Если я заболею...

На снимке - врач-инфекционист Смирнова Елена Николаевна, ГБУ РО «ОКБ им. Н.А. Семашко», г.Рязань
=========

Бог решил помочь российской медицине. Спустился на землю - участковым врачом в поликлинику. Возле кабинета большая очередь. В кабинет заезжает инвалид на коляске. Бог возложил на него руки и говорит:
- Встань и иди!
Тот встаёт и выходит. Очередь в коридоре интересуется:
- Ну, как новый?
- Да как? Как и все! Даже давление не померил.

Этот анекдот вспомнился мне не случайно: буквально на днях я стала свидетельницей горячего обсуждения нашими соседями нового терапевта в поликлинике. Обсуждали доктора горячо, эмоционально, а главное – со знанием дела, ведь это раньше врачу доверяли безоговорочно, назначения его выполняли неукоснительно и посещали врачебный кабинет точно в обозначенный срок. А сегодня народ и без докторов знает, что и как лечить, благо под рукой интернет, да и телевизионные околомедицинские передачи тоже подбрасывают в головы неискушенных обывателей новые идеи самолечения.

Мне могут возразить – мол, раньше врачи были совсем другими, а сегодня все они поголовно «бездари и взяточники». Возникает встречный вопрос: а какими «другими»? Давайте уж начистоту: чудес не бывает – в любой студенческой группе, в любую эпоху, в любой стране, помимо отличников и хорошистов, были, есть и будут двоечники и троечники. Будут те, кто, действительно, мечтает стать профессионалом в выбранной специальности и прикладывает к этому максимум усилий, но никуда не исчезнут и те, кто просто хочет получить диплом о высшем образовании, а там – куда кривая вывезет. И вот эта самая «кривая» потом вывозит бездельников и неучей с дипломами врачей в кабинеты терапевтов и неврологов, стоматологов и офтальмологов, педиатров и гастроэнтерологов…

Поэтому истории трагических врачебных ошибок и халатности – это тоже вовсе не истории исключительно нашего времени. Великий физик Ландау умер от общего сепсиса после небрежного хирургического вмешательства; генеральный конструктор Сергей Павлович Королев скончался во время операции от сердечной недостаточности – и лишь потом оказалось, что врач «забыл» (?) перед операцией сделать больному ЭКГ; 20-му  президенту США Джеймсу Абраму Гарфилду врачи при осмотре небольшой раны, не надев на руки перчатки, занесли инфекцию, вызвавшую серьезное гнойное воспаление, убившее 50-летнего мужчину. 

Из-за ошибки своих лечащих врачей скончались Элвис Пресли, Майкл Джексон, Мэрилин Монро, Анна Николь Смит... Примеры можно продолжать. И это - известные люди, а что уж тогда говорить о рядовых больных? Моей однокласснице в 1976 году по ошибке ампутировали… здоровую ногу. Но что еще более печально – ее случайно уцелевшая больная нога была потом благополучно… вылечена!  Просто новый лечащий врач сразу опроверг диагноз своего предшественника: он не увидел у девочки признаков «гангрены» ноги, а установил «рожистое воспаление».

Вчерашние студенты-двоечники, добравшись до ординаторских уже в роли докторов, калечили и будут калечить больных. Один такой «педиатр» лет сорок назад на мое возмущение в связи с тем, что он 5-тилетнему ребенку пытается назначить лекарство, которое категорически нельзя назначать детям до 12 лет (так чёрным по белому было написано в Инструкции к препарату), да еще и прописывает его в дозировке, вдвое (!) превышающей норму для взрослого человека, спокойно ответил:

- Вы кто по специальности? Математик? Вот и занимайтесь своей математикой, а лечить людей предоставьте нам, дипломированным врачам.

Увы! Под белым халатом невозможно распознать уровень знаний врача или хотя бы уровень его ответственности и профессиональной совестливости. Да и как понять нам, дилетантам в медицине, назначения врача, их обоснованность и целесообразность? По умолчанию - мы просто должны принимать любое слово нашего доктора на веру, ведь, в конце концов, он обучался своей профессии не один год! Но когда моя приятельница, 43-х лет от роду возвращается из поликлиники, в которой она уже второй месяц безрезультатно пытается вылечить конъюктивит, и рассказывает, что на ее вопрос – почему так долго нет никаких улучшений, доктор пожимает плечами со словами: «А что Вы хотите – Вам же уже за сорок, организм начинает понемногу сдавать», принимать слова такого специалиста не то что на веру, а просто – всерьез, даже не получается!

Сегодня о каждом случае врачебной ошибки пишут, о нем говорят, его обсуждают, Интернет-форумы бурлят эмоциями, новостные ленты сообщают о судебных процессах над врачами. Порой становится просто страшно переступать порог лечебного заведения – причем, хоть коммерческого, хоть государственного.

Однако эта ситуация – не следствие «ужасной подготовки будущих врачей», как любят у нас иногда заявлять, а скорее - следствие изменившейся информационной политики наших дней. Просто еще несколько десятилетий назад случаи врачебных ошибок, практически, не освещались для широкого круга. И делалось это сознательно, причем вовсе не ради сохранения чести медицинского мундира,  а просто подобного рода информированность считалась пагубной для рядового обывателя, ведь из-за одного бездарного врача люди перестали бы доверять и остальным докторам! Как, собственно, сейчас и происходит, когда со всех сторон на наши головы льются истории инвалидности несчастных больных, а то и летальных исходов по вине врачей. И как следствие – вместо поликлиники многие заболевшие сегодня начинают заниматься самолечением, идут к доморощенным «целителям», окунаются с головой в сомнительные «практики». Возникает опасная иллюзия, что при многих недомоганиях можно обойтись и без дипломированных врачей, и без «химии» в виде лекарств, и без специальных процедур. Одним словом - Интернет всем в помощь!

Но, к сожалению, подорожник приложишь не ко всякой ране и барсучий жир не избавит от всех болезней. Рано или поздно настанет момент, когда мы со своими хворями обратимся к врачу. И вот тут неизбежно встает вопрос – кому из многочисленных специалистов можно доверить свою жизнь?

У меня небогатый опыт общения с врачами. Говорят, на пенсии некоторые становятся «профессиональными больными» - то ли хвори начинают одолевать, то ли скучно пожилому человеку без общения, вот он и идет в поликлинику посмаковать с народом свои диагнозы в очередях, пообсуждать хором врачей и отечественную медицину в целом.

Но я лично до сих пор стараюсь избегать таких мест, хотя, конечно же, прекрасно понимаю, что отношение к своему здоровью должно быть составной частью личной культуры современного человека. Нельзя запускать свои болячки, нельзя надеяться на то, что недомогание как-нибудь само «рассосется», нельзя, в конце концов, рассчитывать на наше русское «авось»! А уж когда человек «в возрасте», то надо бы, вообще, работать на упреждение – выявлять проблемы со здоровьем еще до того, как они доведут тебя до больничной палаты.

Тем не менее, я в этом отношении человек недисциплинированный. Да что там – я просто безответственный человек, который до последнего старается держать дистанцию с любыми медицинскими учреждениями, вопреки здравому смыслу и общему самочувствию. И поэтому завершить свою заметку я хочу рассказом о враче, недавняя встреча с которым произвела на меня глубокое впечатление и, признаюсь, основательно подточила сложившееся, благодаря телевизионным страшилкам и интернет-обличениям, представление о современной Российской медицине.

Декабрь 2022 года. Мы с супругом решили встретить Новогодние праздники на этот раз в городе Рязань. Запланировали посетить с ним Государственный музей-заповедник С.А.Есенина, побывать в усадьбе фон Дервиза в Кирицах, увидеть Ханскую Мечеть в Касимове и Свято-Покровский монастырь  Михайлове и полюбоваться еще десятком интересных мест Рязанской области. 29 декабря мы уже прибыли из Нижнего Новгорода в Рязань, а 4 января наступившего 2023 года нас обоих… привезли в инфекционное отделение ГБУ РО «ОКБ им. Н.А. Семашко» с диагнозом «ковид». Передать наше морально-психологическое и физическое состояние в двух словах не получится. Не знаю, от чего было тоскливее и тяжелее – от того, что все наши планы рухнули, или от самой болезни. Да и больничная обстановка для нас с мужем – это не очень-то привычная история. Одним словом: чужой город, закрытая палата, непонятные перспективы, если учесть, что коронавирусная инфекция мгновенно «разбудила» все, что дремало в нашем организме и очнулось серьезными осложнениями.

И вот на пороге появился наш лечащий врач – Смирнова Елена Николаевна. Медицинский глухой костюм «Красной зоны», маска на лице не позволяли ее толком рассмотреть, но когда она заговорила, у нас с супругом одновременно возникло непередаваемое ощущение родственной души. Напряжение куда-то ушло, страх тоже, даже боль – и та отступила. Елена Николаевна кратко обрисовала наше положение, выделила наиболее уязвимые моменты у каждого, а дальше – стала четко и максимально доступно… «расшифровывать» свои назначения! То есть, она не считала нас просто объектами лечения, которым бессмысленно в силу их медицинской неграмотности объяснять действие тех или иных лекарств, обосновывать их дозировку, аргументировать выбор одних препаратов и категорический отказ от других. Елена Николаевна с первых же минут отнеслась к нам как к своим главным союзникам в борьбе с коварной болезнью. И вот эта непривычная для нас доверительность в отношениях «врач-пациент» сразу превратила нас из рядовых страдальцев «красной зоны» в полноценные «боевые единицы», которые  вместе со своим лечащим врачом должны победить болезнь и ее осложнения.

Тем временем вирус подкидывал одну неприятность за другой, обостряя наши хронические заболевания. Сказывались и недавно перенесенные нами операции на легких, сердце, сосудах…  И Елена Николаевна Смирнова каждую новую неожиданность воспринимала как личный вызов себе.

Высокопрофессиональный инфекционист с огромным опытом работы, в том числе, и в «Красной зоне», она, конечно же, могла просто «задавить» болезнь мощными препаратами, ведь ее задача заключалась в том, чтобы вылечить нас конкретно от ковида.

Но в том-то и дело, что «давить» она ничего не собиралась, так как принцип «не навреди» был у нее поставлен во главу схемы нашего лечения. Елена Николаевна очень тщательно изучала наши хронические заболевания, чтобы «антиковидное» лечение не усугубило их и не привело к отсроченным осложнениям после выписки. То есть она не ограничивалась лишь своей зоной ответственности: Елена Николаевна старалась не просто избавить нас от вируса – а избавить так, чтобы общее состояние нашего здоровья не стало хуже! Забегая вперед, скажу, что все основные показатели по нашим хроническим заболеваниям, благодаря нашему доктору, не только не ухудшились, а напротив – заметно улучшились, что доказали впоследствии основные контрольные анализы, УЗИ и ЭКГ!

Поэтому, если бы меня сегодня спросили, не знаю ли я, случайно, хорошего инфекциониста, которого могла бы порекомендовать со спокойной совестью и душой другим людям, то я, не задумываясь,  сразу бы назвала врача из Рязани – Смирнову Елену Николаевну!

…О врачах и медицине можно писать до бесконечности: тема эта вечная и, в той или иной степени, она касается каждого из нас. Но хотелось бы, чтобы хотя бы иногда в потоке страшных, нелепых, трагичных, возмутительных и досадных историй, связанных с медиками, появлялись рассказы о Настоящих врачах – таких, как, например, врач-инфекционист из Рязани Смирнова Елена Николаевна! И вовсе не ради их прославления, а, прежде всего, ради того, чтобы люди знали, кому они могут доверить свое здоровье, а то и жизнь!


Рецензии
Правильный и очень актуальный рассказ, Оля. Если бы мы с Ириной пошли по пути официальной медицины, то я бы со своим диагнозом БАС уже давно бы склеил ласты, как это произошло с игроком "Зенита" Фернандо Родригесом, и никакие деньги не помогли... Ира же на интуиции нашла народного целителя корейца Аббая, которому для установления 100 % правильного диагноза надо не более 5-ти минут (по пульсу, ауре, радужке глаз, состоянию кожи и пр. У него нет рекламы нигде, но очередь к нему из машин и людей не иссякает - больные просто передают его из рук в руки...

Меня он не смог вылечить, слишком поздно я к нему попал, но за три года целительных сеансов ему удалось прекратить сползание болезни, которая ещё не лечится оф. медициной, в сторону ухудшения, и сейчас мы на Урале боремся за моё здоровье, точнее, жиСТь - с новой силой и надеждой, что мне Бог отпустит ещё много дней, чтобы даже одним примером, что живу, несмотря ни на что, уже быть полезным людям...
http://proza.ru/2022/03/14/195 обмен опытом - как мы лечили ковид...

С теплом, п-к Чечель.

Полковник Чечель   16.08.2023 19:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.