Ещё про дедушку Васю

При обилии бабушек со стороны матери, родной и двоюродных, бабушки со стороны отца у меня не было. То есть изначально она, естественно, была, но рано умерла, когда моему отцу Юрию было 16, а его брату Вадиму 18. О ней и об отце папы расскажу позже, а сейчас хочу вспомнить о человеке, который не будучи, так скажем, кровным родственником, стал роднее родных, оставил глубокий след в моей душе, заменял мне до моих 11 лет всех возможных дедушек, прадедушек и даже отца, покинувшего нашу семью, когда мне ещё не исполнилось 8 лет... Речь идёт о муже моей двоюродной бабушки Марии Тимофеевны. Василий Васильевич Акимов (1886–1972) стал её мужем в 1933 году, когда ей исполнилось 30, а ему 47. Он к тому времени овдовел, оставшись с двумя дочками, которым нужны были его внимание и поддержка. Одна из них, Лена, умерла в 18 лет (от скарлатины?), вторая, Людмила, вышла замуж, родила в 1929 году сына Ярослава, потом, через 8 лет, во втором браке у неё родился ещё один сын, Вадим. Так что общения с детьми и дома, и на работе (он был учителем математики и завучем школы) хватало, с Марией общих детей они не имели, но прожили дружно почти 40 лет, воспитывая её племянников – Олега, сына её брата Сергея, Лену, мою маму, меня... Про меня он вообще говорил: "Таня – моя последняя любовь", много мне рассказывал, смешил, читал стихи, и я никогда в нашем общении не чувствовала этой огромной разницы в возрасте, нам было всегда интересно друг с другом. Моё стихотворение "Дед"  посвящено ему:
 
http://proza.ru/2023/01/07/690

Вспоминая про дедушку Васю, нельзя не сказать о его первой семье. Лично я их не знала, они жили в Москве, где муж Людмилы работал заместителем министра одного из видов промышленности. Я пишу так загадочно, потому что не уверена, имею ли право на обнародование всей информации – может быть, ещё живы сыновья Людмилы, у них были дети, внуки... вдруг им это покажется каким-то "вторжением в частную жизнь" и т. д. и т. п. Поэтому не буду называть фамилии, достаточно имени-отчества – Георгий Владимирович. Именно так звучало его имя в разговорах взрослых – с уважением, даже некоторым пиететом... Он женился на Людмиле, "взял её с ребёнком", усыновил Ярослава, дал ему свою фамилию. В 1937 г. родился Вадим, а в 1938 г. Георгий Владимирович был арестован, год провёл в заключении, потом его всё-таки выпустили, и он, проездом через Днепропетровск, смог как-то позвонить с вокзала и сообщить о себе. У моих молодых бабушки и дедушки, у которых недавно родился ребёнок, было совсем немного времени, чтобы добраться до вокзала, повидаться и хоть что-нибудь передать так внезапно выпущенному на волю узнику "ГУЛАГа"... Впрочем, тогда никто не знал ни о каком ГУЛАГе, считалось, что "Сталина вводили в заблуждение, а во всём виноват Ежов". "Ежовщина", так и говорилось... Но я сейчас не собираюсь делать каких-то политических оценок тому времени, просто рассказываю о том, что нас связывало с семьёй Людмилы. Мама моя знала их лично – и они приезжали к дедушке, и её старшеклассницей дед Вася на каникулах возил в Москву, где они ходили в Большой театр на оперу "Князь Игорь". Впечатления от этого остались у неё на всю жизнь, развился вкус к хорошей музыке и исполнителям. После того как она "вживую" слышала и видела артистов Большого театра того времени, один только Георг Отс смог покорить её сердце... В общем, много ещё можно рассказать, но главное то, что и сам дедушка Вася, и его дочь, её муж, их дети – большая и очень важная часть жизни нашей семьи, и спасибо им за это.


На фото 30-х гг.: дед Вася с дочками Людмилой, Еленой и внуком Ярославом.


Рецензии
Да, дорогая Татьяна, так иногда бывает, что некровный родственник становится ближе любой кровной родни. Дырявая моя память, я читал этот Ваш рассказ и, представляете, забыл написать рецензию! Вылетело из пустой моей квадратной башки! Но лучше уж поздно, чем никогда. Моего дедушку по матери тоже звали Вася, Василий Яковлевич. Правда, пообщаться нам не удалось, он умер за 8 лет до моего рождения. Родители мои (тогда ещё не родители) в ту пору лично знакомы не были, знали друг друга только в лицо — жили в одной деревне. Отец на тот момент служил в армии, а семнадцатилетняя мама была старшеклассницей. Наверняка дедушка Вася помогал Вам делать уроки, раз был учителем. Объяснял школьную программу, если что-то было непонятно. Педагог в семье — это же репетитор на дому! Повезло Вам! В отличие от меня. Моя бабушка по маме тоже была педагогом, но она умерла из-за слабого здоровья, когда я был ещё дошкольником. А ведь не курила и не пила! Дед, кстати, тоже не курил и не пил, но умер в 49 лет. Проживи бабушка лет на 10 побольше, и, глядишь, у меня всё сложилось бы по-другому. В школе без неё я звёзд с неба явно не хватал. Родители же объясняли так, что становилось ещё больше непонятно! Они злились и обвиняли в этом меня. А кого ещё — не себя же, любимых. Вот такая история.

Андрей Николаев 6   28.12.2025 10:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей, и за тёплый отклик, и за очень интересный рассказ!

Татьяна Ильина 3   28.12.2025 20:19   Заявить о нарушении