Как написать книгу

Как написать свою книгу. Пособие для начинающих.
  Несколько лет назад я решил написать книгу. Сам не понимая откуда, меня преследовал будущий сюжет, хотя подобного опыта и подобных событий в моей жизни не происходило. Я просто сел и начал излагать то, что крутилось в голове. Это было до определенной точки, а потом понял, что продолжение и развитие событий нужно продумывать.
О чем книга? Как может автор ответить на этот вопрос? Кроме происходящих событий, мой сюжет – о современном обществе с большим социальным расслоением – от одиноких и бедных людей до имеющих неограниченные власть и деньги. Из этого вытекают сопутствующие проблемы государства – насилие и преступность, нищета, безработица и толчок к асоциальному образу жизни.
Для чего же это все надо было писать? Да, началось все с того, чтоб не держать в голове, а потом и самому интересно стало, как будут развиваться события, и чем все закончится. Хоть я и начинающий автор, а понимаю, что удовлетворение доставляет сам процесс написания текста и оживление событий происходящих только в воображении. В ходе изложения, однако, некоторые моменты пришлось поменять, поскольку, несмотря на первоначальный замысел, это приобретало более логичный оборот.
Пока еще произведение не окончено, очень хочется ком-нибудь показать его для получения независимой оценки и, в принципе, чтоб услышать мнение, заслуживает ли это хоть малейшего внимания. С другой стороны, написание данной книги, скорее, не ради коммерческого интереса, а для самореализации и получения наслаждения от того, что нравится делать.
Единственным препятствием к создания текста выступает лишь отсутствие само организованности и, видимо, неправильное распределение свободного времени. В связи с этим берусь «за перо»  чаще только тогда, когда вдохновение слишком переполняем в ущерб регулярности труда.
Думаю, что главной наградой за работу над книгой будет не авторский гонорар, а признание того, что произведение приобретает оконченный литературный вид.
В детстве я очень много читал, особенно классиков, причем как отечественных, так и зарубежных. Особенно вдохновило меня творчество Ф.М.Достоевского с неподражаемым стилем изложения и настолько точными, попадающими в точку, фразами, которые хочется все записать в блокнот и постоянно перечитывать. Конечно, в процессе написания моей книги я не пытался это повторить, но, думаю, на мой стиль изложения сильно повлияло «перо» Федора Михайловича.
В какой-то мере некоторые события, происходящие в моем повествовании, повторяют события моей жизни. Так, к примеру, я также был застенчивым и нерешительным, как главный герой Никита. В книге поэтому я пытался придать ему немного решимости и уверенности, подтолкнуть на совершение геройских поступков, об отсутствии которых у себя я жалею до сих пор. Может быть я хочу быстрее закончить и все свободное время посвящаю рукописи от того, что даже и сам не знаю, как будут развиваться события. Мне ведь и самому интересно, ни то,  что читателям.
Думаю, что молодое поколение, дай Бог будущее читать мои произведения, смогут подчеркнут что-то полезное из них. Жизненный опыт строится не только на своих ошибках, но и на знакомстве с промахами других. Может история Никиты и Тани затронет отдельные вопросы развития молодого поколения, а также проблемы борьбы с преступностью и социальным неравенством.
Данная книга – мое первое творение, поэтому по ходу создания сюжета и работы над ним я понял многие нюансы писательства. Так, очень важен цикл сосредоточенности. Многие пишут, что работать над книгой нужно регулярно, допустим, около часа в день или три часа в неделю или еще по какому-то графику, но регулярно. Честно говоря, у меня так не получается, поэтому пишу, как говорится, как придется. Это, возможно, неправильно, тем более, что иногда в отсутствии вдохновения просто заставляю себя это делать. Но даже, несмотря на это, когда приступаю к очередному эпизоду, не могу оторваться от клавиатуры, пока не застанут другие работа или семейные дела. Ввиду этого, в последнее время «насильно» сажусь за книгу, зная, что точно все пойдет как надо.
Наиболее важным стимулом к работе, безусловно, является желание увидеть конечный вариант, поработать над ошибками и показать родным и близким для прочтения. Повторюсь, что коммерческая составляющая не является в данном случае целью труда, поскольку в итоге написание конкретно данной книги – больше хобби, чем работа.
Известно, что при создании художественных произведений авторы используют специальные техники и методики, особенно при построении сложных сюжетов или описании действующих лиц. Некоторые даже изобретают свои инструменты, присущие только им, которые неподвластны другим. Что же касается меня, то я, как уже упоминал, создаю первое творение, и не владею теоретической базой «писательства», однако, учитывая грамотную речь и прекрасное представление дальнейшего развития сюжета, думаю, что у меня все равно все получится. В дальнейшем, если моя судьба будет связано с литературой, сам себе торжественно обещаю углубиться в недра инструментария писателя.
У некоторых авторов очень актуально стоит вопрос стресса, при чем, очень интересно наблюдать, кто и как с ним справляется. Здесь, думаю, каждый может написать главу учебника по авторскому искусству. Выходы из тупиковых ситуаций можно разделить на, так сказать, доброкачественные и злокачественные. К первой группе стоит отнести положительную стимуляцию в виде прогулок у моря, медитации, путешествий и прочих приятных бонусов жизни. Негативная же сторона борьбы со стрессом не только не рекомендуема психологами, но и опасна для здоровья. Это и алкоголь, и психотропные и лекарственные вещества, и аскетический образ жизни. Но, так или иначе, все способы индивидуальны и зачастую приводят к нужному результату, пусть и ценой жертв. Так, мало кому известно, но Стивен Кинг написал свой роман «Оно» под воздействием наркотических средств, а потом в нормальном здравии перечитывал и удивлялся, как так можно было создать. Я, как известно, автор начинающий, и до сих пор пока не вдавался в данную дилемму. Сюжет создаваемого сейчас издания лежит твердо в голове и пытается вырваться наружу в виде новых глав. Возможно, в дальнейшем вопрос стресса и встанет передо мной, тогда обязательно поделюсь мыслями, как справляюсь с ним.
При работе над книгой «Недетские игры» мне пришлось испытать сложные чувства. В целом, они всем известны, но переживание их протекало в момент работы не так обычно, как в жизни. Так, в первую очередь, была легкая неуверенность в своих силах, размышления о том, что невозможно будет довести начатое до конца. В дальнейшем это притупилось ввиду того, что было большое желание изложить накопившееся на бумаге. Другим препятствием было опять же отсутствие должной целеустремленности. Возможно, это схоже на предыдущее чувство, однако, здесь речь идет о непостоянстве работы и постоянных попытках сесть за стол, а также откладывании создания новой главы на потом.  Надо признать, что это те черты моего характера, которые присущи были всегда, и я на них просто не обращал внимание. При работе над данным же проектом они усилились и просто вышли наружу, их уже невозможно было не замечать. Осталось только принять это и попытаться измениться.
С каждым новым эпизодом внутреннее «я» регулярно напоминало мне о личностных проблемах и, в итоге, процесс создания произведения становился все более регулярным и плодотворным. Так, например, вторая часть книги была написана просто «на одном дыхании», что позволило выйти на финишную прямую, выйдя на пик развития сюжета.
Вывод для себя я сделал самый простой – нужно прислушиваться к внутреннему эго и научиться контролировать соотношение желаний и потребностей. Более сложно устроенный рабочий график позволяет выполнять больше функций в течение рабочего дня и отказываться раз и навсегда от утверждений «я не успел» и «я не могу». Цикл жизненной активности должен быть построен таким образом, чтобы хватало времени на основную работу, хобби-подработку, проведение времени с семьей и уход за собой, включая фитнесс или направленные физические нагрузки.
Безусловно, в работе каждого автора бывает период «творческого застоя», который является наиболее серьезным препятствием к написанию окончательного варианта произведения. Такой перерыв может быть вызван как семейными обстоятельствами или душевными травмами, так и моментом усталости и потери интереса к создаваемому сюжету.
Очень важно в такое время постараться не откладывать в долгий ящик работу, а хотя бы перечитывать уже написанное или просто делать заметки, уделяя этому процессу ежедневно пусть и несколько минут.
Выход из застоя, безусловно, должен быть планомерным и постепенным, дабы не потерять сюжетную линию и писать в соответствие с характерами уже созданных персонажей и относительно предыдущих событий. Такое и я переживал одно время, когда казалось, что книга никогда не будет закончена, и никакой перспективы у героев книги нет. Однако, в дальнейшем продолжил, а в скором времени собираюсь закончить. Уже даже есть идеи по поводу второй книги, но это будет зависеть от успеха первой. Очень надеюсь, что все получится, и литературное творчество станет одной из важнейших сторон моей личности.
Многие, особенно родственники, часто спрашивают, зачем мне нужна эта книга, особенно если я не собираюсь ее публиковать и становиться профессиональным автором. Это, думаю, почти риторический вопрос, ответ на который лежит только на уровне подсознательного. С одной стороны, она нужна мне лишь для себя, чтобы понять, что способен на это. С другой, это возможность реализовать себя в новой сфере и применить то, что умеешь, преображая это в материальный предмет. А кто сказал, что не стану автором? Может быть, это как раз тот шанс, который иногда выпадает в жизни для того, чтоб измениться и начать новую жизнь? Ответов на эти вопросы пока нет, но, думаю, скоро будет видно.
Если же все-таки дойдет дело до издания, это откроет безграничные возможности для дальнейшей деятельности. Кроме перспектив написания новых книг появятся рецензии, отклики и просто обсуждения моей деятельности, что позволит выявить ошибки, недостатки, а возможно, и провалы в предыдущей работе. Уже представляю это и, честно говоря, не боюсь, поскольку буду это воспринимать не как нездоровую критику, а как поле деятельности для исправления недочетов и выявления проблем. В случае же успеха это окрылит на новые открытия и откроет новые горизонты. Главным препятствием для фурора я вижу, естественно, высокую конкуренцию на рынке литературных услуг, однако, надо понимать, что каждому автору присущи свой инструментарий и стиль написания. Возможно, найдутся положительные критики, которых вдохновит именно мои творения.
В итоге я хотел бы дать несколько советам людям, мечтающих о написании книги либо имеющими идеи для сюжета, но не решающимися по каким-либо причинам их реализовать. Не то, чтобы я уже профессиональный писатель, но, все равно, по опыту могу сказать, что сделать это нетрудно. Как и в другом серьезном деле, нужно начать. Итак, хочу поделиться выводами, которые я сделал при написании первого произведения.
- первым советом будет — не бояться! Сейчас многие люди пишут книги, рассказы, блоги, советы, ведут чаты, при этом иногда даже с ошибками, и не особо зацикливаясь на смысловом содержании написанного. Поэтому, имея мысли в голове и немного грамотности, уверен, Вы сможете написать первые строки;
- вначале четко представить, что получится — рассказ, повесть, роман или сборник советов. В моем случае было так, что я ясно представлял концовку книги и целенаправленно, главное, не спеша, шел к этому и подводил всю сюжетную линию;
- не обсуждайте ни с кем то, что пишите до тех пор, пока не будете уверены, что статья или произведение точно получится. Это моя личная рекомендация, уверен, в других источниках подобного нет. В моей книге начало было положено несколько лет назад, но неуверенность в своих силах заставляла думать, что конца не будет. Ближе к концу я решился рассказать супруге об этом, реакция была восхитительной — удивление и поддержка;
- если считаете, что писательская среда — Ваш конек, то пишите регулярно, неважно, что это будет — новый рассказ, блог или письмо, которое, возможно, никуда и не будет отправлено. Во время информационных технологий все записи вполне возможно сортировать и аккуратно хранить;
- публикуйте то, что создаете. Это крайне важно. Оценка стиля написанного позволит сделать выводы о качестве и степени полезности контента, что в итоге приведет к осознанию того, в правильном ли направлении идете или нет.
- если серьезно решили вникнуть в литературную суть, общайтесь с профессионалами. В настоящее время есть огромное множество онлайн и оффлайн клубов, сообществ начинающих и профессиональных литераторов и писателей, организуются конкурсы произведений всех масштабов — от региональных до международных. Как и в другой сфере опыт никогда не будет лишним.
На сегодня это все. Искренне надеюсь, что данная статья была полезной для кого-то. Удачи всем в творчестве, пишите и наслаждайтесь!


Рецензии