Пожар
Чего больше всего боялась Дуняша, то однажды и произошло. Загорелся лес. По какой-то неведомой для девочки причине пожар заполыхал не в посёлке, а на ближайшей сопке. Языки пламени поднимались вверх, искры развеивались ветром. Они фейерверками разлетались на стоящие рядом деревья, и те вспыхивали красно-жёлтыми факелами. Будто огромный огнедышащий дракон летал над лесом и разносил своё горячее дыхание. Воздух наполнился запахом дыма. Стало першить в горле, щипать в носу. Огонь подбирался к деревне. Был слышен треск горящего дерева. Везде раздавались возгласы: «Пожар! Горим!» Люди бегали, кричали, дети цеплялись за родителей и плакали. Стало тепло, даже жарко и… страшно.
Папа куда-то убежал, а вернувшись, сказал маме: «Быстро собирай вещи, нужно их закапывать в землю. Иначе всё сгорит. Я буду рыть яму в огороде». Он ушёл, а мама, Дуняша и Володя бросились складывать в чемоданы одежду, бельё, вязать узлы с кухонной утварью…
«Земля глубже мёрзлая, пришлось долбить её ломом», - сказал вошедший в дом отец, - таскайте в огород, что собрано». Он обложил яму досками и укладывал туда вещи. Сверху тоже накрыл досками и забросал слоем земли. Теперь вещи спасены. А как же люди?
Объявили: «Всем детям собраться в школе». ШКОЛА… Для Дуняши это было священное здание – храм наук, стоящий на пригорке на окраине деревни. Девочка никогда не была внутри школы и очень хотела посмотреть, что там. Она испытывала уважение ко всем детям, ходящим в школу. Они казались девочке взрослыми и умными. Детей набралось немногим более тридцати. К ним приставили учительницу. Дуняша смотрела на неё с замиранием сердца: «УЧИТЕЛЬНИЦА… Она УЧИТ детей, значит, знает всё!» Девочке предстояло на следующий год идти в первый класс. Дуня очень этого хотела и с нетерпением ждала, когда же она станет большой и тоже гордо пойдёт в школу!
Учительница сказала детям, чтобы никуда не расходились с территории школы и куда-то ненадолго ушла. Интерес Дуняши посмотреть, что же внутри школы, пересилил страх надвигающегося огня. Девочка осторожно вошла в деревянное двухэтажное здание. Её встретил длинный коридор, с одной стороны которого были окна, а с другой – двери. Вроде бы ничего такого. Но что там, за дверьми? Она не знала и надеялась, что именно там и есть все самое загадочное и интересное. Но все двери были закрыты на ключ, и не было никакой возможности заглянуть в классы. Так прошёл почти весь день. Дети со страхом смотрели с возвышенности, на которой находилась школа, как огонь подбирается к посёлку. Никто не знал, что с его родителями. Известий никаких не было. Детей два раза поили чаем, принося его в огромных кастрюлях. На столе лежали с десяток буханок хлеба и большой куб сливочного масла, такой, как в магазине. Ребята постарше сами отрезали куски хлеба, намазывали их маслом, ели и передавали маленьким.
Володя отворачивался и наотрез отказывался кушать, говоря: «Не буду. У нас дома всё есть». Дуняша, глядя на брата, также отказывалась. «Володя ведь тоже хочет есть, не может не хотеть. Конечно, хочет. Но не ест. Значит, и я не буду», - твёрдо решила Дуня. Они выходили на улицу, садились на завалинку и сидели там, пока приём пищи не заканчивался.
Потом, по указанию учительницы, школьники собирали и связывали в стопки учебники и книги. Их куда-то увозили. Спасали от пожара.
Приближалась ночь. Учительница открыла на втором этаже два класса и сказала всем детям размещаться на партах и спать. Дуняша вслед за братом поднялась по лестнице. Теперь она увидела большой, длинный зал: «Здесь у нас проходят школьные «линейки» и смотры», - сказал он. Во всю стену зала были большие окна, и выходили они как раз на ту сопку, где с утра бушевал огонь. Дуня подошла к окну. Сопка почти вся уже выгорела и была чёрной, как смола. Огонь распространился на другие сопки. Горело и полыхало всё! От огня вокруг было светло. Бардовое зарево пожара окрашивало все предметы в тревожно-красные цвета. Лица людей тоже были красные.
Школьники же быстро разошлись по классам и расположились за свободными партами. Некоторые даже во что-то играли. Пока Дуняша смотрела в окно и думала, где же мама и папа, почему они не приходят за ними, Володя занял ближайшую к выходу парту и сказал:
- Будем спать здесь.
- Как спать?
Он сел на сидение, скрестил руки на поверхности парты, положил на них голову.
- Вот так. Или по-другому. Как сможешь.
Дуняша не могла в это поверить. Спать при свете, да ещё сидя за партой! Она попробовала улечься так, как показал Володя. Было очень неудобно и жёстко. Она поняла, что уснуть так не сможет и стала внимательнее рассматривать парты. Они показались девочке очень удобными для рисования, чтения, а значит, и для письма. У каждого места была своя крышечка, подняв которую, можно было встать. И стоять удобно. Парты Дуняше понравились.
Пришла учительница и сказала: «Дети, располагайтесь поудобнее и всем спать». На вопросы о родителях, она отвечала, что находится здесь, с ними и, поэтому, тоже ничего не знает. Школьники постарше улеглись и некоторые действительно заснули, подложив под головы свои шапки, пальто и кофты.
Дуняша тщетно пыталась хоть ненадолго заснуть, но это ей так и не удалось. Полежав немного, она опять и опять вставала, стараясь не шуметь, выходила в зал и смотрела на пылающие в огне сопки. Огонь завораживал, он был страшен и красив! И находился он уже в двух шагах от посёлка. Дуне было страшно за папу и маму, она не знала, где они и что с ними? Девочка даже совсем забыла о том, что не ела почти сутки.
Свидетельство о публикации №223012100237