Улыбайся!

Жить надо непременно хорошо! Ну а как иначе? Вот только привкус жжёной пыли во рту не сказать, что хорош… От сигарет возникает. Поутру! Знаком вам вкус горелой пыли? Мне да! Специально разок из-за кровати шмат вытащил и на сковородку горячую кинул. Воняло страшно! Лакомиться им, я, само собой, не стал, однако, лизнуть попробовал! Бяка, ужас! Не рекомендую! Даже вспоминать противно… Я и рассказал то это, только чтоб вы знали – утро обладает схожим вкусом!

Но жаловаться тут не на что и не на кого… Не на утреннее время же, правда? Общество ещё не создало инстанций, принимающих такие жалобы… А как по мне Министерство утра, куда нужнее прочих министерств! Парочка распоряжений сверху и хлоп! День начинается как надо!

Ну да ладно… Вообще то я и так живу хорошо. Родиться, к счастью, мне предстоит как-нибудь завтра. Такая у меня философия! Завтра ведь что будет? А ничего хорошего! Вот сегодня, да… Сидишь себе на балконе, летним днём, потягиваешь пиво и сигаретку смолишь. Не жизнь, а сказка! И ведь я не лентяй какой, не балбес и не тунеядец! Пусть мать меня так и кличет… Не понимает старушка моего трудоустройства. Лучшей работы в наши дни и не сыскать! Более важной и более удобной. Мягкое креслице под попой, на столике планшет, в руках книжка и банка хмельного… Снаружи суета городская, да мне до неё какое дело… Завтра может и будет, хотя надеюсь всё же нет…

Главное не забывать на стену дома посматривать, того что напротив. Так и тянет людей писать там всякое! Непотребства в основном… Вася + Нина = Любовь! Ага, наверно… Но я вашу любовь закрашу, ну или смою. Смотря чем калякать будете! Саня съешь говна! Ну, приятного аппетита что ли…  Надеюсь, Саня, ты напутствие прочёл, а то я ж сотру! Крутаны решают! Успели порешать? Кто не успел, тот опоздал!

-Домой пошёл, пердень! – покрикиваю с балкона. Меня уже вся ребятня местная знает. Крадутся поганцы к стенке… Мелки в ладошках, словно острые ножи. Думают, не увижу! Да я их примечаю, даже глазом не моргнув! Чую, близятся… Вот и погоняю окриками, со второго этажа. Смеётся мелочь, заливается! Ну и мне досуг! Клички сочиняю! Детвора-то рада! Пердень! Пердень! Теперь так будут звать приятеля, пока я ещё прозванье не надумаю!

Ребятишкам всё шуточки… А тут дело серьёзное! Стену от слов оберегать, не хухры мухры! Мне за это платят, между прочим! Мужик один, из этого самого дома… По глазам его вижу, как важно, то что я делаю! Но разве кто поймёт… Никто его не понял и трудиться на него не восхотел… Несмотря на приличный оклад! Глупцы! Много ли усилий нужно, чтоб за стенкой приглядывать? Пустяк! Скучно иногда только, это да… Но я приспособился! Обустроился на балконе как следует! Ежели холодает, так я потеплею одеваюсь, грелку запускаю у ног, шапку на уши… При мне и доступ в интернет, и книжка, и пивко… Всё как надо! Проще некуда! И важнее не придумать!

Эй! Вон пошёл, дубожоп! Нечего на стенах малевать! Стена не сумма кирпичей, она священна! На ней народы целые плачут веками, а другие народы рушат! Усекли дурашки?!

Дубожоп! Дубожом! Смешно, хоть мозгом тресни!

Никто мужика того не понимает… Я, в общем то, тоже. Чем ему чистота кирпичей так важна? И почему именно этих? О других стенах, он как то не печётся… Однако, моё дело не в метафизику дворов вникать, а свою работу исполнять. Это уже после трудов дневных, можно расслабиться, из дома выйти… С соседями поболтать, малость выпить… Выкурить пару сигарет за беседой приятной… Пока люди о работах своих говорить не начнут! Вот тут уж лучше валить побыстрее! Кто хвалится, кто горюет… Ну а мне соседи во всех переживаниях отказывают, ведь я в их глазах всего лишь бездарь. Сторож стены? Охранитель кирпичной клади? Нет, дружок, не бывает таких профессий… Не верит никто! Даже мать родная! Ругается только почём зря… А эти, соседушки, насмехаются!

Почему бы моему работодателю с ними не потолковать? Пояснить им ценность моего труда! Увы, он и мне то ничего не разъясняет… Стоит спросить, так сразу смущается, беспокоится, мямлит чего-то там про чистоту и порядки… Ну да, ну да… Я же по глазам вижу, что дело обстоит куда серьезнее! На моих плечах почти весь космос, а раз так, то можно было бы и рассказать, что за роль я исполняю! И доплатить, конечно! Миропорядок ценней мятых купюр!

А раз доплаты нет, то порой можно и расслабиться, подремать… Отвлечься или развлечь себя чем. Коли холода на улице, то не морозить же зад на балконе? Ну, упущу шалуна какого, не замечу вовремя… Мир пока не рухнул, держится же как-то. Так что и пара надписей с рисунком его всерьёз не пошатнут! Вот жжёную пыль вечерком сплёвывать изо рта – это проблема! Мерзко, хоть трижды рот полощи! С утра ещё похмелье подступит, и мать непременно наорёт! Ко второму уже привык как-то, а с первым свыкся худо-бедно. Однако, завтра не предвещает ничего хорошего… Падаю на кровать и будто чувствую, что следит за мной кто-то… Не нападает пока, утра дожидается. И ведь ничто завтрашнюю тварь не выдаёт, кроме жжёной пыли на нёбе…

Жить надо непременно хорошо, жаль, что завтра это вряд ли получится!

***

Улыбайся! Ну же! Разве не видишь, как мир прекрасен? Травки блестят, облачка клубятся, люди торопятся… Чем не повод улыбнуться? А если и не повод, то ты всё равно тяни лицо! Деформируй скулы, дёргай губы… Покуда как надо себя не скривишь! Улыбайся, чтоб тебя! Всегда и везде! Хоть щёки рви, но не допускай грустной мины!

Да я и не против улыбнуться… Немного, краешком рта… Когда уместно и есть причина! По собственному желанию и по велению личных чувств. Но вот по приказу стены – не стану! Точнее, конечно, придётся, что поделать! На кирпичах рисуют ультиматумы, а ты живи с ними и не спорь, ведь если пререкаться начнешь, приползёт тварь шипами поросшая, и тогда…

Кажется, я забегаю вперёд? Прошу прощения, обо всём по порядку… Вот иду я с работы – уставший, голодный… Уже к дому подхожу. Он самый обыкновенный! Пять этажей и четыре стены… И всё бы ничего, но у одной из стен дурной нрав! Три других не такие, они то с домом породнились уже… А вот сестрица их, кладка вздорная! Особенно если на ней слова и буквы накаляканы… Тут уже никто её не удержит – не планировка, не физика… Разрастётся кирпичами выше неба, да так и рухнет на ничтожный наш мирок!

Три дня назад кто-то написал на ней “все бомжи”. И я ведь сразу осознал, что так и есть… Плетусь с работы – из мусорной урны в сточную канаву… Пусть в ней и пять уровней высоты, да только всё равно там все бомжи! Все! Все! Все! И я, и он, и тот, что рядом, и тот, что далеко! Все мы от рождения бомжи и бомжами сгинем! Мне неприятно это помнить, но в черепушке тоже все бомжи, а раз так, то все бомжи, ведь неизбывно все бомжи!

Теперь понимаете? Если одарить стену словарём, она разрастётся от собственной важности! Не только ввысь, но и вовнутрь… Ведь, что есть мозг человеческий, как не миллиарды нейронных кирпичиков, на каждом из которых писано… “ГрОб”. Да! Я захожу в квартиру и захлопываю за собой крышку гроба. За окном, влажными комками, сыпется дождь земли! Меня уже хоронят, и по себе я оставлю лишь надгробие, шириною в стену… Это ещё ладно, другое дело, что черепную крышку гроба захлопнули и того ранее, так давно, что и не вспомнить! Раньше костяной могилы, могла быть лишь надгробная стена, зажавшая гробы меж кирпичами… Почти стихи! Стена тоже поэтична, у неё каждый кирпичик будто слово, а их ряд уже строка! Они рифмуются один с другим, рождая вирши мироздания. Главное, чтоб слов в этих рифмах не было… Как сегодня!

Сегодня, к счастью, стена пуста и не имеет власти над словами. Можно облегчённо выдохнуть и кое-что прояснить!

Когда я утром иду на работу, то никогда не оглядываюсь. Кто его знает, что там позади… Заурядный городской пейзаж с домиком, или провал в нутро кирпичной клади! Лучше спешить и не оборачиваться!

Но вот, когда возвращаешься с работы вечером… Возникают сложности. Никак стену злосчастную не обогнуть, хоть краем глаза да заденешь… Может повезти, и ничегошеньки там не будет, а может там лохом кого-то назовут! В лучшем случае!

Ну, допустим Ванька лох… Малозначимый факт, так ведь? Однако, с ним мне ровном счётом ничего не поделать, и никак его не изменить. Ваньке, правда, тоже несладко… Он лох как-никак! Хотя о том, наверняка, не ведает, а я, увы, знаю! Думаете, пустяк? Скажете - мир полон вещей на которые мы никак не сможем повлиять… Всё так, всё так… Но попробовали бы вы с одной из таких вещей пожить наедине… Раз! И всю Вселенную засосало в трещинку меж кирпичами, и нет более ничего кроме Ваньки, который к тому же лох! Даже и тебя самого нет! Ужасно? То-то же!

Уговаривать стену бесполезно. Будучи пустой - она не слышит, а едва овладев словами, сразу же высказывается. Тогда уж всё, дудки! Мгновенье изречения переменит всё существование! Теперь твой мир от первой буквы до последней, написан на побитых кирпичах… Опять стихи? Стихами делу не поможешь!

Жмуриться тоже толку мало. Я пытался! Двигался вслепую, ощупью, предчувствием... Ну и столкнулся с сердитым пешеходом. Ему то просто было злиться, и еще проще возмущаться. Для него, незрячего, всё вокруг само по себе… И раз я глаза от него ворочу, отворачиваю, то значит не уважаю! Пинка он мне отвесил знатного! Впрочем, злыдень прав, пожалуй, в чём-то… Идти не глядя, метод не из лучших.

Обойти дом с другой стороны - тоже не вариант. Я пробовал! Проблема в том, что здание моё родное, впритык примыкает к детскому саду. По сути, замещает часть забора собственной стеной… Не той стеной, другой! Вполне себе пристойной и приличной!

Перелезть через забор учреждения – дело плёвое. Быстренько пробежаться и сновать перелезть, не сказать, что сложнее… Однако, я взрослый! А ежели человек моего возраста, крадётся вечером по детскому саду… Это скандал! В первый раз мне удалось его избежать, ведь никто не заметил незнакомца. Зато вторая попытка обратилась целой заварухой! Увидал меня кто-то из детишек и давай кричать, пальцем показывать. Чему их только учат… Ябеды! Особенно один толстячок орал, надрывался… Дружки его Дубожопом называли! Да, влип я тогда серьёзно… Угодил в участок, где долго разъяснял, что дети меня ничуть не привлекают, а по их территории пробежаться захотелось чисто интереса ради! Не поверили, конечно… Хоть и отпустили без обвинений, всё же по глазам видно было, что вменяют мне, ни много ни мало, надругательство над детством всего человечества!

Ну и кому я мог на стену жаловаться? Не объяснишь ведь… Даже своему наймиту мне показалось рисково давать пояснения.

Это парнишка один, из соседнего дома… У него балкон выходит прямо на злосчастную стену. Я ему плачу, еженедельно, чтоб он за ней присматривал. Чтобы любую надпись скрупулёзно стирал, смывал и замазывал. Всё бы хорошо, да парень не очень-то старательный… По нашему уговору, вести дозор он должен весь рабочий день – от утра до вечера, пока я на работе. Только работничек хитрит… Я знаю, с матерью его разговаривал. Парень лишь несколько часов на балконе сиживает, и то, бывает, дремлет. Лишь ближе к вечеру, когда мне время возвращаться подходит, работяга за дело принимается… Если не уснёт, конечно, в пьяном забытье… По-хорошему, сменить бы его надо, но кто ещё за такую работу возьмётся? Этот хоть, худо-бедно, справляется… В большинстве случаев! Иногда, увы, пропускает слово, другое… Или целую улыбку! Ох, примерил бы он её сам, лежебока! Не знает, поди, каково своим лицом подавиться!

Когда стена рушит на тебя речь, не до улыбок… За спиною впереди захлопывается крышка подъезда! Каждая ступенька лишь дрожь, что порождают Вася с Ниной… У них любовь! Плюсованная их именами! Лестница уходит ввысь, ввинчивается спиралью прямо в сраку, из которой и берёт начало! Вбегаю я в квартиру или нет, а Пердень неизменно лох, кем бы этот Пердень не был… Все бомжи! Все! Все! Улыбка, как удавка, перекрыла дыханье… Нужно только чуть подвинуть крышку черепного саркофага, чтобы выйти из бетонных правил! Ещё немного, всего шаг… Один пшик и банка пива открыта! Жадный глоток… Ещё, ещё! Одна банка, две! Стакан вина! Нужно пролить в желудок столько, сколько смоёт со стены все слова и закорючки! Она умолкнёт, когда лишится намалёванного букваря!

Её голос тихнет, а мир возвращает знакомые контуры… Пусть теперь всё помутилось, но зато не всюду гроб, и Ваня вовсе не обязан быть лохом. Я, наконец, могу расслабить скулы и не улыбаться!

Если бы всё было так просто! Пока я тут заливаюсь, изгоняя стенные глаголы, в окно, прямо сквозь стекло, вползает синяя тварь! С виду как тощий человечек, вставший на четвереньки. Чуть побольше собаки будет… Ни рта, ни глаз… Только четвёрка конечностей и длинный хвост. А еще шипы! Они вырастают из уродца то там, то здесь… Острые, толстые, едва заметные и длиннющие, почти с копьё!

Отродье пристраивается в уголке… Усаживается, словно усталая дворняга. Ему будто и дела до меня нет… Знай себе поигрывает шипами – втянет, вытянет… Пнуть бы эту тварину как следует! Да бесполезно… Оно проницаемо и призрачно. Могу и стулом в него бросить, но только мебель свою поломаю.

Образина шипастая… Утра дожидается! Лишь я веки раскрою… Прыгнет тварь! Метнётся хищным броском! Вонзится всеми шипами в измождённую плоть, прилипнет смертельным паразитом! Ни за что ни отпустит! Она теперь зелена как ядовитый змий! Обовьётся, притрётся… Не оторвать! Одним шипом в мозг проникнет, другой в сердце уткнёт, третьим под рёбра подберётся… Рви, бейся человече… Хищник бесплотен и ему всё равно! Зато шипы его остры и ощутимы! Вонзаются в душу, прокалывают разум… Я забыл приговор стены, но оказался приговорён к иным мучениям.

Болит от всех движений, даже мысленных! Можно, конечно, ухватить ещё баночку пива, или вина стаканчик… Запасы у меня всегда под рукой. Утолить сухую жажду! Исчадие тогда ослабнет, сменит зелень кожи на синеву, может даже отцепиться, отползти… Но оно вернётся! Набросится с ещё пущей яростью! Лучше кофейку кружечку, водицы… Время, само по себе, тоже слабит уродца. Рано или поздно вынудит его отстать, возвратиться в незримое гнездышко. Не желаю знать, где оно! Ползи уже прочь гадина!

Вот такой удел мне достался – сзади всевластная стена, впереди страшила с шипами… Друг друга они не жалуют, это понятно… Власть надо мной всего одна, и меж собой они её не делят. Со мной, разумеется, тоже делиться не желают. Самообладание, подобно тонкому канату, над двумя безднами. Тут стена, там шипы… Как в идиотской  загадке, некогда писаной на кирпичной кладке! Тьфу! То уже позабытая истина, её тварь растерзала!

Сколь же легче жилось, когда ворчанье матери по утрам и жжёная пыль во рту, были всеми проблемами…

В общем, вы понимаете, что за жизнь получается? Нет, далеко ещё нет! С недавних пор она ещё осложнилась! Не знаю какой злодей на такое способен… Однако, нашёлся поганец! Малюет на стене всего одно словечко – “Улыбайся!” Раз за разом, его стирает мой нерадивый помощник… По несколько раз на дню! Но оно снова здесь! Опять начертано! Улыбайся! Слышишь? Это призыв! Приказ! Хочешь не хочешь, исполняй! Разорви себе лицо улыбкой! От уха до уха! От горизонта к горизонту! Уяснил, малявка?! Один уголок рта в бесконечность, и другой в бесконечность! Из улыбки мир произрастает, и не тебе с тем спорить, мелочёвка! Улыбайся!

Пара стаканов и я могу выползти наружу… Еще пара и оставить расщелину улыбки позади… Ну а ещё один и вовсе аннулирует все предписания.

Тварь уже здесь, крадётся синей кляксой. Хорошо хоть улыбаться не умеет... Чем-то и она приятна, пока не позеленеет. Ждёт, ждёт… А потом как хлестнёт шипастым хвостом по глазам, аж мурашки забегают! Иногда и по-другому бывает… Забирается на голову, свивается там как птичка в гнёздышке. Тяжёлая, зараза! Череп мой пред ней всегда открыт, как тарелка с кашей мозга и разумности… Что ей стоит хвост свой окунуть в костяное блюдо! Пустячок! Погружает его играючи… И давай мешать перемешивать! Думать от того сложно, больно… Но и улыбаться невозможно! Славная поскуда! Тебе и стена нипочем, со всеми своими смешками!

Пусть сегодня мне повезло, и стена была чиста от призывов улыбаться! Но тысячекратно писаное на кирпиче слово, даёт власть даже отсутствуя… Да, добрался я до квартиры благополучно. Спокойно доделал дела, и улёгся спать, ни глоточка ни выпив. К чему мне алкоголь сам по себе? Смысла в нём мало, а в одиночестве и того не находишь… Лучше просто уложиться в постель… Однако, сон не приходит. Мешают ему улыбочки, что сочатся через окно! Стену ведь уже, наверняка, измарали! Нарисовали портал из букв, открыв дорогу нездешним тварям! Ну ничего! Их повстречает тварь пострашнее! Один стакан, два, три… Уродец синего окраса тут как тут! Лениво прохаживается вдоль окон… Пара взмахов хвостом, и улыбчивая скверна обращается вспять! Паразиты падают дождём из дуг, рассыпаясь прямо в воздухе!

Славно, прекрасно! Колючий дружок сбережёт мой покой и сон! Пока не позеленеет, около утра… Тогда придётся отплатить ему за защиту – мукой и болью. Другой валюты он не принимает!

Похоже, между шипами и стеной, совсем не осталось зазора для меня самого… Хотел бы я знать, что за злодей поставил меня в такое положение! Какие у него мотивы, в конце то концов! Просто надо мной поиздеваться? Или обо мне он и не знает, зато прекрасно осведомлён о потаённой сущности стены? Я пытался его подловить, или хотя бы высмотреть! Тщетные потуги! Уж не стена ли сама животворит роковое слово?! С неё станется и не такое учудить… Лютая озорница!

Пожалуй, с жестокостью сине-зелёной твари свыкнуться проще. Её поведение предсказуемо и ограничено физическими изуверствами… Душу она тоже умеет разить, и лучше, конечно, избегать с ней встречи, но коли улыбки жрут тебя заживо, не до роскоши! Если всюду боль, значит, ты хотя бы жив! И, возможно, даже, остаёшься человеком…

Напоминание об этом я теперь всегда ношу с собой, прямо в сердце! Оно воткнулось в грудь рано утром, едва я пробудился, и позеленевший дружок навалился всеми шипами… Так уже не раз случалось, и до, и после… Однако, боль в итоге отступала, а незримые раны затягивались. Но в этот раз сердце не пришло к окончательному облегчению – ни через день, ни через неделю… В нём осталось нечто чужеродное, тревожное… Вызывающее спазмы и смуту настроения. Очевидно, то был отколовшийся шип, осколок от моего приятеля.

Я не всегда его замечаю. Порой он мельче соринки, а иногда походит на камешек. Способен колоть острой иголкой, или давить заточенным зубилом. Наверно, от него уже и не избавиться! Болезненному дару суждено мучить меня до конца дней... Что ж, буду цепляться за этот факт как за якорь! Ежели небеса с землёй обратятся в стену, а кирпичи потрескаются от улыбок – мне будет, что вспомнить и как себя найти.

***

Стену составляют кирпичи. Кирпичи распадаются на камешки, а те, в свой черёд, крошатся пылью… Предложения составлены словами, слова распадаются на слоги, а те, в свой черёд, крошатся буквами… Собрав песчинки букв, можно ссыпать их слогами, затем собрать в слова и выстроить из них кирпичный ряд предложения. Такими очередями выстроена азбука стены, и горе тому, кто не догадался, как ей пользоваться.

Проснувшись в куче мягкого мусора, я поднимаюсь и отряхиваюсь. В глазах прохожих я обыкновенный бомж, хотя наряд мой скорее скомороший – пёстрое цветовое сочетание портков, капюшона и накидки. От времени и древности всё это разноцветье тканей свелось к тёмно-зелёному оттенку.

Чем заняться сегодня? Перво-наперво навестить стену, обычно я сплю от неё поблизости. Вот и она – могучая, властная, способная затмить небеса, если не знаешь, как её укротить. Наверняка, где-то рядом сейчас трепещет бедолага, которого глиняная королева избрала своим подданным. Я могу понять каково несчастному, ведь и сам таким был ещё совсем недавно… Пока не осознал, что многоэтажная громадина вполне себе умещается на ладони. Должен заметить, что это знание не пришло бы ко мне, не прими я сердечный стон в глубину груди. Зато теперь возможно приблизиться к стенной глади, провести по ней пальцами, сковырнуть два-три камешка. И еще, конечно же, написать мелком слово “Улыбайся!”, не преминув вынуждено потянуть рот. Не знаю, зачем и для чего… Может, в память о том, как в недавнем прошлом стена истязала меня этим словечком. Так ли уж важны причины, когда остался лишь рутинный порядок? Без обыденности, кирпичной плоти будет негде существовать, её подопечному незачем бояться, а нерадивому сторожу нечего охранять.

Я обернулся, поискав на балконах блюстителя чистоты. Его, как обычно, видно не было. Впрочем, на пост ему заступать ещё рано… В скором времени, он непременно ототрёт краткую надпись, и стена будет чиста, до той поры, пока я не возьмусь за мел снова.

Чем ещё заняться? В недавнем прошлом я менял привычки людей, а потом занимался охотой. Первое показалось предназначением, второе же было личным интересом.

Привычки людей оказались столь же пластичны, как и слова на кирпиче. Их можно оттереть и переписать. К примеру, тут недалеко есть остановка. Уже множество раз, по утрам, я примечал там мужчину ожидающего автобуса. Он нервно мялся, в кругу других людей… Длительное ожидание порождало слюну во рту... И её просто необходимо было сплюнуть, дабы она не отягощала уста и душу… Так мужчина и поступал – отходил в сторонку, и с неприятным звуком сплёвывал. Надо же куда-то подевать навязчивые выделения!

Прочему люду – похмельному, полусонному, раздражённому предстоящей работой – это действо совершенно не нравилось. Они недовольно косились на наглеца, посмевшего наплевать в их пресное утро. Осуждающие взоры ещё более нервировали несчастного, вызывая чесотку с порцией слюны. Делать нечего, приходилось снова плеваться… Взгляды людей от того становилось совсем колючими, тяжёлыми и укоряющими. Трудно приходилось мужику при таких раскладах… Их то я и задумал поменять.

Для начала вытащил из кармана серый камешек. Его я позаимствовал у стены - сковырнул в том месте, с краю, где кирпичи потрескались и раскрошились. Затем достал самый обыкновенный карандаш! Мельчайшими росчерками нанёс на камень фразу “Сухость во рту”… Грифельные следы на серой поверхности и не видны даже, однако, действенны! Оставалось только прийти к остановке с утра пораньше, и оставить кусочек стены на асфальте.

С первого же дня, знакомый мужчина перестал плеваться, а спустя неделю уже и камень был без надобности. Правда, одна привычка сменила другую, и, ожидая автобуса, он теперь нервно почёсывался. Хоть и в меньшей степени, но и это раздражало прочий люд… Ведь никто не просил расчёсывать их утро! Пришлось накинуть ещё один камешек “Ничего не чешется”, а заодно и “Нигде не зудит”, так, на всякий случай. Стена, по итогу, избавила мужчину от асоциальных привычек! Вероятно, подтолкнув к другим повадкам, более социальным.

Тогда-то я и посчитал, что в том моя миссия! Менять людские обыкновения! Мне же, как и всем, нужна была жизненная цель.

Я решил взяться за задачу посложнее… Помочь Пыхалке. Так местного дворника прозвали, уже почти старика. Курил он почти беспрерывно, работая метлой или лопатой, в перерыве на обед и во время отдыха. Это на нём, само собой, сказывалось - кашлял он часто, корчась и сгибаясь от горловой перхоты. Врачи, наверняка, уже поставили плохие диагнозы его лёгким, а впоследствии обещали поставить совсем ужасные. Надо было исправлять его привычки…

Первым делом я подкинул ему камешек “Нет желания курить”. Дворник, ничуть им не тронутый, затянулся сигареткой, звучно откашлялся, и смёл метлой стенной указ. Для второй попытки, я вывел карандашом на камне “Нет тяги курить”, и это привело к должному эффекту! Пыхалка даже не тянулся к карману с сигаретами, пока осколок стены был рядом с ним.

В тот раз я изрядно поковырял стену, ведь мне было нужно много камней! Их я разбросал по всему маршруту следования дворника. Пришлось немало поразмыслить, как их запрятать, чтобы они были в зоне обзора, и в то же время вне досягаемости метлы. Пыхалка не курил весь свой рабочий день… Хотя оставалось ещё домашнее время! Не с первой попытке, но мне удалось забросить камешек ему на балкон. Затягиваться сигаретами, старик предпочитал исключительно там, так как в квартире с ним жила престарелая жена и внуки, а детей окуривать ему не позволяли принципы. Оставалось надеяться на крепость этих принципов, в той игре, что я затеял.

Замысел, поначалу, оправдал себя! Пыхалка порывался выйти на балкон, но, выходя наружу, сразу же терялся… Оглядывался по сторонам, чесал в затылке, бросал взгляд под ноги… И никак не мог понять, что ему могло тут понадобиться! Утратив интерес к балкону, он, к сожалению, обратил внимание на лестничную клетку – в подъезде, внезапно, стали разгуливать дымные фетры. Кусочек стены, запрятанный под ступеньку, отсёк последний путь к курению табака.

Что же в итоге? Принципы Пыхалки оказались значимей старой привычки – в квартире дымить он не решился, а вне её и не имел уже к тому тяги. Большое достижение! Только вот результат вышел не совсем желанным.

Курить то Пыхалка прекратил, зато теперь непрестанно жевал чипсы. Набивал ими глубокие карманы и забрасывал в рот горстями… На работе, дома, в перерывах… Острые крошки застревали в горле, и он опять же кашлял! Ещё и про холестерин забывать не стоит, перекус то вредный! Чипсы, наверно, лучше сигарет, но утверждать не возьмусь… Как бы то ни было, исход дела меня не устроил.

Было глупо претендовать на роль избавителя. Я вовсе не спасаю людей от дурных привычек, а лишь деформирую их до новых ипостасей. Благое стремление не слишком то извиняет такие вмешательства… В конце концов, не мне и не стене, определять человеку рутину. Он как-нибудь и сам управится.

Отколовшись от стены, я собирался найти себя… Но потом счёл, что это не столь уж важно. Куда ценнее найти занятие на день! Потому, оставив все размышления кирпичам, я задумал промышлять охотой. Извилистые улочки и знакомые дворы, вполне походили на охотничьи угодья - избранная мною дичь тут встречалась часто, хоть была единственной особью.

Чаще всего её можно было повстречать вечером, ближе к выходным. Как-то, помню, наблюдал за ней, осторожно следуя за вечерним забулдыгой. Он шёл, качаясь и теряясь, не забывая ежеминутно попивать из бутыли. А за ним, неслышной поступью, кралась синяя тварь, похожая на тощую собаку – без рта и без глаз, с одними лишь шипами. Мы были знакомы и довольно близко, хоть и в давно минувшие деньки. На меня она и внимания не обращала, по идеи, мне её и видеть было тогда не положено. Однако, я замыслил не только разглядеть хищницу, но и за хвост ухватить! Вот так! И всё напрасно… Рука сквозь шипы пролетела!

-Те чего? – обернулся хмельной мужик. Тварь от него не таилась, он её всё равно её не замечал. Зато я был приметен и нелеп!

-Не угостите ли? – вопросил я с самой милой улыбкой.

-Ааа… - гуляка протянул мне бутыль, и жижа в ней угрожающе плеснулась. Ну что же, ради промысла охотничьего, можно и хлюпнуть пару раз из горла. Мерзость! Забирай дружок! А ты иди сюда, шипастая подружка… Или и ты дружок? Хоп… Мимо! Хоп… Да как тебя поймать то?! Мы с тобой в одной плоскости теперь же!

Разочарованный, я побрёл к своему пристанищу. Оставалось надеяться, что тварь станет более плотной, когда позеленеет и заострит шипы… Тщетный расчёт! Вроде бы она меня навестила с утра, на секунду так точно - дабы уколоть в затылок и сразу же бежать. Но толку в том мало…

Однако, позавчера я взялся за дело всерьёз! Раз сине-зелёное отродье меня игнорирует, посмотрим, как оно минует стену!

Был вечер пятницы, и появление очередного сибарита являлось предсказанным. Вот и он! Пошатывается, забывает куда шёл… Моя знакомка крадётся по пятам… Я тоже. Руку в карман, бросок! Перед гулякой падает камешек “Уже утро субботы” – беднягу так и скрючило, ухватился за живот, за голову. Тварь, в свой черёд, пошла зелёными пятнами… Вторая весть пала наземь – “Ещё вечер пятницы”… Бедного мужика прошиб пот, а исчадие вздулось шипами, как рыба-ёж. Зелёный окрас её кожи смешался с синим. Однако, на всём отрезке между вечером пятницы и утром субботы, она, очевидно, не бывала осязаемой, и потому таковой не оказалась.

Остался последний ход. Я вынул камешек “Всё осязаемо на моих пальцах”, и выставил его перед собой на левой ладони. Правой рукой я потянулся вперёд… Это оказалось нелегко! Подушечки пальцев натыкались на твёрдое, склизкое, рассыпчатое и прочее… Многое-многое!

Внезапно тварь подскочила и исчезла! Как сквозь землю провалилась! Потом только сообразил, что она уменьшилась до песчинки. Спряталась. Впрочем, мне уже не до неё тогда стало…

Лучше было убрать изречение с ладони, а то нащупал бы лишнего. И те, другие камни, я поспешил собрать. Вспотевший прохожий всё ещё оставался растерянным, но без давления слов, он быстро вернулся в вечер пятницы…

Сейчас я курю, раздумываю и перебираю воспоминания. Всё происходящее подобно камешкам в мозаике замысла, и нужно лишь понять, что поперёк неё написано, или, что необходимо написать. Наверное, произошло ещё недостаточно событий для цельной картины, вот у меня и нет догадок… Кто бы подсказал…

-Закурить найдется, – раздался позади голос. Начало этой фразы не имело эмоций, но её конец слабо тренькнул непонятной ноткой. Словно незнакомец только осваивал способность к чувственной речи.

Шаткой походкой, ко мне приблизилась зелёная тварь. Покачиваясь, она стояла на двух ногах, а в шипастой голове образовалась дрожащая ротовая дырка. Зев не мог определиться с собственным размером, то увеличиваясь, то уменьшаясь.

-Не знал, что ты говорить умеешь, - я не слишком-то удивился.

-Раньше не умел. Так что с куревом? – существо сумело задать голосу вопросительность.

-Держи.

Из лапы исчадия выросли изогнутые шипы, похожие на пальцы. Ими-то оно и взяло сигарету, поднесло к безразмерному рту и, получив от меня огня, затянулось.

-Ты какого пола? – давно хотелось узнать.

-Потом пойму.

-Чего ты раньше только кусался и кололся? Можно ведь и поговорить было.

-Не имел тогда других привычек. Обыкновение разговаривать новая для меня черта.

-Кто ты?

-Нет навыка творить суждения. Пока обрёл лишь манеру любопытствовать.

-Не хочешь шип свой забрать из моей груди?

Он промолчал. Не клеился у нас разговор…

-Ты зачем меня преследуешь? Чего руки тянешь? Почему на стене пишешь? Кто ты? Какого пола? В чём смысл курения? В чём мой смысл? В чём твой? – от такой тирады вопросов, я опешил… Собеседник же оставался невозмутим, покуривая и играя шипами.

-Похоже, ты не разглядел моей улыбки… Пока! - тварь пропала так же внезапно, как и явилась. Хлестнуть  меня напоследок хвостом по виску, однако, она не забыла.

Окурок сигареты упал на асфальт… Неподалёку, смотритель стены оттирал начертанное час назад “Улыбайся!”.

Часто говорят - от улыбки станет мир светлее! И радуга, в небе проснётся… Вне куплета, правда, остаётся, что для улыбки горизонт лопнет и нездешние твари проявятся, встанут на ноги и освоят людскую речь. Опасная затея улыбаться, ежели улыбаться по-настоящему, вовсю ширь души.

Но жить же надо непременно хорошо, так? Я это ещё на балконе понял.

Улыбайся и ты, кто бы ты ни был.


Рецензии