О мемуарах

Здесь, на проза.ру, размещено множество мемуаров с обилием мелких, ненужных, обременяющих деталей. У людей была возможность правдиво описать эпоху, но они сосредоточились на облупившейся зеленой краске и халатике, в который была облачена случайная тетка на коммунальной кухне в 1977 году. Зачем это? Кому это нужно, кроме автора, который непременно хочет вывернуть свою шкуру наизнанку и силой втиснуть в нее читателя, у коего, кстати, память до отказа забита своими мелкими деталями и нюансиками?

Когда читаешь мемуары известного человека, артиста или политика, то замечаешь, что некоторых вещей или характеров он касается только пунктиром, причем как раз тех, о которых хотелось бы знать все досконально. Их жизнь настолько богата событиями, что им и в голову не приходит останавливаться на ненужных мелочах, иначе книга будет непод/емной.

Местному графоману на эти соображению плевать. Наваляю-ка я сорок томов белиберды, думает он, оставлю о себе нетленную память. В результате, мало кто из читателей продирается от начала к концу через все эти унылые подробности, которые все равно прочитываются по диагонали и моментально забываются, как нечто совершенно лишнее.

О таких людюх хорошо написал Шолом-Алейхем. Конечно, он говорил не о писателях, а о простых людях из своего окружения, но мысль передал верно. Искать его цитату незачем, она велика, а мы не хотим перегружать наш текст ))), поэтому просто опишем одну знакомую, которая говорила примерно так:

-Ой, у тебя новая блузка? Как сейчас помню, была я у тети Веры, у нее еще муж тогда по командировкам раз/езжал, привозил дефициты, а его начальник был дуб-дубом, он чуть на отдыхе в реке не утонул, его и тетя Таня знала, он к ней сватался в молодости, она красивая была, тоненькая такая, сейчас, конечно, прибавила, ну так все прибавляют, кругом химия одна, а сестра у нее и сейчас тощая как селедка, но женихов все равно нет, характер плохой, хотя дядя Витя вот до сих пор сохнет, но он же пьяница, и несун, его на заводе по три раза в месяц товарищеским судом судят, а ему хоть бы хны, сосед самогонку гонит, они вместе и квасят, у него и папаша такой же был, сколько скандалов во дворе устраивал, милиция приезжала, в вытрезвитель забирали, а сейчас вытрезвителей нет, а надо, товарища Сталина на них нет, вот и про расстрелы все говорят, вернуть надо бы, а Светка про это и слышать не хочет, ей про политику скучно, ей все в Турцию бы мотаться, нашла там себе, а тут трое детей, все от разных турков, нет, один от египтянина, мамаша ее с ними возится, ей в Турцию жарко ездить, она на огороде у себя отдохнет, и деньги целее...

А перебьешь ее, спросишь к чему ведет-то и кто все эти люди, обидится, подожмет губы и процедит нехотя:
- Так вот, у ее дочки тоже такая блузка была, только с другими пуговицами.

Короче говоря, мемуаристы должны всегда держать у себя в голове изречение Чехова про талант и его сестру.

Все. Доклад окончен.


Рецензии
"...Худенькая, маленькая, в старом выцветшем байковом халате, Синди была похожа на нищенку."
Это Ваши мемуары. Планета Нью-Йорк. Книга первая, глава шестая

Леонард Позолотин   19.03.2023 09:48     Заявить о нарушении
Прочтите, пожалуйста

Это А.С. Пушкин
«... От всенощной вечор идя домой,
Антипьевна с Марфушкою бранилась;...»

Леонард Позолотин   19.03.2023 10:14   Заявить о нарушении