Встреча в тумане. Одиночество

  Весна звонко стучала капелью. На асфальте городских улиц блестели лужи, в них отражались легкие облака. Бурлящий ледяной поток мчался у кромки дороги и исчезал сквозь решетки канализационных стоков. Снег быстро таял под воздействием горячих труб подземного водоснабжения.
    Загородный лес все еще утопал в снегу. Ветки пышных елей прогнулись под толстыми снежными шапками. Однако, снег стал рыхлым и ноги глубоко проваливались, когда Лариса пробиралась между деревьев.
    Воздух, перенасыщенный влагой, превратился в сплошной туман и лесная дорожка терялась из вида на расстоянии пяти шагов.  «Если здесь ходят люди, значит недалеко жилье, - подумала женщина. Сейчас Лариса ориентировалась на доносившийся лай собак. «Куда меня занесло? - между тем продолжала размышлять , пробираясь через заросли колючего кустарника, - то, что я заблудилась - факт.
    На окраине леса туман был плотным, беспросветным и женщина шла, как на ощупь.В густой мгле она натолкнулась на забор. Пройдя вдоль частокола, вскоре обнаружила маленькую калитку, которая легко распахнулась от незначительного толчка.
    Дорожка к дому была вымощена бетонной плиткой. Снег или растаял, или его соскребли, во всяком случае ноги почувствовали твердую основу.  Остановившись у крыльца, Лариса попыталась нащупать кнопку дверного звонка, шаря рукой по деревянному косяку. Не найдя кнопку, постучала в дверь озябшей рукой. На ее стук никто не отозвался, однако, где-то в глубине дома послышалась возня, скрипнула внутренняя дверь и уже совсем близко зашаркали шаги.
    - Кто там? - прошамкал старческий голос.
    - Извините, я заблудилась в тумане, не подскажете, как пройти к шоссе?
    За дверью наступила тишина. Вероятно человек думал, как ему поступить. Затем лязгнул дверной запор, щелкнул замок, дверь распахнулась, пропуская Ларису в тускло освещенное тепло деревенского дома.  Хозяйка была высокая, но сгорбленная временем, худая старуха возрастом лет за восемьдесят. Седые волосы зачесаны кверху, кое где выбились пряди и свисали вниз. Крючковатый нос с горбинкой, впалый рот, густая сеть морщин по лицу. Внешне старуха напоминала образ ведьмы из детских сказок.
    - Там в углу есть тапочки, - прошамкал ее беззубый рот, но голос был вполне приятный.
    Стянув с ног промокшие сапоги вместе с носками, которые было в пору выжимать,  Лариса воспользовалась тапочками и почувствовала облегчение - ноги окунулись в мягкое тепло кроличьего меха.
    - Меня зовут Анной, - представилась хозяйка, не отрывая взгляд от глаз  незваной гостьи, ожидая ответную реакцию.
    - Лариса. - скромно ответила женщина. - Мне надо в город. Может я доберусь на попутке.
    - Сейчас уже поздно и куда-то добираться в таком тумане не безопасно. Давай ужинать и пить чай. Завтра туман спадет и ты сможешь спокойно добраться до электрички. Они часто ходят.
    Лариса была поражена душевной щедрости старушки. Впустить незнакомого человека в дом и предложить ему ночлег рискнет не каждый в наше время. Словно читая ее мысли, Анна махнула рукой, ее губы растянулись в подобие улыбки.
    - Чего мне бояться? Я старая, прожила восемьдесят пять лет,  смерти уже не боюсь. Я свою жизнь почти прожила, слава Богу. Ты молодая, тебе еще жить да жить. Кто знает какая опасность может ожидать такую красавицу по дороге? Мне будет спокойнее умирать, если не прогоню тебя со двора, а дам кров и пищу хотя бы на эту ночь в тумане.
    Ходики на стене почерневшими от времени стрелками показывали восемь часов вечера. Значит Лариса блуждала по лесу часа четыре. Она вышла с дачи друзей и  решила пойти напрямик, чтобы сэкономить время.Видно ходила по кругу или ее вообще занесло в сторону.
    - Что это за деревня?
    - Метлицы.
    - Впервые слышу. Я вышла из-под Дрог.
    - Господи, - всплеснула старуха руками, - это же надо! Дроги в семи километрах отсюда. Еще хорошо, что ты в глубину болота не забрела, там пропала бы. Хорошо еще, что на мой хутор вышла. От моего хутора до Метлиц надо еще километра два отшагать. Там электрички проходят.
    Лариса вдруг вспомнила, что ее сумку подруга чем-то заполнила в дорогу. Она достала из сумки три мандарина, пять яблок, кусок пирога, штук десять шоколадных конфет и несколько пакетиков кофе со сливками.  Анна посмотрела на угощение и улыбнулась.
    - Ты решила устроить для меня праздник? - посмотрела она на гостью прищуренным взглядом. - Хорошо! Давно у меня не было праздника, как и гостей. Зато чай мы будем пить с настоящим липовым медом. Скатерть на столе тоже сменим раз сегодня у нас праздник.
    Две женщины сидели за круглым столом, покрытом старенькой белой скатертью с ажурным шитьем по краям и мелкими дырочками от времени. Вечерняя мгла заглядывала в потемневшие окна сквозь ажурные занавески. Весело потрескивал огонь в печи, беспорядочно прыгая  по березовым поленьям и заполняя комнату теплом сгоревшей древесины. В углу комнаты ютился старенький черно-белый телевизор, модель которого давно снята с производства.
    - Он берет только одну программу, да и то только по большим праздникам. - улыбнувшись, пояснила Анна, заметив удивленный взгляд гостьи.

    Анна жила одиноко уже десять лет. Ее муж уехал в лес за дровами, там сердце прихватило, свалился под развесистым дубом и умер. Нашли только спустя четверо суток. Единственный сын Антон был офицером. Отправили его в Афганистан на войну. Там и пал смертью храбрых на чужой земле. Вот только за что сын жизнь отдал Анна не поняла до сих пор.
    - Ему тогда чуть больше тридцати было. Поздним желанным ребенком был у нас. Муж из охотничьего ружья на всю деревню пальбу устроил, когда наследника дождался, - воспоминания Анне давались с трудом, ее глаза наполнялись влагой, - жениться так и не успел. Вот и живу одна, как перст.
Женщина подперла щеку ладонью, в ее глазах отражалось то отчаяние, которое ощущает человек, потерявший все, чем жил раньше.

    Лариса долго не могла уснуть. Она представляла лица матерей, кто, вырастив своих детей, остался в старости совершенно одиноким, получив похоронки на сыновей в мирное для страны время. Когда же она наконец уснула, ей приснилась узкая горная тропа, нитью изгибающаяся среди крутых горных вершин. Горстка советских солдат наедине со скалами под вражеским прицелом. Здесь переплелись жизнь и смерть.

    Утро проклюнулось ярким солнечным светом, касаясь тонкими лучами ее сомкнутых ресниц. Солнечный зайчик прыгал по вышитой наволочке, и нежно щекотал лицо Ларисы. За ночь погода действительно переменилась. Дорога подсохла. Часть влаги впитала почва, часть воды испарилась под жаром весеннего солнца. Через открытую форточку ощущался пьянящий весенний воздух, насыщенный запахом хвои, набухших почек и прозрачной чистотой.
    Вероятно Анна встала еще до рассвета и сейчас возилась возле печи. На столе высилась горка свежеиспеченных блинов.
    - Ну что, отоспалась? - ласково спросила старушка и как-то по - матерински присела на край кровати, - твои сапоги и носки я просушила.
    - Я доставила Вам столько хлопот, - смутилась Лариса.
    О нет, милая, я рада, что Бог послал тебя сюда.Если бы ты только знала, как тоскливо мне здесь одной.  Деревня Метлицы маленькая - всего-то домов десять осталось и то половина из них заколочена, осталось там пять старух да еще бывший лесник Петр еле ноги волочит. Молодежь давно уехала в город, иногда приезжают родню навестить или детишек отправить в деревню на каникулах. А обо мне и говорить не стоит, я даже от той деревни живу далеко. Когда-то перебрались с мужем на этот хутор, построили дом, развели пчел на пасеке. Тогда об одинокой  старости даже не думалось. А вон как оно в жизни-то получается. Зимой здесь хоть волком вой.Погостила бы ты у меня день-другой, а лучше с недельку.? - с затаенной надеждой спрашивала старушка и ее глаза слезились.
    Лариса вдруг подумала, что люди вот так рады чужому человеку тогда, когда им невыносимо одиноко.
    - Спасибо, Анна, я обязательно приеду! Сейчас мне надо уходить - меня ждет моя работа. - Лариса попыталась заверить старушку.
    - Ты точно приедешь, не обманешь? - из уст Анны это прозвучало как-то по детски.
    - Я обещаю Вам!
    Анна повеселела, как-то вся засуетилась, и не зная, куда деть собственные руки. теребила фартук.
    - Дорогая моя, - шептали ее впалые губы, - радость-то какая, ты для меня будешь, как дочь родная. Сейчас я провожу тебя до электрички. Это рядом совсем. Километра два.
    - Что Вы, не надо! Я Вам и без того благодарна! - растерянно залепетала Лариса.
    - Милая моя, ты не понимаешь какое это счастье - видеть тебя. Все последние годы я одна. Я уже с кошкой разговариваю, чтобы человеческую речь не забыть.
    Лариса обняла Анну за плечи и расцеловала ее холодные сморщенные щеки. Старушка вытирала слезы краешком платка, но слезы все бежали и бежали из ее глаз, прокладывая узкие мокрые дорожки на лице, собираясь в уголках рта и в глубине морщинок. Лариса вдруг подумала, что в молодости эта женщина была очень красивой.

Уже сидя в салоне вагона электрички, Лариса думала, что после трудовой недели она обязательно уедет на выходные на хутор к одинокой Анне. Эта пожилая женщина уже прочно поселилась в ее душе и Лариса почувствовала ответственность за ее дальнейшую судьбу. Для
себя  женщина решила, что сделает все возможное, чтобы Анна не чувствовала себя одинокой в этом многолюдном мире.
    Впервые опубликовано в 2002г.


Рецензии
Интересно.
Поддержу для читателей.

Виктор Николаевич Левашов   23.01.2023 07:03     Заявить о нарушении