Много православиев

16 сен 2021

У нас часто можно услышать о человеке - "он православный". Говориться это может и с нотками пренебрежения, и с нотками одобрения, и с некоторым удивлением. Коннотации зависят от мировоззрения говорящего, однако в любом случае это некая характеристика. Однако что это говорит о человеке?
Да ничего. Ровным счётом ничего. А всё потому, что православиев очень много. Сколько людей, столько и православиев.
Бывает православие имперское, сусально-золочёно-помпезное. Такое православие не для всех, оно для тех, кому хочется шику, кому хочется понты колотнуть перед соседями.
Бывает православие тихое, домашнее, ненавязчивое, с тихими печалями и тихими радостями. Оно никому не желает ставить ногу на грудь, оно читает добрые книжки, водит детей в воскресную школу, внимательно изучает постные рецепты, и ни на что громкое не реагирует.
Бывает православие агрессивно-назидательное, с незыблемыми правилами, с доктринами и социальными концепциями. Это православие всё про всех знает - оно знает, какие книжки читать, какое кино смотреть, что когда кушать, когда размножаться, а когда погодить, что думать, а что не думать.
Бывает православие шибко умное. Оно не мыслит себя без слов апокатастасис, кенозис, апофатика и катафатика, оно и слова не скажет в простоте, а любую простоту и понятность считает личным оскорблением.
Бывает православие простецкое, от пенька. Пётр-и-Павел час убавил, Илия-пророк два уволок, на Пасху на кладбище, на Крещение за волшебной водичкой, за покойничка сорокоусты по семи монастырям, а дальше трава не расти.
Бывает православие угрюмое, оборонительное. Оно исподлобья недобро косится на внешний загнивающий мир, ищет на пакете с кефиром знак сатаны, в прививках злонамеренные жидкие чипы, и точно знает, что завтра в три ровно земля налетит на небесную ось.
Бывает православие открытое, радостное. Христос воскресе, радость моя, а остальное мы как-нибудь.
Бывает православие социально активное. Всех строем в рай. Не знаешь - научим, не хочешь - заставим, не можешь - у нас на тебя есть палка с гвоздём.
Бывает православие восторженно-мистическое. В каждом событии знак, в каждой встрече промысел, в каждом чихе провидение, в каждом дожде промышление. Без воли Божией и прыщ на жопке не вскочит, давай гадать по Евангелию.
Бывает православие замкнуто-созерцательное. Оно знает исихазм и молчальничество, смотрит в себя и иногда даже не кидается в драку при слове "медитация".

Православиев много, выбирай себе на вкус. Наверное, это хорошо, что православиев много. Главное, чтобы там был Христос, а Он у нас есть не везде, не в каждом православии. И ещё хорошо бы, чтобы каждый человек, называющий себя православным, собственно знал, что такое православие.
Но это у нас тоже не обязательно. У нас вообще всё не обязательно, почти всё у нас понарошку. Русь страна весёлых людей.



---------------------------

Наташа
Я поначалу терялась в этом многообразии. Недавно от одного священника узнала о такой классификации: консерваторы, либералы и центристы. Стало немного проще ориентироваться в этом нашем православном зоопарке.

Артур
Маловато. Есть ещё модернисты, архаисты, традиционалисты, алармисты... Русское православие атомизировано так же, как и русское общество.


------------------------------

20 сен 2021

Вот бывает же такое... иногда пишешь что-нибудь щемящее, весь на говно изойдёшь, над каждым словом трясёшься... глядь - а это не нужно никому.
А бывает, напишешь какую-нибудь глупость смеху ради - и пошла гулять деревня
Написал давеча про стопиццот православий. Написал явно шутейно, понятно же, что на свете одно православие, просто оно преломляется в каждом согласно возрасту, уровню знаний, темпераменту, культуре, воспитанию... Вроде похихикать и забыть, а круги по воде идут до сих пор.
Мы все разные. Как ни стриги нас под одну гребёнку, мы все разные. И слава Богу, иначе православные были бы похожи на деревянных солдат Урфина Джюса. Однако во все времена было и есть много охотников, чтобы так оно и было, чтобы единомыслие было буквальным. И опять слава Богу, что у них никогда ничего не получалось и не получится, и время не на их стороне. Человек усложняется, общество усложняется, жизнь усложняется. У злых дрессировщиков всё меньше и меньше шансов загнать всех в общее стойло, оседлать религиозное чувство людей, чтобы превратить православие в казарму. Они это чувствуют, потому так и бесятся.
Практика показывает, что чем примитивнее человек, чем невежественнее, чем меньше он знает историю Церкви и собственно суть православия, тем яростнее он борется за единообразие. Спроси такого человека - а что такое, милок, православие? - уверяю вас, мы услышим много интересного, познавательного и прелюбопытного.
Если серьёзно, то любопытно было бы порассуждать на тему христианских деноминаций. Писание одно, но почему из него такие разные выводы? Это интересная тема для размышлений. Интересная и несколько грустная. Здесь мы никуда не уйдём от политики, культурных особенностей, возраста нации, многих прочих вещей, не имеющих ни малейшего отношения собственно к учению Христа. Мы никуда не уйдём от печального факта, что из Христа сделали идола (иногда просто племенного божка), а задачу часто подгоняют к ответу.
Мы никуда не денемся от того, что человечество не поняло, не приняло Христа, и не собирается Его понимать. Часто сейчас можно слышать о постхристианской эпохе - наигрались, мол, хватит... Однако куда деваться от того факта, что христианской эпохи ещё не было? То кошмарное убожество, которое принято называть христианскими империями, уже в названии своём содержит абсурд.
Ну не может быть христианских империй. По умолчанию не может. Империя - это всегда насилие и экспансия, о каком христианстве здесь можно говорить?
Можно так глубоко и не копать. Можно взять нашу недавнюю историю. Когда русская православная Церковь являлась крупнейшим рабовладельцем - о каком христианстве здесь можно говорить?
Беда у нас со Христом. Вернее, у Христа беда с нами. Чему же мы удивляемся, когда видим стопиццот православий? Слава Богу. Да будут среди нас разногласия, дабы открылись искусные, как завещал нам Павел из Тарса.

Давайте все будем разные. Ребята, христианской эпохи ещё не было. Она ещё не начиналась. И начнётся ли она когда-нибудь - зависит от нас. Давайте думать и говорить. Давайте сначала думать, потом говорить. Только умоляю, без поножовщины.



--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417


Рецензии