Узоры на стекле

               
      Дуняша сидела на подоконнике и от нечего делать ковыряла ногтем снежно-ледяную шапку, которая образовалась к утру на холодных окнах. В верхней части стекла рисунки были тоньше, изящнее и завитки их замысловатее. На вопрос: «Как они появились?», взрослые всегда отвечали: «Мороз нарисовал». Но никакого Мороза Дуняша не видела, а причудливые узоры возникали на влажных стёклах прямо на её глазах ниоткуда каким-то загадочным образом. И девочка представляла себя в волшебном царстве, где невидимый царь-Мороз украшал свой дивный дворец восхитительными, сверкающими на солнце звёздами, перьями диковинных птиц, невиданными цветами и растениями.
- Как же это всё красиво! Какой он искусный мастер! Какие у него тонкие кисти! И краски все белые и серебристые! Они так блестят на солнце!
       Бабушка хлопотала у печи, внутри которой, как в жерле вулкана, бесновался огонь. На плите стояли кастрюли и котелки, в них что-то булькало и пыхтело, выпуская из-под крышек струи пара. Пар оседал на окнах, создавая ещё больше причудливых завитушек.
       Время от времени Дуняша прислонялась губами к окну и лизала ледяные узоры. Они таяли, и через образовавшееся маленькое оконце можно было видеть улицу.
       Выпавший за ночь снег сиял на солнце, и оно переливалось в нём слепящим блеском. Широкий двор был покрыт белым мягким ковром, в котором виднелись глубокие человеческие и частые собачьи следы. Угольник, сараи, курятник спрятались под пышными шапками и стояли приземистые, будто наполовину вросли в снег. Голая берёзка убралась инеем, точно серебряным пухом. Она стояла, засыпанная снегом, как будто надела дорогую тёплую шубу и, казалось, что каждая её веточка сделана изо льда. Стайка снегирей сидела, нахохлившись, на такой же снежной рябине.
      «Зима – какое это волшебное и сказочное время года, - размышляла Дуняша, - куда ни глянешь, везде снег, снег, снег… А как всё живо, ярко в преобразовавшейся природе. Всё полно бодрящей свежести. Как красиво всё вокруг! Холодный лес укрылся белым покрывалом. Замёрзшее озеро превратилось в зеркальный каток. А как дети рады долгожданной зиме! Разве летом покатаешься с горы на санках или пробежишь на лыжах по свежим сугробам? Тяжко приходится только воробушкам. Бедняжки негде не могут найти корма. Летают стайкой вокруг дома и жалобно чирикают».
     Дедушка во дворе сгребал снег большой подборной лопатой и бросал через невысокую изгородь в огород.
- Холодно сегодня, - сделала вывод Дуня, - вон как от дедушки пар валит! Баушка, ты видала какую большую и весёлую снежную бабу слепили мы вчера с соседкой Валей! Ой, ой, ой! Она и сейчас улыбается мне из-за изгороди!
- А вчера она ещё и пальчиком грозила, я видела, когда вы с ребятами расшалились, в снежки играючи, чуть щёки да носы не отморозили.
     Дуняша спрыгнула с подоконника, натянула на себя тёплую одежду, сунула ноги в валенки. Бабушка вдобавок закутала её тёплой шалью, и девчушка выкатилась на крыльцо. Тонкий морозный воздух защипал в носу, иголочками заколол щёки. Но как ни колюч морозец, он тоже приятен. Так легко дышится, так хорошо на душе, что Дуняша невольно заулыбалась. В воздухе пахло снегом, он был прозрачен и чист. Небо над головой было светлое, белое, но к горизонту густело и наливалось свинцом. Оттуда медленно шли снеговые тучи. Она глубоко вздохнула, и её грудь наполнилась радостью.
     Сбежав по хрустящим ступенькам и посыпав хлебные крошки слетевшимся воробьям, Дуняша вышла за калитку. Вдоль дороги, как стеклянные, бежали следы полозьев. Осторожно ступая, девочка перебралась на другую сторону, где были большие пушистые сугробы. В некоторых местах они свешивались мысами над берегом реки. Девочка любила кататься на сугробах. Это так весело! Встанешь на мыс, он отломится и заскользит вниз. Целая гора снега! Ух! И ты вместе с ней летишь в облаке снежной пыли. А то возьмёшь санки, ляжешь на них животом, оттолкнёшься ногами, и вниз с горы! Только ветер свистит в ушах, только снежные облака с двух сторон поднимаются, а ты летишь, как стрела, всё вниз, вниз... Потом санки едут всё тише, тише и совсем останавливаются. А ты, увязая по колено в снегу и смеясь, снова тащишь их в гору.
      Осмотревшись, Дуняша заметила большой сугроб с таким же большим мысом. Забравшись под мыс, она начала копать пещеру. Снег был рыхлый и работалось легко. Вырыв довольно большое углубление и сделав в нём сиденье, девочка влезла внутрь. Продолжая сгребать со стен комья снега, она заложила ими вход. В образовавшейся комнатке разлился голубоватый свет. Стало уютно, тепло и приятно. От дыхания снег на потолке и стенках превратился в капельки, и образовалась тонкая корочка. Запахло весенним талым снегом. Дуняша сидела и думала о том, что ни один человек на земле сейчас не знает, где она, и что ни у кого нет такой замечательной пещерки…
- Дуняша, где ты, шалунья! – услышала она через некоторое время голос деда Фёдора. Дуне не хотелось выбираться из своего убежища, но и волновать дедушку тоже не хотелось, и она, высунув голову из лаза и весело засмеявшись, крикнула:
- Иду!
      Небо стало пасмурным. Нежные и мягкие снежинки плавно кружились в воздухе. Дуняша ловила их на варежку, осторожно дышала на них, снежинки превращались в капли воды, потом замерзали и скатывались в сугробы, как бисер.
- Ну, вот и умылась земля снеговой водой из серебряного копытца, - произнёс дедушка.
- Как это?
- Люди сказывали, что ещё в стародавние времена, чтобы сохранить свою красоту, молодые красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина. А знаешь, внученька, снег-то, он ведь тоже разный бывает. Он тоже меняется. И с неба снежок падает по-разному. Бывает, посмотришь вверх, а тебе на лицо как будто клочья ваты сыплются с облаков. Их называют хлопьями. А как они образуются, знаешь?
- Наверно, снежинки слипаются в воздухе на лету?
- Верно. А бывает снег, которому лицо не подставишь, укрываешься от него. Он мелкий и твёрдый, как маленькие шарики. Его называют – крупка. Несёт такой снег сильный ветер и больно сечёт лоб. А как называется чистый первый снег, только прикрывший землю?
- Я знаю, знаю, - весело запрыгала Дуняша, - бабушка говорила, что это пороша.
- Да, правильно. А ты слышала, как падает снег?
Дуняша задумалась:
- Нет, он падает очень тихо, так тихо, что кажется, будто слышишь, как снежинки задевают друг друга своими лучами и шуршат.
- Снег несёт с небес тишину… И на земле снег тоже лежит по-разному. Ты думаешь, выпал он и лежит так до весны? Нет, снег живой, он всё время движется.
- Как это? Живой.
- А вот так. Подул ветер, и ожил снег, заструился у ног, побежал по земле. Это позёмка.
- Я поняла, поняла. Позёмка – это потому, что по земле, как водичка, течёт.
- Правильно. Метель, - потому что метёт. Если же ветер кружит, вихри вьёт в воздухе – это вьюга. Ну, а на больших открытых пространствах, где почти нет деревьев, может разыграться снежная буря - буран. Очень опасно оказаться путнику на дороге в буран. Кричи – не кричи, голоса не слышно. И в трёх шагах ничего не видно. Только снег в лицо и вой ветра. Больше всего метелей бывает в феврале, это месяц бегучих и летучих снегов. Возьмёшь его в руку, а он разлетается с ладони, как пух.
- Деда, откуда ты это всё знаешь?
- А ты, внученька, наблюдай за всем, что тебя окружает, как наблюдают тысячи любознательных человеческих глаз. И за снегом, и за дождём, и за ветром... В любое время года. И пусть твои пытливые глаза всё-всё замечают. Так жить интересней, внученька.
- Молодым холодно. И не все деревца переживут суровую бесснежную зиму. У них кора тонкая. Кора ведь, как панцырь, не пропускает ни воды, ни воздуха, и надёжно защищает растение от мороза. И чем старше дерево, тем толще у него панцирь – кора, и оно лучше переносит холода. А ещё, чтобы отдохнуть и набраться силы к весне, деревья сбрасывают с себя старую листву. И её не надо жалеть. Сухие листья ложатся на землю и укрывают корни. Это спасает их от промерзания. Так в природе заведено. Но самая лучшая защита от морозов для всех растений – это, конечно, снег. Тебе ведь тепло спать под пуховым одеялом?
- Тепло, даже жарко.
- Так вот, снежный покров для растений – это тоже тёплое пуховое одеяло. Оно накрывает лес, и тогда уж ему не страшна никакая стужа.
     Дедушка ушёл заниматься своими делами, а Дуняша, подперев голову ладонями, смотрела в окно на начавшую разыгрываться метель. В доме было тихо, и только слышно, как посапывает во сне кот.


Рецензии