Один - посреди России

                Один – посреди России.
                (Астафьев Виктор Петрович)               

                Да, мы не ждали зов трубы!
                Мы были клапаны и трубы!
                И в нас не чьи – то дули губы –
                А ветры Духа и Судьбы!
                Да, мы не ждали зов трубы!

                А. Градский. (строфа из песни 1986 – 87 г.г.)

                «… И где – то в чужой стороне вечным сном
                спал орудийный расчет, много орудийных
                расчетов. Из тлеющих солдатских      
                тел выпадали осколки и, звякая по костям,
                скатывались они в темное нутро земли.
                Отяжеленная металлом и кровью многих войн,
                земля безропотно принимала осколки, глушила
                отзвуки битв собою».

                В.П. Астафьев. Ясным ли днем. 1966 – 1967г.г.


      Русская литература 19 века была направлена на подготовку революции и свержение  самодержавного режима, (кроме Пушкина).
   Александр Сергеевич и ряд поэтов и писателей, близких к нему представляли определенный «взлет духа» или, как принято в Европе это называть – Ренессанс.
   То, уже начиная с Радищева (который, кстати, не оказал никакого влияния на литературу при жизни), а –  по настоящему, начиная с Гоголя, литература начинает приобретать учительные и обличительные черты.
  Считалось хорошим тоном похвалить и пожалеть бедный народ и походу лягнуть проклятое самодержавие.
   Но, надо заметить, сам Гоголь в этом мало виноват, - ничего подобного он не хотел. Так само получилось, (как у Булгакова в знаменитой сцене  с сеансом магии - сначала покажем фокус, а потом его разоблачение).
   Как бы то ни было, написав первый том «Мертвых душ», в котором достаточно утрированно, но очень впечатляюще, показал русскую жизнь, второй и третий тома написать не успел.
  Правда, успел написать и издать переписку с друзьями, в которой, фактически, отрекался от своего детища.
  Но было уже поздно, - его роман постоянно фигурировал, как доказательство для революционеров о прогнившем царском режиме.
    И продолжал фигурировать в советский период, до тех пор, пока не появился писатель равного масштаба с Гоголем – Булгаков Михаил Афанасьевич.
  Булгаков написал – (назову только две) – повесть «Собачье сердце» и роман «Мастер и Маргарита».
 И тем самым проложил тропинку, (т.к. эти произведения были не напечатаны сразу), которая превратилась в дорогу советской литературы 20 века, главной темой которой стало: разоблачение новой лжи – коммунистического режима.
   Михаил Афанасьевич положил начало этой теме в литературе, а окончательную точку поставил Астафьев Виктор Петрович.
  Вот, об этом человеке и писателе пойдет речь в  рассказе.
   Могут спросить, - а почему не Солженицын, ведь он прямо выступил против коммунистической власти? Отвечу.
   Солженицын разоблачил антинародный характер советского государства, описав ГУЛАГ, но все дело в том, что любое государство носит - в той или иной - степени антинародный характер.
  Поэтому его критика воспринималась только тогда,  когда страдают абсолютно невинные люди, как в его первом рассказе (повесть) «Один день Ивана Денисовича».
  Именно от этого, рассказ был принят на «ура». Притом, Солженицын не столько писатель, сколько публицист и идеолог.
  А Астафьев – художник талантливый, владеющий всем богатством и нюансами русского языка, понимающий русскую жизнь, её сложность, её нелогичность, как мало кто понимал.
  И у него нет таких прямых выпадов против власти, что позволяло ему довольно благополучно работать и творить и даже быть обласканным властью, что впоследствии позволило его недоброжелателям его укорять.
    Астафьев разоблачил два главных мифа власти, которые эта власть эксплуатировала до самого своего затухания: её, якобы,  созидательный характер, заботу о народе, и миф о великой победе над фашистской Германией.
    Как всегда, поговорим о биографии. Но, хочу предупредить: ни какая биография не может повлиять на творчество, вернее на характер творчества, на мысли и думы писателя, на его убеждения.
   А что же влияет? Уровень понимания тех событий, которые наблюдал и участвовал, и собственные выводы, сделанные и обдуманные тогда же.
   А биография – обыкновенная, как у многих. Правда, не совсем удачно началась его жизнь. Родился в селе Овсянка, Красноярского края, 1924 г. Село на берегу Енисея. Вообщем – сибиряк настоящий.
   В 1931 году раскулачили его деда (отобрали мельницу) и посадили в лагерь и деда, и его отца. А мать, которая на лодке везла им в лагерь продукты – утонула, когда лодка перевернулась - не сумела выплыть, зацепившись волосами за бон.
   Кстати, вспоминая о детстве, Астафьев утверждает: «Критики почему – то склонны жалеть меня и то трудное детство, которое у меня было. Это меня раздражает. Более того… Будь у меня такая возможность, я бы выбрал ту же самую жизнь, полную событий, счастья, побед и поражений… Я бы изменил только одно – попросил судьбу оставить маму со мной. Детский дом, скитания, школа – интернат – все это мне пришлось пережить в Игарке. Но было и другое – книги и песни, лыжные прогулки, детское счастье, первые слезы прозрения… Именно в Игарке я написал свой первый в истории рассказ, который мой учитель Рождественский опубликовал в школьном журнале. А газета «Большевик Заполярья» опубликовала мои 4 – строчные стихи».
   Следует добавить, что тех северных краях, в которых прошло детство писателя, было очень много осужденных и сосланных русских интеллигентов, с которыми общался близко юный Витя Астафьев, т.е. своеобразную «прививку» от коммунистической идеологии он получил.
   Вот так. И это не совсем обычно, хотя объяснимо. Астафьев был очень непростой человек, мог быть резок в общении, особенно с незнакомыми людьми, но и со знакомыми не очень церемонился.
  Привычно, даже до сих пор, его относят к писателям – деревенщикам. На самом деле, - это ни о чем не говорит: не было никаких писателей – деревенщиков и этот «литературный термин» придуман советской критикой, которая привыкла всякое литературное явление раскладывать по полочкам.
  Спросят, - а что же было, и было ли?
  Был ряд талантливых писателей, которые выступали не со всем  интернациональных позиций, а писали о России, о судьбе народа русского, - русского мужика, русской женщины. Такие реалистичные, «земляные» рассказы, повести, романы…
  Их нельзя было запретить, особенно после 20 съезда КПСС. Их тогда даже патриотами не называли. Это уже после, во времена перестройки их стали называть патриотами  и они сами были с этим согласны, что, мол, они – истинные патриоты и стоят на стороне Советов, т.е. – народной власти, а не партии и радеют за народ.
  Но Виктор Петрович и в те времена (60 – 70 – е годы) стоял от них – особо, только это не замечалось. А в перестройку, совсем отошел от них и был ими осуждаем. Я еще скажу об этом.
   Как любой крупный, выдающийся писатель он не «втискивался» ни в какие рамки. Но, продолжим о биографии.
   После окончания школы ( 6 классов) поступает в железнодорожный школу  (август 1941г). В май 1942 года учеба в железнодорожной школе завершена и до октября этого же года работает на железной дороге, а в октябре добровольно уходит в армию.
  Почему – добровольно, ведь у него, как работника железной дороги была т. н. – бронь. Сам писатель вспоминает, что это решение пришло к нему, когда пришли к ним на станцию вагоны с эвакуированными из Ленинграда, и там больше половины – трупы. 
   В Советской армии прошел шестимесячную подготовку в маршевой роте, которую описал в первой книге романа «Прокляты и убиты», и с мая 1943 года принимает участие в ожесточенных боях в составе гаубичной бригады.
  В октябре был тяжело ранен при форсировании Днепра и получил  медаль «За отвагу». В январе 1944 года вернулся в строй и за участие в Корсунь – Шевченковской операции был награжден орденом «Красной звезды».
   В сентябре 1944 года был тяжело ранен близ польского города Дукла и впоследствии находился в запасных частях.
   Здесь он познакомился со своей будущей супругой – Марией Семеновной Корякиной, женился на ней и после демобилизации молодая пара уехали на её родину в город Чусовой, Пермской области (тогда – Молотовской).
  Далее начинается очень непростой период его жизни. Все дело в том, что в результате тяжелых ранений  фронтовик стал инвалидом и не может выполнять тяжелую физическую работу, т.е. не может работать по специальности – составитель поездов.
   Работает и плотником, и слесарем, и дежурным по станции, и дежурным на мясокомбинате… Рождается дочь. Положение семьи трудное, но в то время, все жили трудно.
   А как же писать – то начал? Грамоты мало…но много читал, даже на фронте читал и имел небольшой школьный опыт сочинительства.
  Произошло событие, кстати, я считаю, что в судьбе любого человека большое значение играет - его величество – случай. Но, это тоже – «случайно» не происходит – человек должен быть подходящим.
  При редакции местной газеты образовался литературный кружок, на заседание этого кружка попал Виктор Петрович.
  Один из авторов читал свое произведение о войне. Началось обсуждение. Астафьев, уже при чтении понял, что в рассказе показана не та война, на которой он был и стал резко делать замечания.
  И в эту же ночь (его смена была дежурить), выдрав из амбарной книги несколько листов, написал рассказ «Гражданский человек».
   Через неделю читал этот рассказ участникам кружка. Рассказ понравился и был напечатан в городской газете, потом его опубликовала областная газета.
   Его пригласили работать в качестве корреспондента в городскую газету. К этому времени Астафьев оканчивает вечернюю среднюю школу. Конечно, этого мало для писателя, но Виктор Петрович учится писать. В 1953 году выходит первая книжка «До будущей весны».
  Мало того, в 1959 году начинает учиться на высших литературных курсах в Москве, - это своеобразный филиал Литературного института. Туда приглашали тех писателей и поэтов (членов союза писателей)  у кого уже были изданы книги, но они не имели высшего образования.
  Впоследствии Астафьев вспоминал, что ему, это двухгодичное обучение много помогло в овладении профессией литератора.
  С 1962 года начинает зарабатывать на жизнь только литературным трудом. Следует добавить, что членом Союза писателей Виктор Петрович становится уже в 1958 году.
   Объем рассказа о Викторе Астафьеве не позволяет подробно рассказать о начале литературной работы. Да это и не нужно, - об Астафьеве – писателе написано достаточно.
   Меня интересует несколько произведений  Виктора Петровича и его мировоззрение, которое раскрывается в этих произведениях, - это на самом деле – интересно.
   Первое произведение, в котором Астафьев предстает очень самобытным писателем с новым, необычным взглядом на мир и на войну, в частности, является его повесть «Пастух и пастушка».
  Повесть была написана в 1967 году, но опубликована только через пять лет в журнале «Наш современник». И это не случайно, большинство толстых журналов опубликовать ее не решились.
   Если современный молодой читатель надумает прочитать эту повесть В. Астафьева, то, вообще не поймет, - а почему не хотели такую вещь напечатать? Что там такого, что могло встревожить советскую цензуру?
 На самом деле, в повести показано то, что до Астафьева не решались писать писатели, прошедшие фронт.
  Астафьев показал истинные реалии современной окопной войны.
   Картина боя, показанная в повести, отличается от других подобных военных повестей тем, что читатель видит бой глазами участника.
  Большую часть т.н. военной литературы написали в основном военные корреспонденты. Как бы то ни было, - непосредственное участие в боях они не принимали и находились на переднем крае войны, обычно - короткое время.
  А Астафьев не только показал бой и быт военный с натуралистическими подробностями, но и ощущение рядового солдаты в бою, так сказать – психологию войны.
    Нет никакого героизма в этой окопной войне. Кровь, грязные, окровавленные бинты, вши. Жестокость и ненависть, и равнодушие к умирающим врагам. Постоянная настороженность опытного солдата. И никакого торжества справедливости…
   За что же воюют и умирают солдаты? За Родину, за партию, за социализм, - самый справедливый строй? Нет. Нет этого у Астафьева в повести. А что же есть?
   Земля – есть, стариков, женщин, детей - жалко, - это – есть.
   Но, главное не в этом. А в чем?
   Главное сказано в подзаголовке. Озаглавлена повесть – «Пастух и пастушка» и под заголовком, курсивом – «современная пастораль».
   Сразу настораживаешься, уже во время чтения начинаешь понимать, - какая же это пастораль? Смеется что ли автор?
   Знает читатель, что пастораль – это произведение, в котором жизнь показана очень упрощенно, в котором действие происходит на лоне красивой природы, где красивые «пастух и красивая пастушка» легко работают и мило веселятся, и любят друг друга.
   На самом деле, в повести много проблем поднял писатель, пусть подспудно, неявно, но обозначил и выразил к ним свое отношение.
  Какие же это проблемы? Астафьев не приемлет войну, - он её ненавидит. Уже, к концу жизни Астафьева, работники библиотеки в Овсянке составили анкету для него и там был вопрос: «Чего вы боитесь?» Писатель ответил: «Войны».
  В этой повести показано, как солдат ломается на войне. На примере старшины Мохнакова, который стал искать смерти на войне, носил с собой противотанковую мину и совершил акт самопожертвования, бросившись под немецкий танк.
   Это показано так, что становится ясно: Мохнаков не сможет жить в условиях мира, - война  его сломала, сделала жестоким палачом. То есть писатель проводит мысль о том, что война не соответствует человеческой природе.
  Писатель показывает внутреннюю жизнь взвода, которым командует молодой двадцатилетний лейтенант - Борис Костяев.
   Подробно показаны характеры солдат и как они ведут себя в окопах. Конечно, показано солдатское братство, - без этого невозможно выжить на войне, но кроме такого братства, каждый окопник имеет своего заветного друга. А это для чего?
   Такой друг, уж точно, тебя раненого не бросит, и сам ты тоже не бросишь.
   До Астафьева никто не показывал солдат фашистской армии. Нет, показывали, но не так. В повести есть эпизод, когда Костяев с бойцом идут по заснеженному  полю, где остались брошенные раненые немецкие солдаты.
   Понятно, что им не собираются помогать, - своих бы раненых собрать. Они просят помощи, и здесь, в этом эпизоде становится  понятен бесчеловечный характер войны.
   И опять меня не покидает мысль, - почему пастораль, что здесь пасторального? А пастораль, конечно, присутствует, не сразу, но это я понял.
  Начнем с заголовка, - кто это у Астафьева в повести – пастух и пастушка? Вначале - это убитые во время обстрела немецкого - старик и старушка, которые были убиты у картофельной ямы, рядом с шалашиком из будыльев.
   «Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку, выдрало серую вату из латаных телогреек, в которых  оба они было одеты», - и далее наглядно описывает и мочальную сумку старухи, из которой выкатились клубок  шерстью и начатая вязаная резинка носка. Ноги старухи, в галошах подвязанные веревками, ноги старика в неровно обрезанных немецких сапогах… 
  Солдатам, местные украинские жители объяснили, что эти старики приехали сюда с Поволжья в голодный год и пасли колхозный табун… пастух и пастушка… 
   Командир роты специально  заставляет Костяева сходить за баню и посмотреть на убитых: «Не могу… Не могу видеть убитых стариков и детей, - тихо уронил подошедший Филькин (командир роты)
   - Солдату вроде бы как положено, а перед детьми и стариками…» Здесь, в этих словах, и есть оправдание войны и её цель.
 Убитых хоронят тут же возле картофельной ямы.
   А далее, взвод Костяева располагается на ночлег в хате и здесь начинается главное действие, ради чего написана повесть.
   Неуловимо меняется тональность повествования, читатель, как будто попадает в другой мир – именно, в мир пасторали: молодой лейтенант - Борис Костяев влюбляется в хозяйку хаты – Люсю. Даже неизвестно, кто быстрее влюбляется, согласно повествованию, - Люся первая выделяет лейтенанта, но этого не показывает.
   Они вместе проводят одну ночь, и между ними происходит близость, которую так описал Астафьев, - кому мало удается. Такая целомудренно, немножко стыдливая близость. Это надо читать, чтобы понять.
   Скажут, - ну, это одна из привычных и бесчисленных историй, которые могут произойти  на войне, что здесь может быть особенного.
   Но это не так. Астафьев, как мне кажется, не случайно ввел эту пасторальную историю первой любви лейтенанта, которая происходит прямо в сердцевине трагедии войны.
   Поговорим подробнее. Я считаю, что в повести писатель поднял многие темы и попытался на них ответить.
   Не случайно замысел повести возник еще вначале 50 – х годов, когда Астафьев был начинающим писателем. Но этого мало. Фактически, исследователи творчества Астафьева отмечают, что до конца 80 – х годов он вносил поправки в текст повести.
     Я считаю, что на многие вопросы писатель нашел ответ, но многие остались без ответа.
    Как отмечали критики, - Астафьев пытался решить две задачи, которые остались неразрешимыми и, вероятно, никогда не будут решены.
   Первая, - необходимость войны для защиты родины, детей, стариков, женщин, как в данном случае – война с фашистами.
   Вторая, - неприятие войны, даже её отрицание, жестокость и ненависть; несовместимость с понятиями – гуманизм, человечность.
   Удалось эти задачи решить Астафьеву? Нет. Почему? А сам писатель понимает это и ищет выход, но не находит.
  Именно от этого его главный герой умирает. Нельзя совместить в одно целое, - любовь и ненависть, смерть и жизнь.
   Критики пишут о христианских мотивах этой повести. Да, они прослеживаются. Но в христианстве нет такой двойственности, как в молодом лейтенанте.
   Как не героичен Костяев, он, тем не менее, не человек войны, - такой солдат поневоле. Такие не побеждают.  Солдатом, в общем представлении, является его командир роты – Филькин. Он ярко показан в одном эпизоде, его монолог, при виде убитых старика и старушки.
   А Костяев – интеллигент, как интеллигентом является Люся, девушка, которая его полюбила.
  В сущности, Астафьев показал трагедию интеллигентских представлений о войне. И непонятно, что тут является противоестественным: война или чистая незамутненная любовь двух молодых людей. Тем не менее – война побеждает…
   Борис Костяев и Люся чужие на войне, они не вписываются  в матрицу войны, и привыкнуть к ней не могут. Они слишком много о ней, о войне – думают.
  На самом деле, через эти образы показано, что война несет одичание, озверение народа.
  А масса простых людей, солдат его взвода, вполне вписаны в картину войны. Они знают, почему и за что воюют.
   Отдельно стоит бывалый и опытный вояка – старшина Мохнаков, который из солдата превратился в палача и от этого ему очень плохо и он понимает это.
  Но и в этом случае, он совершает акт самопожертвования, чем -    несомненно, смывает с себя грех палачества.
   Астафьев – натура тонкая и чуткая душа, иначе  он бы не смог описать первую и внезапную, чистую любовь, которую читатель наблюдает в повести.
   Нужно быть очень одаренным и чувственным, чтобы, не впадая в эротику описать эти проявления настоящей любви.
   И опять писатель возвращается к теме пастуха и пастушки. В последнюю ночь, которую они провели вместе, Борис вспоминает поездку с мамой в Москву и посещение театра: «Еще помню театр с колоннами и музыку. Знаешь, музыка была сиреневая… Простенькая такая понятная и сиреневая… Я почему – то сейчас услышал ту музыку, и как танцевали двое – он и она, пастух и пастушка – вспомнил. Лужайка зеленая, овечки белые. Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за неё. В доверчивости они были беззащитны. Беззащитные не доступные злу – казалось мне прежде…»
   Конечно, - это чистая пастораль. И она во многом придумана автором, но от этого не становится сказкой. Во все это – веришь.
  Надо все же отметить, Астафьев – реалист и эта пасторальная любовь среди крови, ненависти, смерти и ужаса войны, ему была нужна для показа трагедии войны.
   Сама девушка – Люся, имеет уже неземные черты, - тут и любовь земная, тут и любовь небесная, - это какой – то созданный Астафьевым символ любви.
  В русской литературе второй половины 20 – го века, так никто из писателей любовь не описывал…
   Писатель ведь не учитель, писатель сам всю жизнь учится, особенно такой, как Астафьев, который был участником эпохального события, - Великой Отечественной войны.
  Он всю жизнь задавал себе вопрос, - а что это было, и как повлияла война на жизнь человека и каковы последствия этой войны?
   Астафьев, в какой – то степени, был философом и некоторые выводы он сумел сделать и осмыслить. А что не успел, но сделал только наметки, - оставил последующим поколениям додумывать и осмысливать.
   Ненавидя войну, будучи яростным пацифистом, тем не менее, писатель… любит войну. Как это? А так, - она – война – всегда с ним, как верная супруга, она до конца жизни не оставляла его, врываясь в сознание и это отражались в его произведениях.
    В четвертой, заключительной части повести, которая озаглавлена – «Успение» и имеет эпиграф соответствующий: «И жизни - нет конца/ И мукам – краю» (Петрарка), есть описание встречи молодого лейтенанта и Люси.
   Довольно странное описание: ни сон, ни видение, а довольно реалистичный рассказ о том, что у Бориса Костяева появилась возможность встретиться с Люсей. Его посылают на курсы замполитов, и можно будет хоть на денек заехать в тот хутор. Но, когда уже хотят написать командировочное удостоверение, выясняется, - лейтенант не помнит название хутора и фамилию девушки не знает…
А далее идет описание, как они встречаются… На самом деле подробности встречи уже намечтал себе сам Борис…
  И, неожиданно, писатель обрывает рассказ: «Но ничего этого не было, и быть не могло» - начинает писать о дальнейших фронтовых событиях.
  Как объяснить? Получается, что девушка уже превратилась в образ, который создал сам лейтенант. А образ никогда из памяти не исчезает…
  А далее идет нагнетание какого – то опустошения, которое испытывает Борис Костяев. Гибнут многие солдаты его взвода, именно те, с кем он был на хуторе.
  Потом гибнет, напоровшись на мину самый молоденький солдат – Шкалик и осколком этой же мины ранит самого лейтенанта.
  Рана нетяжелая, в плечо, но она долго не заживает… а далее  совсем необычные рассуждения Костяева, хотя читатель понимает, что это рассуждения самого писателя: «… и он может лежать ни о чем не думая, ничем не томясь, а главное, не напрягая себя, свою волю, силу, чтобы жить дальше. Зачем? Для чего? Убивать или быть убитым? Не –ет, не – ет, нет! Хватит! Чтобы победить и вернуться домой? Но победят и без него, это уж теперь совершенно ясно, да не скоро победят. А у него нет ни сил, ни духу, весь пар из него вышел, душа и тело выболели, устали».      
   Героя повести отправляют санитарным поездом в госпиталь.         
   Немногие страницы, в которых описаны последние дни Бориса Костяева, являются самыми печальными во всей русской литературе. Полная безнадежность, даже начавшаяся весна за окном вагона, не вселяет надежду в героя повести.
   Лейтенант умирает в поезде и его торопливо хоронят недалеко от полустанка, установив вместо креста, небольшую деревянную пирамидку со звездой наверху…
   Почему умирает лейтенант? В повести нет этого объяснения, а предположения, которые высказывают критики этого произведения, меня не удовлетворяют.
   Конечно, у меня есть своя версия такого конца Бориса Костяева, она уже просматривается в произведении.
  Еще в санбате у Костяева происходит конфликт со старшей медсестрой, да и врач тут тоже оказался не на высоте. Врач выказал неявно, но сомнение, что, мол, не симулирует ли лейтенант, своим высказыванием: «Подзадержались вы у нас, подзадержались», а старшая медсестра добавила: «У нас тут не курорт, а санбат! У нас каждое место на счету…».
   Тут и произошло непоправимое: « Сдерживая  занявшуюся ярость, Борис негромко сказал:
                - Так выбросьте, на помойку…
  Вспылившая медсестра, приказала сделать лейтенанту успокоительный укол и привязать к кровати.
  О чем здесь пишет, на самом деле, Астафьев? О том, что миллионы фронтовиков получившие увечья на войне и не получившие увечья стали не нужны власти сразу после победы.
  Повесть завершается (как и начинается) вполне эпической картиной: На могилу к Борису Костяеву, через много лет приходит усталая и постаревшая женщина – Люся, и как в ту незабываемую ночь – она говорила: «Мы рождены друг для друга…»
   Так и сейчас она говорит ему, как живому: « Спи. Я пойду. Но я вернусь к тебе. Скоро. Совсем скоро, мы будем вместе…
 Там уж никто не в силах разлучить нас».
  Это о чем? О любви вечной, которая никогда не кончается и даже смерть не сможет их разделить…
 Возникает вопрос, - как политическая власть в Советском Союзе (цензура) пропустила столь упадническое произведение, так не соответствующее уже сложившемуся образу советского солдата?
 Как ни странно может показаться, но это вполне соответствовало философии, которая культивировалось в Советском Союзе.
  Я понимаю,    – молодой читатель не поймет эти «тонкости».
  Почему тут нет противоречия? Очень просто: Костяев должен умереть, так как потерял волю к борьбе и не может победить и не может быть строителем нового мира.
  Есть еще «тонкости»: одряхлевшая партийная власть могла даже не  «увидеть» внутреннего смысла этой повести, ей уже было все равно…
 Брошенные фронтовики, особенно калеки - неизбывная боль Астафьева, которая прорывалась и в других произведениях писателя. Но полную волю, он дал в своем последнем большом романе «Прокляты и убиты», который начал писать в конце 80 – х годов, во время перестройки.
  Именно за этот роман, он, как и  Солженицын, стал самым ругаемым писателем России.
  Что такое – русский писатель? А это тот, кто показывает без прикрас  - напрямую – положительные и отрицательные качества русского народа.
  Тот, кто понимает, что такое – русский народ.
  Роман « Прокляты и убиты» - вершина творчества Астафьева. Кстати, в романе показан не современный народ, а именно, тот, кто насмерть схватился с фашистской ордой.
  В первой части этого романа – «Чертова яма» столько сказано правды, о советском государстве, сколько не говорили за десятилетия прошедшие с войны.
  В этой части романа явственно проступает необыкновенная жалость к этим молодым, простым и чистым парням, которые терпят такие испытания – голодом, холодом, черствым отношениям…
  А они еще на фронт не попали и учеба эта в маршевых ротах не дает необходимых навыков, так нужных бойцу в бою. Какая – то страшная, мучительно – издевательская учеба, которая только ослабляет ребят.
  И только пребывание в деревне, где они помогают убирать необмолоченное зерно, которое не успели вывезти и обмолотить, дает им силу и уверенность.
   Астафьев - не государственный писатель, здесь он предстает даже не советским писателем, который показывает жизнь в рамках «соцреализма», а даже – наоборот.
   Время, когда писался этот роман, приметное время, и редко выпадающее у нас на Руси коротенький промежуток, когда всесильная государственная власть не прибрала к рукам все стороны человеческой жизни.
  Это конец 80 – х начало 90 – х годов. Никто и ничто на писателя не влияло, - только собственное мнение и собственные думы, и размышления.
  Конечно, понимаешь, что Астафьев, описывая эти события  маршевой роты, пишет не по «свежим следам». Он, как будто ведет оценку издалека, из современности.
  Вторая часть романа «Плацдарм», полностью рассказывает о непосредственных боях. Это не легкое чтение, оно заставляет думать, сопереживать, даже каким - то образом, ставить себя на место героев этого романа.
  Множество лиц, множество характеров и неожиданно ловишь себя на мысли: «Как же сложно снять кинофильм по сюжетам этого произведения».
   Почему сложно? Так там герои мало что рассказывают, рассказывает автор, а герои с полуслова понимают друг друга.
   Солдаты, как опытные звери борются за выживание, а значит – воюют.
   Впервые в нашей литературе показана противоположная сторона – немцы. Тоже – солдаты и младшие офицеры. Это умелые вояки, снабженные и вооруженные лучше советских солдат.
   В немецкой армии больше организованности, меньше, как называет писатель – дармоедов, т.е. политработников. Меньше воруют от «солдатского котла» и все – удивляется Астафьев – верующие.
  Почему удивляется писатель? Так в советской армии почти нет, открыто верующих, а немцы верят в Бога и… – явились убивать русских. Это, конечно – непонятно с точки зрения христианства.
  В чем же слабость немцев? В их непонятной мотивации войны. Когда к 1944 году стало понятно, что победы не добиться, постепенно рухнула вера в фюрера, а у советского солдата единственная мотивация – защита родины.
  Виктор Петрович – рассказчик изумительный, роман так написан, - кажется – это происходит на твоих глазах
  Астафьев четко отделяет общество (народ) от государства. И напрасно на него клевещут, что, мол, показывает командный состав – офицеров – нелицеприятно.
  Есть образы офицеров и даже генералов, которые вызывают симпатию, а есть и – подлецы. Особенно отрицателен образ замполита Мусенка, которому смерть от взрыва на немецкой мине «подстраивает» боевой, «окопный», советский офицер и - вообще, для Астафьева характерно неприятие политических и партийных, комсомольских органов в армии.
 Именно от таких «ветеранов», вал которых двигался за боевыми войсками, далеко в тылу, но получавшие в первую очередь ордена и звания, Астафьев получил наибольшую дозу неприятия и критики.
  Но, было уже поздно, - настоящие ветераны сразу признали истину за писателем. Основное обвинение, которое звучало против этого романа: Астафьев позорит советскую армию.
  Это в корне неверно. Наоборот, Виктор Петрович, описывая порядки, которые – неприемлемы в армии, а во время войны – особенно, - указывает, как должно быть в армии.
  Сейчас я думаю, что Астафьев был и призван, чтобы написать такой роман. Без этого романа художественная  ценность всего написанного о войне была бы неполной.
  Я понимаю, что Виктор Петрович писал не только за себя, но и за миллионы погибших и даже до сих пор незахороненных солдат той Великой войны…
  Писатель на высоком уровне рассказал и показал, что такое – война. В каждой строчке, в каждой мысли звучит ненависть к войне, её бесчеловечность… Сколько сломанных жизней, сколько искалеченных людей… Даже вернувшие с войны все равно повреждены в душе. Таким же был Астафьев. Он ничего не выдумывал, все наблюдал своими глазами, вернее – одним глазом, - в результате ранения он ослеп на один глаз…   
   В сущности, такие писатели, как Виктор Астафьев, всегда остаются в одиночестве и во многом не понятые.
 Очень неслучайно конец его повести «Пастух и пастушка» заканчивается так, когда постаревшая Люся ушла от могилы: «А он, или то, что было им когда – то, остался в безмолвной земле, опутанный корнями трав и цветов, утихших до весны.
   Остался один – посреди России.

             Валерий Педин (14 декабря 2022 г. – 20 января 2023 г.)


Рецензии
Да, согласна, это вершина. Страшный, однако, роман ( или повесть) "Прокляты и убиты".
Но в личной жизни , увы, Астафьев не так хорош, как надо бы "Нравственному камертону".

Нина Тур   22.01.2024 17:59     Заявить о нарушении
Уважаемая Нина, согласен. что читать этот роман Астафьва, да и другие произведения писателя, так скажу - переживательно, но у него много правды. Да, сложный характер, но меня всегда при анализе интересует текст произведения, то есть смысл и мастерство, как написано. А личные черты стараюсь задвигать за скобки. Спасибо, что высказали свое мнение.

Валерий Педин   02.03.2024 02:25   Заявить о нарушении