Федора в Нью-Йорке

    
 

 Это был мой первый визит в Метрополитен- оперу.
Я была уверена, что  уж на дневной спектакль я  точно смогу попасть.

Поблуждав по Бродвею, я поняла, что надо заново проверить адрес, в этот раз пришлось вызывать такси до Линкольн 
центра.


Но и здесь не сразу получилось .И вот, наконец я у театра и у билетной кассы.
Благополучно купив билет,  еще  успела забежать  и в музей американского 
фольклорного искусства.
     Итак, “Федора”- 3 х актная итальянская опера со странным либретто, про русскую богатую вдову, стремящуюся выйти замуж.


Много смертей и писем!
Опера Умберто Джиордано на либретто французского 
драматурга Викториена Сарду (1831-1908) Исполняется на итальянском, языке орининала.

И у вас  перед глазами( на спинке сттоящего впереди кресла), небольшой монитор, на котором вы можете выбрать перевод на испанский, немецкий и английский. 
Видимо русские оперы не исполняются. Ну , а если и исполняются, то значит на английском.


Театр внутри оказался очень камерным на вид и не особенно помпезным, хотя люстры, довольно симпатичные и перед началом спектакля их поднимают вверх, что означает начало действа.
 

В программе написано ,что сама опера - это интернациональный ансамбль: французская драма о русской аристократке и революционерах, с музыкой итальянского композитора веризма  рубежа веков(19-20)

История создания оперы начинается с того, что В.Сарду - автор 70 пьес - от комедий до исторических трагедий  не написал либретто оперы хотя композитор - Умберто Джиордано неоднократно просил его об этом 


В его пьесах всегда есть секрет и много писем. Так о нем пишет Сюзен Юенс в програмке оперы, перефразируя обращение президента Французской академии к драматургу при принятии его в свои ряды в 1878 году.
 

Опера слишком часто аппелирует к политическим событиям в России. Революционеры по тем временам были как современные террористы .


В начале как пьеса, поставленная на сцене ,“Федора” шла с незабываемой Сарой Бернард. Не сразу получив признание  у публики ,позже спектакль становится довольно популярным
 

На одном из  таких спектаклей и был будующий композитор-подросток на тот момент,  и котороый позже написал драматургу письмо с просьбой сделать либретто для оперы.
В конечном итоге либретто по пьесе было написано Артуром Галлоти.


И первым исполнителем главной партии стал великий Энрико Карузо,он же и предстал первым перед публикой в Нью-Йорке, что и сделало его знаменитым особенно, благодаря арии -”Любовь запрещает тебе”


Каждый акт оперы- новая страна,вначале это Россия- Санкт-Петербург, потом это Франция-Париж и наконец горный курорт в Швейцарии.

Приятная для слуха итальянская музыка 19 века, открывает оперу, в то время как во втором акте ,в арии одного из героев ( французский дипломат - Джовани ДеСирро) композитор использует мелодию  русского романса “Соловей” и как рефрен припев народной песни “Эй ухнем”.

Своего рода дразнилка, в ответ на которую , другая героиня оперы Ольга в своей арии на французский манер дразнит дипломата.действие уже происходит в парижской квартире Федоры Романовой, измененной в либретто на Ромазову.
 

Необычен для оперы и момент, когда дует двух главных героев -Федоры и Лориса звучит при исполнении фортепианной музыки на сцене, а оркестр  в это время молчит.
“Пианист” ( любовник Ольги)на сцене, по описанию в програмке, должен был быть карикатурой на Шопена, однако по виду он больше походил на Ф.Листа.


Состав постановщиков тоже интернациональный как  и состав солистов оперы.
Главную партию Федоры исполняет болгарская певица - Соня Янчева, собственно по ее просьбе была и возобновлена постановка “Федоры.”
Ольгу исполняет итальянская певица Роза Феола, Лорис- польский тенор -Петр Бесжала.


Дирижер -из Италии Марко Армилиато, постановщик Давид МакВикар из Шотландии, костюмы Бриджит Рейффенстуель из Германии.
Во второй постановке  в Нью -Йорке,в 1996 году партию Лориса исполнял Плачидо Доминго.

Однако, эта опера не так часто ставится и исполняется, и потому ,как говорится не на слуху.

Премьера оперы прошла в Милане в 1898 году , партию Лориса исполнял Энрико Карузо. Опера имела грандиозный успех.

Вскоре второе исполнение прошло в Вене,дирижировал Малер, потом  в Париже,где за пультом стоял Сен-Санс, и наконец в Нью -Йорке -5 Декабря 1906 года. “Федора” прошла 8 раз на сцене Метрополитен-опера в начале 20 века и позже еще 25 раз в середине 20х годов 20 века.


В 1990х в Европе вновь появился интерес и вновь в 21 веке поставновка была возобновлена как в Европе так и у нас.   
 


Рецензии