Рыбкин Леонид Григорьевич

Родился  4  апреля  1912  года  в  городе  Краснодар  (Россия)  в  рабочей  семье.  Русский.      
В  РККА  с  августа  1933  года. 
В  звании  лейтенанта  служил  лётчиком  в  119-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  95-й  истребительной  авиационной  бригады  Закавказского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  31  мая  по  18  октября  1937  года  в  качестве  пилота  истребителей  И-15  и  И-16. 
Имел  псевдоним  «Бланко».

     «…Как-то  во  время  воздушного  боя  я  был  окружен  четырьмя  истребителями  противника.  Со  всех  сторон  угрожал  мне  огненный  ливень.  Соперники  мои  старались  вовсю:  ведь  за  каждый  сбитый  самолет  им  платят  золотой  монетой.  Энергично  маневрируя,  молниеносно  меняя  направление,  я  избегал  огня.  Казалось,  выйти  из  окружения  не  удастся.  Я  решил  биться  до  конца  и  идти  прямо  на  вражеские  самолеты.
     Резким  маневром  направляю  свою машину  на  один  из  истребителей  противника.  Не  ожидая  такой  стремительности,  тот,  чтобы  избежать  столкновения,  резко  бросает  машину  вверх  и  …  врезается  в  самолет  своего  коллеги.
     Мне  хорошо  запомнилась  эта  картина.  Столкновение  произошло  буквально  в  нескольких  метрах  от  меня.  Я  видел,  как  у  одного  истребителя  отлетели  плоскости,  у  другого  хвостовое  оперение.  Обломки  самолетов  падали  на  землю. 
     Катастрофа  в  воздухе  так  ошеломила  двух  оставшихся  истребителей,  что  они  решили  ретироваться.  Я  получил  возможность  спокойно  продолжать  свой  путь  и  вскоре  присоединился  к  своим.
     Так  окончилась  встреча  с  четырьмя  вражескими  истребителями.
     Вспоминается  такой  случай.
     Длительный  массовый  бой  в  воздухе  был  на  исходе.  У  меня  действовал  к  этому  моменту  только  один  пулемет.  Запас  патронов  остался  совсем  небольшой.  Я  заметил  неприятельский  самолет,  который  пытался  зайти  в  хвост  нашему  истребителю,  не  замечавшему  опасности.  Я  понесся  на  выручку.  Чтобы  скорее  сблизиться,  дал  полный  газ.  Заметив  мое  приближение,  противник,  оставив  моего  товарища,  приготовился  встретить  меня.  После  встречной  атаки  я  попытался  зайти  к  неприятелю  в  хвост.
     Когда  мой  истребитель  был  почти  у  цели,  надо  мной  неожиданно  пронесся  рой  трассирующих  пуль.  Одна  из  них  повредила  прибор  высоты.  Ясно:  в  хвосте  у  меня  другой  вражеский  самолет.
     Пришлось  заняться  им.  Первый  самолет  улетел,  решив  не  ввязываться  в  бой.   
     Соперник  попался  неотвязчивый.  Около  двадцати  минут  длился  головокружительный  воздушный  поединок.  Бой  шел  на  небольшой  высоте.  Не  раз  сходились  мы  и  расходились.  Все  мои  движения,  нервы,  мысли  были  подчинены  одному:  победить  и  уничтожить  врага.
     Запас  патронов  у  меня  иссякал.  Я  экономил  -  давал  короткие  очереди  из  единственно  действующего  пулемета.
     Вот  идем  мы  друг  другу  навстречу.  Противник  делает  боевой  разворот.  Я  захожу  ему  в  хвост.  Заметив  опасность,  он  делает  переворот.  Я  -  весь  внимание.  Не  упустить  удобный  момент!  Когда  противник  выходил  из  пикирования,  я  нажал  гашетку.
     Этот  маневр  решил  исход  боя.  Самолет  противника  на  миг  ушел  несколько  вверх,  потом,  уже  неуправляемый,  начал  падать.  Я  бросил  взгляд  вниз:  вот  самолет  врага  ударился  о  землю,  переломился  надвое.  Показался  столб  дыма.  Воздушный  поединок  был  окончен…»
     (Из  газеты  «Красная  Звезда»,  17  ноября  1938  года)

Всего  в  Испании  сбил  3  самолета  (лично  1  и  в  паре  2).  Кроме  того,  ведя  с  ним  бой,  2  истребителя  Фиат-32  столкнулись  друг  с  другом  и  упали.
В  июле  1937  года,  совершая  9-й  боевой  вылет  за  день,  в  воздушном  бою  от  больших  перегрузок  получил  кровоизлияние  в  мозг  и  почти  ослеп.  После  лечения  в  госпитале  был  отправлен  в  Советский Союз.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
В  1938  году  ему  присвоили  звание  капитана  и  назначили  командиром  эскадрильи  16-го  истребительного  авиационного  полка  ПВО  Московского  военного  округа.
С  июня  (ноября)  1939  года  командовал  34-м  истребительным  авиационным  полком.
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  1939-1940  годов. 
В  1941  году  присвоено  воинское  звание  «майор».
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  июня  1941  года. 
Во  главе  своего  34-го  полка  принимал  участие  в  отражении  налетов  немецкой  авиации  на  Москву.   
К  ноябрю  1941  года  произвел  16  боевых  вылетов,  из  них  4  -  ночью. 
С  26  ноября  1941  года  по  29  апреля  1942  года  был  командиром  148-й  истребительной  авиационной  дивизии  ПВО,  охранял  Череповецко-Вологодский  район.  Затем  до  9  июля  1943  года  командовал  105-й  истребительной  авиационной  дивизией  ПВО  (в  июле  1943  года  была  преобразована  в  10-й  Ростовский  истребительный  авиационный  корпус  ПВО).  Под  его  командованием  дивизия  отличилась  при  отражении  налетов  на  Ростов  и  Батайск.
10  октября  1943  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «генерал-майор  авиации».
До  августа  (5  сентября)  1944  года  продолжал  командовать  10-м  истребительным  авиационным  корпусом,  затем  до  конца  войны  был  заместителем  командующего  ВВС  Южного  фронта  ПВО  (с  декабря  1944  года  Юго-Западный  фронт  ПВО).
Всего  за  время  Великой  Отечественной  войны  сбил  2  бомбардировщика.
Летал  на  истребителях  И-16,  МиГ-3.
После  окончания  войны  продолжал  служить  в  авиации  на  различных  командных  должностях. 
С  июля  1946  года  служил  на  Дальнем  Востоке,  командовал  1-м  истребительным  авиационным  корпусом  ПВО. 
С  декабря  1948  года  по  ноябрь  1950  года  учился  в  Высшей  военной  академии  имени  К.  Е.  Ворошилова.
С  ноября  1950  года  был  генерал-инспектором  Инспекции  истребительной  авиации  Главной  инспекции  Советской  Армии,  с  сентября  1955  года  -  заместителем  Главного  военного  советника  по  ПВО  и  ВВС,  старшим  военным  советником  заместителя  министра  вооруженных  сил  по  ПВО  и  ВВС  Румынии,  затем  с  сентября  1958  года  находился  в  распоряжении  Главнокомандующего  Войсками  ПВО  Советского  Союза.       
16  октября  1959  года  вышел  в  отставку  в  звании  генерал-лейтенанта  авиации. 
Проживал  в  городе  Москва  (Россия).
Умер  28  сентября  1992  года.

Список  известных  воздушных  побед  Л.  Г.  Рыбкина:
00.00.1937     1        Фиат-32        Испания                лично
06.07.1937     1/2     До-17            Мадрид                в  паре  с  В.  В.  Кузнецовым
07.07.1937     2*      Фиат-32        Мадрид                столкнулись  друг  с  другом
12.07.1937     1/2     Хе-111          Мадрид                в  паре  с  Луи  Сардино
07.10.1941     1/гр.   Ю-88            Москва                в  составе  группы
22.10.1941     1         Ю-88            Апрелевка                лично

Награждён  орденом  Ленина  (02.03.1938),  тремя  орденами  Красного  Знамени  (28.10.1937,*  28.10.1941,  03.11.1953),  двумя  орденами  Отечественной  войны  1-й  степени  (14.02.1943,  06.11.1985),  орденом  Кутузова  2-й  степени  (25.09.1944),  орденом  Красной  Звезды  (20.06.1949),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За оборону  Москвы»,  «За  оборону  Кавказа»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»  и  другими  медалями,  а  также  румынским  орденом.   

Примечания:
*     Предположительно,  пилотом  одного  из  них  был  итальянец  Альфонсо  Маттель,  спасшийся  на  парашюте.
**     Орден  имел  порядковый  №  1251.


Рецензии
Стремительная военная карьера!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   21.01.2023 16:13     Заявить о нарушении
Он очень старался!
С дружеским приветом,

Олег Каминский   21.01.2023 17:12   Заявить о нарушении