Портрет М. И. Лопухиной

В творчестве Владимира Боровиковского «Портрет М.И. Лопухиной» является его вершиной, лучшим творением и одним из самых известных произведений художественного достояния российских художников конца восемнадцатого-начала девятнадцатого века.
 
Яркость таланта художника проявилась наиболее сильно в его серии женских портретов. Образы и характеры героинь различны, но все их портреты объединяет особая поэтичность и преданность русским традициям.

Достаточно внимательно присмотреться к портрету Марии Лопухиной, можно понять, что героиня привлекает своим необыкновенным очарованием, тонкой душевностью и внутренней гармонией. Композиция, выбранная художником, усиливает это очарование. Исконно русский пейзаж с берёзками, спелыми колосьями, полевыми цветами, а так же розами и лилиями из прекрасного сада - всё указывает на принадлежность светской дамы к русскому народу.

Её задумчивый, немного грустный взгляд, изящный поворот головы делает героиню непосредственной и такой естественной, созвучной природе, вопреки чуждым традициям светского мира.

Мастер в работе с цветом, Боровиковский вносит в портрет юной красавицы особый шарм и колорит. Бледно – розовая роза и очень близкая ей по оттенку шаль создают тончайшую, еле уловимую гармонию цвета, оттеняя бархатную кожу шеи и декольте. Васильки между колосьев созвучны по цвету с синим, украшенным золотом поясом. Благородство белого платья будто вобрало в себя богатейшие оттенки берёзы и лилии.

Мария была представительницей знатного рода, её красотой, обаянием и грацией восхищалось высшее общество, она блистала на светских балах. Ей пророчили счастливое будущее. В восемнадцать лет родители, обеспокоенные счастьем дочери, настояли на её браке с  С. А Лопухиным, который был много старше Марии.  Они посчитали его весьма перспективным женихом для своей дочери, ведь он близок к императорскому дому, что сулило щедрые милости от государя.

Их ожидания не сбылись, замужество оказалось неудачным. Большая разница в возрасте, отсутствие общих интересов, в дополнение к тяжёлому характеру мужа, сказались на благополучии семьи. Лопухин, после гибели императора Павла 1, вынужден был оставить свой пост и уйти в отставку. Покинув Петербург, супружеская пара поселилась в своём подмосковном имении Богородское, вдали от шума, суеты.

Вскоре Мария заболела чахоткой, а в 1803 году умерла. Вскоре не стало и её мужа. Эта трагическая история взорвала высший свет, породила самые разные слухи.
А чуть позже появилось мнение, что её портрет играет роковую роль. Во всём стали подозревать отца Марии- Ивана Толстого, который был известен как масон и мистик. Будто бы он, с помощью сверхъестественных сил, сумел заточить дух несчастной дочери в портрете. Отныне этот неуспокоенный дух и забирал непорочных дев в мир иной.

Тревожные слухи гласили о том, что каждая барышня, увидевшая портрет, обречена. Такие случаи были, жертвами стали девицы благородных кровей. Известно так же, что, в связи с этим, портрет Марии Лопухиной на многие годы был скрыт от человеческих глаз…

В 1880 году портрет был куплен московским купцом и меценатом Павлом Третьяковым и выставлен на всеобщее обозрение. Печальные слухи и подозрения остались в далёком прошлом. Сегодня они не мешают любителям живописного портрета восхищаться юной красавицей и талантом известного художника.


Рецензии
Спасибо, Эльвира.
Было интересно узнать такие подробности.

Ольга Смирнова 8   22.03.2024 10:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга.
С уважением,

Эльвира Гусева   23.03.2024 18:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.