О Фроле Кузьмиче и Настасье Петровне

Иллюстрация: картина художника Кугач Ю.П.

Сценка в 3-х действиях и письмах

Действующие лица:
Фрол Кузьмич – сельский житель преклонного возраста, сохранивший жизненную энергию и ясность ума

Настасья Петровна – первая любовь Фрола Кузьмича, была выдана замуж за его соперника Савелия

Дед Иван – ровесник и старый друг Фрола Кузьмича

Действие первое

Шел по улице влюбленный –
Фрол Кузьмич, он наш сосед.
Шел по улице влюбленный,
А влюбленному – сто лет!
Вдруг помолодел душою,
Видно, так наметил Бог,
Тут уж ничего с собою
Фрол поделать бы не смог.

Фрол Кузьмич остановился
У фонарного столба,
С неба лунный свет полился:
Вот она, его судьба,
Вот она, с которой вместе
Ты встречался иногда.
Фрол Кузьмич, твоей невесте
Уж не малые года.
Фрол Кузьмич домой добрался,
Не к лежанке на печи,
Он всю ночь писал, старался,
«Тише, внучек, помолчи,
Не мешай ты думать деду,
Не напишется само,
Пусть дойдет до Насти в среду
Это самое письмо».

Письмо первое Фрола Кузьмича Настасье Петровне

«Драгоценная Настасья,
Я пишу тебе письмо,
Я его на почте брошу,
Пусть дойдет к тебе само.
Как ты, Настя, оглянулась,
Я тебя увидел вновь,
Так тотчас же возвернулась
Наша старая любовь.
Что нам бегать друг от друга,
Раз судьба опять свела.
Без тебя, моя подруга,
Мне и жизня не мила.
У тебя, Настасья, внуки,
Правнук есть и у меня.
Свадьбу справим по науке –
Враз в канун Петрова дня!
Приходи ж, моя Настасья,
Я тебя, как прежде, жду,
Дай нам Бог такого счастья,
Как в тринадцатом году!»

Письмо первое Настасьи Петровны Фролу Кузьмичу

«Фрол Кузьмич, я получила
И прочла твое письмо.
Я на днях очки купила
И читаю, ничего.
Фрол Кузьмич, напомнил мне ты
Наши старые года,
Как не вспомнить, в эти леты
Так была я молода.
Полюбил меня Савелий,
Что писать, ты знаешь сам,
Под Крещенские метели
Раз заслали сватов к нам…
Эх, тогда бы убежать бы,
Были б вместе мы тогда!
Фрол Кузьмич, той горькой свадьбы
Не забыть мне никогда.
Помнишь ты, как доставалось
Нам от мужа моего?
Внуку, видно, передалась
Сила деда своего.
Опасаюсь Капитошку,
Он порядок-то блюдет,
Как поймает под окошком
И того гляди, убьет.
А теперь-то мы с тобою,
Фрол Кузьмич, ведь старики,
Где нам с силой молодою,
Ох, как годы нелегки.
Воротился Капитошка,
Не видал ли он чего?
Отправляюсь я в дорожку,
Опустить сие письмо.
Остаюсь, навеки ваша,
Подписуюсь, как всегда,
Ох, была б жива мамаша,
Задала бы нам тогда!»

Письмо второе Фрола Кузьмича Настасье Петровне

Драгоценная Настасья,
Я пишу тебе опять.
Очень мало нам, Настасья,
Осталося поживать.
Помню я скамейку нашу,
Помню темный, старый сад,
Помню твоего папашу
Лет так 70 назад.
Бит папашей я немало
За прекрасные глаза,
А мамаша оттаскала
И тебя за волоса,
И бивал тебя Савелий,
Мой соперник и дружок.
Разве б я тогда поверил,
Чтоб забыть тебя не смог.
Приходи ж, моя Настасья,
Аль забыла ты меня?
Без тебя, моя Настасья,
Спать не можу я три дня.
Завтра ты перебирайся
В нашу старую избу,
Поскорее собирайся,
Слышь, я утром забегу!»

Действие второе

С той поры они живали
Все под крышей под одной,
В гости внуков приглашали
И ходили к ним домой.
Так прошли зима и лето,
Ну а новою зимой
Приключилось с ними это,
Вышел случай, вот какой.
Фрол Кузьмич поутру рано
В город подался с села.
Бабка дедушку Ивана
К себе в гости позвала.
Дед Иван – сосед и давний
Деда Фрола первый друг.
Точно в деда вырос славный
У него Ванюшка-внук.
Вот сидели, говорили,
Вспоминали старину,
Вспоминали, как забрили
На японскую войну.
Пили чай, вели беседу,
Только враз на ту пору,
Обещав вернуться в среду,
Фрол приехал ввчеру.
Глядь в окно – и что же это?
Видит он: сидит Иван,
Пьет он чай, глядит газету,
Рядом – Настин сарафан.
Настя слушает, кивает,
Подливает гостю чай
И не ведает, не знает…
«Мужа, старая, встречай!»
Фрол Кузьмич в избу ввалился,
Взор его и зол и дик.
«Как тут Ванька очутился?»
Впрямь с ума сошел старик.
Слов Настасье в оправданье
Он промолвить не давал,
Гнул про тайное свиданье,
Дед Иван послушал, встал:
«Фрол, мой нрав тебе известный,
Знаешь ты с мальства меня,
Знаешь ты, что был я честный,
Как и вся моя родня.
Мы прожили больше веку,
Ты ж со мною воевал,
Пусть чужому человеку,
Ну а мне ты доверял!»
Фрол Кузьмич остыл немного,
Видит: вроде виноват,
А Иван с Настасьей оба
На него в упор глядят…
«В город я сейчас поеду,
Все обдумаю сперва,
Но про вашу тут беседу
Не беру назад слова!»
И ушел, не кинув взгляда.
Враз уехал из села.
А Настасья уж не рада,
Что Ивана позвала…
День за днем прошла неделя
И другая начала,
На дорогу все глядели
Добры жители села.
Где там Фрол, случилось что-то?
Почему он не идет?
Баба Настя у киота
Господу поклоны бьет.
«Фрол приехал, воротился!» -
Облетела весть село.
Только вечер опустился,
В избах стало весело.
И приглашены соседи,
Приглашен был дед Иван,
Нет конца у нас беседе.
И Ванюшка в гости зван.
Деды вспомнили походы,
Деды вспомнили бои.
На Ванюшку мимоходом
Посмотрели и - тихи.
Фрол сказал: «Гляди, Иваша,
Вот такие-то дела,
Видно, молодость-то наша
Навсегда уже прошла».
Достает портреты Настя –
Двое бравых молодцов!
Но никто уже не властен
Вернуть молодость дедов.
И сидят они хмельные,
Хорошо им и тепло,
Будто ссоры между ними
Быть и вовсе не могло.

Действие третье

Тихо жизнь текла в избушке,
И когда растаял снег,
Старику с своей старушкой
Здесь жилось спокойней всех.
Вдруг письмо принес Василий,
Деревенский почтальон,
Фрол с Настасьей позабыли
Про спокойствие и сон.
Баба Настя прочитала,
Не во сне, а наяву
Из послания узнала,
Что ее зовут в Москву!
Свадьбу внучки отмечают,
В гости все ее зовут.
Пишут, что ее встречают,
Каждый день приезда ждут.
«Без тебя я не решуся,
Ты – супруг мой и глава.
Как, однако, откажуся?
Ведь не что-то, а Москва!
Ведь не что-то, а столица,
Это важные слова.
Вот, газетная страница
И написано – Москва!»
Размышляли день и вечер,
Ночь светилось их окно.
Поезжать в Москву на встречу
 Утром было решено!
И назавтра – это в среду
Был автобус удивлен.
Все закончили беседу,
Потому что вдруг в салон
Баба Настя влезла прямо,
С сундучком в одной руке.
«Неужель ты едешь, мама?» -
Сын спросил накоротке.
Все поведала старушка
И опять молчит она.
Глядь в окно, ее избушка
Уж почти что не видна…
Далеко ведет дорога,
До свиданья, край родной,
Хоть и жаль тебя немного,
Фрол Кузьмич, мой дорогой.
День за днем прошла неделя,
Уж прошло немало дней,
Кузьмичу уж надоели
Концентраты из корней.
«Где она, моя старушка,
Весела или грустна,
Без нее моя избушка
Будто даже холодна.
Без Настасьи я не знаю,
Где и что лежит у нас.
Знал бы, где она живает,
К ней поехал хоть сейчас!»

Письмо Настасьи Петровны Фролу Кузьмичу

Драгоценный мой Фролаша!
Предо мной твое лицо,
Как же там избушка наша?
Вот, пишу я письмецо
Фрол, от жизни я отстала.
Драгоценный мой старик,
Сколько прожила, не знала,
Что на свете есть парик!
В разных я местах бываю,
Сто названий, посмотри,
Описанье прилагаю
Третьяковской галери.
Фрол, какие там картины!
Как посмотришь, просто страх,
Вишь, раздетые мужчины
Прилепились на стенах.
Там висит одна картина,
Я сказу без суеты:
Увидала я мужчину
И сказала: «Это ты!»
Точно, ты, идешь из бани,
Будто с веником в руке,
А тебя русалка манит
Ко серебряной реке.
Очень с этим вы похожи,
Мне картина дорога.
Только жаль, у этой рожи
Есть козлиные рога.
И название коротко,
Видно, был мужик Степан,
Буквы три затерли щеткой,
Получилось просто – Пан.
Я такой картинки снимок
Закупила и себе,
Как вернусь домой из Химок,
Так повесим мы в избе!


Рецензии