Памир-Мургаб рассказы о службе 26

"Памир-Мургаб"(98).

На 7-ое ноября было торжественное построение,на котором нас поздравили с праздником и объявили о присвоении очередных званий.Кстати в строю уже стоял новый старшина хозвзвода Валера Оноприенко,на днях приехавший из Алма-аты.Он поселился с молодой женой в одном из коттеджей,не захотел жить у тестя в Н-Покрове.Теперь порядок в хозяйстве обеспечен,Валера,как все украинцы-службист и четко делит службу и дружбу.А мы после доброго праздничного ужина и фильма,перешивали погоны на парадках,т.к завтра всей школой идем в город.Вроде общего увольнения,без отрыва от коллектива отдельных индивидуумов.
8-ого с утра сделалось по-летнему тепло,солнце светит,мы двинулись пехом,сначала колоннами взводов,потом все перемешались и разбились на компании.Идем с шутками и смехом,песнями под гитару.Мы обнялись с Ваней,Костяном Софьиным и Кожой,пошли рядом...
Сегодня Фрунзе гуляет.Праздничное убранство улиц,полно народу.Люди машут нам,улыбаются,наверняка впервые видят такое количество погранцов.Зеленые яркие фуражки,погоны нак фоне желтой листвы.Мы тоже в ответ улыбаемся,машем,кричим.
В парке нас окликают какие-то девушки.С ужасом осознаю,что это Динкины сокурсницы.Хочу уйти в сторону,но меня кто-то догоняет и тянет за рукав-Лена Якименко!Еле узнал!Исчезла аляповатая раскраска,чистое красивое лицо,черные брови,огромные серые глаза,тонкий,четко очерченный нос,упрямый подбородок,волосы зачесаны вверх...Да,она ли это!И говорит тихо,без вызова:Валер!Не спеши убегать!Видно не случайно встретились!Я ведь сама собиралась к вам приехать...Как ты?Изменился сильно,совсем взрослый стал...Я хочу у тебя прощения просить,виновата я перед тобой и Динарой!Это ведь я ее сестре все про вас рассказала,все-понимаешь!А вот видишь,как все получилось,я такого не хотела,поверь!Спросишь,зачем?За тем,что ревновала тебя страшно,я ведь первая тебя полюбила,а ты к Динке прирос!Она всегда была недотрогой,за ней еще в школе ребята табуном бегали,а она ни с кем!А к тебе сама сразу потянулась...Теперь-то я понимаю,что не имела право вмешиваться в ваши отношения...Я и ей об этом призналась,когда отдала твое последнее письмо,да поздно оказалось!Ну,почему молчишь?Скажи что-нибудь!Ты ее не вини ни в чем!Она хорошая,не чета мне!Она до конца боролась,но разве этих идиотов переубедишь!Знаю,что тебе больно,но ты узнать должен!В тот день,когда ты приезжал в училище с запиской,у нее в Сокулуке была свадьба,а на второй день  муж ее избил сильно,там вообще такая драка началась.А она отравилась...Нет-нет!Не насмерть,еле откачали.Выпила какой-то гадости,чем в саду травят.Сейчас ее увезли в Талас,к бабке.Ее спасли,а вот беременность не сохранили...Ты понимаешь?Беременная она была,понимаешь?....Что с тобой?Что с лицом?Куда ты,Валера,стой!Я тебя не пущу!Ребята,скорее сюда!Ваня,да скорей же!
Меня окружили,хоть я и не сопротивлялся...Я был оглушен,разбит,раздавлен,еле дышал...Все внутри перемешалось,и я ничего не мог понять.Надо крепиться,надо!Не плакать же при всех!"Братцы,братцы!Пустите меня!Прошу,пустите...Я один посижу вон там,у кустов...Ваня,брат,отпусти!Тяжко мне,Ваня,тяжко...
Сколько сидел не помню.Комок в из груди ,от горла,подкатил к мозгам и гулко,словно набат,стучал изнутри по черепу-Бум!бум!бум!бум!...По кому звонит колокол,кого хоронят?Любовь,веру,надежду,кого же еще!....С эстрады в парке доносилось несусветное:
"..Не надо печалиться!Вся жизнь впереди!Вся жизнь впереди!Надейся и жди!..."

Памир-Мургаб"(99).

Уже захолодало по-серьезному.Опять был снег,и сейчас лежит шапками на ветвях тополей,на кустах.Вспаханное кукурузное поле тоже прикрыто дырявым белым саваном.Ала-тоо стоит белой стеной-от подножия до вершин.Горы сливаются с белым небом,затянутым тучами,и кажется,что горы уходят прямо в космос,а мы стоим на дне гигантского кратера и ждем посадки...
Сегодня уезжаем из школы по отрядам.Уже уехали парни с Казахстана,потом тронулись киргизские,а мы,с ошскими летим к себе на самолете.Через час прибудет бортовой "Зил",а пока мы бесцельно бродим у опустевшей,с голыми койками,казармы,курим,прощаемся со школьной братвой-Игоряша Афанасьев,Карен,Игорь Серов(водила Есина)...Все уже обсудили,обменялись адресами,фотографиями,а все кажется,что-то важное забыли...Просто жалко расставаться с парнями,с кем крепко сдружились за это время:
"Здесь мы встретились навек,хоть и встретились впервые!
Пограничные друзья-как собратья фронтовые!"
Десятого ноября приезжал Дюшем.Вызвал меня на КПП,вручил толстый конверт с письмом и фотографией от Динки,потребовал от меня взамен тоже самое.Фотки я пораздал ребятам,остальные отправил еще с мамой,так что пришлось отдать одну из последних,не удачную-грустную.А может это и правильно-какое уж веселье!Вот,что она мне написала(произвожу по памяти,там еще многое было):
"Самому дорогому и единственному мужчине в моей жизни,лучшему человеку в этом мире!...
Судьба и люди оказались сильнее,и нам определено быть врозь.Наверное это моя вина,я оказалась слабой...Но знаю,что ты поймешь меня и простишь!Ты всегда понимал меня,как никто другой,как я сама себя не понимала...Пусть мы будем вдалеке,хоть за тысячу верст,что значит расстояние для любящих сердец!
Ты научил меня любить,другие люди научили ненавидеть!Я благодарю тебя за любовь,за ласку,за твое сердце!И я всегда буду тебя любить и навсегда останусь твоей тростиночкой,твоей девочкой!
Все,что не связано с тобой-мне неинтересно.Я в душе почти старуха...Жалею лишь о потере нашего ребенка,это была девочка...Не могу об этом говорить....
Ради тебя,ради нас-не ищи меня,не приезжай-это приведет лишь к еще большей беде...
Но не смей грустить и тосковать-я всегда буду рядом,стоит только закрыть тебе глаза и позвать-Динка!И я прилечу,через тысячи километров и лет!
Я не знаю,что будет дальше,но знаю,что ты обязательно будешь счастлив в жизни,обязательно счастлив!И всегда будешь помнить меня!Я буду рядом,мои глаза,губы,мое дыхание...Знай и помни!

На фото,сделанном еще до нашего знакомства,в ее глазах,строгих и внимательных,уже разлита печаль,словно предчувствовала она грядущие несчастья...Длинные волосы,прямые и гладкие,тяжелой волной спадают на плечи и спину.Тонкая,смуглая до черноты-такой она мне запомнится навсегда...Фотография без подписи,все уже сказано в письме...
Читал и перечитывал,уединившись на заднем дворе учебной кухни,весь в соплях и слюнях...Также и ответ писал- долго,то с духом собирался,то рвал,глотая слезы-не то,не так!...Кажется были стихи(многие мои стихи впоследствии будут посвящены ей),но жалкие слова никак не могли отразить то,что разрывало душу...
Потом сидели с Дюшемом у забора.Он рассказывал-я слушал,я говорил-слушал он.В конце обнялись,как братья,как взрослые.Я шепнул ему на прощание:Твоя сестра лучше всех на свете!Береги ее,защищай!И передай ей-пусть ничего не забывает!
Все!Поехали!Прощай,школа,Ново-Покровка,Алатоо,БЧКа,прощай Фрунзе,город ставший родным!Прощайте отцы-командиры,наш добрый Папа-Есин Михаил Васильевич!Простите за заботы-хлопоты!Спасибо вам за все!Мы вас не забудем!

Памир-Мургаб"(100).

С аэродрома на самолете ЯК-40,до Оша лететь минут сорок.Под крылом проплывает величественная картина гор-седой Тянь-Шань,убеленный молодыми и вечными снегами,словно застывший бушующий океан.Горы-волны накатывают валами-хребтами-все выше и выше.Хребты расчерчены саями,долинами рек,ущельями.Сердце Киргизии!
Бесшумно скользит наш маленький самолетик над этими безбрежными просторами,отделяя нас от прошлого...Ребята галдят возбужденно,а я,прислонившись лбом к иллюминатору,шепчу беззвучно,рождающиеся в измученном сердце строки:
"Вот и все!Мы расстались с тобой!
Эта боль,как застрявшая кость!
Обманула любовь,поманив за собой,
Только здесь я-непрошенный гость!
И ни рая мне,ни шалаша,
Я стою среди вьюги нагой,
Словно загнанный конь умирает душа,
Вот и все!Мы расстались с тобой!..."
В Оше простились с парнями-Женькой,Васькой,Ришатом...(у Васьки Старчика мысли уже дома,где-нибудь в Инте,в замерзшей,но родной Коми АССР).А нас везет добрый знакомый-прапорщик Анарбаев,торопит к ожидавшему автобусу.Елки-палки!Геша!Геша Цыплаков,опять он!Обнялись крепко,по-мужски,похлопав друг друга по плечам...А ну!Поворотись-ка сынку!Экий ты стал!Заматерел,не узнать!Уже сержант!Молодчага!Пришло,Валера,и ваше время дедовать!А помнишь,Геныч!Год назад-в тот же самый день,бывают же совпадения!Ты нас вез сюда-зеленых салабонов...Да!Бежит времечко!Нам-домой!Вам-календарики заводить!Давай курнем что-ли?Вот угощайся-фрунзенские,"Комуз"!А как там наши,на Мургабе?Привет тебе шлют!Ермак,Гладыш,Миха,Бузешка...Говорят-Скажи Кремлю,чтобы накрывал нам столы,когда поедем на зацию через учебку!Добро!Накроем,а как же!
Ребята-поварешки с опаской поглядывают на крутобокие склоны сжимающие тракт.Не боись,парни!Это еще не Памир!Как всегда,неожиданно вырываемся на простор долины, памятник пограничнику с лицом киргиза,мост...Ну,вот и приехали!Здравствуй,матушка-Гульча!Принимай своих блудных сыновей!...

p.s. Конец первой части рассказов.


Рецензии