Рыбкин Леонид Григорьевич
В РККА с августа 1933 года.
В звании лейтенанта служил лётчиком в 119-й истребительной авиационной эскадрилье 95-й истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 31 мая по 18 октября 1937 года в качестве пилота истребителей И-15 и И-16.
Имел псевдоним «Бланко».
«…Как-то во время воздушного боя я был окружен четырьмя истребителями противника. Со всех сторон угрожал мне огненный ливень. Соперники мои старались вовсю: ведь за каждый сбитый самолет им платят золотой монетой. Энергично маневрируя, молниеносно меняя направление, я избегал огня. Казалось, выйти из окружения не удастся. Я решил биться до конца и идти прямо на вражеские самолеты.
Резким маневром направляю свою машину на один из истребителей противника. Не ожидая такой стремительности, тот, чтобы избежать столкновения, резко бросает машину вверх и … врезается в самолет своего коллеги.
Мне хорошо запомнилась эта картина. Столкновение произошло буквально в нескольких метрах от меня. Я видел, как у одного истребителя отлетели плоскости, у другого хвостовое оперение. Обломки самолетов падали на землю.
Катастрофа в воздухе так ошеломила двух оставшихся истребителей, что они решили ретироваться. Я получил возможность спокойно продолжать свой путь и вскоре присоединился к своим.
Так окончилась встреча с четырьмя вражескими истребителями.
Вспоминается такой случай.
Длительный массовый бой в воздухе был на исходе. У меня действовал к этому моменту только один пулемет. Запас патронов остался совсем небольшой. Я заметил неприятельский самолет, который пытался зайти в хвост нашему истребителю, не замечавшему опасности. Я понесся на выручку. Чтобы скорее сблизиться, дал полный газ. Заметив мое приближение, противник, оставив моего товарища, приготовился встретить меня. После встречной атаки я попытался зайти к неприятелю в хвост.
Когда мой истребитель был почти у цели, надо мной неожиданно пронесся рой трассирующих пуль. Одна из них повредила прибор высоты. Ясно: в хвосте у меня другой вражеский самолет.
Пришлось заняться им. Первый самолет улетел, решив не ввязываться в бой.
Соперник попался неотвязчивый. Около двадцати минут длился головокружительный воздушный поединок. Бой шел на небольшой высоте. Не раз сходились мы и расходились. Все мои движения, нервы, мысли были подчинены одному: победить и уничтожить врага.
Запас патронов у меня иссякал. Я экономил - давал короткие очереди из единственно действующего пулемета.
Вот идем мы друг другу навстречу. Противник делает боевой разворот. Я захожу ему в хвост. Заметив опасность, он делает переворот. Я - весь внимание. Не упустить удобный момент! Когда противник выходил из пикирования, я нажал гашетку.
Этот маневр решил исход боя. Самолет противника на миг ушел несколько вверх, потом, уже неуправляемый, начал падать. Я бросил взгляд вниз: вот самолет врага ударился о землю, переломился надвое. Показался столб дыма. Воздушный поединок был окончен…»
(Из газеты «Красная Звезда», 17 ноября 1938 года)
Всего в Испании сбил 3 самолета (лично 1 и в паре 2). Кроме того, ведя с ним бой, 2 истребителя Фиат-32 столкнулись друг с другом и упали.
В июле 1937 года, совершая 9-й боевой вылет за день, в воздушном бою от больших перегрузок получил кровоизлияние в мозг и почти ослеп. После лечения в госпитале был отправлен в Советский Союз.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
В 1938 году ему присвоили звание капитана и назначили командиром эскадрильи 16-го истребительного авиационного полка ПВО Московского военного округа.
С июня (ноября) 1939 года командовал 34-м истребительным авиационным полком.
Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.
В 1941 году присвоено воинское звание «майор».
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 года.
Во главе своего 34-го полка принимал участие в отражении налетов немецкой авиации на Москву.
К ноябрю 1941 года произвел 16 боевых вылетов, из них 4 - ночью.
С 26 ноября 1941 года по 29 апреля 1942 года был командиром 148-й истребительной авиационной дивизии ПВО, охранял Череповецко-Вологодский район. Затем до 9 июля 1943 года командовал 105-й истребительной авиационной дивизией ПВО (в июле 1943 года была преобразована в 10-й Ростовский истребительный авиационный корпус ПВО). Под его командованием дивизия отличилась при отражении налетов на Ростов и Батайск.
10 октября 1943 года ему было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
До августа (5 сентября) 1944 года продолжал командовать 10-м истребительным авиационным корпусом, затем до конца войны был заместителем командующего ВВС Южного фронта ПВО (с декабря 1944 года Юго-Западный фронт ПВО).
Всего за время Великой Отечественной войны сбил 2 бомбардировщика.
Летал на истребителях И-16, МиГ-3.
После окончания войны продолжал служить в авиации на различных командных должностях.
С июля 1946 года служил на Дальнем Востоке, командовал 1-м истребительным авиационным корпусом ПВО.
С декабря 1948 года по ноябрь 1950 года учился в Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова.
С ноября 1950 года был генерал-инспектором Инспекции истребительной авиации Главной инспекции Советской Армии, с сентября 1955 года - заместителем Главного военного советника по ПВО и ВВС, старшим военным советником заместителя министра вооруженных сил по ПВО и ВВС Румынии, затем с сентября 1958 года находился в распоряжении Главнокомандующего Войсками ПВО Советского Союза.
16 октября 1959 года вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта авиации.
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 28 сентября 1992 года.
Список известных воздушных побед Л. Г. Рыбкина:
00.00.1937 1 Фиат-32 Испания лично
06.07.1937 1/2 До-17 Мадрид в паре с В. В. Кузнецовым
07.07.1937 2* Фиат-32 Мадрид столкнулись друг с другом
12.07.1937 1/2 Хе-111 Мадрид в паре с Луи Сардино
07.10.1941 1/гр. Ю-88 Москва в составе группы
22.10.1941 1 Ю-88 Апрелевка лично
Награждён орденом Ленина (02.03.1938), тремя орденами Красного Знамени (28.10.1937,* 28.10.1941, 03.11.1953), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (14.02.1943, 06.11.1985), орденом Кутузова 2-й степени (25.09.1944), орденом Красной Звезды (20.06.1949), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими медалями, а также румынским орденом.
Примечания:
* Предположительно, пилотом одного из них был итальянец Альфонсо Маттель, спасшийся на парашюте.
** Орден имел порядковый № 1251.
Свидетельство о публикации №223012100830
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 21.01.2023 16:13 Заявить о нарушении