И над всем воццарилась Красная Смерть. Часть 21

Отчаяние и страх, царившие в доме Разумовских в Марселе, нарастали с каждым днём. Лиза не находила себе места, бесцельно бродила по дому, то и дело выбегала на улицу и смотрела на подъездную аллею, ведущую к воротам. Но ворота так и оставались закрытыми. И когда они, наконец, отворились, и пропустили чёрный автомобиль,  Лиза и Анна Петровна выбежали из дома и застыли в ожидании. Да, это был автомобиль, в котором уехал Саша. Верх был опущен, Саши не было, только Жорж и шофёр в чёрной фуражке. Сердце Лизы беспомощно стукнулось о рёбра,  она в ужасе посмотрела на Анну Петровну и встретила её такой же застывший взгляд. Что-то случилось. Беда надвигалась с такой неотвратимостью, что Лиза слышала её тяжёлую поступь.
- Где...где Саша?- глухо спросила княгиня, когда автомобиль остановился перед домом и Жорж вышел к ним.
- Он арестован, Ваше Сиятельство, - камердинер устало посмотрел на Лизу, словно ища в ней поддержку.
- Арестован?- спросила княгиня высоким голосом, который Лиза до этого никогда у неё не слышала, - Как арестован? И отчего ты оставил его?
Лиза видела, насколько вымотан Жорж и сказала Анне Петровне:
- Прошу вас, давайте пройдём в дом и там поговорим. Наши друзья крайне устали и, наверняка, голодны.
Жорж благодарно поклонился Лизе.
- Да, да,- машинально пробормотала княгиня, вспомнив обязанности хозяйки,- Я велю подать обед.
Жорж кивнул шофёру, тот вышел из машины и поклоном приветствовал обеих дам.
- Борис Вельяминов, к вашим услугам.
- Проявил чудеса храбрости и смекалки, сопровождая нас в Петербург, - добавил Жорж.
Лиза подошла к молодому человеку, который сорвал с головы фуражку и стоял, глядя на неё во все глаза. Ему было не больше тридцати лет и он чем-то напомнил Лизе Михаила- такие же светлые волосы и голубые глаза. Она протянула руку Борису.
- Я так благодарна вам.
Взяв инициативу в свои руки, она велела подать мужчинам горячий обед,  а им с княгиней чай с мятой и приготовить комнату для Бориса. Даша стояла в холле, прижав руки к груди. Она раскраснелась и глаза её блестели.
"Саша арестован, Саша арестован ",- выстукивало сердце Лизы, но она не позволяла себе сейчас думать об этом. Только через час, когда мужчины насытились и переоделись в чистое бельё, они смогли выяснить, что произошло в Петербурге.
- Простите, что сразу вам не отдал,- Жорж протянул два письма, для Анны Петровны и Лизы, - Это Александр Григорьевич написал перед тем, как его арестовали.
Лиза взяла письмо и прижала его к сердцу.
- Рассказывайте же, Жорж, - взмолилась княгиня.
Жорж кивнул, посмотрел на Лизу и в его глазах мелькнуло сочувствие. Он вынул из кармана бумагу и протянул ей.
- Что это?
- Свидетельство о смерти князя Курбатова.
- Петя умер?- прошептала Лиза,- Как?
- Убит в сердце случайной пулей в первые дни революции, - ответил Жорж, - Мы так и не успели увидеть его. Александр Григорьевич сам хлопотал о его похоронах,  потому что не застал в Петербурге никого из его родных.
- Где же Курбатовы?- взволнованно спросила Лиза, подавшись вперёд.
- Отбыли куда-то за границу. Как и ваши родные.
- Что?- Лиза вскочила с места и в крайнем возбуждении прошла по комнате. Жорж и Борис тоже встали.
- Сидите,- Лиза махнула рукой, - Куда они уехали? И что с Сашей?
Жорж развёл руками:
- Я, к сожалению, не могу сказать вам, куда они уехали. Александр Григорьевич встречался с какими-то людьми,  но ответа так и не получил.
- За что арестовали Сашу?
- Он пытался найти человека, который застрелил князя Курбатова, - ответил Жорж сердито,- Я говорил ему, что опасно связываться с этими людьми, большевиками. Но разве можно остановить Александра Григорьевича, если он что-то решил.
Лиза почувствовала, как её охватывает чувство гордости за Сашу. Она взглянула на Анну Петровну и поняла, что та испытывает тоже самое.
- В- общем, они потребовали денег за его освобождение, - заключил Жорж, - Поэтому я и вернулся. В любом другом случае я бы ни за что не оставил его, но мне нужно привезти деньги. Александр Григорьевич потребовал честного суда, но боюсь, что с этими господами бесполезно говорить о честном суде. Мне так прямо и сказали.
- Сколько нужно денег?- быстро спросила Лиза.
Жорж развёл руками:
- Так прямо они не сказали.
- Но у меня нет русских денег, - покачала головой княгиня, - Только франки.
- У меня есть,- задумчиво проговорила Лиза,- Ещё счета в банке, что оставил Пётр, и акции. С этим ещё предстоит разобраться. Но сколько времени это может занять?
- Надо пригласить Кристофа,- сказала княгиня, нервно теребя платок, - И решить с ним этот вопрос.
- Нет времени, - Лиза раскраснелась от волнения, - Я сейчас.
Она выбежала из гостиной, вернулась обратно спустя несколько минут с большой шкатулкой в руках, открыла её и высыпала содержимое на стол. Камни, кольца, цепочки, диадемы с мелодичным звоном рассыпались по столу.
- Это драгоценности, доставшиеся мне от Петра. Есть ещё мои личные.
- У меня тоже есть драгоценности и золото, - сказала княгиня, - Лизонька, какая ты умница. Я ведь даже не подумала о них.
- Я сама поеду в Петербург,- заявила Лиза.
Княгиня и Жорж в один голос запротестовали. Только Борис сидел молча, с уважением глядя на молодую княгиню Курбатову.
- Послушай, дорогая, - Анна Петровна поднялась с места и подошла к Лизе, - Ты не должна ехать. Это может быть опасно.
- Я ручаюсь за жизнь княгини Елизаветы, - негромко сказал Борис.
- Но..,- неуверенно возразила княгиня, - Что скажет Саша, когда вернётся? Он велел мне присматривать за тобой, Лизонька.
- Саша всё поймёт, - Лиза взяла Анну Петровну за руки,- Анна Петровна, вы мне заменили мать и я очень благодарна вам за всё, что вы сделали для меня. Теперь моя очередь отплатить вам добром. Я верну Сашу домой, ведь из-за меня он поехал в Петербург.
- О, моя девочка, - княгиня обняла Лизу, - Прошу тебя, береги себя.
- Я позабочусь о Елизавете Алексеевне, Ваше Сиятельство, - сказал Жорж.
- В какой он тюрьме?
- В Петропавловской крепости.
- Едем завтра, - заключила Лиза.
- Можно я с вами? Пожалуйста, - попросила Даша, молитвенно складывая руки,- Разве я могу отпустить вас одну?
- Даша, послушай меня,- Лиза пристально посмотрела в глаза своей камеристке, - Я оставляю на тебя самого дорогого нам человека- Анну Петровну. Прошу тебя, позаботься о ней.
- Но у неё есть Кэтти,- слабо возразила Даша.
- Кэтти просто камеристка. А ты для меня родной человек.
- Ох, Лизавета Алексеевна, - растроганно вздохнула Даша,- А как же вы?
- Я не маленькая, Даша,- Смогу сама одеться и причесаться. Приготовь мне дорожный костюм, пожалуйста,- Лиза улыбнулась.
- Очень жаль, что поезд с Парижа в Петербург больше не ходит,- сокрушалась Даша,- Ох, какие там были шикарные купе.
- Да, поезд был хорош,- согласилась Лиза, - Но придётся пользоваться тем, что у нас есть. В нашем мире сейчас многое изменилось, Даша.
Только когда легла, Лиза позволила себе подумать о Саше. "Держись, пожалуйста, милый."


Рецензии