвет империи, на волне которого богатели даже люди из самых низов черни. Но в основном именно высокий вкус высоких господ диктовал мастеру канон шедевра. И многие зеркала эпохи фараонов без ложных слов можно назвать шедеврами. Не все они дошли до нас без деформаций и вообще в целости, но по одной только рукояти уже можно судить об изысканности их дизайна. Эталоном на все времена стала рукоять зеркала в виде похожего на колонну букета из папирусов.

В эпоху Древнего царства в Саккара и Мендесе в ходу были ручки-штандарты с образом Ока. В начале эпохи Среднего царства бурный расцвет возрождённой культуры дал толчок к многообразию форм. В капителях рукоятей многих зеркал появилось лицо богини – это была первобытная Бат, всё чаще оглашаемая новым именем – Хатхор. А позже это могли быть богини Сахмет и Мут или даже боги – Бэс и Хонсу. В других моделях, без мини-икон в глаза бросался ставший очень крупным и вычурным цветок капители. Дом Хатхор, что принимает вид коровы – кущи сакрального растения, а один из фетишей её альтер-эго, Сахмет, супруги самого Птаха – трость из стебля папируса.

На лихо изогнутые с обеих сторон концы капители стали сажать фигурки соколов, кобр, леопардов, козерогов. Ещё один модный тип ручки был похож на булаву – так писали иероглиф «хем» в слове «слуга», «раб». К концу Среднего царства число материалов, из которых могла быть сделана ручка, достигло предела. В ход шли кость, дерево, самоцветы, глазурованная фритта, золото, серебро, бронза (иногда посеребрённая). В то время как слоновая кость, товар или добыча с далёкого Юга (наряду с обсидианом и чёрным деревом), оказывалась в руках знати, кость бегемота, в общем-то ничуть не менее презентабельная, имела самое широкое хождение в стране.

А всё потому, что, в отличие от слона, бегемот, житель нильских плавней, не уходил из египетской долины. Уникальны и утончённо затейливы те бронзовые зеркала, что отливали методом потерянного воска, причём как диск, так и рукоятку. В эпоху Первого междуцарствия так делали ажурные парадные топорики. Литые ручки зеркал могут быть кружевом из фигурок или рифлёной плетёнкой из «косичек». А венцом эволюции дизайна стало зеркало-кариатида. С конца эпохи Среднего царства и в дальнейшем оно стало последним писком моды. . Под цветочной капителью (папирусом, пальметтой или геральдической лилией) теперь была статуэтка нагой красотки.

Её поза торжественна (руки по швам или над головой, с упором в капитель), но эта скованность мало-помалу таяла. У многих «фей зеркал» часто так тонко и виртуозно показаны и причёска, и украшения, что весь артефакт датируют по стилю. С ранним типом ручки-статуэтки, пока лишь из бронзы, вместо капители иногда сочетали дуэт соколов. А зеркальные кариатиды имперской эпохи обыкновенно одной рукой кокетливо откидывают с груди за плечо прядь волос, а другой держат у самого сердца, лелея, дитя, птичку или котёнка. Икона юности, и, одновременно, материнского начала. Не считая грубых кукол от кустарей, вид египетских кариатид дарует экстаз эстетической услады.

Их образ был по душе не только египтянам, и зеркала со статуарной ручкой находили также в Нубии и Палестине. Есть основания полагать, что такого рода артефакты из Греции – оммаж мастерам из Египта. С XXV – XXVI династии зеркало стало культовой реликвией в египетских храмах, их посвящали божествам. Их рукояти в виде колонны венчала голова Хатхор в короне из огромных рогов, обрамляющих диск зеркала изящным полумесяцем. Дар этот возлагали на любой алтарь, ведь имя – это лишь та или иная ипостась богини, общая же суть её одна. На обороте диска вотивных зеркал обычно можно видеть сцены подношений, выполненные в модной тогда технике дамаскинажа.

На протяжении всей древней египетской истории и в будуаре, и в храме зеркало было одним из самых ярких солярных символов. Его диск – орбита солнца («шэн») и его видимый «лик» («атон»), а цвета металлов – красной меди, жёлтого золота, белого искрящегося серебра, медовой бронзы лишь усиливал эту коннотацию. И лунная символика серебра тут тоже к месту, ибо Луна – это угасшее, умирающее Солнце по учению египетских богословов. Ручка в виде цветка обещает возрождение и свежесть юной жизни. Ручка в идее штандарта – это насест, на котором очень любит сидеть солнечный сокол Хор. А Бат, Хатхор и другие богини – это Око Ра, карающее и милующее, всевидящее.

В кариатидах кто-то видел служак, а кто-то богинь, так как в их числе были типажи, близкие к образу юной княжны или даже царицы. Но все известные статуэтки знатн дам изображают их при полном параде, и даже фигурки служанок не столь откровенны. А вот образ богини Хатхор в культовых марионетках как раз предполагал наготу. У многоликой царицы неба много общего с миром Юга, в частности, одна из её масок – сервал, нубийская кошка. С другой стороны, не могли же её выставить камеристкой из Нубии. Но юные особы, часто украшавшие не только зеркала, но и другие косметические приборы, могут быть так называемыми «нефрут».

В свите Хатхор эти «гурии» играли роль фрейлин и служанок, но для земного, а для земного человека они были дивами, дочерями неба и солнечного света. И в итоге каждый сам решал, кого бы он желал держать в руке – угодливую абиссинку, гордую статс-даму или статную царицу. Тайна египетских обрядов с зеркалами канула в пучину тысячелетий. Уже в гробницах вельмож Древнего царства можно увидеть изображения загадочного танца в исполнении юных девочек из конгрегации жриц «хенер». В одной руке у каждой из них зеркало, а в другой – ритуальный жезл или ожерелье – «менат». Хенер завершал церемонию похорон ликующим гимном победы над смертью.

В мастабе визиря Мерерука (VI династия), богатой великолепными рельефами, ритуал вершат четыре отроковицы. А рядом с ними выгравирована фраза: «Хатхор, славная именем своим, десница Атума». Ра в ипостаси вечернего светила (Атума) брал силы для нового возрождения у своего Ока. Икона Ра в диске зеркала через образ Ока давала своему визави бессмертие. В сияющем отражении – вечная память о том, что уловило зеркало, сосуд души. В греко-римскую эпоху ни разу не прерывалась заложенная в Саисский период традиция подношения двух зеркал как эмблем двух светил («хати-ти»). Из глубин зеркала струился вечный свет, которым богиня делилась с фараоном, даруя ему владычество над всем миром.

С учением о потустороннем дублёре каждой живой души и даже каждой вещи в бренном мире культ зеркал в Египте был связан слабо. Во всяком случае, иероглифом «ка» («рогатка» из воздетых рук) зеркало не снабжали. Оно не было ни инсигнией, как у ацтеков, ни орудием оракула (но упоминалось в контексте толкования снов). Интересна роль образа Бэса, иногда заменяющего под зеркалом богиню или кариатиду-«нефрут». Он был гением домашнего очага и защитником матерей и детей от всякого зла. Но если копнуть глубже, он также связан с культом «гномов» патеков. Эти головастые мутанты – чада Птаха, творца зеркал, установившего ритуал «отверзания уст», дающий умершему «второе дыхание».

На снимке: статуарная реконструкция в Королевском музее Онтарио (Канада, Торонто): древнеегипетская аристократка с зеркалом и кисточкой для макияжа.

Источники:

Лиликвист К. Зеркала в зеркале истории/Lilyquist Christine. "Reflections on Mirrors", 2007, The Archaeology and Art of Ancient Egypt: Essays in Honor of David B. O’Connor, eds., Zahi A. Hawass and Janet Richards

Деррикс Клэр. статья «Зеркала» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2002 г. Том II, стр. 419 – 422/Claire Derriks: “Mirrors” in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2002, vol. 2, p. 419 – 422

О’Нил Барбара. Отражения Вечности. О египетских зеркалах: от предыстории до Нового Царства. Обзор. Опубликовано 2011 июня www.Egyptological.com/Reflections of Eternity. An Overview on Egyptian Mirrors from Prehistory to the New Kingdom By Barbara O’Ne ill Publishe d Jun e 2 0 11 www.Egyptological.com

Буканов В.В. Цветные камни. Энциклопедия. Санкт-Петербург, "Гранит", 2008.

Макдональд Джордж Ф., Коув Джон Л., Лафлин Чарльз, Макманус Джон. Зеркала, порталы и другие миры/MacDonald George F., Cove John L., Laughlin Charles, McManus John. Mirrors, Portals, and Multiple Realities. March 1989Zygon(r) 24(1) DOI:10.1111/j.1467-9744.1989.tb00975.x

Вит Йозеф, Раппенглюк Михаэль А. Глядя в телескоп с обсидиановым зеркалом, могли ли мудрецы древних цивилизаций наблюдать ночное небо с помощью такого инструмента?/Vit Josef, Rappengl;ck Michael A. Looking through a telescope wuth an obsidian mirror, could specialists of ancient cultures have been able to view the night sky using such an instrument? Mediterranean Archaeology and Archaeometry, Vol. 16, No 4,(2016), pp. 7-15. Copyright © 2016 MAA. Open Access. Printed in Greece. All rights reserved.

Semra Balc;, ;iler Altinbilek Alg;l. Reflections from Prehistory: Obsidian Mirrors of G;vercinkayas;. ;. 2019. In: P. ;ayli, I. Demitras and B. Eser (eds.), Arkeolojiyle Ge;en Yarim Asir: Sevil G;l;ur Armagani, Bilgin K;lt;r Publications; Ankara, p. 553 – 568.

Коростовцев М.А. «Религия Древнего Египта». Изд-ва СПб «Нева», «Летний Сад», 2000 г.

Мелющук В.В. Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского (МГК), Москва, Россия Танцевальное искусство Древнего Египта: антология танцев, зародившихся до середины периода Древнего царства (2686—2181 гг. до н.э.)
Большаков В. А. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. — СПб.: Алетейя, 2001.

Джексон Лесли. Сахмет и Бастет: державные кошки Египта/Lesley Jackson. Sekhmet and Bastet: The Feline Powers of Egypt. 2018

Ривз Николас. Раритетные подвижные фигурки (марионетки) из Древнего Египта./Nicholas Reeves. University of Arizona Egyptian Expedition. «A Rare Mechanical Figure from Ancient Egypt». Metropolitan Museum Journal 50 (2015): 42-61.

Шпаковска Казя. За закрытыми глазами. Сны и кошмары в Древнем Египте/Kasia Szpakowska - Behind closed eyes. Dreams and Nightmares in Ancient Egypt, Swansea, The Classical Press of Wales, 2003

Даун Хейнс. Символизм и значение бабочки в Древнем Египте. Научный руководитель: профессор И. Корнелиус. Диссертация на соискание степени Магистра философии на факультете искусств и социальных наук в Университете Стелленбоша, 2013 г./The symbolism and significance of the butterfly in Ancient Egypt by Dawn Haynes. Thesis presented for the degree of Master of Philosophy in the Faculty of Arts & Social Sciences at Stellenbosch University. Supervisor: Prof I. Cornelius. March 2013


Рецензии