Ч. 8. Похищение века

Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/12/12/19

Гитлеровцы ворвались в город Пушкин в ночь с 17 на 18 сентября 1941 года.

14 октября 1941 года Янтарная комната была вывезена из Царского Села. 

В начале войны ввиду быстрого наступления немецкой армии удалось эвакуировать лишь коллекцию художественного янтаря, состоящую из отдельных предметов, находившуюся в Янтарной комнате.

Попытки демонтажа самой Янтарной комнаты предпринимались, но оказались неудачными  (http://proza.ru/2022/12/12/19). В итоге янтарные панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами. Это говорит о том, что, по-видимому, организаторы эвакуации не смогли или не пытались в то тревожное время найти нужных квалифицированных специалистов для демонтажа янтарных плит.
Ведь впоследствии  немцы это сделали, и достаточно быстро.

Фашисты знали, что ищут. Ещё в конце 1930-х годов в СССР побывала группа немецких искусствоведов под руководством ведущего эксперта Нильса фон Хольста, руководившего внешними связями музеев Берлина. К началу войны искусствоведы составили список культурных ценностей из советских музеев для вывоза в Германию. В составе немецких частей, вошедших в Царское Село, находились специалисты команды "Кунсткомиссион"("Художественная комиссия"), которая занималась вывозом художественных ценностей.

Два из них, капитаны вермахта доктор Пёнсген и доктор граф Сольмс-Лаубах, искусствоведы по образованию, прибыли с конкретной целью. С помощью 7 человек из строительного батальона в течение 36 часов был проведён демонтаж Янтарной комнаты, которую члены специального подразделения Северной группы войск вермахта в октябре 1941 года перевезли в 27 ящиках в Германию. 
По иронии судьбы, Янтарная комната вернулась на свою историческую родину, в Пруссию. 

О том, что Янтарная комната находится в Германии, Гитлер узнал из сообщения ТАСС. Он потребовал разъяснений от Риббентропа, на что последовал ответ: 
"Из Екатерининского замка осенью 41-го года в безопасное место был вывезен Янтарный кабинет, подарок короля Фридриха Вильгельма Петру Первому...  Кабинет временно разместили в Кёнигсбергском замке. Таким образом, это уникальное произведение искусства сохранено от разрушения. Тогда же было вывезено 18 грузовиков наиболее ценной мебели и других произведений искусства и, прежде всего, картин, в Кёнигсберг для их лучшей сохранности... 
Иоахим фон Риббентроп, рейхсминистр иностранных дел."

По первоначальному замыслу, похищенный шедевр должен был до конца войны храниться в подвалах Рижского замка в оккупированной Латвии, откуда потом его надлежало отправить в немецкий город Линц, где был основан художественный Музей фюрера в его честь на основе конфискованных и приобретённых Третьим рейхом произведений искусства.(Фюрер-музей, нем. Fuhrermuseum). Предполагалось, что помимо самого Музея фюрера, в него войдут театр, плац для проведения парадов, библиотека и отель.
Этот проект Гитлера остался нереализованным.  

Гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох и директор Художественных собраний Кёнигсберга, крупнейший специалист по янтарю доктор Альфред Роде попросили Гитлера до создания музея в Линце выставить Янтарную комнату в Кёнигсбергском замке. Разрешение было получено, и в ноябре 1941 года сокровище украсило собой Королевский замок, где находился музей янтаря под руководством Альфреда Роде.
 
Это подтверждается записью в дарственной книге Кёнигсбергского музея под № 200 в том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.

С апреля 1942-го по август 1944 года панели Янтарной комнаты были смонтированы в одном из музейных залов Королевского замка Кёнигсберга, который по размерам был существенно меньше Янтарной комнаты в Царскосельском дворце. В немецких документах эта "маленькая" Янтарная комната именовалась "немецким Янтарным кабинетом". C тех пор примерно треть "лишних" янтарных панно хранилась отдельно в подвалах замка или Имперского банка напротив. 

В 1942 году Янтарную комнату выставили для обзора узкому кругу лиц в Кёнигсбергском Королевском замке. Янтарная комната вплоть до весны 1944 года находилась в зале Королевского замка. Доступ осуществлялся сначала только по пропускам, но позднее стал свободным.

Альфред Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кёнигсбергского музея. Любитель янтаря и фанатик янтарных произведений искусства, Альфред Роде опубликовал новость о Янтарной комнате в журнале "Пантеон". Некоторые фотографии были опубликованы в 1942 году. Альфред Роде находился "рядом с Янтарной комнатой" до весны 1945 года.

Адольф Гитлер тоже очень любил янтарь. В журнале "HistoryLost.Ru-Загадки истории" специалист по янтарю Георг Татерр рассказывает об этой мании нацистского диктатора: "Многие предприятия по обработке янтаря работали на Гитлера. Если кто-нибудь из политиков хотел ему угодить, то дарил изделия из янтаря, обладающего, по убеждению фюрера, тёплыми целебными свойствами, спасающими от судорог и ревматических болей. Как только Гитлер захватил власть, он произнес известную фразу "Янтарь - это немецкое золото" и регулярно посещал янтарный комбинат под Кёнигсбергом". 

О лечебных свойствах янтаря лекари писали уже с 15-го века.

Интересный факт: в 1934 году, после прихода нацистов к власти, был принят специальный закон о защите янтаря, которым за его подделку или фальсификацию предусматривался штраф до десяти тысяч марок. Отменили этот акт лишь в 2006 году.

Кстати, известно, что Екатерина II спасалась от недомоганий, забот и плохого настроения в Янтарной комнате Екатерининского дворца.

В ночь на 30 августа 1944 года в результате массированного налёта английской авиации в замке случился пожар, при котором шесть цокольных янтарных панелей оплавились, о чем 2 сентября доктор Роде сообщил своему начальству в Берлин. Однако остальные янтарные панели не пострадали. Их упаковали и сложили в Орденском зале замка, уцелевшем после бомбежки. Это было последнее место, где находилось уникальное произведение искусства.
Директором музея Альфредом Роде была сделана запись: "Упаковываю Янтарную комнату в ящики".

По приказу из Берлина, в январе 1945 года ящики с янтарными панелями попытались вывезти в глубь Германии, но не смогли, так как советские танки перекрыли железную дорогу. Поэтому ящики с янтарными панно хранились в Орденском зале Кёнигсбергского замка вплоть до начала штурма города советскими войсками. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Её поиски пока не дали результатов. Последнее официальное упоминание о ней датировано 12 января 1945 года.

9 апреля 1945 года войска 3-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского штурмом овладели городом и крепостью Кёнигсберг.

Поздно вечером 9 апреля 1945 года (сразу после капитуляции кёнигсбергского гарнизона) замок был занят советской воинской частью, а 11 апреля в разрушенном замке неожиданно начался пожар.

Дальнейшая судьба Янтарной комнаты до сих пор окутана тайной.
Руины церквей в Восточной Пруссии, штольни в Геттингене, банковские сейфы в США, музейные подвалы в России - о местонахождении сокровища существуют самые различные предположения.

Сегодня насчитывается около шестисот предполагаемых мест, в которых, как было заявлено, она хранится. А количество мифов, легенд и странных загадочных событий, связанных с ней, и вовсе не поддаётся подсчёту.

Продолжение  http://proza.ru/2023/02/03/1758


Рецензии
Украдена, и следы ее нахождения теряются во времени. А его уже столько прошло! Вряд ли удастся когда-нибудь ее отыскать.
Очень детально Вы всё описали, Светлана.

Удачи Вам!
С уважением.

Татьяна Шмидт   15.04.2024 20:02     Заявить о нарушении
Да, Татьяна, вы правы. Именно потому, что вряд ли удастся когда-нибудь отыскать Янтарную комнату, мастера создали новую. Наверное, вы знаете об этом.

Светлана Шаляпина   16.05.2024 19:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.