Тайная Вечерь

Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся,
и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает.
Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи, несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия; Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе.
Тропарь на Великий Четверг, глас 8

                Во всех православных храмах над Царскими вратами помещается икона с изображением Тайной Вечери, описание которой излагается в Новом Завете, а о приготовлениях к Тайной Вечере подробно рассказывается в Евангелии от Марка: «В первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху» (Мк.14:12–16). Христос избрал в уме Своем место совершения Тайной Вечери и указал на человека, в доме которого она будет совершена, но не открыл ученикам Своим его имени. По разъяснению святителя Иннокентия Херсонского, причина сокровенности Тайной Вечери заключалась в Иуде, задумавшем предать своего Божественного Учителя: «Истинную причину сокровенности всего скорее мог угадать Иуда, являвшийся единственной ее причиной. Одно удаление его – хранителя и распорядителя денег общественных – от участия в приготовлении Пасхи, сопряженном с известными издержками, было уже ясным намеком, что Учитель знает о постыдных сребрениках, ему обещанных… Узнав предварительно о месте, избранном для совершения ее, вероломный ученик не посовестился бы дать знать о том первосвященникам (Мф.;26:16), а они могли окружить дом стражей и схватить празднующих. Таким образом, была бы нарушена тишина самых священных минут; Учитель не имел бы времени проститься со Своими возлюбленными учениками достойным для Него, незабываемым для них образом; не успел бы укрепить их против наступающих искушений, передать им Свои последние чувства и Свой дух – напитать их в живот вечный негиблющим брашном Тела и Крови Своей». Как всеведущий и премудрый Господь Христос знал, что замыслил Иуда в тайне сердца своего, но по великому человеколюбию и милосердию Спаситель не изгнал предателя из Своего сообщества, а Тайная Вечерь с ее атмосферой необыкновенной любви и смирения, должна была стать для погибающего апостола призывом к покаянию или свидетельством его нераскаянности и жестокосердия. По великой премудрости и неизреченной любви Христос нашел верное средство совершить Тайную Вечерь, не изгоняя Своего коварного ученика – Иуду, до конца призывая его к покаянию, это средство – сокрытие места празднования ветхозаветной пасхи, а хозяин дома, в котором должна была совершиться Тайная Вечерь – тайный ученик Иисуса Христа, что видно по выражению – «Учитель говорит», это – верный и надежный человек, который не счел долгом сообщить синедриону о том, что в его доме будет Иисус из Назарета с учениками Своими. Святитель Иоанн Златоуст особенно акцентировал внимание на то, что Тайная Вечерь, на которой было установлено священное таинство Евхаристии, совершилась во время ветхозаветной пасхи, ибо Христос – «Господь и субботе и Пасхе» (Мф.12:8), Он – Законодатель Ветхого Завета, а Ветхий Завет с его пророчествами, чаяниями и мессианскими ожиданиями – прообраз новозаветных событий, в то время как Христос Богочеловек – истинный Мессия и единственный Спаситель мира, наш Освободитель и Искупитель грехов рода человеческого. Ветхозаветная пасха – праздник воспоминания об исходе еврейского народа из Египта и благодарение Богу за освобождение из египетского рабства, а в особенности за чудесное избавление через знамение крови агнца первенцев еврейских от Ангела, погубившего первенцев египетских. В ветхозаветной книге Исход содержится заповедь о праздновании Пасхи: «Наблюдай праздник опресноков6 семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива ибо в оном ты вышел из Египта» (Исх.23:15). В этот день евреи выпекали пресный хлеб в знак того, что когда они покидали Египет, то спешили и не могли испечь квасной хлеб. В духовном и символическом смысле закваска – это символ брожения и разложения, а опреснок – символ чистоты и непорочности. В день празднования Пасхи Моисеевой в Иерусалимском храме закалывался пасхальный агнец – заклание агнца и его кровь, отвратившая Ангела-губителя от еврейских первенцев, предызображала великую и страшную крестную жертву Иисуса Христа на Голгофе – непорочного и пречистого Агнца Божиего, взявшего на Себя грехи всего мира, а радостный исход древних евреев из Египта предвещал благодатное освобождение рода человеческого от ужасного рабства дьяволу, греху и смерти. С самых первых страниц Евангелия от Иоанна мы читаем об Иисусе Христе как об Агнце Божием – так Его называет Иоанн Креститель, ибо Иисус из Назарета есть Мессия и Божественный Искупитель, Он – Агнец и Небесный Архиерей, вочеловечившийся и воплотившийся предвечный Бог Слово, добровольно и самоотверженно приносящий Себя в жертву на вселенском жертвеннике – Голгофе – во имя нашего спасения. Апостол Петр благовествовал о Христе как о Спасителе мира и возвещал, что люди искуплены «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет.1:19). По боговдохновенному слову апостола Павла, закон Моисеев – лишь тень будущих благ, а все ветхозаветные жертвы – прообразы крестной жертвы Христа Спасителя, они не могли искупить грехи рода человеческого, спасти нас от смерти и преисподней и отворить врата Царства Небесного, но Христос принес единократную жертву – страшную, священную и совершенную – Единый Безгрешный, Он героически и добровольно взял на Себя грехи мира и исполнил святую волю Вседержителя – дело нашего искупления и спасения: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними... Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр.10:1,;3–5,;10–12,14). Все в ветхозаветной Пасхе было священным, исполненным духовного смысла и высокого значения для Христа Богочеловека, ибо Он яснее всех людей видел и понимал, что пасхальный агнец не только символ прошедшего благодеяния Божиего, но и прообраз Его мессианского предназначения – быть Агнцем Божиим и Божественным Спасителем мира.
                Всем сердцем Христос возжелал совершить Тайную Вечерь, ставшую выражением духа Нового Завета, памятником преданности Спасителя воле Небесного Отца и безмерной любви ко всему человечеству, средоточием единства всех Его учеников – единства с Ним и между собой на основе любви к Богу и друг к другу. В Священном Писании сказано, что когда настал час, то Христос возлег, и двенадцать апостолов были с Ним и возлегли – за пасхальной трапезой возлежали, что указывает что это – трапеза свободных людей, ибо раб ест стоя и в спешке, а свободный человек может полулежать. Христос сказал ученикам Своим о том, что в основе веры и ее венцом – альфой и омегой – должна быть любовь к Богу, высшая свобода – заключена в Боге, ибо, где Дух Господень, там и свобода – освобождение от дьявола и страстей, от уз греха и смерти, а человек призван быть другом Божиим и соработником – бескорыстным исполнителем воли Всевышнего: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слушал от Отца Моего» (Ин.15:15). По восточному обычаю на пасхальную трапезу надлежало воссесть с ногами омовенными – все было приготовлено для омовения, но не было прислужника и между учениками возник неуместный спор о первенстве – вместе духа любви, смирения братского единодушия в них открылся дух гордости и превозношения – послышались речи о том, кого должно почитать большим, а кого меньшим. Христос хранил молчания, ожидая, что взаимная любовь разрешит спор учеников Его, но увидев, что среди них нет примирения, Он снял с Себя верхние одежды и, опоясавшись полотенцем, взял сосуд для омовения, налил воды в умывальницу и к всеобщему изумлению начал омывать ноги ученикам и отирать их полотенцем. С душевным спокойствием и величием Сына Божьего, по беспредельной любви Своей к ученикам, Христос не стыдился для вразумления их омыть им ноги, показав, что любовь, смирение и кротость необходимы для вступления в Царство Небесное. По тонкому богословскому замечанию  святителя Иннокентия Херсонского, «несмотря на глубочайшее смирение Его, по которому Он омоет ноги ученикам, на кроткий, исполненный любви язык друга, разлучающегося со своими возлюбленными, Он является здесь преисполнен светом Божества Своего, блистающим в каждом Его действии и слове, окруженным каким-то неизъяснимо-трогательным величием, в котором срастворено Божественное с человеческим, соединен Фавор с Голгофой».  Христос сказал ученикам Своим, что земные цари и властители господствуют над народами и кичатся своей властью, но между христианами – учениками Сына Божиего – не может быть такого, ибо Царство Небесное – это Царство любви, мира и свободы, Господь избрал Себе учеников, чтобы устроить Церковь и вести людей в их небесную отчизну, в сердце истинных христиан нет места властолюбию, тщеславию, зависти и гордости, а потому «кто из вас больший, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» (Лк.22:26), ибо христиане бескорыстно и жертвенно служат Богу и людям, их воодушевляет не воля к власти, а воля  к Богу и торжеству Его правды на небе и земле. Святитель Иоанн Златоуст обращал внимание на то, что евангельская фраза «возлюбив, до конца возлюбил» – выражает сильнейшую любовь Христа к ученикам Своим и к каждому из нас – через веру и молитву, чтение святого Евангелия, Божественную Литургию и таинство Евхаристии мы становимся соучастниками Тайной Вечери, а любовь и смирение Сына Божиего выразились не только в омовении ног учеников, но и к Его страданиям и смерти на Кресте. По великой и безмерной любви омывая ноги ученикам Своим – «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их», Христос не отвернулся и от Иуды, желая побудить его к покаянию и спасти, отвратить от страшного греха Богоотступничества. Зная о коварстве Иуды Искариота и то, что дьявол уже вложил в сердце его замысел предать своего Божественного Учителя, Христос совершенным образом исполнил заповедь любви к врагам – явил изменнику чудо Божественного милосердия, и, казалось бы, что даже железное сердце Иуды должно было возгореться и расплавиться от прикосновения всепрощающей любви и всепокоряющего смирения Христова, но любовь и смирение не тронули ожесточенной души изменника, а скорее поселили в нем уверенность, что его предательство осталось тайной, ведомой лишь синедриону.  Но по Божественному всеведению Христос знал «предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, что бы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин.13:11–17).
                В Евангелии сказано, что когда Христос подошел омыть ноги апостолу Петру, то пламенная душа этого апостола не вынесла того, что Сын Бога Живого и Мессия будет служить ему, и Петр вознегодовал: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?». Нравственное возмущение апостола Петра проистекало из его благоговения перед Мессией – осознания своего ничтожества в сравнении с Божественным величием Иисуса Христа, но Христос сказал Петру: «что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин.;13:7-8). Апостол Петр пришел в ужас от одной мысли, что он не будет участникам Царства Небесного и навеки разлучится со Христом,  сказал Сыну Божиему: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин.;13:10). Христос сказал Петру – «омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Ин.;13:10). Эти слова имеют духовный смысл – омытие ног означает, что каждый человек нуждается в каждодневном покаянии. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что, омывая ноги ученикам, Иисус «научал их матери всех благ – смиренномудрию». В литургических текстах Православной Церкви, посвященных эпизоды опмытия ног ученикам,  возвещается о несравненном смирении Иисуса Христа: «Озера, и источники, и моря Сотворивший, благороднейшему смирению нас научая, опоясавшись полотенцем, омыл ноги учеников, смиряясь по преизбытку милосердия, и возвышая нас от пропастей порока. Смиряясь по милосердию, омыл Ты ноги учеников Твоих и к пути Божественному их направил». Существует богословская интерпретация этого эпизода, где рассматривается связь с таинством крещения, о котором сказано в Евангелии: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5). В таинстве крещения происходит рождение человека свыше от воды и Святого Духа, он становится членом Церкви, может участвовать в ее таинствах и усвоить плод искупительной жертвы Христа Спасителя. Древний богослов Кирилл Александрийский, толкуя слова Иисуса Христа, обращенные к Петру, писал: Христос «говорит о том, что, если кто не омоет чрез благодать Его скверну греха и преступления, тот будет не причастен жизни, даруемой Им, и останется не вкусившим Небесного Царства. Ибо нечистым не подобает входить в вышние обители, но чрез любовь ко Христу имеющим чистую совесть и освященным в Духе чрез святое крещение».  По слову преподобного Иоанна Дамаскина «в горнице святого и славного Сиона, вкусив со своими учениками ветхозаветную пасху и исполнив ветхий завет, Он умыл ноги ученикам, показывая символ святого крещения». В мистическом и духовном смысле эпизод с омовением ног полон священного символизма: Христос встал с вечери  – совершенный Бог Слово, совечный и единосущный Отцу и Святому Духу, сошел на землю – воплотился и вочеловечился, снятие верхней одежды – уничижение Себя, кенозис Сына Божиего, Он препоясался полотенцем – облекся в плоть, чтобы служить людям и исполнить Свою миссию, влил воды в умывальницу, омыл ученикам ноги и отер их полотенцем – это пророчество об искупительной жертве, которую принес Агнец Божий на Голгофе, ибо ритуал омовения – символ очищения и праведного жития, а то, что после омытия ног Христос снова облекся в верхнюю одежду и воссел на вечери – означает, что Христос воскреснет и будет прославлен на небе и на земле, вознесется на небеса и воссядет одесную Бога Отца.
                Христос сказал ученикам Своим, что желал провести с ними Тайную Вечерь прежде крестного страдания Своего – Он приоткрыл тайну Голгофы – страданий и смерти на Кресте, а затем и Воскресения Своего, сказав: «Не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф.;26:29). По толкованию святых отцов Церкви, выражение «новое вино» возвещает о том, что после крестной смерти Своей Христос воскреснет в нетленном и бессмертном теле, не имеющим нужды в пище, и воскресший Христос будет есть и пить с апостолами не в силу необходимости – тело Его не нуждалось в этом, – а  для удостоверения в Воскресении. В святом Евангелии говорится, что во время Тайной Вечери «Иисус возмутился духом» (Ин.;13:21) – взволновался святою душою Своею, объясняя Свое душевное состояние скорбью оттого, что один из учеников предаст Его: «Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться». (Мк.14:17–21). Замысел предать Христа созрел в коварном сердце Иуды, остальные ученики не имели такого намерения и страшились стать виновниками страданий и смерти своего Божественного Учителя, и со страхом вопрошали Господа: «не я ли?». В Евангелии от Матфея рассказывается, что и Иуда, предающий Христа, сказал: «не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал» (Мф.26:25). По безмерному и неизреченному милосердию Своему Христос скорбел всем сердцем о предательстве Иуды и, желая нравственно исправить предателя и привести его к покаянию, изрек страшные слова – «горе тому, кем Сын Человеческий предается! Лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф.;26:24). Если бы после этих слов Иуда раскаялся в своем злом умысле и с рыданием покаяния бросился бы ко Христу Спасителю, то обрел бы прощение от милующего Господа, но в душе Иуды не нашлось места страху Божиему и раскаянию. В Евангелии от Иоанна открывается страшная тайна Иуды – дьявол искусил его и вложил ему в сердце замысел предать Христа, сделав несчастного богоотступника орудием своей вражды с Богом. По мысли митрополита Иллариона Алфеева, «Когда же Иуда, не желая отставать от других, нагло спросил: «Учитель, не я ли?» – то Иисус ответил ему тихо, так что в то время другие Апостолы не расслышали ответа: ты сказал. Это была обычная форма утвердительного ответа, равносильная словам: «Да, это ты». Мысли Апостолов были так заняты поразившей их вестью, что они не расслышали или не поняли ответа Иисуса на вопрос Иуды; между тем им хотелось узнать имя предателя; и вот, Петр смотрит на Иоанна, возлежавшего рядом с Иисусом, и знаками просит его спросить Иисуса, кто предаст Его?». Припав к груди Иисуса Христа, апостол Иоанн тихо спросил:  Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» (Ин.13:23–30). Иуда был удостоен великой чести – участвовал в самом святейшем таинстве Евхаристии при установлении его Сыном Божиим на Тайной Вечере – это знак милосердия Божиего и того, что Господь всех зовет в Свою Церковь, искупительная жертва Христа принесена за всех, Он всех призывает к покаянию и причастию Святых Тайн, но причащение может быть во спасение, а может в суд и осуждение, ибо в таинствах человеку даруется Божественная благодать, но, чтобы принять этот бесценный дар, от человека требуется открыть свое сердце навстречу Богу и соблюдать заповеди Его: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). В церковных таинствах открывается величайшее проявление Божественной Любви, нисходящей к нам, несмотря на нашу падшесть, принимающей нас во всей полноте нашего человеческого бытия для нашего спасения и преображения, дабы соделать нас сынами Бога вышнего, но надо помнить, что Бог никого не спасет насильно, а великая тайна нашего спасения – это тайна содействия Божественной благодати и нашей человеческой свободы. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивал, что Христос сделал все, чтобы спасти Иуду – молился и вразумлял его, удерживал его от предательства словами и делами, даже сделал его участником Тайной Вечери, но сердце Иуды осталось чуждо Божьему вразумлению: «О, как велико ослепление предателя! Приобщаясь тайн, он оставался таким же, и наслаждаясь страшною трапезою, не изменялся. Это показывает Иоанн (Ин.;13:27), когда говорит, что после этого вошел в него сатана, не потому, что пренебрегал телом Господним, но издеваясь над бесстыдством предателя. Грех его велик был в двояком отношении: и потому, что он с таким расположением приступил к тайнам, и потому, что, приступивши, не вразумился ни страхом, ни благодеянием, ни честью. Христос не препятствовал ему, хотя и знал все, чтобы ты познал, что Он не оставляет ничего, что служит к исправлению. Поэтому и прежде, и после этого непрестанно вразумлял и удерживал предателя и словами, и делами, и страхом, и угрозами, и честью, и услугами. Но ничто не предохранило его от жестокого недуга. Вот почему Христос, оставив, наконец, его, чрез тайны опять напоминает ученикам о Своей смерти, и на вечери беседует о кресте, чтобы чрез частое предсказание сделать для них Свое страдание удобоприемлемым». В богослужебных текстах Страстной седмицы сказано, что Иуда принимал евхаристический хлеб из рук Самого Христа и стал причастником Святых Тайн, но не изменился душою – не раскаялся и не оставил замысел предать Спасителя: «Иуда – поистине порождение тех ехидн, которые вкусили манну в пустыне и роптали против Питавшего; ибо, когда еще пища была в их устах, клеветали они на Бога, неблагодарные. И этот нечестивец, держа в устах небесный хлеб, совершил предательство Спасителя». Святитель Иоанн Златоуст проповедовал, что Евхаристия – это величайшее таинство Церкви, она – Святая Святых нашей веры, а потому, приступать к Святой Чаше нужно с трепетом и благоговением, молитвой и покаянием, верой и надеждой, страхом Божиим и любовью ко Христу, а те, кто отвергают Христа и попирают веру и святыни Церкви, смеются над таинствами и догматами – те попирают Кровь Нового Завета и причащаются недостойно, обрекая себя на осуждение и муку, посему – никто не должен причащаться без веры во Христа и никто не должен приступать к Святым Тайнам Христовым подобно Иуде – с нераскаянным и лукавым сердцем, не очищенным слезами горящими искреннего и чистосердечного покаяния.
                Христос возвестил ученикам, что предначертанное Помыслом Божиим должно сбыться – арест Христа, суд на Ним, Его страдания и смерть на Голгофе, сошествие во Ад и воскресение из мертвых, но Божественный Искупитель сделал все, чтобы удержать Иуды от предательства и очистить его сердце от коварного замысла, но выбор оставался за самим Иудой – избрать раскаяние и верность Христу или нераскаянность и измену, ибо Господь никогда не лишает человек свободной воли. По слову мудрого старца Иоанна Крестьянкина, «свободу человека никто отнять не может, даже и Творец его. Великий дар свободы избирать благое или злое делает нас со-творцами своему Творцу – Богу или соучастниками губителя своего – врага рода человеческого». По замечанию русского религиозного философа Николая Бердяева, Христос не воспротивился планам Иуды не только потому, что надлежало сбыться пророчествам Ветхого Завета и Сын Божий пришел искупить грехи мира голгофской жертвой, но и потому что не захотел лишать людей их свободы – Христос добровольно избрал путь кенозиса – самоуничижения, Он отказался применять Свое Божественное всемогущество и отдал Себя в руки нечестивцев, приговоривших Его к смерти, избивавших Его и обрекших на страшные мучения – на распятие, Христос не призвал двенадцать легионов ангельских, не сошел с Креста и не явил чуда, дабы не нарушить свободу людей и не лишить их права выбора и самоопределения: «Христос не хотел никакого насилия; Он не насильственно спасал, хотел любви и свободы, утверждал высшее достоинство человека. Христос явился миру в образе Распятого, был унижен и растерзан силами этого мира... Весь смысл явления Христа миру в том и заключается, чтобы мир свободно узнал Христа, полюбил Царя в образе Распятого, увидел Божественную мощь в кажущемся бессилии и беспомощности». По рассуждению святого Кирилла Александрийского нельзя порицать Бога за то, в чем повинен человек, ибо Творец даровал каждому из нас разум, совесть и свободу выбора и самоопределения, но одни люди употребляют свободу в добрых целях – устремляются к высшему совершенству и живут по воле Всевышнего, становясь уже в земной жизни  причастниками благ будущего века, а другие – увлекаются неудержимым водоворотом страстей, живут грешной и порочной жизнью и сами обрекают себя на вечное наказание в день Страшного Суда. Христос избрал Иуду в число Своих учеников – апостолов, ибо он был способен следовать а Спасителем, но сатана искусил его корыстолюбием и через эту страсть сделал его предателем – у Иуды была возможность не пасть, покаяться в коварном замысле своем и вернуть утраченное апостольское достоинство, но он избрал участь христопродавца и самоубийцы. В богослужебных текстах Православной Церкви провозглашается, что Иуда остался неисправим в своем коварстве – он лукавый лжец и льстец, раб греха, закоренелый сребролюбец и жадный собиратель земных богатств забывший, что должно устремляться духом к нетленному, вечному и духовному, не стяжать мирские сокровища мимолетной земной жизни, а искать Царство Небесное и правду его, он – окаянный грешник, замысливший отдать Праведного Судию в руки беззаконным земным судьям, он предал Спасителя своего, а затем – испытал страшную муку угрызений совести, впал в отчаяние, проклял жизнь свою и удавился – убил себя: «Когда славные ученики на вечери при умовении ног просвещались; тогда Иуда злонамеренный, зараженный сребролюбием, совсем омрачился; и Тебя, Праведного Судию, замыслил предать беззаконным судьям. – Жадный собиратель богатств! Посмотри на удавившегося из-за них! Избегай жадности, – вот на что дерзнула она в отношении к Учителю; Господи, милостивый во всем, да будет Тебе слава!» (Тропарь на Великий Четверг). «Взяв хлеб в руки, предатель тайно их же простирает и берет цену Создавшего Своими руками человека; и неисправим остался Иуда, раб и льстец» (Кондак на Великий Четверг). По Божественному всеведению Христос Сердцеведец знал, что дьявол овладел самими духовными основаниями жизни Иуды – превратил его в сребролюбца и  сына погибельного, в сердце которого иссякла последняя капля добра, и когда Христос сказал ему таинственные слова – «что делаешь, делая скорее», то Иуда Искариот вышел из апостольского круга и покинул Тайную Вечерь – ученики Иисусовы думали, что Иуда послан купить что-нибудь на наступающий восьмидневный праздник или раздать милостыню нищим, но духовный смысл слов Христа заключался в том, что окончательно разорвались невидимые узы благодати, удерживающие погибающего апостола в святом круге учеников Иисусовых и не дававшие сатане увлечь его душу в Ад. Иуда понял, что его предательский замысел известен Христу, а потому он поспешил в синедрион за стражей, чтобы быстрее схватить Сына Божиего. В Евангелии сказано, что когда Иуда удалился из круга апостолов, то была ночь. В мистическом и духовном смысле ночь – это символ того, что в душе Иуды окончательно померк свет веры и он лишился Божественной благодати, оказавшись во власти дьявола, став орудием его лукавого князя мира сего.
                После ухода Иуды святая душа Христа испытала облегчение и Мессия, идущий на Крест ради нашего спасения, мог дать последние наставления ученикам, на которых вскоре будет возложена апостольская миссия возвестить всему миру и всем народам земли благую весть о Христе распятом и воскресшем, о победе Сына Божиего над смертью и Адом.  На Тайной Вечере Христос сказал апостолам Своим: «вы соблазнитесь о Мне. Ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Мф.26:31). Этими словами Христос желал побудить учеников всегда внимать Священному Писанию, ибо там заключено Слово Божие, а в то же время, показать, что Он распинается по воле Своего Отца Небесного – Он не противник Ветхому Завету и Богу, Он – Мессия, пришедший исполнить то, о чем возвещали древние пророки Израиля. Когда Иисус сказал, что Божественный Пастырь будет поражен – Сын Божий предан на страдания и смерть, а овцы Его рассеются – ученики разбегутся, то пламенная душа апостола Петра вознегодовала и он воскликнул: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф.26:33). Великую и неизреченную тайну открыл Христос во время Тайной Вечери, сказав: «Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев  твоих» (Лк.22:31-32). По свидетельству Христа Богочеловека, сам лукавый князь мира сего дерзнул прочить у Вседержителя позволения «сеять» и прочих учеников Христовых как пшеницу – приступить к ним с искушениями, как свое время приступил дьявол искушениями к Иову, а Христос молился за ученика Своего, дабы, когда будет попущено Премудростью Божьей духу тьмы совершить искушение, не оскудела бы его вера – чтобы Петр, восстав от будущего падения своего – троекратного отречения от Христа, устоял в вере и через молитву, покаяние и смирение вернул сове апостольское достоинство и утвердил братьев своих в вере во Христа. Пламенный апостол Петр самонадеянно сказал Христу: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк.22:33), но Спаситель обратил Свое слово к Петру с предостережением и пророчеством, чтобы тронуть его сердце и показать как опасно его будущее испытание и падение: «говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк.22:34). На исповедании Петром Христа как Сына Бога Живого основана Церковь, которую не одолеют врата адовы, именно апостолу Петру Иисус сказал – «дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф.18:19), но по Божественному всеведению Своему, Христос знал, что наступит час испытания веры и Петр трижды отречется от Сына Божиего – это искушение апостола Петра и его отречение было попущено по великой и неизреченной Премудрости Божией, чтобы очистить его душу от страсти гордости, которая не раз толкала Петра противоречить Самому Богу. По нравственно-назидательному разъяснению Иоанна Златоуста, «Христос попускает пасть Петру для того, чтобы научить его во всем повиноваться Ему, и определение Его почитать вернейшим собственного суждения. Да и прочие получили немало пользы от его отвержения, познавши немощь человеческую и истину Божию. Когда сам Бог предсказал что-нибудь, то не должно уже оспаривать этого и восставать».
Центральный момент Тайной Вечери – это благословление хлеба и вина и установление таинства Евхаристии, совершенное Христом Искупителем: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф.26:26–30). В смысловом центре Тайной Вечери не воспоминание о событиях ветхозаветной истории – об исходе Израиля из Египта и освобождении евреев от рабства, а установление таинства Евхаристии, прощальная речь Христа в которой возвестил о славе Сына Человеческого и Своем единстве с Отцом, Он дал ученикам Своим новую заповедь о любви, предрек гонения и обещал послать Утешителя – Святого Духа, чтобы образовалась Новозаветная Церковь. На Тайной Вечере Христос воспользовался древним ветхозаветным обычаем, но наполнил его новым евангельским содержанием, ибо христиане – верные сыны Царства Небесного, вспоминают не только исход евреев из Египта, но прежде всего, Христа Богочеловека и дарованное Им через искупительную жертву освобождение от власти дьявола, от греха и смерти. Христос есть единственный Спаситель мира и Божественный Искупитель грехов рода человеческого, Он восходит на Крест и отдает Свое пречистое тело и проливает Свою святую кровь ради нашего спасения, а Евхаристия служит вечным напоминанием принесенной Им жертвы – «сие творите в Мое воспоминание» (Лк.;22:19), благодарением Богу за наше спасение иерейским возгласом –  «Благодарим Господа!», и песнопением хора – «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней», таинством мистического и онтологического единения со Христом Спасителем и чашей нашего спасения: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.;26:27–28). Христос есть Небесный Архиерей и Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира, добровольно и самоотверженно приносящий Себя в страшную жертву ради всех нас, соделав голгофский Крест – орудием нашего спасения и ниспровержения царства тьмы. Христос возвести ученикам Своим, что евхаристическая чаша есть «Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк.22:14–20). Задаваясь вопросом – «что такое Евхаристия?», протоиерей Валентин Свенцицкий в своих «Диалогах» писал: «Тело и Кровь Христа, которые мы вкушаем в таинстве, есть Тело, за нас ломимое, и Кровь, за нас изливаемая, то есть голгофская искупительная жертва. В Божественной Евхаристии дана нам Голгофа в таинстве. В основе Голгофы лежит Божественная Любовь. И величайшая милость Божия к нам заключена в том, что в этом страшном таинстве дана нам возможность не в чаяниях наших, а в непостижимой реальности, в условиях нашего вещественного бытия, сделаться причастниками этой голгофской жертвы и Божественной Любви. Для нас верующих в таинстве Евхаристии мы соединяемся существенно со Христом, то есть соединяемся всем существом нашим, а не только умом или душой». Святитель Иоанн Златоуст пояснял, что таинства – это церковные священнодействия, в которых действует Божественная благодать, а внешняя сторона таинств необходима для нас, ибо всемогущий Господь сотворил не только незримый и духовный мир, но и видимый, вещественный и материальный мир, а человек – причастник двух миров, он имеет духовное естество – дух, и чувственное естество – тело, и чтобы приобщить к Богу и освятить всего человека – единую человеческую личность, необходимо, чтобы в таинстве участвовал весь человек – дух, душа и тело, в таинстве же Евхаристии Христос дарует верующему всего Себя: «Если бы ты был бестелесен, то Христос сообщил бы тебе эти дары бестелесно; но так как душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает тебе через чувственное. Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду, обувь! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе самого Себя, и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь». Христос дал Церкви не только высочайшее богословское и нравственное учение, заключенное в Нагорной проповеди и притчах, не только память о чудеса – явлении всемогущества Божиего, но и таинство Евхаристии, чтобы люди могли стать причастниками Божественной Жизни через причастие Святых Тайн Христовых, и Сам Господь Бог проник внутрь человека, а человек таинственно и существенно соединился с Ним всем естеством – духом и плотью, и в венах его заструилась кровь Нового Завета. Таинство Евхаристии – это Святая Святых и сердце Божественной Литургии, она дарует верующим во Христа возможность жить всей полнотой мистического и онтологического единения со Христом, ибо в каждом Агнце в различных православных храмах и в каждой частичке раздробленных Агнцев пребывает весь Христос и мы духовно и телесно соединяемся с Ним, являясь для нас источником жизни и бесценным Божественным даром, дающим нам возможность жить во Христе. По слову архимандрита Рафаила Карелина, «православное учение о Евхаристии занимает особое место в сотериологии, догматическом и нравственном богословии, а также в экклесиологии и аскетике. Евхаристия –  это высшее из таинств, это главное условие и действенная сила для обожения человека, живущего на земле. По отношению к другим таинствам Евхаристию называют солнцем в сравнении со звездами. Причащение является центром духовной жизни христианина. Без таинства Евхаристии невозможно спасение».
                Таинство Евхаристии – это основа всей христианской жизни, а ее смысл – соединение со Христом, вхождение в Божественную Жизнь, пребывание в Нем. Христос – истинный Сын Божий и Сын Человеческий, Он дал нам не только Свое небесное учение – философию Святого Духа, но дал нам, прежде всего, Самого Себя – возможность мистического соединения с Собой через Евхаристию. По слову русского религиозного философа Евгений Трубецкого, отличительная особенность христианства заключается в том, что в центре нашей веры – евангельская Личность Христа Богочеловека, если мудрецы Востока и Запада – Конфуций и Будда, Зороастр, Пифагор и Платон – предлагали людям свое учение, то Христос предложил Самого Себя, Он – наш Спаситель, пожертвовавший Собой ради нас, Судия живых и мертвых, Он – высочайший нравственный идеал и Искупитель, самое существенное соединение с Которым возможно через таинство Евхаристии. Иисус из Назарета есть совершенный Бог и совершенны человек, Он – истинный Богочеловек, пришедший искупить грехи мира, называющий Себя небесным хлебом жизни и возвещающий, что отвергающий таинство Евхаристии – причастия пречистому Тело и святой Крови Сына Божиего – не будет иметь жизни вечной и не унаследует Царства Небесного: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:48–51). Святитель Кирилл Иерусалимский учил, что когда мы причащаемся пречистого Тела и святой Крови Иисуса Христа, то становимся Ему сотелесными и единокровными – родными по духу и по крови, а через это духовное и кровное родство мы являемся живыми членами святой Церкви – мистического Тела Христова, и наследниками Царства Небесного, а потому всякий пренебрегающий таинством Евхаристии – далек от Христа Спасителя и сам отлучает себя от Церкви и чаши жизни, он лишает себя права называться христианином и сыном Божиим, ибо только тот, кто верует во Христа и причащается Тела и Крови Его, может с полным правом называть Бога своим Небесным Отцом. Таинство Евхаристии – это святая истина и сердцевина Церкви, верующие во Христа собираются вокруг евхаристической чаши, а без таинства Евхаристии нет христианства, Церкви и спасения: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин.6:53–58). Апостол Павел свидетельствовал, что люди, отвергающие Евхаристию, бывают наказаны в земной жизни болезнями и преждевременной смертью, а в вечности – отлучением от Христа. Христос – Бог Авраама, Исаака, Иакова, Он – не Бог мертвых, но Бог живых. Христос – предвечный Бог Слово, единосущный и равночестный Отцу и Святому Духу, Он – Властелин над жизнь и смертью, Он не только искупил грехи рода человеческого на Голгофе, но и воскрес  из мертвых и победил смерть, положив для нас начало жизни будущего века, где смерти уже не будет, и, причащаясь Святых Тайн Христовых мы принимаем в себя то, чего нет ни в нас самих, ни во всей вселенной – мы принимаем семя бессмертия, а само великое таинство Евхаристии есть вечной жизни будущего века, залог нашего воскресения из мертвых не в суд и осуждение, но в жизнь вечную и наследование Царства Небесного. Мы – христиане – являемся наследниками Царства Небесного, но если мы не исполним заповедей Христа и не будем участвовать в литургической жизни Церкви и ее таинствах, то, как мы унаследуем Царство Божие? Со времен грехопадения Адама весь земной мир лежит во зле и все живущие заражены вирусом смерти. Христос – великий и искусный Небесный Врач, Он пришел спасти и исцелить нас – детей ветхого Адама – от греха, смерти и тления, через Свою Собственную животворящую и святую Кровь, являющуюся источником вечной жизни и бессмертия, но для того, чтобы причастие Святых Тайн Христовых стало для нас спасительным мы призваны не только участвовать в литургической жизни Церкви, но и бороться со страстями, очищать сердце свое покаянием и освящать ум молитвой, изучать Слово Божие и черпать мудрость из Священного Писания и Священного Предания, жить по заповедям Христа Спасителя – жить по заветам Евангелия и быть подлинными членными Церкви – настоящими христианами по духу и образу жизни. Святитель Иннокентий Херсонский глубокомысленно писал, что на каждом из нас лежит колоссальная нравственная ответственность, ибо Христос пролил за нас Свою святую кровь на Голгофе и мы призваны  усвоить поды Его искупительной жертвы: «Да будет мысль о соединении нашем со Христом правилом наших действий, да удерживает она нас от всего противного Христу и Его святому закону; да располагает ко всему, что честно и похвально перед Богом и людьми! Не попустим, чтобы возлюбленный Жених душ наших терпел и страдал от соединения с нами! Дорого стоила Ему возможность питать нас Своим Телом и Кровью; для этого надлежало взойти на Крест. Не попустим же, чтобы Он, входя под кров души нашей, вновь обрел там для Себя Голгофу». С апостольских времен Церковь догматически и литургически исповедовала, что в таинстве Евхаристии таинственным и чудесным образом хлеб претворяется в пречистое Тело Христово, а вино – в истинную святую Кровь Его. В священном таинстве Евхаристии все непостижимо для ума, но понятно для любящего Христа и верующего в Него – в таинстве веры и опыте церковной жизни преодолеваются все самые отчаянные сомнения ума и ум преображается верой, начинает рассуждать духовно и исповедовать святые и богооткровенные истины, изложенные в библейских книгах. Святые отцы Церкви называли Евхаристию величайшем из таинств, ибо когда евхаристические дары претворя¬ются в Тело и Кровь Христа, то в Святых Дарах пребывает Сам Христос Богочеловек – только Христос мог совершить искупительную жертву и победить смерть, только Он может сделать человека причастником вечной жизни и ввести в единение с Собой – никто не мог бы заменить Христа на Голгофе и в Евхаристии. О, великое и несравненное чудо! – святейшее таинство таинств, Евхаристия, она – средоточие и центр всей духовной и религиозной жизни христиан, чаша жизни и знак безмерной любви Божией к нам – непостижимое таинство соединения со Христом, а потому, чтобы достойно причащаться во спасение, все мы призваны хранить себя от страстей, греха и нечистоты, устремлять душу к горнему и отрешаться от мирских сует, быть верными Слову Божиему, молитвенно благодарить Господа за неизреченный и безмерно великий дар – и тогда мы будем сынами Божиими и войдем туда, где пребывает Господь и все Его святые – В Царство Небесное и жизнь будущего века.
Когда апостолы причастились Святых Тайн Христовых, Иисус в прощальной речи Своей возвестил – «ныне прославится Сын Человеческий и Бог прославится в Нем» (Ин.13:31). По разъяснению святителя Иоанна Златоуста Христу Искупителю надлежало «быть преданным смерти и победить смерть, и после смерти явиться более могущественным, чем прежде, – это действительно великая слава». При мысли о грядущей крестной смерти Своей и разлуки с учениками, Христос пророчески сказал им: «Дети! Недолго уже Мне с вами. Будете искать Меня, и как сказал Я иудеям, что куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь» (Ин.13:33). Христос знал, что Сыну Божиему надлежит взойти на Крест – принести великую и страшную жертву ради искупления грехов мира, а ученики должны жить и продолжить дело Его не земле, и чтобы они были истинными христианами и жили святой жизнью Мессия дал новую заповедь любить друг друга совершенной, жертвенной, возвышенной и духовной любовь, как любит Сам Господь: «да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.;13:34–35). Любовь – это высочайшее имя Божие, она – основа и венец всей христианской жизни, совокупность всех совершенств и вершина добродетели, ибо из любви к человечеству Небесный Отец отдает Своего Единородного Сына, а Христос добровольно отдает жизнь Свою, дабы всякий верующий в Него не погиб, а обрел жизнь вечную и унаследовал Царство Небесное. В Нагорной проповеди Своей Христос  учил народ любить Бога, ближних и врагов – даже жертвовать жизнью своей за Бога и людей, ибо жертвенная, бескорыстная и самоотверженная – признак, отличающий последователей Христовых. Христос напоминает апостолам, что любовь к Богу выражается в исполнении заповедей Его: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21). Когда Христос рассказал ученикам о грядущей разлуке, то в пылком и любящем сердце апостола Петра мучительно отзывалась мысль о предстоящей разлуке с Божественным Учителем, и он воскликнул: «Господи! куда Ты идешь?», а Иисус ответил Петру: «куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною» (Ин.;13:36). Сильное желание во что бы то ни стало быть верным Христу и идти за Ним всюду, куда бы Он ни пошел, пылало в душе Петра и он дерзновенно заявил: «Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя» (Ин.;13:37). В Евангелии от Луки отмечено, что Петр ни но одно мгновение не мог допустить мысли об измене Христу и обратился к Нему с с самонадеянным словами: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк.;22:33). Как величайший и всеведущий Божественный Сердцеведец, Христос знал, что любовь Петра не достигла той высшей степени, когда она изгоняет из сердца всякое малодушие и страх – страх перед страданием и смертью, и Спаситель грустно предрек Петру о том, что его ожидает суровая борьба с искушениями и испытаниями, и сказал ему: «истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух сегодня, как ты отречешься от Меня трижды» (Ин.13:38). В прощальной беседе с учениками Христос открыл великую тайну Своей сотериологической миссии – Он добровольно отдает Себя в жертву и взойдет на Крест, чтобы приготовить место верующим в Него в обителях Отца Небесного – Он есть Путь, Истина и Жизнь, и никто не  может прийти к Отцу, как только через Него – не верующий в Сына и не любящий Его не может веровать и любить Отца Небесного, ибо Сын Божий – образ Его. Христос ведет верующих в Него к Небесному Отцу Своему, а христианская жизнь – это восхождение к Богу и Царству Небесному, следование за Христом, путь страданий, смерти и Воскресения, ибо путь на небеса лежит через Голгофу. Сам Господь Христос есть единственный Путь, ведущий нас к Богу, Он – предвечный Логос – сама Божественная Истина и воплощенная Премудрость Божья, Он открыл людям вечную истину Божию и путь к вечной жизни, и возможность спасения дарована нам через Его страдание, смерть и Воскресение.
                С изумлением и смущением слушая речь  Христа, апостол Филипп сказал: «Господи! покажи нам Отца и этого будет довольно, чтобы мы уверовали во все, что Ты говоришь». Преподобный Ефрем Сирин писал о том, что Филипп хотел узреть Бога очами, подобно тому, как праведники видели Ангелов, а Христос дал ему ответ о видении Божества, Которое воспринимается духовными очами веры – видевший Меня видел и Отца», ибо во Христе обитала вся полнота Божества телесно, Он единосущен Отцу и Святому Духу по Своему предвечному Божественному естеству, Он Сам  – зримый образ Бога невидимого, пришедший исполнить волю Отца Вседержителя и силой Его творил чудеса Свои, но только очами веры можно узреть в Иисуса из Назарета истинного Мессию и Спасителя мира. Христос дал обетование ученикам Своим, что не оставит их сиротами – будет с ними во все дни их жизни с Отцом Своим и после Своего Воскресения и Вознесения умолит Отца Небесного ниспослать Божественного Утешителя – Святой Дух Истины, Премудрости и Откровения, проницающий все глубины Божии, Который сотворит Свою обитель в душах верующих во Христа и будет пребывать с ними до конца их жизни, научит их всему, что необходимо для апостольской проповеди и напомнит им все, что говорил Христос и чего они прежде не могли понять. В святой день Пятидесятницы исполнится пророческое слово Христа о ниспослании ученикам Его Утешителя – Святой Дух в образе огненных языков сойдет на апостолов, пребывающих в Сионской горнице, даст им благодать и образует Новозаветную Церковь, научит языкам всех народов, воспламенит на проповедь о Христе распятом и воскресшем, преобразит апостолов из сомневающихся и малодушных людей в пламенных благовестников и проповедников Слова Божиего, исповедников веры во Христа, не страшащихся гонений, испытаний, скорбей и смерти. По Божественному всеведению Своему Христос знал, какой злобой мир ответит на апостольскую проповедь Церкви, и сказал ученикам Своим, что они не будут иметь на земле тихий и спокойной жизни, ведь им предстоит благовествовать иудеям и язычникам, Сын Божий предрек апостолам мученический венец – «в мире будете иметь скорбь», ибо, если над Ним исполнятся пророчества и Его причислят к злодеям, будут истязать и распнут, то и учеников Его будут ожидать страдания и испытания, но в то же время, Господь укрепляет их в вере, призывает отвергнуть всякий страх и малодушие, помнить, что Церковь не одолеют и врата адовы и быть мужественными и стойкими духом, ибо они – вестники всемогущего Бога – «мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33). Христос обратился к ученикам Своим с таинственной речью о мече – «продай одежду и купи меч» (Лк.22:36). Прощальный призыв Христа нельзя понимать буквально – Он призывал распространять Свое небесное учение  не силой меча, но словом истины и праведной жизнью, а в Гефсиманскую ночь запретил апостолу Петру защищать Его силой, предупредив, что «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.;26:52). Таинственные слова Христа – «продай одежду свою и купи меч» надо понимать как иносказание: продать одежду свою – означает сбросить с себя ветхое рубище падшего Адама – греховность, а купить меч – обрести Слово Божие, которое сравнивается в Священном Писании с обоюдоострым мечом, исходящим их уст Господних, стать воином Христовым и посредством непрестанной молитвы вести духовную борьбу не с плотью и кровью, но с духами злобы поднебесными – с дьяволом и его аггелами – демонами. В нравственном смысле Христос завещает ученикам Своим среди всех гонений, скорбей и испытаний быть крепкими как закаленный и сверкающий меч. Апостол Павел будет писать в послании к Ефесянам о том, что каждый христианин – это воин Христов, борющийся с дьяволом, а потому он призван облечься в евангельские добродетели и иметь духовный меч – Слово Божие: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша война не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных... Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.;6:11–12,14–17). Тайная Вечерь подошла к концу и Христос сказал ученикам, что составляет им мир  – мир, о котором пели Ангелы в рождественскую ночь, примирение с Богом и согласие между людьми, воцаряющееся на основе вечной правды и взаимной любви: «Мир оставляю вам, мир Мою даю вам… Да не смущается сердце ваше и да не устрашится» (Ин.14:27). Христос Богочеловек произнес таинственные слова – «иду к Отцу, Который более Меня», и смысл этих слов следующий: По предвечному Божеству Своему Христос равен Богу Отцу, но по воспринятому человеческому естеству Он меньше Отца Своего. По толкованию преподобного Симеона Нового Богослова, когда Христос говорит – «Отец мой более Меня», то Он говорит это о плоти Своей, а не о Божественном Лице: «Я равен Отцу постольку, поскольку рожден от Него; но Он более Меня постольку, поскольку Я рожден от Девы». В прощальной речи Своей Христос изрек, что князь мира сего ничего не имеет в Нем, ибо Христос – Единый Безгрешный и Спаситель мира, вся Его земная жизнь от Вифлеема до Голгофы – высочайший образец святости и нравственной чистоты, Он есть Свет и нет в Нем никакой тьмы, Он – безупречный Бог и безупречный человек, в Нем одном наше спасение и оправдание. Тайная Вечерь окончилась, Христос и апостолы пропели Псалмы и направились к Елеонской горе. В чертогах Гефсиманского сада должно было совершиться Иисусово моление о чаше.


Рецензии